Кланы японии список. Самураи — кто они такие, обзор их экипировки и кодекса чести. Иные японские кланы

В мировой истории всегда были такие группы людей, чей образ навечно остался романтизированным в людских сердцах. Западная поп-культура опирается на европейские и американские героические личности, оживляя их в вестернах, фильмах о средневековье и сказках, в странах, где правили короли и королевы. Ковбои и рыцари всегда служили идеальным образом для создания популярных медийных продуктов, благодаря бесчисленным приключениям и захватывающим ситуациям, в которых они оказывались с завидным постоянством.

Самураи были аналогом европейских рыцарей, знатным военным классом в средневековой Японии. На протяжении сотен лет, самураи играли важнейшую священную роль в японском обществе. Самурай присягал своему господину и обязался служить ему своим клинком и мудростью, следуя определенному своду моральных и философских правил, называемому бусидо. Следование пути бусидо помогало самураю воплотить в жизнь понятия рыцарства, достигнуть мастерства во владении боевыми искусствами, почитать такие понятия, как преданность, честь, служение, и предпочитать смерть бесчестью. Некоторые самураи могли стать военачальниками по праву наследования, не дожидаясь воли господина.

После того, как рассказы о самураях распространились за пределы Японии, люди со всей планеты проявили живой интерес к их истории. Это на самом деле было очень увлекательно: самураи воплощали в себе образ идеального воина, почитавшего культуру и законы, серьезно относящегося к избранному им жизненному пути. Когда самурай подводил господина или самого себя, по местным обычаям он должен был быть подвергнут ритуалу «сэппуку» - ритуальному самоубийству. В нашем списке вы найдете десять величайших самураев, которые жили в Японии в то или иное время.

10. Ходзё Удзицуна (1487 — 1541)

Ходзё Удзицуна был сыном Ходзё Соуна, основателя клана Ходзё, контролировавшего большой участок региона Канто — самого густонаселенного острова Японии, в период Сэнгоку (1467 — 1603). Период Сэнгоку характеризовался постоянными войнами между семьями высокопоставленных военнослужащих, и Ходзё Удзицуна улыбнулась удача появитсья на свет именно в этот промежуток времени, в 1487 году. Удзицуна разжег давнюю вражду с кланом Уэсуги, забрав себе замок Эдо в 1524 году, одно из главных средоточий власти в средневековой Японии. Ему удалось распространить влияние своей семьи на весь регион Канто, и к моменту его смерти в 1541 году, клан Ходзё был одной из самых могущественных и доминирующих семейств в Японии.

9. Хаттори Ханзо (1542 — 1596)

Это имя может быть знакомо поклонникам творчества Квентина Тарантино, поскольку именно на основе реальной биографии Хаттори Ханзо, Квентин создал образ фехтовальщика для фильма «Убить Билла». О раннем периоде жизни Ханзо не так уж много известно, но историки склоняются к тому, что он родился в 1542 году. Начиная с возраста 16 лет, он боролся за выживание, участвуя во множестве сражений. Ханзо был предан Токугава Иэясу, не раз спасая жизнь этому человеку, позже основавшему сегунат, стоявший во главе Японии более 250 лет, с 1603 по 1868 год. Во всей Японии он известен, как великий и преданный самурай, ставший легендой. Его имя можно найти высеченным у входа в императорский дворец.

8. Уэсуги Кэнсин (1530 — 1578)


Уэсуги Кэнсин был сильным военачальником и по совместительству лидером клана Нагао. Он отличался выдающимися способностями в качестве командира, в результате чего его войска одержали множество побед на поле боя. Его соперничество с Такэда Сингэном, еще одним военачальником, было одним из самых широко известных в истории за период Сэнгоку. Они враждовали на протяжении 14 лет, за это время участвуя в нескольких схватках один-на-один. Кэнсин умер в 1578 году, обстоятельства его смерти остались невыясненными. Современные историки полагают, что это было что-то похожее на рак желудка.

7. Симадзу Ёсихиса (1533 — 1611)


Это еще один японский полевой командир, который жил на протяжении кровавого периода Сэнгоку. Он родился в 1533 году, будучи юношей, зарекомендовал себя в качестве талантливого командира, позднее эта черта позволила ему и его товарищам захватить большую часть региона Кюсю. Благодаря своим успехам на поле боя, он заслужил беззаветную верность своих слуг (заклятых мечей, как их еще называли), которые отчаянно сражались за него на поле боя. Ёсихиса стал первым, кто объединил весь регион Кюсю, в последствии он был разбит Тоётоми Хидэёси и его 200-тысячной армией.

6. Мори Мотонари (1497 — 1571)

Мори Мотонари вырос в относительной безвестности, но это не помешало ему взять под контроль несколько крупнейших кланов в Японии и стать одним из самых устрашающих и сильных военачальников периода Сэнгоку. Его появление на общей сцене было внезапным, столь же неожиданным был ряд побед, которые он одержал над сильными и уважаемыми соперниками. В конечном счете он захватил 10 из 11 провинций Тюгоку. Многие его победы были одержаны над куда более многочисленными и более опытными соперниками, что сделало его подвиги еще более впечатляющими.

5. Миямото Мусаси (1584 — 1645)

Миямото Мусаси был самураем, чьи слова и мнения до сих пор несут отпечаток на современной Японии. Мусаси был ронином, самураем без хозяина, который жил в период Сэнгоку. На сегодняшний день он известен, как автор «Книги пяти колец», где описывается стратегия и философия самураев в бою. Он первым применил новый боевой стиль в технике владения мечом кендзюцу, назвав его нитен ичи, когда бой ведется двумя мечами. По легенде, он путешествовал по древней Японии, и за время путешествия успел одержать победу во множестве поединков. Его идеи, стратегии, тактики и философия являются предметом изучения по сегодняшний день.

4. Тоётоми Хидэёси (1536 — 1598)

Тоётоми Хидэёси считается одним из отцов-основателей Японии, одним из трех человек, чьи действия помогли объединить Японию и положить конец долгой и кровавой эпохе Сэнгоку. Хидэёси сменил своего бывшего господина Ода Нобунага, и начал проводить социальные и культурные реформы, которые определили дальнейшее направление развития Японии на промежуток в 250 лет. Он запретил владение мечом лицам, кто не является самураем, а так же начал общенациональные поиски всех мечей и прочего оружия, которое должно было отныне принадлежать лишь самураям. Несмотря на то, что это сосредоточило всю военную силу в руках самураев, такой шаг стал огромным прорывам на пути к общему миру со времен воцарения эпохи Сэнгоку.

3. Такэда Сингэн (1521 — 1573)

Такэда Сингэн был, пожалуй, самым опасным командиром за все время эпохи Сэнгоку. Он родился наследником рода Такэда, но лично захватил власть, когда выяснилось, что его отец собирался оставить все своему другому сыну. Сингэн союзничал с несколькими другими сильными самурайскими кланами, что подтолкнуло его к выходу за пределы родной провинции Кай. Сингэн стал одним из немногих, кто смог победить армию Ода Набунаги, который на тот момент успешно захватывал другие территории Японии. Он умер в 1573 году, страдая от болезни, но к этому моменту он был уже на пути к консолидации власти над всей Японией. Многие историки полагают, что если бы он не заболел, то Ода Набунага никогда не пришел бы к власти вновь.

2. Ода Нобунага (1534 — 1582)


Ода Нобунага был движущей силой объединения Японии. Он был первым военачальником, сплотившим вокруг себя огромное количество провинций и сделал своих самураев доминирующей военной силой во всей Японии. К 1559 году он уже захватил свою родную провинцию Овари и решил продолжить начатое, расширяя свои границы. В течение 20 лет Нобунага медленно шел к власти, представ в образе одного из самых страшных военачальников страны. Лишь паре человек, среди которых был и Такэда Сингэн, удалось одержать победы в борьбе с его уникальной военной тактикой и стратегией. К счастью для Нобунага, Сингэн умер и оставил страну на его растерзание. В 1582 году, на пике своего могущества, Нобунага стал жертвой государственного переворота, начатого его же собственным генералом, Акеши Мицухидэ. Осознав, что поражение неизбежно, Нобунага отступил внутрь храма Хонно-Джи в Киото и совершил сэппуку (ритуальное самоубийство самураев).

1. Токугава Иэясу


Токугава Иэясу, возможно, был не самым эффективным самураем, но к концу периода Сэнгоку он стал тем человеком, на руках у которого оказались самые лучшие карты. Иэясу заключил союз между кланами Токугава и Ода Нобунага, но со смертью последнего, огромные военные силы оказались без главнокомандующего. Хотя Тоётоми Хидэёси и заменил Нобунагу, его абсолютная власть над страной продлилась очень короткое время. С 1584 по 1598 года силы Токугава Иэясу боролись с армией Тоётоми Хидэёси за контроль над страной. В 1598 году Хидэёси умер от болезни, оставив 5-летнего сына в качестве наследника. В 1600 году в битве при Сэкигахара, силы армии Токугавы нанесли смертельный удар остаткам альянса Ода и Тоётоми. С этого момента он стал первым сегуном, чья династия правила Японией вплоть до возрождения династии Мейдзи в 1868 году. Годы правления клана Токугава наложили свой отпечаток на путь развития страны, изолировав ее от остального мира на целую четверть тысячелетия.


Теги:

Якудза (ヤクザ или やくざ), также известные как гокудо (極道) это участники традиционных преступных синдикатов в Японии. Японская полиция и средства массовой информации называет их борёкудан (暴力団), что дословно значит «банда». Но якудза предпочитают называть себя нинкё дантай (任侠団体 or 仁侠団体), подчёркивая своё благородство и «рыцарский дух».

Без сомнения, якудза — это очень колоритная японская социальная группа, о которой знает весь мир. Кланы якудза проникли во все сферы жизни японского общества, особенно в бизнес и в политику. В Японии с якудза принято считаться. Они заслуживают уважения, потому что сохранили свои жестокие традиции с древности до нашего времени. О якудза снято много фильмов, также о них часто упоминается в аниме и манге.

В этой статье я постарался собрать самую интересную информацию о якудза.

Происхождение и история якудза

Большинство современных кланов якудза прослеживают свою родословную от двух древних преступных группировок периода Эдо:

Текия — преступная группировка, которая торговала незаконными ворованными вещами и

Бакуто — преступная организация, зарабатывавшая деньги организацией и проведением азартных игр

В наши дни древние корни якудза можно проследить в их ритуалах, которые произошли от ритуалов текия и бакуто. Несмотря на то, что сейчас кланы якудза разобщены, некоторые до сих пор ассоциируют себя с текия или бакуто. Например, клан якудза, который занимается незаконными азартными играми может ассоциировать себя с бакуто.

Во время Второй Мировой войны кланы Текия и Бакуто были разрушены, потому что японское общество было занято войной, а бандитов безжалостно уничтожали. Многие члены банд погибли. Но после войны остатки якудза снова приспособились и восстановили силы.

Кодекс чести якудза

Якудза приняли традиционную японскую иерархическую систему оябун-кобун , где кобун (子分; приёмный сын) находится в зависимом положении от (親分; приёмного отца). Также они выработали код чести дзинги (仁義, долг и закон). Преданность и уважение стали идеалом для якудза. (чем-то похоже на кодекс чести самураев)

Отношения оябун-кобун подкрепляются ритуалом выпивания саке из одной чашки. Этот ритуал якудза не уникален, его также используют во время традиционных синтоистских свадеб.

Кто становится якудза?

Ритуалы якудза

Юбитсуме (отрезание пальца) — это способ расплатиться за свою ошибку. За первый проступок провинившийся якудза должен отрезать конец левого мизинца и принести обрезок своему боссу.

Ритуал Юбитсуме происходит от традиционного способа держать японский меч. Три нижних пальца сжимают меч слабо, а большой и указательный — сильно. Удаление пальцев начинается с мизинца, постепенно ослабляя хватку меча, что, несомненно, очень разумно.

Скрытая идея этого ритуала в том, что человек со слабым захватом меча будет больше надеяться на своих братьев якудза, таким образом усиливается командный дух! Иногда якудза использовали протезы пальцев, чтобы скрыть их отсутствие.

Второй замечательный ритуал якудза — это специальные татуировки (иредзуми) , которые часто покрывали всё тело. Нанесение японских татуировок — это долгая, дорогая и очень болезненная операция. Иногда, чтобы закончить татуировку требовались годы. Понятно, что в татуировках заложен , понятные только самим якудза.

Обычно якудза скрывали свои татуировки от посторонних. Они показывали их только другим якудза, чтобы понять с кем имеют дело.

Татуировки якудза

Некоторые якудза делали татуировки в виде чёрного кольца вокруг руки после каждого преступления, которое они совершали. Татуировки были признаком силы и того, что якудза противостояли обществу и отказывались подчиняться его нормам и законам.

Судя по этой фотографии современные якудза уже не стесняются показывать свои татуировки посторонним, хотя в Японии человека, покрытого татуировками могут дискриминировать (например не пустить в общественные бани онсен).

Якудза в современной японии

Известные личности — якудза

Якудза в кино, аниме, манге

Фотографии якудза

Видео якудза

Статья ещё не закончена…

Группа родов древней и средневековой Японии, происходившей от детей императоров, которым было отказано в статусе принцев.

Первый император появился на Японских островах в 660 году до н. э. и получил титул Дзимму-тэнно, что означает «Правитель Дзимму». С ним началась «земная» история Японии. Несмотря на то, что император почитался как недосягаемый потомок богов, в его окружении все же находилось немало дерзновенных смельчаков, жаждущих любой ценой занять его трон. Одними из первых, кому еще в IX веке удалось узурпировать верховную власть и фактически удерживать ее вплоть до XII столетия, были члены клана Фудзивара. Высокие посты, занимаемые ими при дворе, позволили им довольно быстро взять власть в свои руки. Выдавая женщин своего клана за императоров, Фудзивара тем самым не только приобретали неограниченное влияние при дворе, но и соединялись с верховными правителями кровными узами. От таких «небесных» браков рождались наследные принцы, которые в будущем могли претендовать на императорский престол. Фудзивара буквально организовали в Японии институт регентства, и реальная власть ушла от «небесных правителей». Но власть, как песок, вполне может просочиться меж пальцами. И Фудзивара изо всех сил старались обезопасить себя от возможных соперников, высылая их в отдаленные районы страны, мотивируя это необходимостью защиты территорий от нападений айнов и морских пиратов.

Среди таких «ссыльных» конкурентов особенно ярко выделялись представители двух сильных линий императорского рода — Тайра и Минамото. Довольно скоро Минамото начали контролировать север и северо-восток государства, а клан Тайра - его юго-западную островную часть.

Вот только дружбы между этими двумя кланами не было, хотя они вполне могли объединиться для свержения власти Фудзивара. Но нет, они постоянно враждовали друг с другом. Начиная с 1051 года почти полтора века страну раздирали смуты и восстания. Одним из них, определившим дальнейшую судьбу могущественных кланов, стало восстание Хэйдзи, поднятое в 1160 году полководцем Минамото-но Ёситомо против Тайра. Восстание окончилось поражением, а сам Ёситомо был убит. Но его третьего сына, тринадцатилетнего Ёритомо, глава рода Тайра пощадил и сослал на восток страны в Ид-зумо. Так Тайра совершили роковую ошибку. Спустя двадцать лет после гибели отца Ёритомо так и не забыл поражения клана. Собрав под свои знамена несколько тысяч человек, означал вместе со сводными братьями настоящую войну на уничтожение противника. После ряда побед клан Минамото в апреле 1185 года в битве Гэмпэй, проходившей в бухте Данноура, полностью разгромил клан Тайра.

С того самого времени Минамото Ёритомо начал укреплять свою военную власть и в 1192 году получил от императора Японии титул сэйи тайсе-гун - «великий главнокомандующий, покоритель варваров». Так он стал военным правителем империи. А император полностью лишился власти. Такой тип правления продержался в Японии около семи веков, вплоть до 1867 года, когда последний Токугава Ёсинобу отрекся от власти. И все эти века главными действующими лицами в пьесе японской истории были потомки бога войны Хатимана - самураи. Им было предначертано Служение...

Но для Служения следовало получить определенное воспитание и пройти путь самурая по вертикали «ОЯ - КО», что дословно переводится как «отец - сын», а в более широком смысле - как «учитель - ученик» или «покровитель - подопечный».

Императорский возок со свитка, посвященного "Смуте годов Хэйдзи", Хэйдзи-но-ран, покрытый изображениями 9-ти звезд.

Императорский возок со свитка, посвященного "Смуте годов Хэйдзи", Хэйдзи-но-ран, покрытый изображениями 9-ти звезд.

Японский фамильный герб (мон 紋, или камон 家紋) был широко распространен в эпоху расцвета самураев как отличительный знак воинского дома или группы самураев, объединенной общими интересами. Камон наносились на одежду самураев, оружие, доспехи, знамена, конскую сбрую, бытовые принадлежности (например, посуду, ширмы, подставки для мечей и т.д.) и другие предметы. Фамильный герб обычно передавался по наследству вместе с родовым именем, хотя известно немало случаев, когда самураи меняли свои гербы, часто вместе с фамилией.

Многие из родовых гербов имеют древнее происхождение. Полагают, что самые первые мон возникли как часть дворцовых костюмов аристократии в периоды Нара (710–794) и Хэйан (794–1185). Многие узоры, ставшие позже гербами, первоначально были просто рисунками окраски тканей. Это, в частности, хризантема, глициния, павлония, пион, узоры «семь звезд» и «девять звезд», томоэ* , ханабиси** и многие другие. Неясно, когда они в точности появились, но уже в течение второй половины периода Хэйан многие узоры использовались определенными аристократическими домами. Функционально это делало их близкими к первым семейным гербам, камон , хотя на деле они еще ими не являлись.

Древнейшие гербы
Хризантема Глициния Павлония Пион
Мицудомоэ Семь звезд Девять звезд Ханабиси

В XII в. мон стали использоваться воинскими домами. Так, в повести «Сказание о земле Муцу» (Муцуваки ), посвященной кампаниям Минамото-но Ёриёси и Ёсииэ по «замирению» мятежников провинции Муцу, говорится о том, что Минамото-но Ёсииэ использовал изображение двух голубей на своих знаменах и полотнищах, огораживающих ставку командующего (маку , или дзинмаку ). Голуби считались посланцами японского бога войны, Хатиман, который одновременно являлся фамильным божеством рода Минамото. Свиток XIV в. Госаннэн Кассэн Экотоба , иллюстрирующий «Вторую Тёхлетнюю войну», помещает на дзинмаку Ёсииэ стилизованные изображения птиц, более напоминающие гусей. Основой для этого может быть пассаж в Муцуваки , в котором взлетевшая стая гусей указала Ёсииэ на расположение вражеского отряда. Ёсииэ, в свою очередь, узнал об этой примете, изучая древнекитайские военные тексты.

Геральдика Минамото-но Ёсииэ

Два фрамента из Госаннэн Кассэн Экотоба. Слева на дзинмаку можно видеть изображения двух голубей, в то время как справа они более напоминают стилизованных уток.
Изображения двух голубей (слева) и двух уток (справа) в позднейшей геральдике.

Хэйкэ моногатари (повесть о войне Минамото и Тайра в 1180-1185 гг.) описывает гербы нескольких воинских домов, например, веер, принадлежавший роду Кодама. В качестве собственно гербов мон стали использоваться в период Камакура как знак, позволяющий отличать своих воинов от чужих. Первоначально они располагались на флагах, затем их стали помещать на доспехах, оружии, одежде и конском снаряжении. Моко сюрай экотоба (иллюстрированный свиток, рассказывающий об истории монгольского вторжения в 1274 и 1281 гг.) показывает, что к этому времени камон стали использовать в качестве отличительного знака на поле боя. В этом свитке герб можно увидеть на флагах, занавесях, огораживающих ставку военачальника, щитах, конской упряжи и т.д.

Камон эпохи Камакура
Асикага Кавано Кикути Кумагаи
Миура Отомо Оэ Сатакэ
Сибуя Тиба Хатакэяма Ходзё

Также в период Камакура (1180-1333) мон начинает появляться на одежде самураев, положив начало костюму даймон («большие гербы»), в котором по всему полю одежды располагались крупные семейные гербы. Первые иллюстрации с изображением родовых гербов самураев тоже относятся к периоду Камакура.

Повесть Тайхэйки XIV в. («Сказание о Великом Мире») подробно описывает гербы самурайских родов и их использование где только возможно, начиная от индивидуальных флажков, носившихся на доспехах (каса-дзируси и содэ-дзируси ), и заканчивая парусами кораблей.

Камон эпохи Муромати
Акамацу Кавагоэ Кусуноки Нава
Нитта Сёни Токи Хосок а ва

К концу периода Муромати количество камон выросло настолько, что возникла необходимость в их четкой классификации. Первое описание гербов было составлено приблизительно между 1510 и 1520 г. К началу ХVI в. уже было известно около 250 сохранившихся до наших дней мон . Могущественные воинские дома стали иметь не по одному, а по нескольку мон , применение которых часто строго регламентировалось. Так, семья Санада из Синано имела герб из шести монет – рокумондзэн – в качестве военного герба. Он украшал знамена и доспехи этой семьи. В тоже время гербом мирного времени было изображение утки – кариганэ . Отпрыски знатных фамилий часто выбирали себе иной герб, не имевший ничего общего с гербом их предшественников. Так, Сайто Ёситацу, унаследовавший Сайто Досан, заменил герб последнего, волну (нами ), на павлонию (госан кири ). По поводу последнего случая надо заметить, что Сайто Ёситацу не являлся биологическим сыном Сайто Досан, и, более того, он разбил и убил своего отчима, так что смена геральдики в этом случае выглядит достаточно оправданной.

Камон эпохи Сэнгоку
Военный мон Санада Мирный мон Санада Мон Сайто Досан Мон Сайто Ёситацу

Кроме того, общее увеличение численности армий в этот период и широкое использование пехотинцев асигару привели к использованию упрощенных знаков различия, заменявший более сложный мон на доспехах и знаменах. В качестве примера могут служить черный или золотой круг на доспехах асигару семьи Курода или иероглиф тай («великий») на знаменах Дайдодзи Масасигэ вместо более сложного изображения махаона.

Камон эпохи Сэнгоку
Мон Курода Военный символ Курода Мон Дайдодзи Масасигэ Военный символ Дайдодзи Масасигэ

В эпоху Сэнгоку также сложились правила нанесения семейных гербов на одежду. На бытовое платье мон наносили в пяти местах – по обеим сторонам груди, на спине пониже ворота и сзади на оба рукава на уровне локтей. Ниже приведен кадр из фильма Кагэмуся («Тень воина»), в котором хорошо видно, что знаменитые полководцы Такэда Сингэн одеты в камисимо , украшенное у каждого его собственным гербом.

В эпоху Токугава (1603–1868) правящие круги предприняли определенные шаги по фиксированию существующих на то время гербов, и было принято решение о периодическом издании свода всех геральдических изображений Японии (букан ). Мирные условия эпохи Токугава способствовали упрочению устоявшейся системы геральдики и ее упрощению, эстетизации, популяризации и развитию. Гербы все чаще наносились на гражданскую одежду, появились некоторые закономерности и стили в оформлении мон . Большинство из них стали симметричными и изображались в виде какого-либо орнамента.

В период Эдо помимо самураев гербы также имели куртизанки, актеры Кабуки, торговцы и представители других сословий. Во многих случаях мон использовался как торговая марка, особенно в период укрепления торгового сословия. В период Эдо черно-белые каталоги мон стали выходить регулярно, и сейчас они являются источником ценной информации о родственных связях Японии той эпохи.

Долгая эволюция японских гербов не закончилась с завершением феодальной эры. Многие семьи продолжали и продолжают использовать фамильные гербы в повседневной жизни. Число различных вариантов мон насчитывает от 4 до 5 тысяч рисунков, большинство которых являются производными от основных 250 гербов эпохи средневековья.

Примечания

* Томоэ — предмет в форме запятой, служивший в древности оберегом, амулетом. Вероятно, форма томоэ имеет отношение к клыкам и зубам диких животных, из которых с древности делали ожерелья. Уже в периоды Дзёмон и Яёй подвески ожерелий стали делать не из клыков животных, а из полудрагоценных камней, например, яшмы или нефрита. В геральдике томоэ чаще всего встречается в виде тройного томоэ , или мицудомоэ , закрученного по или против часовой стрелки (что не имеет существенного значения).

**Ханабиси — «цветочный ромб». Не имея прямого отношения ни к какому цветку, ханабиси представляет собой популярный узор окраски такней начиная с периода Хэйан.

Аристократические кланы Японии

Япония – это страна, в которой на протяжение многих веков действовали различные кланы, оказывавшие существенное влияние на жизнь общества на всех этапах его развития. Кланы в Японии – это японские аристократические семьи, чьи дома имели большое влияние, в руках членов кланов концентрировалась власть над всем Японским государством либо над его частями. Самым древним родом является годзоку. Им правили старейшины удзигами. Упоминания об этом клане есть в нескольких документах:

  • Списки Нихон секи («записанные кистью анналы Японии»);
  • Кодзики («Записи о деяниях древности»).

Но годзоку утратили свое влияние и политический статус до начала периода Хэйан, который наступил с 794 по 1185 годы. На смену клана годзоку пришла совершенно новая аристократическая система – кугэ. Но и их власть продолжалась недолго: фактическая власть в конце периода Хэйан уже полностью перешла в руки нескольких влиятельных кланов – самурайских кланов букэ.

Императорский род в Японии – это предполагаемые потомки пяти японских ванов и правителей Ямато. Период их властвования пришелся на период Кофун. Императоры, а также их родственники принципиально не имеют фамилий, но при необходимости японцам следовало называть их «правящим кланом» оси. Также в Японии было четыре прославленных рода:

  1. Род Минамото – наиболее известен как Гэндзи. Это целая группа, которая включает в себя несколько кланов времен древней и средневековой Японии. Они происходили от детей императоров, которые были лишены статусов принцев и переведены в разряд подданных. Перевод производился путем предоставления фамилии Минамото (как мы отметили ранее, у самих императоров не могло быть фамилий). Сначала представители клана Минамото имели престижный статус, а также были весьма влиятельной семьей, со временем они все превратились в самураев и выполняли исключительно военные задания. От них происходит 21 ветвь потомков первого императорского дома, среди которых Го-Дайно Гэндзи, Го-Нидзе Гэндзи и многие другие;
  2. Род Тайра – еще один род, которые более известен как Хейси. Они являются родоначальниками сразу четырех ветвей императорского дома (Камму Хэйси, Коко Хэйси, Монтоку Хэйси и Ниммё Хэйси);
  3. Род Татибана – представители этого клана являются прямыми потомками принца Нанива-о, который был императорским сыном. При этом, это один из тех кланов, что не имеет никакого отношения к самурайскому роду Татибана, о котором мы писала чуть выше;
  4. Род Фудзивара – представители этого клана являются потомками Фудзивара-но Каматари. Он был одним из влиятельных политических деятелей, а также яматосским придворным.

Иные японские кланы

У Японии очень богатая история, которая связана с родами и кланами. Так, Род Абэ – это потомки принца Охико, которых был сыном императора Когэн. При этом данный клан ничем не связан с еще одним известным родом – родом Абэ из Осю. Отношения между кланами складывались довольно разные. Некоторые находились в постоянной борьбе друг с другом, чтобы завоевать превосходство. Не обходилось и без придворных интриг. Другие кланы видели в сотрудничестве верный путь к взаимовыгодному процветанию и миру.

Например, род Абиру восставал против своего начальства и в целом власти. Также это род, который имел право осуществлять надзор за управлением в некоторых регионах, например, в Кюсю. Этот клан исчез после того, как разгромил восстание, именуемое Коремунэ Сигэхиса.

Некоторые кланы получали особые, древние родовые имена. Одним из таких было имя медзи. Оно использовалось самураями для того, чтобы обозначить особенности своего происхождения от конкретного семейства, а не от какого-либо аристократического рода. Семейство Кугэ – еще одно, использовавшее родовые имена (камэй), и также с целью обозначить свое уникальное происхождение. Каждое родовое имя сопровождалось суффиксом -си (в переводе с японского языка данный суффикс означал «род»).

Замечание 1

Таким образом, кланы Японии – это особая группа родов древней и средневековой Японии, которые происходили от детей именитых и влиятельных императоров. Но им при этом было отказано в статусе принцев, поэтому они продолжали свое существования, собирая вокруг себя подданных, членов семьи и образуя тем самым кланы.

На момент изучения историками насчитывалось более тысячи самых разнообразных японских кланов, каждый из которых носил особое имя и имел особую историю происхождения. Каждый клан обладал своей атрибутикой, особое внимание уделялось гербу, поскольку в него закладывали особый смысл, а также герб мог помочь защитить клан от нападок извне.

Самыми почетными японскими кланами стали следующие. Во-первых, это японский императорский дом, который стал самым влиятельным и уважаемым родом в истории существования государства. Во-вторых, род Минамото, который состоял из детей императоров, по тем или иным причинам отвергнутых самим отцом. Вследствие этого образовалась вторая по влиятельности сословная структура на всем японском архипелаге. В-третьих, род Тайра, который играл важнейшую роль в феодальных войнах, разразившихся на рубеже 11-12 веков. Также этот род имел императорское происхождение, но при дворе не обладал особым авторитетом. Потомками рода Тайра являются самураи, которые сыграли огромную роль в становлении и развитии сегуната и в целом всего японского государства. Еще один влиятельный клан – род Фудзивара. В основном он состоял из регентов, а наибольшую известность получил благодаря тому, что однажды смог организовать государственный переворот и довести его до конца.

Таким образом, каждый род опирался на свое положение, и среди них также присутствовала особая иерархия. В первую очередь, положение определялось происхождением членов клана, а также тем, какой деятельностью занимались участники, и какой вклад они вносили в развитие страны, а также в ее обороноспособность и процветание. Конечно, большими привилегиями обладали императорские дети, хотя самураи также добились больших успехов и были достаточно привилегированным кланом.

Поделиться: