Характеристика тараса бульбы по 3 9 главе. Образ и характеристика Тараса Бульбы из повести «Тарас Бульба» Гоголя с цитатами. Происхождение Тараса Бульбы

Героическая повесть «Тарас Бульба», написанная Н.В. Гоголем - история об отважных воинах и защитников своей родины. Именно поэтому образ главного героя носит собирательный характер, в нем воплотилось все запорожское казачество.

Итак, каким предстает перед нами Тарас? Мы видим довольно толстого мужчину с курительной трубкой в руках, которого украшают большие усы и чуб. О его возрасте говорят, что он средних лет. Одет в характерную для Запорожья одежду: шаровары, которые «шире Чёрного моря», черную папаху с красным верхом. Окружающие его люди отмечают два его умения: хорошо держаться в седле, умение привлечь к себе своей речью. Он великолепный оратор, что позволяет привлекать к себе людей, и это качество характеризует его как одного из лидеров казачества.

Примечательны отдельные описания главного героя, которые встречаются в повести. Именно они дорисовывают портрет, делают его более конкретизированным, зримым и осязаемым. Например, о силе Тараса Бульбы мы узнаем через описание его старшего сына Остапа. Он, как и отец, крепок и обладает тяжелым взглядом, в котором таится «сила льва». Эта общность черт отца и сына говорит о том, что сила, стать, умение держаться, наличие уверенного, властного взгляда присущи практически всем представителям казачества.

Главный герой совершенно не выделяется на фоне других казаков, он ест с ним из одного котла, носит такую же одежду, курит такой же табак и, можно сказать, безразличен к своему внешнему виду. Недаром автор описывая шаровары героя, говорит, что они «запачканы дёгтем для показания полного к ним презрения».

Мне кажется, что Н.В. Гоголь ставил своей задачей в первую очередь показать характер своего героя, а не внешность. Читая повесть, мы узнаем, что служение идеалам, интересам своего народа и верность долгу - главная цель жизни казака. Именно поэтому Тарас Бульба предстает мужественным, смелым и отважным человеком. Он любит свое Отечество, народ, свою семью. Товарищество – непреложно для героя, потому что только всем миром можно победить любого врага. И потому, он ставит общественное благо выше своих личных интересов. Своим примером, своими делами он учит молодых казаков сплоченности и свободолюбию, воспитывает в них те качества, которыми славилось казачество Запорожья.

Таким образом, в образе главного героя воплощен идеальный собирательный образ «козака», живущего по заветам Сечи и впитавшего в себя лучшие черты целого народа.

Краткое описание внешности Тараса Бульбы

В своих работах писатель пишет об увлекательных историях жизни людей. Но одна из самых интересных повестей – о храбрых героев, которые стояли плечом за свою свободу, за свою независимость, повествует о том времени, где происходило бесчинств Польши. В «Тарасе Бульбе» писатель пишет о том, что происходило в семнадцатом веке, о том времени, когда было сражение за свободу Украины. Здесь описываются подвиги запорожцев. Они показаны как единое целое, взятое из тысяч жителей этой страны. Они все храбры и преданы, хорошие товарищи и воины. Характеристика самого Тараса Бульбы – основного персонажа данной истории, это как общий образ всех казаков.
Писатель редко описывает внешность данного персонажа.

Создается такое ощущение, что хватит и подобного такого описания: плотный мужчина среднего возраста с хорошей осанкой, огромными усами и с лысиной на голове. Одевается по-казачьи: в больших шароварах и в папахе. Казак разговаривает голосисто, но спокойно, что характеризует его как хорошего златоуста и лидера. Он все время держит в руках курительную трубку. Ну и само собой, хорошо может управлять лошадью.

Нужно отметить, какие еще были характеристики внешнего образа у других персонажей данного произведения. Старшего ребенка Тараса Бульбы описывает так же очень мало: мощное телосложение, недовольный вид. И в этом случае, главное писатель подчеркнул то, как Остап умеет держаться, его внешний вид. Остап «тяжелый», но опять-таки – сильный, величавый. И подобным описанием, старший сын становится, очень схож с отцом.

У Бульбы два сына. Второй – Андрий . Здесь же описывается немного иначе персонаж. У него изящная внешность, смуглая кожа, красивые брови, что все говорит о том, что младший сын необычайно ярок и прекрасен. Это не схожая характеристика о казаке. Но и младший сын ведет себя не так, как можно было представить, подумать о нем. Ведь именно он, внешнее не похожий на всех других сородичей, отрекается от своей родины, от веры и папы. Нужно отметить, что писатель еще изначально в своем произведении все сделал так, что в целом уже можно понять, чем закончиться данная история.

Старший сын, как и сам отец, никогда бы так не сделали. Они видятся нам, истинами украинцами – смелые, грамотные вояки, хорошие умеющие сидеть на своих вороных.

В их характеристиках нигде не написано о том, насколько прелестны их усы, здесь пишется только то, что они оба с усами.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ романа Дворянское гнездо Тургенева

    Когда Тургенев задумал написать новый и интересный роман «Дворянское гнездо», то считал себя не таким профессиональным поэтом, как стало немного позже. Да и жизнь у него складывалась не очень-то хорошим образом

  • Сочинение Я выпускник

    Сегодня мой последний день учебы в моей родной школе. Я к этому шел очень долго. Впереди меня ждут выпускные экзамены. А далее и сам выпускной вечер.

  • Сочинение Мой четвероногий друг 5 класс

    Мой любимец - это, конечно, кошка моя. Почему конечно? Просто я всегда очень любила кошек. Эту красавицу я принесла с улицы. Я так просила маму оставить этого котенка! Ведь я так давно мечтала...

  • Анализ рассказа Тургенева Бурмистр

    Рассказ «Бургомистр» повествует нам о горькой жизни крестьян во времена крепостного права. Автор, со свойственным ему мастерством, описывает читателю образ молодого помещика Аркадия Павлыча Пеночкина.

  • Сочинение Почему Печорин лишний человек

    Григорий Печорин – главный персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Автор вложил в этого героя образ всей русской молодежной интеллигенции 19 века. Образ является собирательным

В 1842 году из-под пера Н. В. Гоголя вышла повесть, которая и сейчас восторгает читателей своим сюжетом и персонажами. главного героя произведения, мы рассмотрим в нашей статье. Мы выясним, менялся ли он по мере развития сюжета или только раскрывался перед нами. Также мы рассмотрим образы сыновей старого казака, изучим характер Андрия из «Тараса Бульбы» и Остапа. Что пытался донести до нас писатель, работая над повестью и изучая старинные материалы?

Сюжет повести

Мы рассмотрим характер Тараса Бульбы немного позже, а первым делом ознакомим читателя с сюжетом повести. Гоголь изобразил жизнь Украины во времена ее зависимости от Польши. Шляхта сильно попирала права и свободы простого народа, заставляла работать на себя, а за непослушание жестоко наказывала. Не стоит и говорить о том, что люди мечтали сбросить с себя ярмо. Поэтому и имел Тарас Бульба характер, рожденный временем. Вся его жизнь была посвящена одному святому делу - борьбе с иностранными захватчиками.

В начале повести к Тарасу возвращаются с учебы сыновья. Не дав им долго быть с матерью, старый атаман везет хлопцев в а оттуда они немедля выступают в поход. В битвах парни проявили себя хорошо, и отец гордился ими. Но во время осады города Дубно младший сын влюбляется в польскую панночку и примыкает к врагам, предавая родину, отца и своих товарищей. Узнав об измене младшего сына, старый казак велит захватить его и собственными руками убивает. В то время в польский плен попадает Остап, и Тарас с видит казнь старшего сына. Желая отомстить врагу, Бульба ведет свое войско и наводит страх на всю Польшу. В конце повести он также попадает в плен и гибнет ужасной смертью.

Два сына, две судьбы: Андрий

Характер Андрия из «Тараса Бульбы» невозможно описать несколькими словами. Юноша был молодой, красивый, чувствительный. Он с удовольствием учился, а в бою показал себя как истинный казак. Но его сердце не смогло сопротивляться очаровательной панночке. Понимая, что он предает Отчизну, родителей, брата и всех своих прежних друзей, он вступается за любимую и спасает ее. Но в момент своей казни он не смеет перечить отцу, которого глубоко уважает, любит и даже боится, он не пытается бежать, не просит пощады и принимает смерть, не жалея о совершенном.

Доблестный Остап

Совсем другим был старший сын, которого воспитал Тарас Бульба. Характеры героев совершенно противоположны. Остап не желал ехать в бурсу, но поехал, поскольку знал, что без обучения отец не возьмет его в Сечь. А это была его мечта. Прямолинейный, решительный, твердый и мужественный, молодой казак напоминал Тараса. До последней капли крови он бился за родину, терпеливо выносил пытки, и, не запятнав чести, принял смерть. Принося себя в жертву, он, как и его отец, считает это справедливой ценой за Он верит, что его родина будет свободной, и вносит свою лепту в ее судьбу.

Тараса Бульбы

Как мы уже говорили, старый казак был рожден для битвы с врагами. Жена, мать его детей, видела мужа очень редко. Тарас жил скромно, без роскоши, как и все его друзья в Сечи. Дом украшало только оружие, а сам он в любой момент был готов выступить в поход. Во всем показывал Тарас Бульба характер, рожденный временем. А время было тогда неспокойное, военное. Поэтому главный герой жил войной и был смелым, удалым, талантливым воином, а также рассудительным стратегом и талантливым военачальником.

В его сердце жила одна большая любовь - к Отчизне. Но было место и для любви к сыновьям. Когда же Андрий предал то, ради чего Тарас боролся, он остался верен себе. Для него было две стороны: белая и черная, добро и зло, свои и враги. Младший сын стал врагом и получил пулю, но отец оплакивает его все равно. А поступить иначе не мог ни перед казаками, ни перед своей совестью. Это еще одна черта главного героя: невозможность идти на компромисс с совестью.

Достойная жизнь, достойная смерть

Характер Тараса Бульбы постепенно раскрывается перед читателем по мере развития сюжета. Герой, казнив младшего сына, пытается спасти старшего. Но все усилия напрасны. Когда Остап издает последний возглас к отцу, тот откликается. Он чувствовал, что сыну будет легче умереть, когда он будет знать, что отец гордится им. Но он не рискует своими воинами напрасно, не пытается прервать казнь, поскольку понимает, что они зря сложат свои головы. В то же время Тарас позаботился заранее о том, чтобы не попасть в руки к полякам, и уводит товарищей подальше. Месть старого казака будет ужасной. Вся Польша задрожала и умылась кровью, а небольшие отряды казаков всегда успевали скрыться. Но долго продолжаться так не могло, силы были слишком неравными.

Элитные отряды шляхты были брошены на поимку Тараса Бульбы и его хлопцев. В конце концов они попадают в западню. Отчаянно сопротивляясь, казаки вынуждены отступить. Зная, что полякам нужен он, Тарас решает спасти товарищей (а как по-другому?). Уже привязанный к дереву, у которого враги разводили громадный костер, он не думает о себе. Его взгляд устремляется к реке, где он замечает лодки. Из последних сил атаман велит друзьям искать там спасение и не думать о нем. Оплакивая в глубине души своего командира, казаки исполняют его последнюю волю, не смея ей возражать. Мужественный Тарас без единого вздоха встречает смерть, которая не задержалась и пришла вслед за огненными языками и клубами дыма.

Несколько слов в заключение

Характер Тараса Бульбы - цельный, полностью сформированный, без противоречий. Можно сказать, что писатель нарисовал идеальный образ воителя за свободу. Это собранный портрет людей, которые не думали о себе и полностью отдавали себя отчизне. Смерть героя описывает трагическую страницу в истории украинского народа. Однако она, несмотря на весь драматизм, дарит надежду. Ведь до тех пор, пока есть такие люди, как Тарас, Остап и их товарищи, эта земля может быть спокойна за свое будущее. Это значит, что такие герои не остановятся ни перед чем, пока не освободят Родину. И, наверное, это главная мысль, которую пытался донести до нас великий Гоголь в своем произведении.

В образе Тараса Бульбы — главного героя одноименной повести Н. В. Гоголя — воплощены все лучшие качества, присущие героической личности эпохи борьбы украинского народа за освобождение от гнета поляков.

Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Суровый и непреклонный, он «отличался грубой прямотой своего нрава» и вел жизнь, полную невзгод и опасностей. Тарас был создан не для семейного очага, а для «бранной тревоги». Его «нежба» — чистое поле да добрый конь. Служению «товариществу», отчизне он отдавал всего себя и в людях ценил прежде всего мужество и преданность идеалам Сечи.

Это был один из числа коренных, старых полковников — мудрый и опытный предводитель казацкого войска. «Все давало ему перевес перед другими, — пишет Гоголь, — и преклонные лета, и

Опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая ненависть к врагам…» Бывалые казаки, признавая за ним первенство, выбрали Тараса Бульбу наказным атаманом, потому что не было из них никого «равного ему в доблести».

Многие перенимали в то время польские обычаи, заводили роскошь, прислугу, обеды, дворы. Тарасу все это было не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и «перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов».

Ярко раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с его младшим сыном Андрием. Он считал, что «нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь», и мечтал о том дне, когда явится со своими сыновьями на Сечь и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцов привел вам!», как представит их своим старым, закаленным в битвах товарищам, как поглядит на их подвиги в ратном деле. Младший сын не оправдал надежд отца. Любовь к полячке отгородила Андрия от боевого товарищества, от отца, от отчизны. Он предал, совершил самый тяжкий грех и достоин был теперь только позорной смерти. Человек суровой и вместе с тем нежной души, Тарас не чувствует жалости к сыну-предателю. Без колебаний, с сознанием великой правды того дела, которому служит, он совершает свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью!"

А сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Затерявшись в толпе чужих людей, «еретиков», он смотрит, как выводят на лобное место его старшего сына. «Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце?» — восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного душевного напряжения Тарас. Глядя на сына, мужественно переносящего нечеловеческие страдания, он тихо приговаривал: «Добре, сынку, добре!» И только один раз не выдержало сердце бывалого казака. Когда сына «подвели к последним смертным мукам», и Остап, напрягши все свои силы, воскликнул: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» — среди тишины раздался голос Тараса: «Слышу!» И этот голос заставил вздрогнуть «весь миллион народа».

Страшной местью отомстил Тарас за смерть любимого сына. «Даже самим казакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость. Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением». Он один не согласился на мир с поляками, «гулял по всей Польше со своим полком…». Но польское правительство самому Потоцкому поручило поймать Тараса и предать лютой смерти. Шесть дней уходили казаки проселочными дорогами от преследования, четыре дня бились и боролись они. «Мало не тридцать человек» навалилось на Тараса, и в конце концов «сила одолела силу». «Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв повыше, чтобы отовсюду был виден козак», принялись ляхи раскладывать костер. Но не об огне, которым собирались жечь его, думал Тарас в последние минуты, не о муках, которые ждут его; смотрел он в ту сторону, где отстреливались казаки, преследуемые погоней, и переживал за их судьбу.

Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. В нем не было ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа была проникнута лишь одним стремлением — к свободе и независимости.

«Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, — говорит автор, — …когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество — широкая, разгульная замашка русской природы…» Это был сильный, героический характер, прославленный ратными подвигами. Некоторые исследователи считали, что в Тарасе Бульбе Гоголь запечатлел какой-то конкретный исторический образ и что сюжет повести воспроизводит определенный исторический эпизод. Но это были неверные предположения. В одних случаях действие повести отнесено к XV веку, в других — к XVI веку. В действительности писатель хотел нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всего украинского народа. Тарас Бульба воплощает в себе всю народную Украину. Именно в этом состояло величайшее художественно-обобщающее значение созданного Гоголем образа.

Произведение:

Тарас Бульба

Тарас Бульба – это центральный персонаж повести Н.В. Гоголя. Этот человек настоящий воин, истинный казак. И характер его был соответствующим. Вот что говорит о его характере Н.В. Гоголь: «Тарас был один из числа корен-ных, старых полковников: весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия». Тарас очень силен. И, несмотря на его преклон-ный возраст, в нем еще не угасла воинская доблесть и дух казака. В бою Та-рас ничуть не хуже молодых казаков. Он жесток и беспощаден к врагам. Та-рас Бульба не простил даже своему сыну Андрию предательства. Он собст-венноручно лишил жизни сына: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Тарас уби-вал не сына, он стрелял во врага. Своих товарищей наш герой уважал, в беде казаков никогда не оставлял. Для него смыслом жизни были военные похо-ды. Как все казаки он был патриотом православной Русской земли, и свой долг видел в защите ее от ненавистных басурман. Тараса нельзя назвать оп-ределенно добрым или жестоким. Все зависит от положения человека в соз-нании Тараса. Например, он был жесток к Андрию, потому что тот стал вра-гом и даже когда Остап предложил похоронить брата, Тарас отказался. «По-гребут его и без нас! Будут у него плакальщицы и утешницы!» - сказал Тарас. Но когда погиб Остап, наш герой устроил пышные поминки по сыну. Он гра-бил и убивал всех поляков. И правительство Польши решило остановить Та-раса. Гетману Потоцкому было поручено убить казака. Несколько дней укра-инские воины уходили от погони. Но все же Потоцкий догнал полк Тараса. Тарас решил прорваться через ряды поляков. Но в пылу битвы казак выронил люльку, сопровождавшую его во всех сражениях. Наклонился он поднять ее и вдруг на него напрыгнули воины Потоцкого. Тараса связали и решили каз-нить. Для казни было выбрано дерево, верхушка которого была разбита гро-зой. Казака приковали к дереву и подожгли. Во время казни Тарас вел себя мужественно. Даже на костре он оставался атаманом и, словом помогал каза-кам спастись. Я считаю Тарас – это герой своего времени.

В 1842 году Н.В. Гоголь написал повесть «Тарас Бульба», которая впоследствии вошла в его сборник «Миргород». В повести Николай Васильевич показал в главном герое настоящего патриота, защитника родной земли. Тарас Бульба-истинный казак. Весь его облик был «создан для бранной тревоги», он «отличался грубой прямотой своего нрава» и больше всего «любил простую жизнь казаков», поэтому Запорожская Сечь является для него настоящим домом, поэтому большую часть своего времени он проводит там, не торопясь к жене, и именно поэтому тотчас решает ехать на Запорожье после приезда сыновей из Киева домой, чтобы проверить Остапа и Андрия в их верности казачьей службе. Тарас Бульба любит своих детей, как и жена, но не понимает её, поскольку для него главное- быть настоящим воином, защитником, товарищем, патриотом, а не семьянином, поэтому жена «видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуха». Старый казак считал себя истинным защитником православия и не терпел роскоши и богатства в любом виде. Относясь с недоверием ко всему новому, не любя учение, Тарас понимает необходимость образования в условиях нового времени. Именно с этой целью его сыновья были посланы в киевскую бурсу, где прошли обучение наукам. Одинаково сильно любя своих сыновей, старый казак лучше понимает старшего Остапа, для которого так же, как и для отца, главными являются узы товарищества. По мнению Тараса Бульбы: «Нет уз святее товарищества!... так как породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек». Андрий предал узы товарищества и стал для отца врагом, а Остап до конца остался верен своему долгу, и поэтому Тарас чуть не погубил себя, пытаясь спасти не просто сына, а своего товарища. Жизнь старого казака заканчивается трагически, на костре, но и здесь он ведёт себя как истинный герой, заботясь не об облегчении своей участи, а о жизни других казаков «но не костёр глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались сжечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались казаки: ему с высоты всё было видно как на ладони». По силе и мощи Тараса Бульбу можно сопоставить с былинным богатырём, старый казак – само воплощение русской силы, и «разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу». В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь охарактеризовал в образе главного персонажа настоящего национального героя. Для писателя самым важным явилась не историческая обоснованность событий, а исполинская сила, богатырство главного героя, желание Тараса Бульбы защищать родину до последней капли крови.

ТАРАС БУЛЬБА - герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (перв. ред. 1835, вторая - 1842). Исторические прототипы образа Т.Б.- выдающиеся деятели национально-освободительного движения Украины XV-XVII вв.: Наливайко, Лобода, Тарас Трясыло, Гуня, Остраница. Некоторые биографические черты связывают Т.Б. и Богдана Хмельницкого. Однако Т.Б.- собирательный образ, и главным источником служил Гоголю фольклор: украинские народные песни и думы, исторические песни, героические былины и сказки о богатырях. Образ Т.Б. эпичен, героиней и масштабен. Его судьба разворачивается на фоне грозных исторических событий - борьбы Запорожской вольницы против польской шляхты, турецкого и татарского владычества. Т.Б.- тип положительного героя, ибо он неотъемлемая часть родового единства казачьего братства; его поступками в основном руководит кодекс рыцарской чести; он сражается и умирает во имя интересов Русской земли и православной веры; в нем «широкая, разгульная замашка русской природы». Положительное начало образа Т.Б. уравновешивает безыдеальность образов «уродов» и «существователей» (Гоголь создает образ Т.Б. одновременно с работой над «Мертвыми душами»). В образе Т.Б. идея товарищества, скрепляющая стихию коллектива, противостоит эгоизму отрешенной индивидуальности, а утопическая республика Запорожской Сечи с ее свободой, равенством, братством противопоставлена узости, мелочности, преклонению перед чинами и капиталом холодного и бездушного Петербурга (Г.А.Гуковский). Портрет Т.Б. гиперболичен. Богатырская сила, телесная мощь, суровость и прямолинейность, чуждая всякому лукавству, составляют основу облика Т.Б.: «Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст»; «… навесил он еще ниже на очи свои хмурые, исчерна-белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы, которых верхушки вплоть занес иглистый северный иней»; «весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Широта и могучий размах Т.Б. в пиршестве и ратном деле приобретают былинные, грандиозно-стихийные черты: «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков, тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да горелки побольше, не с выдумками горелки, не с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горелки, чтобы играла и шипела, как бешеная». Т.Б. в гневе колотит горшки и фляжки. В пылу боя «рубится и бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову … рубя в капусту встречных и поперечных». Раненый, Т.Б. грохнулся, «как подрубленный дуб, на землю». «А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и ногам». Образ Т.Б. неоднозначен: ему свойственны жестокость и коварство, считающиеся этической нормой в XV-XVII вв. Т.Б. низлагает кошевого, отказавшегося нарушить клятву и возобновить войну, только потому, что два сына Т.Б. должны закалиться в боях. Т.Б. напоил казаков, подговорил их устроить общий сбор, и хмельные казаки, по наущению Т.Б., сместили кошевого, выбрав угодного Т.Б. Кир-дягу. После казни Остапа Т.Б. мстит шляхте, справляет «поминки» по сыну: грабит замки, выжигает 18 местечек, костелы: «Ничего не жалейте!» - повторял только Тарас. Не уважили казаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями не внимали ничему жестокие казаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя». В образе Т.Б. сливаются две стилевые стихии гоголевского повествования: историческая конкретность и реализм изображения грубого века, когда обоюдная свирепость казаков и поляков - обычное явление, и, с другой стороны, торжественно-лирический пафос народно-поэтического эпоса, смысл которого - апофеоз богатырской мощи Русской земли. Сыноубийство мотивировано предательством и изменой Андрия Русской земле и православной вере, следовательно, этически оправданно: ««Так продать? продать веру? продать своих? Я тебя породил, я тебя и убью!» - сказал Тарас…» Гоголь переосмысливает библейский мотив жертвоприношения Авраама: Андрий (жертвенный агнец Исаак) не спасен Богом, а Т.Б. (ветхозаветный Авраам) приносит его в жертву православию: «как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова». В противоположность изменнику Андрию Остап, другой сын Т.Б., распят мучителями на эшафоте за веру, подобно Христу («Остап выносил терзания и пытки, как исполин»). Т.Б. «стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»» Отцеоставленность Остапа и его крик, подобный воплю Христа на кресте: «Батько! где ты? Слышишь ли ты?» (ср.: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» - Матф., 27:46) рождает ответный возглас Т.Б. (как бы ответ Бога умирающим за него верным христианам): «Слышу!» (М.Вайскопф). Таким образом, эпическое единство образа Т.Б. раздваивается в образах его сыновей. Образ Остапа воплощает идею неразрывной связи с родовым телом, верность рыцарской чести и Отечеству, образ Андрия - идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого: коллектива, народа, Бога (мотив грехопадения), что характерно для современной Гоголю европейской цивилизации (ср. критику последней в «Мертвых душах» и петербургских повестях). Кровавая битва - стихия Т.Б. В ней звучит мотив смертного пиршества, как в «Слове о полку Игореве». Смерть витязей за Отечество угодна Богу («И вылетела молодая душа. Подняли ее ангелы под руки и понесли к небесам»). Казаки, следовательно, предстают Божьим воинством, и крылатые слова Т.Е., подбадривающие их («Есть ли еще порох в пороховницах? Крепка ли еще казацкая сила? Не гнутся ли еще казаки?»), есть слова «наказного атамана», поставленного Божьим промыслом во славу Русской земли. Русская земля приобретает в понимании Гоголя мессианский смысл. Гибель Т.Б. сохраняет тот же высокий христианский пафос, хоть и снижена юмористическим мотивом потерянной Т.Б. люльки: «И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях и на суше, и в походах, и дома». Поляки сжигают Т.Б. на огне, распиная на древесном стволе (ср. традиционный хри стианский символ древа-креста): «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

В XIX веке на Руси было множество писателей хороших и разных, владеющих мастерством художественного слова. Среди них Николай Васильевич Гоголь отличился не только некой эксцентричностью и неоспоримым талантом, но и умением создавать запоминающихся персонажей. В повести «Тарас Бульба» и для читателей, и для литературоведов интерес представляют все герои, но в данной работе акцент будет сделан на главное действующее лицо. Непосредственно характеристика Тараса Бульбы в повести дана достаточно сжато, а о его характере лучше всего судить по поступкам козака.

В начале будет целесообразно привести краткую характеристику Тараса Бульбы из текста:

«Бульба был упрям страшно… Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам со своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трёх случаях всегда следует взяться за саблю…»

Из приведённого отрывка становится очевидным, что христианская вера была для запорожца главным ценностным ориентиром. Он обладал уверенностью в своей правоте и физической силе, действовал во имя справедливости и был уважаем остальными запорожцами.

Запорожская Сечь

Из первой главы читатель узнаёт, что Бульба-старший – вовсе не семейный человек. Он не любит находиться дома, в четырёх стенах, его душа жаждет воли и подвигов. Даже своих сыновей, которые утром вернулись из семинарии, которых ни отец, ни мать не видели несколько лет, Тарас решает отправить на Сечь, чтобы обучить юношей жизни и сделать из них достойных людей. Даже несколько дней не хочет ждать Тарас, считая, что под влиянием матери оба сына изнежатся и толку от них уже не будет. Безусловно, старый козак скучает по своей молодости, вспоминает о былых победах и гуляниях. Именно поэтому он и едет в Запорожскую Сечь вместе со своими сыновьями. Казалось, Тарас Бульба рождён был стать козаком, а не примерным семьянином: его жизнь была полна опасностей и тревог, но именно это и вдохновляло Тараса на новые свершения.

«Нет уз сильнее товарищества»

На Сечи у Тараса много друзей и знакомых, которые уважают и прислушиваются к его точке зрения. Перед сражением под Дубно Бульба произносит пламенный монолог, в котором настаивает на важности законов товарищества: нельзя бросать своих воинов в беде. Нужно отомстить за них, вызволить из плена.

Нужно сказать, что во многом благодаря Бульбе произошла смена власти на Сечи: подговорив своих друзей и напоив остальных, Бульба делает так, чтобы новым кошевым назначили его давнего знакомого, который точно одобрил идею идти войной на Польшу. Этот эпизод говорит о Тарасе как о целеустремлённом и упрямом человеке, который всеми силами старается преобразовать действительность в соответствии с личными планами. Нельзя сказать, что это отрицательное качество характера.

В битвах он показал себя как смелый и отважный воин. Несмотря на преклонный возраст и полноту, Бульба дрался наравне с молодыми козаками. Он поднимает боевой дух запорожцев, когда часть козаков отправилась мстить татарам за разграбление Сечи. Тарас поддерживает товарищей и во время сражений, браво спрашивая: «есть ли ещё порох в пороховницах?»
Интересно упомянуть и то, какие тосты произносил Бульба: «За веру! За Сечь! Последний глоток за славу всех христиан, которые живут на свете!». Эти фразы лишь укрепляют уверенность в том, что вера и Запорожская Сечь занимали особое место в жизни козака и были для него нерушимыми идеалами.

Бульбу обоснованно выбирают атаманом: «Все давало ему перевес перед другими, - говорит автор, - и преклонные лета, и опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая ненависть к врагам…» Поймать и остановить Бульбу было поручено самому князю Потоцкому. В финальном сражении повести козак не бросает своё войско: «мало не тридцать человек» навалилось на Тараса, и в конце концов, «сила одолела силу». Даже будучи на смертном одре, Тарас кричит, приказывает своему войску уходить, подсказывая пути отступления. Он просит козаков вспоминать о нём, а на следующий год наказывает приехать и перерубить оставшихся ляхов. Козаки спаслись, уплыли на лодках, не переставая говорить о своём атамане.

Бульба и сыновья

Характер Тараса Бульбы раскрывается и в конфликте с младшим сыном, Андрием. Сначала не верил Бульба словам Янкеля о том, что сын отрёкся от Отчизны и веры христианской ради прекрасной панночки. Не смог старый козак понять выбор юноши, не желал он слушать Андрия, когда увидел его в составе польской конницы. В тот момент всё то, о чём мечтал Тарас – выучить сыновей на Сечи, сделать их настоящими козаками, хвастаться детьми перед друзьями и радоваться боевым подвигам – всё это рухнуло в одночасье. Предательство и ренегатство (вероотступничество) было для Тараса самым страшным грехом. А наказанием за такое может быть только смерть. Бульба немедленно исполняет приговор с чёткой уверенностью в истинности и правильности своих действий. Козак стреляет в сына, произнося ужасающую и жестокую фразу «Я тебя породил, я тебя и убью». Он не хочет хоронить сына, мол, и так найдутся плакальщицы.

Узнав, что Остап попал в плен, Бульба всеми силами старается помочь ему. Он просит Янкеля тайно отвезти его в Польшу, потом подкупает других евреев, переживает, мечется (что Тарасу не свойственно). Узнав, что можно увидеть сына только перед казнью, а надежды на побег нет, Бульба соглашается переодеться иностранным визитёром. К сожалению, эта затея терпит фиаско.
Бульба идёт на место казни, теряется среди «еретиков», стараясь пробраться как можно ближе, чтобы в последний раз увидеть родного сына. «Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце?» Но ничем не выдаёт козак своё состояние. Весь он превратился в осторожность. Глядя на Остапа, который приказал остальным пленным молчать во время казни, Бульба тихо шепчет слова одобрения. Но не выдержал отец, откликнулся Бульба на мольбу сына увидеть перед смертью родного человека.

Бульба отомстил за казнь старшего сына: сжёг 18 деревень, навёл страх на всю Польшу, даже козаки побаивались его из-за жестокости.

Благодаря подробной характеристике образа Тараса Бульбы учащиеся 6-7 классов могут легко воссоздать этого персонажа в своём сочинении на тему «Характеристика Тараса Бульбы»

Тест по произведению

Поделиться: