Генералитет российской императорской армии и флота. Генерал-майор Павел Золотарев: Зачем России бряцать оружием? Мы просто учимся хорошо защищаться Как принять участие в проекте

(1905-04-25 ) Место рождения

Золотарев Василий Иванович - советский военный деятель, генерал-майор .

Биография

Родился 25 апреля 1905 года в Николаевске в семье крестьян. Отец - Золотарев Иван Дмитриевич до 1914 года занимался хлебопашеством, погиб на фронте Первой Мировой войны в мае 1915 года, мать - Золотарева Прасковья Степановна умерла от тифа в 1922 году.

В 1914 году окончил начальное училище в Николаевске. С 1917 года работал по найму в сельском хозяйстве (пастух). С осени 1919 года агент Комитета бедноты. В 1920 году вступает в комсомол и направляется на учебу в Царицинскую губернскую партийную школу, после ее окончания работал инструктором-организатором в уездном комитете РКСМ в г. Николаевск, с августа 1921 года - электромонтером в городском отделе народного образования в г. Ростов-на-Дону. Одновременно в этот период учился в техникуме водного транспорта .

Военная служба

17 сентября 1922 года призван в РККА и направлен курсантом на 1-е артиллерийские командные курсы в г. Баку, затем в декабре переведен на 2-е Кавказские кавалерийские командные курсы в г. Тифлис. По окончании последних в сентябре 1923 года назначен в 9-й пограничный кавалерийский эскадрон ОГПУ, где проходил службу командиром отделения и пом. начальника заставы по строевой части. С августа 1925 года был начальником погранзаставы и врид пом. коменданта погранкомендатуры по строевой и хозяйственной части в 53-м Даурском кавалерийском погранотряде ОГПУ. С 1 сентября 1928 по 7 мая 1930 года учился в в Москве, по окончании состоял в резерве ГПУ и исполнял обязанности уполномоченного дорожно-транспортного отдела ОГПУ Юго-Западной ж. д. С октября 1930 года служил в 24-м Могилев-Подольском погранотряде ОГПУ начальником заставы и старшим инструктором боевой подготовки, с декабря 1934 года был старшим пом. начальника штаба 162-го полка войск ОГПУ в г. Луганск. 17 февраля 1935 года переведен командиром-руководителем и преподавателем военных дисциплин во 2-ю пограничную школу НКВД в г. Харьков. В период с 1935 по 1939 годы окончил вечерний факультет Военной Академии имени Фрунзе. С декабря 1939 по 14 апреля 1940 года находился в оперативной командировке на Северо-Западном фронте. В должности начальника штаба 1-го и 6-го пограничных полков участвовал в боях с белофиннами. Указом ПВС СССР от 26 апреля 1940 года награжден орденом Красного Знамени. По окончании боевых действий вернулся на прежнюю должность преподавателя военных дисциплин ордена Ленина высшей школы войск НКВД .

Великая Отечественная война

С началом войны майор Золотарев приказом НКВД от 26 июня 1941 года был назначен начальником 1-го отделения 21-й мотострелковой дивизии войск НКВД и воевал с ней на Северном и Ленинградском фронтах. С 26 августа того же года исполнял должность начальника штаба 311-й стрелковой дивизии , которая в составе 48-й армии вела бои в районе ст. Чудово Октябрьской ж. д., затем на реках Оломна, Волхов и в районе Н. Кириши. В середине сентября дивизия была передана 54-й отдельной армии (с 25 сентября - в составе Ленинградского фронта) и участвовала в Синявинской наступательной операции. С 28 сентября ее части вели боевые действия в 4-й отдельной армии. С этой армией она участвовала в Тихвинской оборонительной операции, медленно отходила на север вдоль р. Волхов. С 12 ноября вновь вошла в 54-ю армию Ленинградского фронта. Заняв оборону в районе Войбокало, ее части отражали попытки противника прорваться к ж. д. С 1 по 26 января 1942 года дивизия вела бои в районе дер. Драчево, в тылу киришской группировки противника, держа его в напряжении и нанося ему большие потери. 10 февраля ее части перешли в наступление в районе ст. Погостье и участвовали в Любанской наступательной операции. 26 апреля 1942 года Золотарев был допущен к командованию 311-й стрелковой дивизией . В течение года ее части удерживали рубеж обороны по р. Волхов в районе Н. Кириши. С 11 декабря он командовал 44-й стрелковой дивизией 4-й армии, части которой занимали оборону перед киришским плацдармом противника от устья р. Черная до платформы Кириши. С сентября 1943 года исполнял должность начальника отдела боевой подготовки Волховского, а с февраля 1944 года - Карельского фронтов. С 14 апреля 1944 года полковник Золотарев вступил в командование 176-й стрелковой дивизией которая в составе 32-й армии Карельского фронта длительное время занимала оборону на Беломорско-Онежском перешейке. В ходе Свирско-Петрозаводской наступательной операции войск левого крыла фронта она, действуя на масельском направлении, прорвала долговременную и сильно укрепленную оборону финнов, преодолела водные преграды и продвинулась с боями на 250 км. К исходу 27 июля дивизия совместно с 289-й стрелковой дивизией достигла госграницы СССР с Финляндией на участке Лонгонвара - Лутиккавара. После расформирования Карельского фронта в ноябре 1944 года дивизия вошла в состав 36-го стрелкового корпуса 31-й армии 3-го Белорусского фронта и участвовала в Восточно-Прусской наступательной операции. После ликвидации группировки противника в районе юго-западнее Кенигсберга она в составе армии была выведена в резерв Ставки ВГК, затем переброшена с ней на 1-й Украинский фронт и участвовала в Берлинской и Пражской наступательных операциях

December 12th, 2014 , 12:52 pm

Кореец-генерал-майор Всевеликого Войска Донского ЗОЛОТАРЁВ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ (Ким Ин Су)

В это трудно поверить,но факт остаётся фактом.Но давайте по порядку,итак...

1896 год.

В Сеул во двор корейского императора Ван Коджона прибывает большая делегация из русских военных специалистов под командованием полковника Генерального штаба российской императорской армии Путяты для обучения корейской армии и отряда императорских телохранителей.Всего лишь год русские офицеры пробыли на правах преподавателей в сеульском юнкерском училище,но поменялась политическая коньюктура, и на их смену появились японские инструкторы,но император Коджон отстоял право назначить на место начальника училища капитана Ким Ин Су,корейца российского подданства,переводчика русской военной миссии.Когда началась русско-японская война,Ким Ин Су,уже полковник Корейской императорской армии,флигель-адьютант императора Ван Коджона вернулся в Россию.

1904 год.

1-й Нерчинский казачий полк Забайкальского казачьего войска.

Флигель-адьютант корейского императора Ким Ин Су на русской военной службе-разведчик-рейдовик по тылам японской армии в Корее,штатный переводчик,организатор корейских партизанских дружин,за сбор разведданных особой важности получил орден св.Анны 2-й степени с мечами и бантом.

1908 год.

В Благовещенске Призейской губернии(ныне Амурской области РФ)в пункте постоянной дислокации17 марта всем чинам 1-го Нерчинского казачьего полка высочайшим дозволением возложены знаки отличия на головные уборы"За поход в Корею 1904 и 1905 годы".

1915год.

Юго-Западный фронт.

Тяжелые бои в устье рек Турья и Стоход.
Полковник Ким Ин Су-командир отряда 17-го Донского казачьего генерала Бакланова полка 2-й сводной казачьей дивизии.

Награды:

Орден св.Анны 3-й степени с мечами и бантом
Орден св.Станислава 3-й степени с мечами и бантом,оба награждения в один день-27.06.1916 года
орден св.Станислава 2-степени с мечами и бантом и
Георгиевское оружие"За храбрость"-03.01.1917 год

Из наградного листа командира дивизии:"Полковник Ким Ин Су в ночь на 31 августа 1915 года силами 1-й роты и 2-х сотен при 2-х орудиях и 2-х пулемётах лично предводительствуя и воодушевляя личным примером храбрости,лихо атаковал линию противника,выбил его из деревни Гулевичи,при том захватил два действующих пулемёта,оружие,запас огневых зарядов и взял 3-х офицеров и 89 нижних чинов пленными ."

В декабре 1917 года со всеми казаками вступил в Донскую Добровольческую армию.

В октябре присвоено звание генерал-майора Всевеликого Войска Донского,взят русский псевдоним -ЗОЛОТАРЁВ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ.
Был начальником Сальского отряда Юго-Восточного фронта(29.10.-декабрь 1918 года),командующий Манычской группы войск(декабрь 1918-февраль 1919года),начальник гарнизона города Александровск-Грушевский Черкасского округа(ныне город Шахты Ростовской области),с 1 ноября 1919 до января 1920 года состоял в резерве офицерских чинов Всевеликого Войска Донского.В январе 1920 года на теплоходе "Ганновер"эмигрировал в Турцию,Балканы,российский Дальний Восток,Маньчжурия,Китай.Так и не смог повидать свою горячолюбимую семью-жену и двух детей-сына и дочку,разделённый границей. 28.06.1920-1924 год-как представитель Всевеликого Войска Донского был при ставке ГлавКома вооружённых сил Российской Восточной Окраины.В 1924 году -штаб-офицер для поручений при штабе самой боевой добровольческой 1-й Русской смешанной бригады-более 70% русских офицеров и солдат(впоследствии 14-я русская бригада 2-й китайской армии)армии маршала Чжан Цзолина.Участвуя в гражданской войне в Китае,геройски погиб при штурме крепости Коанинг,похоронен с воинскими почестями в Шанхае.

Р.S. Фотография,явно,Харбинская в тяжелые годы эмиграции,все боевые ордена,вероятно,проданы за продукты,одна Анна с мечами и бантом на шее и корейские медали на груди

Как становится понятно, это дело принесет еще немало сюрпризов… Но вернемся в Валуйки. А в Валуйках тем временем шло лихорадочное заметание следов. Люди, причастные к рапортам Золотарева, в срочном порядке переводились, увольнялись и так далее.
В конечном итоге все свелось к противостоянию капитана Золотарева и майора Елизарова, начальника одной из дивизионных служб. Майор, не мудрствуя лукаво, начал угрожать капитану. А Золотарев записал угрозы в свой адрес.
Пока шли суть да дело, Золотарев успел оспорить свое увольнение и добиться восстановления в армии.

Но ничего, на него быстренько завели второе дело.
Кстати, о чистоплотности тех, кто все это затеял, говорит таинственное исчезновение личной карточки Золотарева. С кучей благодарностей (в том числе и за участие в программе ликвидации химоружия), с наградами и поощрениями. Вместо нее появилась другая, где на скорую руку накарябали 4 выговора и предупреждение о неполном служебном соответствии.
Обо всех противозаконных действиях в рамках уголовных дел мы с удовольствием поговорим чуть позже, когда закончится делопроизводство по второму делу, выделенному из первого, уже выигранного Золотаревым в Курском окружном военном суде.
А. Золотарев: «Следствие было весьма корявым. Доказательства моей виновности в основном базируются на показаниях свидетелей. Свидетелями занимался капитан Кашкаров, который всеми правдами и неправдами «убедил» многих. Прокуратура подписала дело, не вникая в подробности, и тогда, опасаясь, что и суд будет такой же, я снова обратился в АП».
«Я пробовал беседовать со следователем Кашкаровым, говорил ему, что буду жаловаться на то, что он запугивает свидетелей. «Хоть на прямую линию Путину иди» - вот такой был ответ».
В целом же история удивляет количеством подделанных документов и искаженных показаний свидетелей. Тем не менее, капитан Золотарев не считает себя лжецом и выдумщиком и готов идти до конца в этом деле. Несмотря на то, что в его отношении светят изрядные емкости лжи и обвинений.
Но так как майор Елизаров, который по словам Золотарева, покрывал и продолжает покрывать все то, о чем писал капитан верховному, продолжает служить в той же должности, Алексей уверен, что многое еще впереди.
Капитана Золотарева многие в части считают крысой и доносчиком. Между тем все приведенные капитаном факты и доказательства, как это ни странно, не вышли за пределы армии.
Золотарев убежден, что поднятые им проблемы должны решаться только внутри армии. И ни в коем случае не могут стать достоянием «широких масс». Здесь дело идет не об однодневном внимании к своей персоне, а о вопросах безопасности страны.

Родился в 1946 г. Доктор исторических наук, профессор. Служил в штабе Ленинградского военного округа, в штабе Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Варшавского договора, начальником управления в Институте военной истории, был помощником начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. С 1993 по 2002 г. - начальник Института военной истории Минобороны РФ. Вице-президент Российской академии естественных наук. Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса, генерал-майор.


- Владимир Антонович, так в чем же сущность военной мощи государства?

Военная мощь государства - это совокупность материальных и духовных сил страны и способность мобилизовать их для достижения целей войны. Она складывается из экономических, социальных, научно-технических, политических и собственно военных потенциалов (факторов), роль которых обусловлена рядом важных обстоятельств. В их числе и исторических, определяемых содержанием эпох.

В работах отечественных и зарубежных авторов эти положения раскрыты достаточно обстоятельно. Предложены и математические способы определения военной мощи. Например, профессор Рэй Клайн, директор центра стратегических и международных исследований Джорджтаунского университета (Вашингтон), в книге World Power Assessement: A Calculus of Strategic Drift (Оценка мощи мировых держав: расчет стратегического сдвига) предлагает следующую формулу:

Pp + (C + E + M) x (S +W), где Pp - совокупная мощь государства; C - критическая масса (население + территория); E - экономическая мощь; M - военная мощь; S - стратегическая концепция (доктрина); W - государственная воля.

Карлос Маттос предложил добавить в формулу еще одну переменную - P - степень авторитета руководителей государства:

Pp + (C + E + M) x (S + W + P).

Тогда по формуле Клайна и по данным на 1977 г. мощь государств выглядела таким образом, как показано в таблице.

Маттос подчеркивает, что присутствие предлагаемой переменной (P - авторитет государственного руководителя) могло бы дать другие результаты по мощи мировых держав (The Evolution and Evalution of the Concept of Power. Major General Carlos de Meira Mattos. Brazilian Army, Military Review, June 1977. - Прим. авт.). В ХХ столетии военная мощь обеспечивала национальную безопасность государства всем спектром своих слагаемых. При этом ведущую роль в ней играл военный фактор, хотя он и определялся всеми остальными элементами военной мощи. Однако с появлением ракетно-ядерного оружия, когда образовались ядерные державы, а ядерная война стала означать катастрофу для человечества, значение невоенных средств обеспечения безопасности возросло. В первую очередь экономических.

В последние десятилетия ушедшего века в теории и практике международных отношений, в политологии и военной теории прочно заняло свое место понятие экономической безопасности. Последняя одновременно стала и объектом государственной политики. Ибо экономическая безопасность представляет собой способность страны создать необходимые материальные предпосылки для всестороннего развития общества и выступать в качестве самостоятельного и равноправного субъекта мирохозяйственных связей.

Этим во многом объясняется тот факт, что в период, когда наша страна осуществляет драматический переход от одной социальной системы к другой, проблемы решения первоочередных экономических проблем являются особенно актуальными и занимают верхнюю планку в шкале приоритетов.

А в чем особенность военно-экономических проблем в наше время?

Начатые после распада СССР экономические реформы по многим объективным и субъективным причинам оказались неэффективными. Экономическая мощь страны существенно снизилась. Теперь ясно: реформа как единство социально-экономических, материально-вещественных и стоимостных направлений хозяйственной политики буквально стучится в дверь. Необходимо при этом учитывать опыт экономических реформ в других странах. Требуются подлинно научный подход и учет условий, в которых находилась страна.

Перед Россией стоит настоятельная необходимость разработки макроэкономического механизма, обеспечивающего формирование не дикой, а подлинной рыночной воспроизводственной структуры народно-хозяйственного комплекса, способного обеспечить: во-первых, достаточное товарное покрытие потребностей потребительского рынка; во-вторых, как минимум, простое воспроизводство инвестиционных ресурсов; в-третьих, сохранение и по возможности развитие комплекса отраслей общественного производства, имеющих мировой уровень высоких технологий.

Неразрывно связана с этими задачами и реформа Вооруженных Сил, в частности, порядок финансирования оборонных программ. В ходе реализации военной реформы должны быть проведены в жизнь новые принципы формирования военного бюджета, перестройки его структуры, перераспределения расходных статей со значительным увеличением ассигнований на содержание Вооруженных Сил, социального обеспечения военнослужащих, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Нужно твердо помнить: любая война обходится дороже содержания мощной армии.

Не секрет, что проводимая недавно военная реформа и реформа Вооруженных Сил РФ, к теоретическим разработкам которой вы, как известно, имели прямое отношение в начале 1990-х гг., в первую очередь была нацелена на оснащение армии и флота самым современным вооружением и военной техникой. Какое оружие, на ваш взгляд, будет на вооружении армий и флотов передовых стран в XXI веке?

Видимо, диапазон средств вооружения будет весьма широк. Сюда войдут различные средства поражения людей и материальных ценностей - как ядерные, так и "конвенциональные" (обычные), а также многообразная электронная аппаратура управления этими средствами или подавления систем управления противника. При этом резко возрастет надежность оружия, его дозированная разрушительная сила и точность поражения целей.

Но сегодня, если мы хотим в новом веке создать надежную систему безопасности, надо говорить о ракетно-ядерном и противоракетном оружии не столько как о военных средствах, сколько как о средствах политических.

Видимо, настала пора создать глобальную систему военно-политической стабильности. Для этого необходим такой "общественный договор" (пользуясь терминологией Руссо), который решил бы проблему минимизирования ядерного сдерживания. В нем должны участвовать как ядерные, так и неядерные страны. Этот договор мог бы предусматривать взаимные обязательства ядерных держав нанести ракетно-ядерный удар по любому государству, которое решилось бы применить ядерное оружие по какой-либо державе "ядерного клуба".

А что же появится там, за горизонтом?

Скорее всего, первое место займут средства массового поражения и развивающиеся новые виды вооружений. Исторически сложилось так, что под оружием массового поражения (ОМП) понимается "Оружие большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь и разрушений". Традиционно к ОМП относится химическое, бактериологическое и ядерное оружие. Однако создаваемый в последнее время целый ряд принципиально новых видов оружия (в том числе оружия на новых принципах) не относится к ОМП. И, следовательно, на это оружие не распространяется действие существующих международных ограничительных документов, хотя по своим поражающим свойствам, особенно по эффектам последствия, отдельные виды такого оружия могут даже превосходить "традиционное" ОМП - химическое, биологическое, ядерное.

Какова вероятность появления новых, в том числе так называемых "экзотических" средств массового поражения?

Тенденции развития "традиционных" средств ОМП, а также перспективы создания оружия на новых принципах позволяют констатировать: под оружием массового поражения, подлежащим контролю и запрещению, целесообразно понимать все средства непосредственного или косвенного поражающего воздействия на человека, на средства его существования или среду обитания, вызывающие мгновенную (быструю) или постепенную (замедленную) массовую гибель людей (военнослужащих и мирного населения), массовое уничтожение продуктов их труда и существования, техники, объектов и окружающей среды, ведущих к техногенным катастрофам (взрывы плотин, атомных станций, химических объектов и т. д.).

Современное состояние основных источников жизни и оценка перспектив их развития с высокой долей вероятности показывают, что в недалеком будущем возможно развитие глобального кризиса, в условиях которого большинство народов будет поставлено если не в антагонистические, то в остро конкурентные отношения. Если же существующая военно-стратегическая стабильность остается без существенных изменений, то единственным способом преодоления геополитических проблем становится разработка принципиально новых так называемых "экзотических" средств массового поражения. Главной особенностью таких "средств" должно быть то, что их применение никоим образом не должно спровоцировать термоядерную войну. Следовательно, они должны применяться в условиях необъявленной войны, действуя весьма скрытно, более или менее растянуто во времени и без существенных отрицательных последствий для самого агрессора. Приоритетными направлениями поиска новых средств массового поражения признаны:

Разработка биологически активных средств (химических, электромагнитных и др.), способных поражать живую силу - "химического", "биологического", "лучевого", "акустического" и другого оружия;

Поиск средств, способных избирательно поражать только людей определенной нации (расы) или пола - "этнического" оружия, "полового" оружия;

Создание средств, воздействующих на непосредственную среду обитания той или иной нации - "экологического" оружия, в том числе создание средств, приводящих к воздействию разрушительных сил неживой природы - "геофизического" оружия".

В последнее время много говорят об информационной войне и "информационном противоборстве". Каковы будут, на ваш взгляд, их роль и место среди вооружений и способов боевых действий XXI века?

Информационная война - это комплекс мероприятий и операций, проводимых в мирное и военное время, в которых информация является одновременно оружием, ресурсом и целью. Каждый человек, военный или гражданский, участвует в информационной войне в той или иной ее форме. Каждая страна должна быть в состоянии не только проводить указанные мероприятия и операции, но и противостоять аналогичным действиям противника. Концепция "информационной войны" предусматривает:

Поражение элементов инфраструктуры государственного и военного управления (центров командования и управления); электромагнитное воздействие на элементы информационных и телекоммуникационных систем (радиоэлектронная борьба);

Получение разведывательной информации путем перехвата и дешифрования информационных потоков, передаваемых по каналам связи, а также по побочным излучениям и за счет специально внедренных в помещения и технические средства электронных устройств перехвата информации (радиоэлектронная разведка);

Осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам (путем использования программно-аппаратных средств прорыва систем защиты информационных и телекоммуникационных систем противника) с последующим их искажением, уничтожением или хищением либо нарушением нормального функционирования этих схем ("хакерная" война);

Формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям информационного воздействия дезинформации или тенденциозно подобранной информации для воздействия на оценки, намерения и ориентацию населения и лиц, принимающих решения (психологическая война).

Почему же информация, казалось бы, всегда бывшая неотъемлемым компонентом общественной жизни, вдруг стала играть важнейшую роль в обеспечении национальной безопасности? Этому способствует ряд объективных факторов:

Во-первых, разрушение и дезорганизация информационной инфраструктуры страны по силе воздействия на ее органы управления и экономический потенциал соизмеряется с последствиями применения оружия массового поражения;

Во-вторых, с учетом первого вывода в условиях прекращения холодной войны и нормализации межгосударственных отношений в традиционной военной области центр тяжести противоборства развитых государств (а оно объективно существует и будет существовать) перемещается в информационную сферу;

В-третьих, средства, применяемые для негативных воздействий на информационные и телекоммуникационные системы, стали доступны не только государственным спецслужбам, но и отдельным криминальным и террористическим группировкам, в результате чего проблема обеспечения информационной безопасности стала международной и по значимости соизмеримой с глобальной экономической и экологической безопасностью.

Особенностью информационной войны является то, что она может активно осуществляться и в мирное время, так что правомерен и термин "информационное противоборство".

С развитием вооружения и военной техники военная реформа не исчерпывается, поскольку главное в армии - это люди, которые эту технику обслуживают и применяют. Какие тенденции вы видите в этом плане?

Армия - это необходимый социальный институт, специфическим образом организованная часть общества, предназначенная для ведения вооруженной борьбы, либо ее предотвращения. Понятие "армия" обусловлено общественным и государственным развитием страны. Ясно, что развитие армии связано с объективными процессами экономического, политического и психологического характера государства и общества. Но не менее важно понять, какие именно особенности армии в социальном и социально-психологическом отношениях на этой основе сформировались.

Без знания социальной психологии при исследовании проблем функционирования армии не обойтись, хотя бы уже потому, что само по себе участие в боевых действиях представляет для человека величайшее психологическое напряжение, ибо ежеминутно ставит его перед возможностью утраты своей жизни. Наиболее кардинальной проблемой человеческого поведения на войне является поэтому противоречие между инстинктом самосохранения и необходимостью выполнения требуемых боевой задачей и диктуемых обстановкой действий. Разрешение этого противоречия возможно лишь посредством осознания в той или иной мере не узко индивидуального, а общественного значения поведения одного человека в бою: это и есть переход от индивидуальной к социальной, общественной психологии.

Действия в бою - специфическая форма человеческой деятельности. Являясь социально-типизированным, поведение человека на войне не теряет в то же время и характера "индивидуальности". Поэтому социально-психологический анализ вооруженных сил, позволяющий определить главные черты и стороны деятельности и развития армии, должен быть дополнен анализом тех черт, особенностей и характеристик, которые вытекают из специфики исторического развития народа. В совокупности они и составляют своего рода второй "слой" побудительных мотивов человеческой деятельности - поведения на войне. Большое значение имеют здесь такие категории социальной психологии, как привычки, традиции, обычаи, носящие устойчивый характер и придающие определенный облик и характер как мотивам, так и результатам участия солдата в бою. Если изучение социально-экономических условий является совершенно необходимым для понимания действий больших масс, объединяемых в армии, для объяснения войны как продолжения политики, то исследование социально-психологических факторов дополняет эту картину посредством объяснения мотивов и пружин, лежащих в основе "военного поведения" каждого отдельного человека как участника действий этих армий.

А какова роль системы комплектования в формировании "лица" армии того или иного государства?

С одной стороны, сама эта система складывалась под влиянием социально-экономических условий общества, и прежде всего такого фундаментального обстоятельства, как способ соединения работника со средством производства. С другой - именно способ комплектования, обеспечивая переход определенной части населения из системы общественного производства в систему вооруженных сил, задавал определенную структуру тех отношений, при которых индивиды образуют армию, становятся вооруженной частью народа.

Заметим, что подобную отлаженную плановую работу мобилизационных органов по комплектованию Вооруженных Сил в начале Великой Отечественной войны попытались дополнить народным ополчением - новой формой участия советского народа в борьбе с врагом. Его организаторами были партийные комитеты и местные органы власти в крупных городах страны. В те дни свыше 4 млн. человек подали заявления о вступлении в него. Только в действующую армию тогда влилось до 39 дивизий народного ополчения. Ополченцы отличались от других соединений высочайшим моральным духом, дисциплиной и организованностью. Однако их степень подготовленности к выполнению боевых задач оказалась, мягко говоря, не на высоте.

Так, командующий Резервным фронтом генерал армии Г. К. Жуков, проверив 10 московских дивизий народного ополчения, включенных в состав 32 и 33-й армий, был вынужден 7 августа 1941 г. доложить Верховному главнокомандующему, а также начальнику Главного управления формирования и комплектования Красной Армии о том, что они небоеспособны по следующим причинам: "Дивизии плохо вооружены и недостаточно укомплектованы; их стрелковое оружие состоит не только из русских, но и польских, французских и прочих образцов; артиллерийские орудия в частях самых разных систем, а боеприпасы к ним - совершенно других калибров; дивизии практически не могут тронуться с места из-за отсутствия у них транспортных средств; они не обеспечены средствами связи, инженерным и химическим имуществом".

Существенным недостатком было и то, что призыв военнообязанных осуществлялся не районными военными комиссариатами, в результате чего военно-учетные органы не знали, кто призван в народное ополчение, кто возвращен по состоянию здоровья и по другим причинам. Все это вносило путаницу в учет военнообязанных и в выполнение дополнительных нарядов на призыв пополнения в армию. Высококвалифицированные специалисты народного хозяйства и многие руководящие работники, вообще не служившие в армии, зачислялись в народное ополчение рядовыми, что наносило ущерб промышленности, перестраивавшейся на военный лад.

Ставке ВГК уже в первые недели войны стало ясно, что подобные дилетантские подходы партийных и общественных организаций в вопросах комплектования, вооружения и подготовки дивизий народного ополчения делают их неспособными противостоять опытным, профессиональным и хорошо оснащенным германским войскам. И потому директивой от 23 августа 1941 г. все ополченческие дивизии начали переводиться на штаты стрелковых дивизий военного времени, а с 26 сентября все они стали кадровыми соединениями Красной Армии.

С этого времени мобилизационные органы страны отказались от дальнейшего использования формирований народного ополчения в качестве резервов для комплектования действующей армии. И потому доля дивизий народного ополчения, даже преобразованных в кадровые стрелковые дивизии, не превысила 2,5% от общего числа дивизий Вооруженных Сил СССР, участвовавших в Великой Отечественной войне.

В России сейчас наиболее эффективным является смешанный способ комплектования армии - по призыву и по контракту. Великая Отечественная война показала, что наша армия, комплектовавшаяся на основе всеобщей воинской обязанности, была высокопрофессиональной. В новых условиях контрактный способ также может быть эффективным.

Добавить рассказ

1 /

1 /

Все памятные места

Самарская область, Алексеевский район, село Летниково

Мемориальная доска генерала-майора артиллерии Петра Ивановича Золотарёва

Самарская область, Алексеевский район, с. Летниково. Мемориальная доска в честь Петра Ивановича Золотарева, участника Великой Отечественной войны, генерал-майор артиллерии.

3 557 наших земляков были мобилизованы в годы Великой Отечественной войны, не вернулось с боев сражений более 2 000 тыс.человек. Все дальше в прошлое уходят от нас славные годы войны. На смену одним поколениям приходят другие. Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, не видели разрушенных бомбами домов, не знаем, что такое скудный военный паек… Об окопах и траншеях, об атаках под шквалом вражеского огня мы можем судить только по кинофильмам, художественным произведениям да по рассказам фронтовиков. Для нас война - история. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить прошлое, чтобы фашизм не повторился вновь. Это наш долг перед теми, кто был на той страшной войне и не дожил до Победы.
Наш земляк, участник Великой Отечественной войны Петр Иванович Золотарев. Родился 18 июля 1910 в селе Летниково Самарской губернии, в семье крестьянина - бедняка. Свою трудовую деятельность начал с 12 летнего возраста. В 1927 году вступил в ряды ВЛКСМ, был секретарем сельской комсомольской ячейки.
В 1929 году по путевке комсомола П. И. Золотарев отправляется в Московскую артиллерийскую школу. И с этого времени Золотарев находится в рядах Советской Армии. Поступил и окончил Московское артиллерийское училище им. Красина, где и остался проходить военную службу.
В 1941 году оканчивает Военную академию им. М. В. Фрунзе. С должности командира дивизиона Петр Иванович ушел на фронт. Воевал на Западном и Первом Белорусском фронтах в должности офицера штаба гвардейских минометных частей (Катюша). После войны в 1954 году оканчивает Высшую военную академию Генерального штаба им. К. Е. Ворошилова в Москве.
В 1959 году Петру Ивановичу Золотареву присвоено воинское звание «Генерал - майор артиллерии». 18 января после тяжелой и продолжительной болезни П. И. Золотарев умер. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Он всегда помогал родным, односельчанам, активно сотрудничал с коллективом школы. Пионерская дружина Летниковской школы носила его имя. С 2005 года школьный историко-краеведческий музей носит имя Петра Ивановича. В преддверии 70летия Победы, 20 февраля 2015 в ГБОУ СОШ села Летниково состоялось торжественное открытие мемориальной доски в честь П. И. Золотарева. Он не просто земляк, военный, участник Великой Отечественной войны, орденоносец, а масштабная личность в истории нашей страны. Память и уважение П. И. Золотарев заслужил безупречной службой Родине, любовью к своей малой родине.

Клуб «Я - Читатель»
Клуб является формой массовой работы библиотеки с детьми с. Летниково
Руководит клубом коллектив библиотеки: Скирденко Н. А., Кирсанова Г. В.
учащиеся школы

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1 Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2 Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса », далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки » и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3 Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка» .
  • 4 При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5 Разместите ссылку на проект в социальных сетях.
Поделиться: