Комбинирование, агглютинация, акцентуирование, типизация – техники воображения по С.Л. Рубинштейну. Психологическая характеристика воображения Примеры типизации в психологии

Агглютинация прием воображения, благодаря которому происходит соединение несоединимых в реальности качеств и свойств:

    наделение человека свойствами животных;

    наделение животных свойствами человека;

    наделение природы качествами человека.

Акцентирование - прием воображения, заключающийся в подчеркивании отдельных частей предмета или отдельных признаков, приводящий к изменению пропорций.

Гиперболизация – изменение качества предметов в сторону увеличения или уменьшения без изменения пропорций.

Схематизация – прием воображения, благодаря которому происходит сглаживание различных предметов и выявление черт сходства между ними, причем происходит слияние, наложение отдельных представлений, различия отбрасываются, а черты сходства заостряются.

Типизация – прием воображения, благодаря которому происходит выделение существенного, повторяющегося и воплощение этого существенного в конкретном образе.

4. Эмоции

Эмоция как субъективное переживание

Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Эмоции – это сигналы, которые выражают субъективное значение явления. Это реакция субъекта на ситуации, делающие затрудняющим поведение субъекта. Это непосредственное переживание.

Переживание – это любое состояние сознания субъекта или явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его внутренней жизни.

Переживание – это особое субъективное отражение не окружающего мира, а мира, взятого по отношению к субъекту с точки зрения предоставляемых ему ситуаций. Переживание возникает в критических ситуациях. Критические ситуации – это ситуации невозможности реализовать внутренние желания субъекта.

Возникновение эмоций:

Эмоции возникают в любой ситуации

Эмоции возникают в специфических ситуациях.

Классификация эмоций

По знаку

Положительные и отрицательные

По интенсивности

Слабые (настроение) и сильные (аффект)

По продолжительности

Кратковременные и длительные

По глубине

Глубокие и поверхностные

По воздействию на организм

Стенические (повышают активность) и астенические (снижают активность)

Виды эмоций:

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с удовлетворением актуальной потребности.

Удивление - эмоциональная реакция на неожиданные обстоятельства.

Страдание - отрицательное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения актуальной потребности.

Гнев - отрицательное переживание, часто протекающее в форме аффекта, представляющее собой реакцию на неожиданно возникшее препятствий на пути к достижению желаемой цели.

Страх - отрицательное эмоциональное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия.

Стыд - состояние, вызываемое осознанием своего несоответствия мнению окружающих или собственным принципам.

Виды эмоциональных состояний:

I. Эмоциональный тон ощущений - непосредственное переживание удовольствия или неудовольствия при условиях наличия у субъекта тех или иных ощущений. Ощущения возникают в случае воздействия на органы чувств. Эмоциональный тон ощущений побуждает субъекта к сохранению оказываемых на него воздействий или устранению их.

II. Собственно эмоции (или предметные эмоции). Это ситуационное эмоциональное состояние, более или менее кратковременное и связанное с конкретной ситуацией удовлетворения актуальной потребности.

Настроение - это общее, более или менее устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека.

Аффект-это сильное, относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Аффект сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями, а также значительными физиологическими изменениями.

Стрессовое состояние - это форма, близкая к аффекту, но по длительности протекания приближающаяся к настроению. Стрессовое состояние возникает в ответ на экстремальные воздействия - стрессоры. Кривая Хебба - зависимость эффективности деятельности от сил эмоций. Чем сильнее эмоции, тем эффективнее деятельность, но для каждого субъекта есть свой оптимум. Если интенсив- ность эмоции превышает этот оптимум, то эффективность деятельности снижается вплоть до полной дезорганизации.

Стресс (stress - англ. - давление, нажим), по Г.Селье, есть специфический ответ организма на любое предъявление ему требования.

Стрессовые состояния - это вид эмоциональных состояний, близких к аффекту по психологическим характеристикам, но по длительности протекания приближающихся к настроению.

Экстремальное воздействие называется стресс-факторами или стрессорами.

Дистресс (от англ. - горе, несчастье) - ситуация, приводящая к потере резервов организма.

Гетеростазис - новое устойчивое состояние, достигаемое с помощью веществ, которые стимулируют физиологические, адаптивные механизмы, возбуждают дремлющие тканевые защитные реакции (Г.Селье).

Чувство - переживание человеком своего отношения к предметам и действительности, которое характеризуется:

связью с мотивационной сферой личности;

устойчивостью.

Сравнительная характеристика эмоций и чувств:

Функции эмоций.

    Сигнальная. Эмоциональное переживание – есть сигнал, информирующий субъекта о том, как идёт процесс удовлетворения потребности.

    Регулирующая. Эмоции относятся к внутренним процессам и способны побуждать действия и поддерживать необходимую активность.

    Приспособительная. Эмоции (особенно в экстремальных ситуациях) вызывают необходимые действия, устанавливая наиболее оптимальное отношение между субъектом и ситуацией.

    Функция оценки. Благодаря эмоциям оценивается мотивационная значимость отражаемых объектов.

    Актуализация опыта. Благодаря эмоциям субъект посредством актуализации необходимой информации оказывается готовым к развитию событий.

Функция закрепления следов в памяти. Эмоция, сопровождающая событие, выступает как дополнительное подкрепление и благодаря эмоциям событие фиксируется в памяти.

    Экспрессивная. Эмоция выступает как канал коммуникации.

5.Воля

Понятие о волевой и импульсивной регуляции поведения

Воля - сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленной цели (А.В. Петровского).

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением препятствий. Выделяют внутренние и внешние препятствия.

Внешние препятствия - это объективные, существующие независимо от сознания субъекта ограничения активности.

Внутренние препятствия - это субъективные состояния, переживания или качества индивидуальности, которые выступают ограничителями активности (это могут быть моральные нормы, лень и т. д.).

Воля - это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

Во всех определениях подчеркивается способность воли доводить активность до конца, т.е. поддерживать мотивацию.

По Узнадзе, любая активность направляется установкой.

Установка - готовность действовать в определенных условиях при наличии актуальной потребности.

В ситуациях с осознанным столкновением с препятствием у субъекта возникает состояние фрустрации.

Фрустрация - это психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.

Фрустрационная толерантность - это свойство личности, указывающее на невосприимчивость к фрустрационным ситуациям.

Импульсивное поведение - субъекты действуют на основе импульса, исходящего от предмета, источник активности находится вовне и подчиняет себе человека. Такое поведение противоположно волевому.

Локус контроля - устойчивое качество человека, формирующееся в процессе его социализации, выражающее способность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный контроль) или собственным способностям и усилиям (интернальный контроль) (Роттер).

Воля (по Иванникову) - это произвольное создание побуждения к действию через воображаемый мотив.

С. Л. Рубинштейн рассматривал волю как процесс, он ввел понятия «волевое действие» и «волевой акт».

Этапы волевого акта по Рубинштейну:

Постановка цели и стремление ее достичь.

Осознание ряда возможностей достичь цель.

Появление мотивов, подкрепляющих эти возможности.

Борьба мотивов, выбор одного из них (центральный момент волевого акта, сопровождающийся специфической эмоцией, которая переживается субъектом как волевое усилие).

Принятие одной возможности достижения цели.

Осуществление принятого решения.

Воля (по Иванникову) – это произвольное создание побуждения к действию через воображаемый мотив.

С.Л. Рубинштейн рассматривал волю как процесс, он ввел понятия волевое действие и волевой акт.

Этапы волевого акта по С.Л. Рубинштейну:

1. Постановка цели и желание ее достичь.

2. Осознание ряда возможностей достичь цель.

3. Появление мотивов, подкрепляющих эту возможность.

4. Борьба мотивов, выбор одного из них (центральный момент волевого акта, сопровождающийся специфической эмоцией, которая переживается субъектом как волевое усилие).

5. Принятие одной возможности достижения цели.

6. Осуществление принятого решения.

Волевые качества личности:

Целеустремленность – подчинение действий поставленной цели. Если цель теряет свой смысл, а человек продолжает подчинять действие этой цели, это случай ослабления воли – упрямство.

Упрямство – особенность поведения как дефект волевой сферы индивида, выражающийся во что бы то ни стало поступать по-своему вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.

Настойчивость – это умение человека длительно бороться с трудностями и вопреки им осуществлять достижение цели.

Самостоятельность – это умение не поддаваться влиянию различных факторов, которые могут отвлечь от цели, умение критически относиться к советам других и действовать на основе собственных побуждений.

Решительность – способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и выполнять их, особенно проявляется в ситуациях, связанных с риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив.

Апраксия - это патология действия, нарушение произвольных целенаправленных действий.

Гипобулия - менее выраженная форма ослабления воли.

Гипербулия - «сверхволя», возникающая при маниакальных состояниях.

Воображение: понятие, функции, виды, операции (агглютинация, гиперболизация, типизация, схематизация, акцентирование)

Воображение - психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением.

Виды воображения:

  • - Активное воображение - пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • - Пассивное воображение - его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • - Продуктивное воображение - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • - Репродуктивное воображение - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  • - Образное представление действительности;
  • - Регулирование эмоциональных состояний;
  • - Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  • - Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

Агглютинация - создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

Акцентирование - выделение какой-либо части, детали целого.

Типизация - наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

  • - Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
  • - Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта - самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта - это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

воображение психологический коллектив поведение

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.

Перечислим приемы и способы процесса воображения.

1. Агглютинация - "склеивание", комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).

2. Акцентирование или заострение - выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом.

3. Гиперболизация- увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.

4. Схематизация- сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

5. Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. А.М. Горький писал: "Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные типы".

Воображение различается у людей по нескольким признакам:

яркости образов;

степени их реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности;

широте воображения;

произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное воображение);

типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.);

устойчивости.

Воображение многофункционально. Среди его важнейших функций Р.С. Немов называет следующие.

Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Планирование и программирование деятельности - составление таких программ поведения, когда проблемная ситуация не определена.

Управление психофизиологическим состоянием организма. С помощью воображения чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Из ничего не могут возникнуть. Уже хорошо известно, что они формируются на основе предшествующего опыта, представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Протекать процесс создания образов может в различных формах и проходит два основных этапа:

  1. Первый этап. Имеющиеся представления и впечатления расчленяются на составные части или, другими словами, происходит анализ полученных или сформированных впечатлений. Объект и его части в ходе такого анализа абстрагируются. Абстракция предполагает внимательное «вычерпывание» сущностных сторон предмета по частям и «без потерь». При абстрагировании неточности зависят от того, что исследователь останавливает свой взгляд на частном и поверхностном;
  2. Второй этап. Далее с этими образами могут осуществляться преобразования – возникновение новых сочетаний и связей и, во-вторых, появление совершенно нового смысла. Операции, которые производятся с абстрагированными образами, характеризуются как синтез.

Формы синтезирующей деятельности воображения довольно многообразны. Рассмотрим некоторые из них.

Агглютинация

Это простейшая форма синтеза в процессе воображения. Суть её в том, что в результате присоединения в воображении частей или свойств одного объекта к другому, создается новый образ.

Надо сказать, что агглютинация была характерна для первобытного мифологического мышления. Мифологические образы у древних народов формировались путем агглютинации.

Например, образ кентавра, образ древнеегипетского божества, образ крылатого человека в рисунках индейцев Северной Америки, образ бабы-Яги, Змея-Горыныча и др.

Агглютинация является целенаправленным подбором заранее продуманных черт. Писатели, например, осуществляют его осознанно, и руководит этим идея, замысел или композиция произведения. Л.Н. Толстой при создании образа Н. Ростовой, не скрывал, что одни элементы черт героини были позаимствованы от его жены, а другие у её сестры. Смешав черты, писатель получил новое единое целое – образ героини романа.

В психологии агглютинация является механизмом, который дает возможность подчинить воображение какой-то тенденции, определяющей весь спектр комбинируемых признаков, чтобы придать им смысл.

Эта форма синтеза широко используется в искусстве, техническом творчестве. В результате использования агглютинации, создан автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке.

Агглютинация по форме преобразования представления близка гиперболизации. Здесь имеется в виду увеличение предмета, например, великан Гулливер, и изменение количества частей предмета и их смещение. Например, в индийской мифологии многорукие богини. Агглютинацию в противовес абстрактному мышлению, часто называют символическим мышлением.

В основе агглютинации лежат разнообразные процессы, которые можно разделить на две основные группы:

  1. Процессы, с недостаточностью критичности;
  2. Произвольные процессы, контролируемые сознанием и связанные с мыслительными обобщениями.

Увеличение или уменьшение объекта, а также его частей это наиболее распространенный способ переработки образов восприятия в образы воображения. Самые разные литературные персонажи были созданы с помощью такого способа.

Осуществление агглютинации может происходить с помощью включения в новый контекст уже известных образов. Между представлениями в этом случае устанавливаются новые связи, и совокупность образов получает новое значение. Процессу включения представлений в новый контекст обязательно предшествует определенная идея. Если это не сновидение, то процесс полностью контролируем. Человек, при включении известных образов в новый контекст, добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом, поэтому с самого начала весь процесс подчинен определенным осмысленным связям.

Схематизация и акцентировка

Способы схематизации и акцентировки переработки представлений в образы воображения по принципу обобщения существенных признаков, являются наиболее существенными:

  • Схематизация. Она имеет место при различных условиях – может возникнуть при неполном, поверхностном восприятии объекта, тогда представления схематизируются случайным образом. В этом случае могут возникнуть искажения в образах воображения, которые извращенно отражают действительность. Такие явления часто встречаются у детей. С другой стороны – достаточно полное восприятие объекта. В этом случае причиной схематизации может быть забывание каких-либо несущественных деталей. Тогда на первый план в представлении будут выступать существенные детали. Представление в этом случае становится более обобщенным и утрачивает индивидуальность. Есть и третья причина схематизации. Это может быть сознательное отвлечение от второстепенных и несущественных сторон объекта. Сознательно направляя свое внимание на существенные свойства объекта, он сводит представления до определенной схемы;
  • Акцентирование. Суть его заключается в подчеркивании наиболее типичных признаков образа, особенно при создании художественного образа. Переработка образов восприятия в образы воображения имеет главную особенность, которая заключается в том, что художественный образ дает широкое обобщение, которое всегда отражено в конкретном образе. Создание типического образа является сложным творческим процессом, отражающим определенные индивидуальные особенности того человека, который этот образ создает.

Другие формы синтеза образов

Помимо агглютинации, гиперболизации, схематизации, синтез образов в процессах воображения может осуществляться и в таких формах:

  • Литота. Это уменьшение предмета, в отличие от гиперболизации, например, мальчик с пальчик. Данные приемы широко используются в народных сказках и фантастических произведениях;
  • Подчеркивание. Это акцентирование какой-то части или определенного качества человека. С помощью этого приема создаются всем хорошо известные шаржи и карикатуры;
  • Типизация. Выделение в однородных фактах чего-либо существенного и воплощение этого в конкретных образах. Этот прием широко применяется в литературе и является самым сложным;
  • Комбинирование. Сочетание данных элементов в новые, необычные комбинации. Это простейшая техника воображения, когда исследователи считали механизмом воображения ассоциации;
  • Аллегоризация. Это использование образа в переносном смысле, который является условно избранным знаком какого-либо явления действительности;
  • Метафоризация. Это есть построение метафор, которые являются более глубоким воображаемым отражением явления, по сравнению с аллегорией. Между метафорическим образом и его значением существует определенное сходство;
  • Символизация. Это самая большая и сущностная по наполнению техника воображения, использующая символы. Символы помогают человеку сознательно получать послания от собственного бессознательного. От понятия символ отличается неограниченным объемом значения.

Таким образом, в технике воображения создается сложное динамическое единство сознательного и бессознательного. Само воображение – это свободное, своеобразное, творческое отражение действительности.

2. Схематизация

По мере категоризации личности, события или ситуации в процесс социализации включается схематизация – нахождение в опыте соответствующей схемы. Наиболее часто встречающееся определение схемы – знания о понятиях или типах стимулов, включающие их атрибуты и отношения между ними. Схемы представляют собой ряд взаимосвязанных мыслей, представлений, социальных установок и стереотипов, предоставляющих возможность быстрого распознания объектов при наличии ограниченных информационных ресурсов. В наиболее общем виде они представляют собой некоторые, основанные на индивидуальном опыте обобщенные представления в отношении объектов и ситуаций, применяемые к их быстрой оценке и прогнозированию возможного развития отношений. Когнитивные схемы организуют репрезентации людей по отношению конкретных аспектов их окружения, создают основания для ориентации и избрания оптимальной стратегии обращения. Схемы очень сходны с прототипами и часто используются взаимозаменяемо .

Во многих случаях, сталкиваясь с ситуацией или конкретным объектом, человек уже обладает некой схематизированной структурой представлений об объекте, ситуации и возможной логике развития событий. Более того, даже при очевидной для других неадекватности избранной схемы он упорно придерживается ее. Причем, человек буквально напичкан самыми разнообразными схемами, составляющими его алгоритмический оценочный и поведенческий багаж. Люди не снабжены всеми необходимыми атрибутами на каждый день. Каждый объект, а точнее представления о нем обладают элементом неопределенности, заполняемой наличными информационными ресурсами, представленными в имеющихся схемах. Ряд схем могут объединяться друг с другом в семантические сети. Чем более близки схемы друг по отношению к другу, тем более вероятна их одновременная активация, предоставляющая полезную информацию. Обладая способностью совершать выводы и делать обобщения на будущее, фиксируемые в опыте в виде схем люди получают дополнительные ресурсы оптимального функционирования. Последующая проверка правильности данной схемы приводит к увеличению вероятности ее будущего воспроизведения.

Янчук В.А. различает следующие типы схем: схемы личности; ролевые схемы; скрипты; схемы свободного содержания; схемы самости . Для нашего понимания процессов формирования социальных стереотипов наиболее важно рассмотреть схемы личности и ролевые схемы.

Схемы личности – индивидуализированные структуры знаний о конкретных людях и их особенностях. По существу по отношению к любому знакомому, да и не знакомому человеку формируется некая имплицитная теория личности, которая представлена в опыте в виде схемы, отражающей субъективно наиболее существенные или значимые характеристики. Именно на этапе формирования этого представления о человеке и происходит насыщение схемы собственными суждениями, впоследствии укореняющимися в виде социальных стереотипов. Встречаясь с человеком, в большинстве случаев мы не осуществляем его детальное изучение, а как бы осуществляем поиск наиболее пригодной схемы и выступающей в дальнейшем в качестве ориентира для развития взаимоотношений. Детальность схемы во многом определяется степенью знакомства с человеком, его типичности и т.п. .

Ролевые схемы – структуры знаний о требованиях, предъявляемых к определенным социальным ролям. Каждый из нас обладает представлениями о том, что должен делать, каким должен быть человека, занимающий определенную позицию в обществе, т.е. выполняющий соответствующую социальную роль. Эти представления могут варьироваться от человека к человеку, от ситуации к ситуации, но, тем не менее, они определяют наши ожидания. На основе таких представлений и ожиданий и формируется социальный стереотип, в основе которого лежит установка, своеобразная предуготованность к определенного рода оценкам и интерпретациям .

Использование схем. Люди, ситуации и события могут обладать различными характеристиками, не всегда очевидными для выбора в качестве оснований для категоризации, а следовательно для выбора соответствующей схемы. В процессе выбора схем люди исходно предпочитают принятие скорее субтипов нежели уровня представленности в иерархии, а также более предпочтительное принятие стереотипов и социальных ролей по сравнению со схемами черт. Предпочтение может отдаваться так же более легко идентифицируемым и активизируемым схемам, основывающимся на индивидуально значимых индикаторах, например, цвету кожи, одежде, привлекательности, контекстуальной отличаемости (единственная женщина в компании мужчин) и т.п. Большую роль играет привычность использования схем к оценке человека .

Чем чаще схема используется, тем более верифицированной она субъективно воспринимается, формируя иллюзию валидности. Примером такого рода ригидности использования схем часто является практика людей, работающих в системе человек – человек в течение многих лет, в частности, педагогов. Опыт работы со многими классами и учениками приводит к типизации последних и последующей схематизации по крайней мере наиболее выделяющихся. В последствии же выработавшаяся схема начинает оказывать медвежью услугу педагогу, т.к. у него формируется представление о том, что он уже представляет, какое развитие взаимоотношений с данным учеником его ждет.

Приобретение, развитие и изменение схем. В соответствии с общей теорией схем они научаются или приобретаются из прямого или опосредованного опыта взаимодействия с социальным окружением. Именно через непосредственный опыт и происходит формирование основного репертуара схем.

Менее исследован процесс формирования схем. Большая часть из предложенных различными авторами процессов носит преимущественно гипотетический характер. Янчук В.А. приводит две классификации процессов, лежащих в основе формирования схем.

Р.Норман (R.Norman), выделяет следующие три процесса:

1. Наращивание – тип научения фактов, прослеживание которых приводит к их фиксации в памяти для последующего воспроизведения.

2. Настройка – сформировавшаяся схема переопределяется и адаптируется для более тесного увязывания с жизненным опытом.

3. Реструктурирование – процесс создания новых схем через их паттернированное обобщение.

Ротбарт (Rothbbart) предлагает следующие три процесса:

1. Бухгалтерия – медленный процесс изменения как реакция на новую очевидность.

2. Конверсия – изменение в случае достижения противоречиями старой схемы состояния критической массы, сопровождаемое радикальной трансформацией.

3. Субтипизация – изменение конфигурации схем, как реакция на опровержения, посредством выделения ряда субкатегорий .

Столь детальное рассмотрение проблематики схематизации обусловлено той популярностью, которую она приобрела в исследованиях 1980-90-х годов. В то же время, наряду с уже отмечавшимися достоинствами схематический подход обладает и рядом уязвимых черт. Тем не менее, его роль в формировании стереотипных представлений о социальной реальности бесспорна и исследования в данной проблемной области продолжают интенсивно развиваться и сегодня.

Поделиться: