Методика Цицерона – эффективно запоминаем информацию. Факторы запоминания Условием успешного непроизвольного запоминания является

Форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому и необходимо больше знать о нашей памяти. Ее отсутствие называется амнезией.

Основными процессами памяти являются:

  • заучивание;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • узнавание;
  • забывание.

Выделяют также такие виды памяти:

  1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой - без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
  2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).

Эффективность произвольной памяти зависит от ряда условий; к ним относятся:

  1. Цели запоминания (насколько прочно, как надолго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после него многое забудется. Если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
  2. Приемы заучивания.

Они бывают такими:

Механическое дословное многократное повторение. Работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания.

  • Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. Работает логическая память (смысловая). Она основана на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем механической.
  • Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки). В этом случае задействуется образная память. Она бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.
  • Мнемотехнические приемы запоминания (для облегчения запоминания).

Выделяют также память кратковременную, долговременную, оперативную, промежуточную. Любая информация сначала попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения.

Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении и КП помещается и среднем 7 ± 2 единицы информации. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слои, цифр, чисел, фигур, картинок и т. и, Главное - добиться, чтобы эти «элементы» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слои а единый целостный «образ». Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален. По нему можно прогнозировать успешность обучения, прибегая к формуле: ОКП/2 + 1 = прогнозируемый учебный балл успеваемости.

Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации.

Она бывает двух типов:

  1. ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию).
  2. ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память проявляется в ходе выполнения и обслуживания определенной деятельности, что происходит благодаря сохранению информации, поступающей как из КП , так и из ДП , необходимой для выполнения действий.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. Она накапливается в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти, категоризации информации, полученной за прошедший день, и перевода ее в долговременную память. После сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее 3 часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации. Чтобы уменьшить забывание, необходимо выполнить ряд операций. Во-первых, понять, осмыслить информацию (механически выученная, но не понятая до конца, она забывается быстро и почти полностью - кривая забывания Iа (рис. 3.21). Во-вторых, повторять информацию (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Нужно чаще повторять в первые дни после заучивания, потому что тогда потери от забывания максимальны. Лучше действовать так: в первый день - 2-3 повторения, во второй - 1-2, с третьего по седьмой - по одному повторению, после этого одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и приводящее к почти полному забыванию информации через неделю после сессии.

Забывание в значительной мере зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и следующей за ним. Отрицательное влияние первой получило название проактивного торможения , а второй - ретроактивного торможения . Оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если она требует значительных усилий.

Формы воспроизведения:

  • узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
  • воспоминание , которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
  • припоминание , представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
  • реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
  • эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Чтобы облегчить запоминание, можно прибегнуть к мнемотехническим приемам.

Среди них:

  1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).
  2. Ритмизация - перевод информации в стихи, песни, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.
  3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова; так, чтобы запомнить медицинские понятия «супинация» и «пронация», используют созвучную шуточную фразу «суп несла и пролила»).
  4. Нахождение ярких, необычных образов, картинок, которые «методом связки » соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук. Это легко сделать, если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт в «очках» - «карандаш» - подходит к полной даме, «люстре», на которую шаловливо посматривает «стул», на чьей обивке сверкают «звезды». Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно. Чтобы повысить эффективность запоминания с помощью этого метода, следует сильно искажать пропорции (огромный «жук»); представлять предметы в активном действии («карандаш» подходит); увеличивать количество предметов (сотни «звезд»); менять местами функции предметов («стул» к «люстре»). Попробуйте запомнить таким образом список слов, затрачивая на каждое по 3 с: трава, дом, павлин, платье, очки, скрепка, гвоздь, клей. Удалось?
  5. Метод визуализации : образно, в разных деталях мысленно представлять («видеть») запоминаемую информацию.
  6. Метод Цицерона . Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставляйте мысленно по ходу вашего продвижения по комнате. Вы сможете вновь все вспомнить, представив себе свою комнату, - все будет на тех местах, где вы расположили при предыдущем «обходе».
  7. При запоминании цифр, чисел можно использовать такие приемы:
    • выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе: например, в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54; выделить знакомые числа: например, в числе 859314 выделить 85 - год рождения брата, 314 - первые цифры числа «пи» и т. д.;
    • «метод зацепок » - замена цифр образами: например, 0 - круг, 1 - карандаш, 2 - очки, 3 - люстра, 4 - стул, 5 - звезда, 6 - жук, 7 - неделя, 8 - паук и т. д. Можно заменять цифры буквами и словами. Например, замена цифр 1,2,3,8 последними согласными буквами в названии этих цифр: 1 - один - Н, 2 - два - В, 3 - три - Р. А цифры 4,5,6,7,9 заменить начальными согласными в их названии: 4 - Ч, 5 - П, 6 - Ш, 7 - С, 9 - Д.
    • Замена словами : 0 — Л (иЛ), 1 — Н (Ной), 2 -В (Вой), 3 — Р (аРия), 4 — Ч (оЧи), 5 — П (Па), 6 — Ш (уШи), 7 — С (уСы), 8 — М (яМа), 9 — Д(яД), 10 — НиЛ, 11 — НеоН, 12 — НиВа, 13 — НоРа, 14 — НоЧь, 15 — аНаПа, 16 -НиШа, 17 — НоС, 18 — НеМой, 19 — АНоД, 20 — ВоЛ, 21 — ВиНо, 22 — Ви-Ва, 23 — ВаР, 35 — РеПа… 44 — ЧаЧа… 56 — ПаШа… 67 — иШиаС… 78 -СоМ… 84 — МяЧ… 93 — ДаР… 99 — ДуШа, 100 — На-ЛиЛ и т. д. Например, если вам надо запомнить номер телефона 9486138, то 94 - ДаЧа, 86 - МыШа, 13 - НоРа, 8 - яМа. Легко запоминается образ «на даче мышь сделала нору и яму», - этот номер вы уже не перепутаете. 8. Метод тренировки зрительной памяти - метод Айвазовского. Посмотрите на предмет, или пейзаж, или на человека в течение 3 с, стараясь запомнить детали, а потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях; задавайте себе вопросы о подробностях этого образа, затем откройте глаза на 1 с, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета. Так повторите несколько раз.

На процессы памяти пытаются воздействовать также фармакологическими и физическими способами.

Рис. 3.22.

Многие ученые считают, что поиски в области управления памятью должны быть направлены на создание биологически активных соединений - веществ, влияющих на изменение белков клетки (от протоплазмы до сомы), на процессы обучения (как, например, кофеин, биогенные амины), кратковременную или долговременную память (вещества, тормозящие синтез ДНК и РНК, влияющие на обмен белков, и др.), создание и формирование энграмм.

Сейчас изучение фармакологических средств, влияющих на память, идет стремительными темпами. Установлено, что ее стимуляторами могут служить давным-давно известные гормоны гипофиза. «Короткие» цепочки из аминокислот - пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин, значительно улучшают кратковременную и долговременную память.

Согласно гипотезе о физической структуре памяти, в ее основе лежит пространственно-временной паттерн биоэлектрической активности нервных популяций - дискретной и электротонической. Поэтому для управления памятью адекватнее воздействовать на мозг и его подсистемы электрическими, электромагнитными способами. Успеха можно добиться благодаря влиянию физических факторов - электрических и акустических.

Все это говорит о реальной возможности управлять памятью.

Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

Информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочному запоминанию. Ассоциативные связи, даже когда они совершенно невероятны по смыслу, то они запоминаются надолго. Структурные связи также помогают запоминанию: если число 683429731 разместить следующим образом 683-429-731, его будет легче запомнить. Для более легкого запоминания информацию можно разделить на группы А, Б, В, Г и т.д. Можно рифмовать некоторые слова.

Метод ассоциации. Существует простейший способ создания собственных упражнений, помогающих памяти с привлечением ассоциаций. С этой целью следует написать 20 чисел и произвольно связать их с определенными лицами или предметами (подобно описанной здесь тренировке запоминания логически не связанного текста) по системе словесно - числового запоминания.

За этим упражнением должно следовать другое такое же, тем самым будут возрастать мнемонические способности мозга. Этим методом можно выработать феноменальную память.

Запоминание лиц. Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращая внимание на форму, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются у других людей и пр.

Запоминание имен. Первое условие для запоминания имени - оно должно быть произнесено громко и отчетливо. Его следует повторить раз - другой, чтобы зафиксировать в памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому оно принадлежит, с эго характерными приметами и т.д.

Общие условия успешного запоминания.

  • 1. Когда материал интересен для запоминающего.
  • 2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал.
  • 3. Когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания.
  • 4. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации.
  • 5. Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений.
  • 6. Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений).
  • 7. Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа.
  • 8. Когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.

Не существует общих закономерностей памяти. Эти закономерности подразделяются по двум формам памяти: непроизвольной и произвольной. Что же лучше всего запоминается и удерживается в памяти, если человек не ставит специальную цель - запомнить? 1. Сильные физические раздражители (громкий звук, яркий свет), 2. Все то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т.п.). 3. Раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы). 4. Раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску . 5. Лучше запоминается то, что более всего связано с потребностями данного человека, что является объектом активной

деятельности (так, условия задачи, которую мы долго решаем, непроизвольно и прочно запоминаются).

Но в деятельности человека чаще возникает необходимость специально запомнить что-либо и воспроизвести это в соответствующих условиях. Это произвольное запоминание, при котором всегда ставится задача - запомнить, т.е. осуществляется специальная мнемическая, (от греч. "mnema" - память) деятельность. Это специфическая человеческая форма психической деятельности. В процессе развития человека в онтогенезе произвольное запоминание формируется сравнительно поздно (в основном в период школьного обучения). Этот вид запоминания интенсивно развивается в учении и трудовой деятельности.

Условиями успешного произвольного запоминания человека являются: 1) уяснение значимости и смысла воспринимаемого; 2) установление логической взаимосвязи между его элементами; 3) составление плана текста, выделение опорных слов и т.п.; 4) схематизация материала .

Особенно прочно запоминается тот материал, который является объектом активной умственной деятельности , подвергается логической переработке, обобщению, систематизации и т.п. Запоминание становится более успешным при установлении ассоциаций. Облегчают запоминание схемы, таблицы, диаграммы (особенно их самостоятельное составление).

При заучивании следует активно воспроизводить, систематизировать и применять материал, а не прибегать лишь к многократному его повторению.

В тех случаях, когда материал не поддается логической обработке, используются специальные мнемические приемы - создаются искусственные ассоциации (мнемический прием для запоминания последовательности цветов спектра - Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны; последовательность начальных букв каждого слова этой фразы соответствует начальным буквам цветов солнечного спектра). Мнемическим приемом может быть включение материала в ритмические схемы (табл. 4).

Произвольное запоминание может быть и механическим, но по своему объему оно довольно ограниченно.

Исследования показывают, что человек легко удерживает и воспроизводит лишь 3 - 4 изолированных объекта (при одномоментном их восприятии). Такая ограниченность объема удержания и воспроизведения материала объясняется торможением, которое испытывают одни следы со стороны других следов.

Когда испытуемому дается ряд из 10 слогов, то первые и последние слоги запоминаются легче, а средние слоги запоминаются значительно хуже. Чем объясняется этот факт?

Первые элементы не испытывают тормозного влияния со стороны предшествующих впечатлений, а последние члены ряда не

испытывают торможения со стороны последующих элементов, средние же члены ряда испытывают торможение как со стороны предшествующих членов ряда (это называется проактивным торможением) , так и со стороны последующих элементов (ретроактивное - обратнодействующее торможение). Указанная закономерность памяти (лучшее запоминание крайних элементов) называется "фактором края" .

При переходе от запоминания одного материала к запоминанию другого необходимо делать перерывы (минимум на 15 мин), которые предотвращают отрицательную индукцию ретроактивного торможения.

Предположение, что следы не исчезают вовсе, а лишь тормозятся под влиянием побочных следов, подтверждается также явлением реминисценции . Часто бывает так, что при воспроизведении материала сразу после его восприятия количество удержанных в памяти элементов оказывается меньше по сравнению с тем количеством материала, которое человек может воспроизвести после паузы. Это объясняется тем, что за период отдыха снимается действие проактивного и ретроактивного торможения. Явление реминисценции должно учитываться при производстве допроса и очной ставки. Следователь должен учитывать, что в ряде случаев бóльшая полнота показаний получается при повторном допросе.

Для расширения объема механической произвольной памяти очень важно придавать воспринимаемому материалу определенную структуру, группировать его. Вряд ли, например, кто-нибудь сможет запомнить ряд из 16 изолированных цифр: 1001110101110011

Буквы и цифры по коду Морзе Словоформы, соответствующие знакам кода Морзе
А.- ай-да
Б -... ба-ки те-кут
В.-- ви-да-ла
Г --. га-ра-жи
Д -.. до-ми-ки
Е. есть
Ж...- же-ле-зи-сто
3 --.. за-ка-ти-ки
И.. и-ди
Й.--- йес-на-па-ра
К -.- как де-ла
Л.-.. лу-на-ти-ки
М -- ма-ма
Н -. но-мер
О --- о-ко-ло
П.--. пи-ла по-ет
Р.-. ре-ша-ет
С... си-не-е
Т - так
У..- у-не-сло
Ф..-. Фи-ли-мон-чик
X .... хи-ми-чи-те
Ц -.-. ца-пли на-ши
Ч ---. ча-ша то-нет
Ш ---- ша-ро-ва-ры
Щ --.- "ща" вам не "ша"
Ь -..- то мяг-кий знак
Ы -.-- "ы" не на-до
Э..-.. э-ле-ро-ни-ки
Ю..-- Ю-ли-а-на
Я.-.- я-мал я-мал
1 .---- и толь-ко о-дна
2 ..--- две не хо-ро-шо
3 ...-- три те-бе ма-ло
4 ....- че-тве-ри-те-ка
5 ..... пя-ти-ле-ти-е
6 -.... по ше-сти бе-ри
7 --... да да се-ме-ри
8 ---.. во-смо-гo и-ди
9 ----. Но-на но-на-ми
0 ----- ноль-то о-ко-ло
Рзд. -...- ра-зде-ли-те-ка

Таблица 4. Установление искусственных ассоциаций (мнемонический прием) для облегчения запоминания азбуки Морзе

Если же сгруппировать этот ряд в виде двузначных чисел: 10 01 11

01 01 11 00 11, то он запоминается легче. В виде четырехзначных чисел этот ряд запоминается еще легче, так как он состоит уже не из 16 элементов, а из четырех укрупненных групп: 1001 1101 0111 0011. Укрупнение элементов в группы уменьшает количество тех элементов, которые вызывают про- и ретроактивное торможение.

Наиболее продуктивной является осмысленная произвольная память, основанная на установлении смысловых связей. Чтобы убедиться в этом, проведем простой опыт (табл. 5).

Продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше механической памяти.

Установление смысловых связей, структуры, принципа, закономерности построения объекта - основное условие его успешного запоминания. Трудно механически запомнить цифры 248163264128256, но очень легко запомнить эти же цифры, если установить в этом ряде цифр определенную закономерность (удвоение каждой последующей цифры).

Произвольное запоминание облегчается выявлением принципа организации материала (рис.42).

Запоминание большого по объему логического материала сопровождается следующими действиями: 1) сложный материал разделяется на самостоятельные смысловые части; 2) устанавливается структура каждой части, отношения между ее элементами, кратко формулируется (своими словами) содержание каждой части; 3) устанавливается логическая последовательность всех частей. Эта последовательность формулируется в виде системы опорных слов. Например, текст своего доклада человек запоминает по следующим словам: введение, значимость проблемы, два факта, вывод.

Таблица 5. Тест на эффективность запоминания по механическому и смысловому основанию. Прочтя один раз вышеприведенные пары слов в левой части, отдайте книгу товарищу и попросите его называть лишь начальные слова каждой пары, а сами попытайтесь по ассоциации воспроизвести каждое второе слово во всех парах. Запишите все воспроизведенные вами слова. То же самое проделайте и с материалом правой части. Сравните результаты.

Все процессы памяти неразрывно взаимосвязаны. От того, как мы запомнили материал, зависит его сохранение и воспроизведение. Воспроизведение является основным критерием запоминания.

Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, называется припоминанием . Преодолению трудностей припоминания содействует установление различных ассоциаций.

Воспроизведение, связанное с временной и пространственной локализацией прошедших событий называется воспоминанием .

Воспроизводимые образы предметов или явлений называются представлениями . Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.). Особенностью представлений является их наглядность. Но представления не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки предметов. Если те или иные представления связаны с нашей деятельностью, то в них на передний план выдвигаются те стороны объектов, которые для данной деятельности наиболее существенны.

Представление памяти всегда содержит в себе обобщение . Это обобщенные образы действительности. В них сохраняются постоянные признаки вещей и отбрасываются случайные, поэтому представления являются более высокой ступенью познания, чем ощущение и восприятие. Они являются переходной формой от ощущений к мысли.

Представления всегда бледнее и менее полны, чем образы восприятия. Представляя образ хорошо знакомого объекта, например фасад вашего дома, вы обнаружите, что образ представления фрагментарен , он всегда несколько реконструирован .

В одном опыте испытуемым показали картинку с изображением идущей женщины, которая оглядывалась на шедшего за ней мужчину с собакой. Воспроизводя образы этой картинки, некоторые испытуемые утверждали, что на картинке изображена собака, нападающая на женщину, а мужчина охраняет ее. Типичные представления о нападающей собаке, о том, что мужчина должен охранять женщину повлияли на формирование образов представления по данной картинке.

У отдельных людей некоторые типы представлений бывают особенно яркими и полными (гак, у художников обычно развиты зрительные представления, у музыкантов - слуховые, а у танцоров - двигательные). Различия в показаниях свидетелей нередко вызываются особенностями их представлений. Выявление особенностей представлений лиц, дающих показания по делу, содействует объективной оценке их показаний. (В следственной практике бывали случаи, когда у допрашиваемого лица смешивались представления о цвете: красное называлось коричневым, и следствие первоначально было дезориентировано.)

У отдельных людей возникают полные красочные представления после однократного и непродолжительного восприятия объекта.

Такие образы представлений называются эйдетическими (от греч. "eidos" - образ).

Наряду с запоминанием, сохранением, воспроизведением процессом памяти является и забывание . Физиологической основой этого процесса является торможение временных нервных связей (но временные связи только угасают, а не исчезают полностью).

Забывание связано также с ослаблением дифференцировочного торможения, в силу его воздействия в первую очередь забываются детали. В основе временного забывания лежит явление отрицательной индукции (влияние торможения на возбудимость соответствующих нервных центров), а также охранительное торможение, возникающее в результате крайнего переутомления.

Процесс забывания протекает неравномерно. Наиболее интенсивно забывание осуществляется в первое время после запоминания, а затем оно несколько замедляется (эта закономерность, изображенная графически, называется кривой Эббингауза).

Забывание - целесообразный процесс, если оно касается того материала, который не имеет существенного значения.

Продолжение. Начало в №№ 17, 18.

В развитии ребенка, в познании окружающего мира, формировании знаний, умений, навыков огромное значение имеют возрастные и индивидуальные особенности памяти.

Об особенностях памяти дошкольников красноречиво свидетельствуют опыты З.М. Истоминой, показавшие, что единственным способом выполнить задачу произвольного запоминания словесного материала для них является повторение: многократное произнесение слов шепотом про себя вплоть до того момента, когда их необходимо воспроизвести. Сохранить список слов в памяти помогала ребятам речевая активность.

Другая отличительная особенность запоминания у дошкольников состоит в том, что они запоминали и затем воспроизводили материал только в том случае, если он имел внешне обязательный характер (например, был представлен в форме поручения в игровой ситуации). Дошкольники младшего и среднего возраста не способны сами выполнить задачу произвольного запоминания. В дальнейших исследованиях был выявлен важный факт, который свидетельствует о незначительных различиях между непроизвольным и произвольным запоминанием у детей данного возраста. Самые большие различия между результатами в этих двух видах памяти наблюдались у 3–4-летних, с возрастом они уменьшаются.

Обучающие эксперименты доказали, что у дошкольников (особенно пяти- и шестилеток) есть определенные возможности для самоконтроля в процессе запоминания: уже на четвертом году жизни они способны контролировать себя при заучивании. Однако если этот самоконтроль осуществлялся простым повторением слов вслух, то давал небольшие результаты запоминания. Но когда исследователь обучал 5–6-летних детей с помощью игрового приема (смысл каждого слова подтверждался картинками), эффективность запоминания существенно возрастала.

Сегодня не вызывает сомнений то, что в механизмах памяти большее значение принадлежит природным факторам, органическим предпосылкам. У младших дошкольников – особенно трехлеток и четырехлеток – запоминание протекает преимущественно в виде непосредственного запечатления, воспринятого без применения каких-либо специальных приемов, содействующих запоминанию, где в качестве одного из основных факторов выступает органическая основа памяти. Об этом свидетельствует и тот факт, что при однообразии путей запоминания между детьми существуют большие различия в продуктивности памяти.

Следовательно, основной чертой памяти дошкольников (при имеющихся «резервах» ее развития) остается непосредственность, опирающаяся на чувства детей, их сопереживание, на наглядные образы действительности.

Школа ставит перед ребенком новые требования, связанные с необходимостью систематического усвоения знаний. В процессе обучения память, вооружаясь новыми способами, претерпевает качественные изменения – от импульсного запоминания дошкольника до смыслового запоминания старшего школьника.

Психологические наблюдения показывают, что память далеко не сразу и не у всех меняет свой непосредственный характер. На протяжении почти всего периода начального обучения преимущественной остается наглядно-образная память. На нее в основном и опираются младшие школьники при запоминании. Приемы смысловой переработки материала они используют чрезвычайно редко.

В.И. Самохвалова исследовала, как ученики 2-го класса (8–9 лет) использовали прием смысловой группировки текста. Выяснилось, что значительная часть детей не применяла приемы логического запоминания, потому что эти приемы не были у них достаточно сформированы. Не использовали их и часть детей 4-го класса (10–11 лет). Запоминание у этих детей опиралось в основном на повторение «про себя».

Аналогичные факты получены и К.П. Мальцевой, исследовавшей готовность школьников применять другой прием – смысловой разбивки связных текстов, позволяющий вычленить главное в содержании текста.

Основной способ запоминания младших школьников – многократное повторение материала, который они стараются заучить дословно. У них так же, как у дошкольников, плохой самоконтроль в процессе заучивания.

К концу младшей школы дети начинают постепенно осваивать управление своей памятью. Младшие школьники, чтобы облегчить запоминание, начинают применять различные приемы смысловой группировки.

Одиннадцатилетние дети уже вполне адекватно могут выделять характерные черты предметов и строить их полноценную классификацию. Но сознательно использовать их в качестве приемов запоминания они начинают позже. Например, пользоваться классификацией в качестве приема запоминания дети начинают только с 6-го класса, с 12–13 лет. С этого же возраста они начинают использовать приемы смысловой памяти по собственной инициативе.

В среднем школьном возрасте сдвиги в развитии памяти наиболее существенны. Именно подростковый возраст вносит качественные изменения в структуру памяти. «Средняя производительность» памяти увеличивается до 14 лет (для запоминания использовались буквы, бессмысленные слоги, отдельные конкретные слова и изображения предметов). В 15 лет начинается спад в развитии памяти: в этом возрасте она ниже, чем у 14-летних (и даже 11-летних); в 17 лет ниже, чем в 16; в 18 – чем у 17-летних.

Однако по другим исследованиям продуктивность механического запоминания в 14–15 лет оказывается выше, чем в 11–12.

Многие ученые сходятся в том, что после 12 лет значительно увеличивается продуктивность осмысленного запоминания. В этом возрасте существенно изменяется сам характер запоминания. Увеличивается разнообразие средств, способствующих запоминанию, повышается уровень овладения ими. Дети пытаются осознать структуру материала. В подростковом возрасте уже можно говорить о хорошей сформированности произвольного запоминания.

Школьники старших классов уже намеренно используют смысловые приемы, вполне сознательно облегчая себе запоминание. Они начинают активно применять наиболее сложные способы переработки информации. Возрастает продуктивность запоминания абстрактного материала. Память становится высоко произвольной и хорошо управляемой.

Наверное, вы обратили внимание, что речь шла о средних тенденциях, о некой общей картине возрастных особенностей развития памяти. Вместе с тем накопленный экспериментальный и жизненный материал свидетельствует о том, что у детей любого возраста существуют достаточно выраженные индивидуальные различия. Среди школьников среднего возраста могут встречаться ученики с таким высоким уровнем развития памяти, что она по своим особенностям приближается к памяти старшеклассников. И, напротив, порой мы наблюдаем случаи совершенно неразвитой смысловой памяти у учащихся старшего школьного возраста, мало использующих или почти не использующих приемы смысловой обработки материала, предпочитающих буквальное запоминание, характерное для школьников младших классов. Преобладание непосредственных (чувственных) форм запоминания нередко может сохраняться и у взрослых людей. У таких лиц, как правило, хорошо развит один из типов памяти: зрительный, слуховой, двигательный, вкусовой, осязательный и др., на который они стараются опираться при запоминании, а при воспроизведении – восстановить этот образ из памяти. Диапазон индивидуальных различий здесь очень велик.

Вот интересный пример развития памяти у одного испытуемого. Этот человек изумлял окружающих совершенно необъяснимой по своим возможностям зрительной памятью, которая, казалось, не имела границ: он мог сохранять в памяти огромные таблицы чисел, опираясь на их наглядное представление. В качестве противоположного типа приводится пример ученика из математического класса. Благодаря умению найти смысловую структуру материала, оптимально организовать его для запоминания, этот подросток добивался гораздо более высоких результатов, чем дети с лучшей природной памятью.

Подростки художественного склада, которым необходимо было выполнить задание – сложить целую букву из отдельных элементов, разбросанных хаотически на разных карточках, быстро схватывали образ фигуры. Легко обнаруживали ее на фоне других линий, тратили мало времени на выполнение задания. Школьники мыслительного типа, напротив, старательно и долго анализировали отдельные элементы, постепенно приближаясь к нужному рисунку. У них был явно аналитический стиль работы.

Отличия между людьми художественного и мыслительного склада заключаются в глубине разделения явлений внешнего и внутреннего мира. Ведущее место в этом процессе принадлежит слову. Обобщение на первосигнальном уровне основано на целостном отражении воспринятой действительности. С помощью же слов происходит дробление, расчленение целостного, чувственного отражения действительности. Поэтому обобщению на второсигнальном уровне всегда предшествует более глубокий анализ воспринимаемого материала.

Подросткам с яркими способностями к зрительному запечатлеванию свойственны более непосредственная связь с реальным миром, предпочтение конкретных образов. Воспроизведение по памяти у этих школьников отличается большим приближением к оригиналу, наполнено конкретными деталями, верным цветовым оформлением. Это чаще воспроизведение по представлению. Очевидно, что с помощью наглядных представлений они могут успешнее решать задачи, требующие пространственного мышления.

К «мыслителям» относятся школьники с хорошими способностями к переработке информации. Этим ученикам свойствен, в отличие от первых, более опосредованный характер освоения действительности. Любую информацию они склонны переводить в вербальную форму, а в мире слов чувствуют себя лучше, чем в реальном мире конкретных предметов, которые не способны отражать целостно. Такой опосредованный стиль восприятия у «мыслителей» распространяется на все познавательные процессы. При запоминании такие подростки прежде всего стараются выделить структурные элементы в материале, установить отношения между ними. И, лишь осмыслив его, пытаются запомнить. Поэтому они хорошо воспроизводят смысловые виды материала, и в этом они особенно отличаются от детей художественного склада. Выраженность способностей к переработке информации у представителей «мыслительного» типа опирается на сформированное словесно-логическое мышление, прекрасную способность к обобщению, высокое развитие в целом вербальной системы.

Характер ошибок при запоминании соответствует типу мышления: в тестах на определение способностей к запечатлению ошибок меньше у лиц с художественным складом; в тестах на способности к переработке – у «мыслителей».

Виды нарушения памяти

Причин нарушения памяти множество. Они возникают при различных неблагоприятных влияниях на ЦНС. Те или иные расстройства памяти были выявлены благодаря клиническим наблюдениям за больными с различными черепно-мозговыми травмами, перенесшими заболевания мозга, при хронических интоксикациях, сосудистых патологиях (гипертоническая болезнь, атеросклероз), хронических заболеваниях ЦНС, нарушениях в психической сфере.

Рacстройства памяти у больных с различными повреждениями мозга делятся на амнезию, агнозию, апраксию.

Амнезия – нарушение памяти на события.

Посттравматическая ретроградная амнезия – невозможность вспомнить события, предшествующие травме. При этом, как правило, страдает информация, уже закрепленная в долговременной памяти. Потеря памяти при этом нарушении может распространяться как на недавние события, так и на отдаленные. Иногда посттравматическая амнезия сопровождается потерей памяти и на последующий период выхода из бессознательного состояния. Это так называемая антероградная амнезия, для которой характерна потеря способности усвоения новой информации (при этом виде амнезии информация не может переходить из кратковременной памяти в долговременную). Обе эти амнезии со временем проходят.

Корсаковский синдром – больные теряют способность фиксировать текущие события, тогда как память на отдаленные события у них сохраняется. Характерные симптомы – потеря ориентации во времени и пространстве, неспособность запоминать хронологию событий.

Прогрессирующая амнезия – вызвана сосудистыми болезнями мозга. К ней относятся нарушения памяти при болезни Альцгеймера, а также старческие расстройства памяти, связанные с атеросклерозом. Потеря памяти сначала затрагивает недавние события, а потом, по мере развития заболевания, распространяется и на более отдаленные, приводя в особо тяжелых случаях к полной потере памяти на предшествующие события и к невозможности запоминания новой информации.

Агнозия – нарушения восприятия.

Агнозия приводит к избирательному нарушению какой-либо специфической памяти – зрительной, слуховой, тактильной. Например, при зрительной агнозии человек, видя предмет, не может его узнать. При слуховой не узнаются известные ранее мелодии и различные звуки. Тактильная агнозия нарушает способность с закрытыми глазами определить хорошо знакомые предметы.

Конфабуляция – ложные воспоминания. Часто ими замещается пробел, возникший в результате амнестических расстройств. Содержанием ложных воспоминаний могут быть разнообразные события или истории, как бы повышающие престиж повествующего о них. Это может относиться, например, к его мнимому знакомству с известными людьми, невероятным приключениям, часто любовного характера и т. д.

Апраксия – нарушения программирования движений.

Невозможность выполнить привычные движения, такие, как одевание, приготовление пищи, умывание и т. д., хотя способность к движению и мышечная сила сохраняются.

Основные принципы организации памяти

  1. Пауза. Она даст вам время оценить обстановку и подумать. Пауза снижает вероятность поспешных действий, таким образом заставляя нас сосредоточить внимание на нужном предмете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и разного рода помехам и является необходимым условием для наблюдения. Прежде чем выйти из дома, сделайте паузу и оглядитесь по сторонам – тогда вы ничего не забудете взять с собой.
  2. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Это оздоровительное упражнение для мозга позволит вам снять напряжение. Вы запишете информацию более точно и извлечете ее из памяти без усилий. Если вы нервничаете или расстраиваетесь из-за того, что не можете вспомнить что-то важное, успокойтесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и дайте себе время подумать. Попытайтесь прибегнуть к наблюдению: осмотритесь по сторонам; определите для себя то, что необходимо сделать.
  3. Осознание – это ключ к избирательному вниманию и наблюдению. Без него нельзя гарантировать последующего извлечения информации. Первое и самое главное – сознательно вовлекайте как можно больше чувств в процесс записи информации. Постарайтесь воспринимать окружающую действительность, как это делают дети, и вы поймете, сколько нужных вещей не замечали раньше. В большинстве своем люди ненаблюдательны, однако в недостатке внимания они склонны обвинять свою память. Задерживая мысленный взор на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках, вы не только будете лучше запоминать людей, места, маршруты и важные дела, но и сможете лучше оценивать свое окружение. Придерживайтесь золотого правила обработки информации: выбирайте, концентрируйте и анализируйте.
  4. Образные ассоциации – это существенный принцип, используемый всеми, кто не помнит местонахождения различных предметов: очков на столе, ключей рядом с телефоном, машины на стоянке. Прибегая к образной ассоциации, вы значительно увеличиваете количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Представьте свой ум в виде фотокамеры, способной запечатлевать картины окружающей действительности, из которых вы можете выбирать разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями.
  5. Личные комментарии способствуют эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти. Делайте комментарии по поводу всех интересующих вас вещей, и вы будете запоминать значительно больше.
  6. Классифицируйте все, что хотите запомнить. Например, любой предмет можно классифицировать по нескольким параметрам: материал, цвет, размер, декоративность, цена. Если вы заносите подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии вам будет легче извлечь нужный материал из памяти.
  7. Просмотр и использование материала обеспечивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Чем чаще вы будете пользоваться информацией, тем легче извлечь ее из памяти.

Усвоив эти принципы хорошей работы памяти, вы больше никогда не будете жаловаться на забывчивость.

Рис. Е. Медведева

Продолжение следует

Мини-лекция: Память. Приемы организации запоминаемого материала

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. Для записи информации в память необходимо придать мыслям нужную упорядоченную структуру. Любая организация запоминаемого материала облегчает работу памяти. Особенно эффективны мнемотехнические приемы (приемы запоминания), так как снабжение образующихся следов памяти «опознавательными знаками», или «адресами», намного упрощает доступ к ним. Искусство хорошего использования памяти состоит в умении удачно выбирать такие знаки.

Наше сегодняшнее занятие – это иллюстрация того, что я Вам только что сообщила.

Существуют определенные приемы работы с запоминаемым материалом, такие как:

· Группировка - разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.).

· Выделение опорных пунктов - фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, шифровые данные, сравнения и т. п.).

· План - совокупность опорных пунктов.

· Классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.

· Структурирование - установление взаимного расположения частей, составляющих целое.

· Схематизация (построение графических схем) - изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.

· Серийная организация материала - установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.

· Ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Психологи раскрыли секрет магической «семерки» (семь бед – один ответ; семеро одного не ждут; семь раз отмерь – один раз отрежь и т. д.). Оказывается, таков в среднем объем нашей оперативной памяти. При одновременном восприятии она способна удержать и затем воспроизвести в среднем лишь семь объектов. Причем семь букв запоминаются не легче, чем семь слов и даже семь фраз.

Поэтому, если подлежащего заучиванию материала очень много, лучше разбить его на большие смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. И еще один вывод следует из этого правила: смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой.

Ведь для запоминания и одного предложения, и одной мысли, в которой заключается смысл двухстраничного текста, требуется сравнительно одинаковый объем памяти. Вот что писал по этому поводу американский психолог Миллер, который открыл это явление: «Это похоже на то, как если бы вам пришлось носить все ваши деньги в кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами».

Ведущий раздает памятки к лекции каждой группе учащихся.

Некоторые закономерности запоминания

1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу все.

4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

5. Если работаешь с двумя материалами - большим и поменьше, разумно начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Дискуссия по теме лекции.

Упражнение «Снежный ком»

Упражнение выполняется в круге. Первый участник произносит любое слово.

23. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ В МЕХАНИЗМЕ ПАМЯТИ. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАМЯТИ

Следующий по кругу участник произносит предыдущее, а затем любое другое. Следующий произносит предыдущие два и добавляет одно свое и т.д.

Подведение итогов занятия

ЗАНЯТИЕ 5

ПАМЯТЬ И ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ (часть2)

Задачи:

1. Знакомство с характеристиками памяти человека.

2. Обучение работе с текстами, приемам запоминания, отработка полученных навыков.

Приветствие.

Каждый участник рассказывает, что хорошего произошло с ним за прошедшую неделю.

Разминка

«Живые скульптуры»

Вся группа делится на две подгруппы. Первая – выходит за дверь. В это время вторая участники второй подгруппы делают какую-нибудь «живую скульптуру». Затем первая подгруппа входит и смотрит. После этого еще раз выходит за дверь и, когда возвращается, должна воспроизвести групповую фигуру, показанную первой группой. Затем группы меняются местами.

Мини-лекция: Методы активного запоминания

Учащимся раздаются памятки о каждом методе с инструкцией попробовать их применить самостоятельно в домашних условиях при подготовке к текущим урокам.

Золотое правило хорошего запоминания - интеллектуальная работа с материалом. Методы активного запоминания включают в себя такую интеллектуальную работу с текстом. Разберем некоторые из них сейчас. Вы получите памятки для организации своей работы, которые сможете использовать дома при подготовке к занятиям в школе и к экзаменам.

Метод ключевых слов.

Что такое ключевое слово? Это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить: — как вспомнится вся фраза.

Этот метод можно применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой. Для этого запоминаемый текст разбивается на разделы. В каждом из разделов выделяются основные мысли, для каждой из них выделяется минимальное количество ключевых слов, которые необходимо связать между собой и запомнить. Таким образом, формируется некоторый костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.

Метод повторения И. А. Корсакова (основные принципы)

1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты и т. п.), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:

1-й день -2 повторения;

2-й день - 1 повторение;

3-й день - без повторений;

4-й день - 1 повторение;

5-й день - без повторений;

6-й день - без повторений;

7-й день - 1 повторение.

3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.

Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз, через 24 часа.

Комплексный учебный метод

Большое количество информации можно запомнить с помощью частичного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой. Однако при частичном учебном методе информация дробится и вырывается из своего контекста, что затрудняет выполнение и приводит к увеличению числа повторений. В отличие от этого, при комплексном учебном методе вся информация, например текст, запоминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а обязательное число повто­рений сокращается. Поэтому там, где это возможно, используйте комплексный учебный метод.

При работе с большим объемом материала трудно хорошо запомнить текст как одно целое. В таком случае разбейте текст на достаточно большие разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором - повторяются первые части и заучивается следующая и т. д.

«Зубрежка»

Бывает так, что какой-то материал ну совершенно «не идет». В этом случае можно прибегнуть к банальной зубрежке.

Конечно, много так не выучишь, но этот способ можно применять, в крайнем случае. У этого способа запоминания материала тоже есть свои правила.

Какова процедура «зазубривания»?

· повтори про себя или вслух то, что нужно запомнить;

· повтори через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды;

· повтори, выждав 10 минут (для запечатления);

· для перевода материала в долговременную память повтори его через 2-3 часа;

· повтори через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти).

Техники запоминания информации

С того момента, как хомосапиэнс спустился с дерева, взял палку и начал обустраивать ареал своего обитания, перед ним возникла потребность в накоплении опыта и передаче его подрастающему поколению.

До появления письменности, информация передавалась в устной форме от отца к сыну. В связи с этим возникала необходимость в использовании техник, которые помогали бы запоминать большие объемы информации.

За это время, человечество придумало огромное количество техник запоминания, начиная от рифмования новой информации, заканчивая продвинутыми мнемоническими приемами и методами.

В данной статье мы поговорим о плюсах и минусах некоторых из них. А также порассуждаем о том, какой должна быть эффективная система запоминания.

ВАЖНО: Суть любой техники запоминания сводиться к созданию связей между запоминаемой информацией.
Почему так? Читаем статью «Как устроена наша память?».

Итак, начинаем.

Техника запоминания №1. Рифмование

Исходя из названия я думаю вам понятно о чем идет речь. Суть метода сводится к составлению стихов из запоминаемой информации. В данном методе есть несколько существенных недостатков.

Во-первых, у вас должен быть талант А.С. Пушкина для того чтобы зарифмовать, например, последовательность из нескольких десятков цифр. Во-вторых, данный метод не предназначен для скоростного запоминания большого объема информации.

Из плюсов… . Пожалуй, только развитие поэтических навыков.

Пример:
а) Нужно запомнить последовательность цифр 8,9,3,4,6,7,2,4,5.
Для этого составляем рифму.
Восемь, девять, три, четыре
Я один в своей квартире
Шесть, семь, два, четыре, пять
Я иду тебя искать

Техника запоминания №2. Составление истории или рассказа

Данный метод прост в применении и не требует специальных навыков. Суть его сводиться к составлению рассказа в котором в качестве действующих лиц будут зрительные образы, связанные с запоминаемой информацией.

Например, вам нужно запомнить тот же самый список покупок - молоко, сыр, батон, яблоки, мыло. Для этого мы составляем рассказ в котором главными героями будут продукты из нашего списка.

Пример:
Представьте…
Вы открываете дверь в магазин и … тут, вас подхватывает волна молочной реки, которая вытекает из открытых дверей. Вам чудом удается ухватиться за кусок сыра, проплывающий мимо. Держась за спасительный сыр, вы доплываете до необычного острова, на котором, вместо листьев на деревьях, растут батоны. Вы чувствуете что голодны, подбираете с земли камень, чтобы попробовать сбить батон, и тут, камень превращается сочное красное яблоко. Вы удивлены. Подносите яблоко ко рту и хотите попробовать его на вкус. Кусаете и понимаете, что у вас во рту кусок мыла. Морщитесь. Отбрасываете его в сторону.

Вот такая история у нас получилась. Немного бредовая, но свою задачу она выполняет. Список покупок мы запомнили.

У этого метода есть особенность - чем необычнее будет история, тем лучше вы ее запомните. Теперь о достоинствах и недостатках этого метода.

Плюсы:
— прост в применении;
— не требует специальной подготовки;
— достаточно универсален.

Минусы:
— большие временные затраты;
— ограничение в объеме запоминаемых данных (например, список из 20 или 30 элементов будет сложно запомнить).

Техника запоминания № 3. Составление фраз по первым буквам

С этой техникой запоминания информации вы знакомы со школьной скамьи. Для запоминания цветов радуги вам предлагали выучить такую фразу: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. По сути, в этой фразе закодирована последовательность цветов — Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый.

Данная техника имеет ограниченное применение. В основном она применяется для запоминания последовательности абстрактных понятий, которые невозможно представить в виде зрительных образов. Например, список состоящий из слов: любовь, счастье, мир, благодарность, уважение, лучше запоминать при помощи данной техники. Так как, эти слова не имеют зрительных образов. Во всех остальных случаях, целесообразно использовать другие техники.

Техника запоминания № 4. Метод Цицерона

Данная техника имеет много названий «Метод Цицерона», «Метод мест», «Дорога Цицерона», «Метод локации» и т.

д. Этот метод имеет давнюю историю и является одной из самых древних техник запоминания информации.

Суть данной техники сводится к следующему.

Ответы на экзаменационные билеты

Вы выбираете хорошо знакомое помещение. Выделяете предметы, которые находятся в помещении. Причем в определенной последовательности по часовой или против часовой стрелки. Например, в помещении по часовой стрелке находится стол, книжный шкаф, кровать, телевизор, тумбочка.

В последствии, при запоминании списка, мы мысленно накладываем образы запоминаемых вещей на выделенные предметы интерьера.

Молоко мы размещаем на столе. На полке книжного шкафа у нас будет лежать сыр. На кровати укрытый одеялом:) лежит батон. Из экрана телевизора свисает ветвь с яблоком, а на тумбочке лежит кусок мыла.

Соединяя образ с предметом интерьера, мы мысленно фиксируем связь на 5 секунд. После этого переходим к следующему образу.

В последствии, для того чтобы вспомнить список продуктов, мы мысленно перемещаемся по комнате по заранее определенному маршруту от одного предмета к другому.

В отличии от предыдущих техник, данный метод имеет много достоинств и эффективно используется во многих современных системах запоминания информации.

Во-первых, это высокая скорость запоминания информации. При условии, что вы заранее сформировали систему вспомогательных образов на которые в последствии будет фиксироваться новая информация.

Во-вторых, объем запоминаемой информации ограничен только количеством предметов интерьера — вспомогательных образов. А их количество безгранично, т. к. вы можете постоянно расширять объем вашей пространственной памяти.

Итак, в данной статье представлены некоторые из техник запоминания информации. Каждая из них имеет положительные и отрицательные стороны. Как показывает практика, универсальная система запоминания информации включает в себя лучшее из каждой техники.

Поэтому, если вы хотите освоить универсальную ЭФФЕКТИВНУЮ систему запоминания информации рекомендую обратить внимание на раздел «Система запоминания «SAVE»».

Память. Нейрофизиологические основы памяти. Классификация явлений памяти. Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания.

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 31Следующая ⇒

Память — псих. отражение результатов прошлого взаимодействия человека с действительностью и использованием их в последующей дея­тельности; это совокупность псих. моделей действительности, по­строенных в результате опыта данного индивидуума.

Память -это интегративный псих. процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления. Информация сортируется мозгом по принципу ее значимости для деятельности.

Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти. Эпизодическая память — в ней хранятся раз­личные эпизоды из жизни индивида. Семантическая память нацелена на категориальные структуры. Здесь же хранятся все исторически сформированные пра­вила логики умственных действий и построения языка.

Нейрофизиологические основы памяти Физиологическим механизмом памяти является образование, закрепле­ние, возбуждение и торможение нервных связей. Им соответствуют процессы памяти: запечатление, сохране­ние, воспроизведение и забывание.

Установлено, что необходимо определенное время (от 15 с до 30 мин) для того, чтобы вновь образуемые следы консолидировались. Свежие следы, которые возникли в результате непосредственных впе­чатлений, фиксируются не мгновенно, а в течение определенного вре­мени, которое необходимо для биохимических процессов.

Воздействие на нервную клетку вызывает соответствующее изме­нение рибонуклеиновой кислоты (РНК). Указанное изменение созда­ет возможность отвечать на тот раздражитель, который в свое время вызывал это изменение. Эта способность РНК резони­ровать на данные воздействия, не отвечая на другие, и составляет биохимич. механизм памяти.

Классификация явлений памяти и их краткая характеристика

I.В завис-ти от целенаправленности процессы памяти (запомина­ние, сохранение и воспроизведение) делятся на 2 формы:

Непроиз­вольную (непреднамеренную)

Произвольную (преднамеренную).

II.В завис-ти от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых участков мозга различ. виды памяти:

1) об­разную; 2) логическую и 3) эмоциональную.

Образная память — представления — классифицируется по видам анализаторов (зрительная, слуховая, осязательная, двигательная).

III.Системы памяти. В любом виде деятельности осуществляются все процессы памяти, но различные уровни деятельности связаны с функционированием механизмов - систем памяти.

Различаются 4-е взаимосвязанные системы памя­ти: 1. Иконическая память — непосредственный отпечаток сенсор­ного воздействия. 2. Кратковременная память. 3. Оперативная память. 4.

10.2. Принципы организации памяти

Долговременная.

Иконическая память — это сохранение наглядных образов в виде четкого, пол­ного отпечатка чувственных воздействий действительности на очень краткий промежуток времени (0,25 с). Это так называемые послеобразы. Они не связаны с консолидацией следов и быстро исчезают. Она обеспечивает непрерывность, целостность воспри­ятия динамических, быстроизменяющихся явлений.

Кратковременная память -это фик­сация объектов, попавших в поле восприятия. Время ее функционирования непродолжи­тельно (от нескольких_секунд до нескольких-минут). Объем кратков­ременной памяти ограничен 5-7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковр.памяти из них может извлекаться дополнит. информация.

Оперативная память -избирательное сохранение и актуализация той информации, которая необходима только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность ее ог­раничивается временем соответствующей деятельности. (по­мним условие задачи, которую решаем).

Долговременная память -запоминание на длительный срок содер­жания, имеющего большую значимость. Отбор информации связан.с вероятностной оценкой его будущей применимости.

Объем памяти зависит от релевантности инфор­мации, т.е. от того, какой смысл она имеет для данного индивида.

В зависимости от индив.-типол-х особеннос­тей различаются типы памяти. Они определяются последующим каче­ствам, встречающимся в различных комбинациях: 1) объем и точность запоминания; 2) скорость; 3) прочность; 4) ведущая роль анализатора (зрительной, слуховой или двигательной памяти); 5) осо­бенности взаимодействия первой и второй сигн-х систем (об­разный, логический и средний типы).

Существенной индивидуальной особенностью памяти является направленность на запоминание определенного материала. (плохая память на имена людей, но очень точная на эконом. материал)

Одни люди запоминают материал непосредственно, а другие все­гда стремятся использовать логические средства.

В зависимости от способа запоминания и воспроизведения:

Непосредственную (прямую)

Опосредствованную_(косвенную) память.

Косвенное — это запоминание и воспроизведение путем по ассоциациям. Различаются 3 вида ассоциаций:

1.Ассоциация по_смежности. Это вид связи без переработки информации (встреча с человеком, с которым познакомились в другом городе может вызвать воспоминания об этом городе).

2.Ассоциации по контрасту. Это связь двух противоположных яввлений (например, встретив низкорослого человека, можно вспомнить очень высокого человека и_т.д.).

3.Ассоциации по сходству (например, слушая игру одного музыканта, можно вспомнить другого ис­полнителя).

Закономерности процессов памяти. Закономерности памяти (условия успешного запоминания и вос­произведения) связаны с формами памяти.

1. Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

Сильные и значимые физические раздражители (выстрел, яркий свет);

То, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необыч­ность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.);

Раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы);

Раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;

— то, что более всего связано с потребностями данного человека;

То, что является объектом активной деятельности.

(условия задачи, которую мы долго решаем, непроиз­вольно и прочно запоминаются).

2.Условиями успешного произвольного запоминания являются:

Уяснение значимости и смысла воспринимаемого;

Уста­новление логической взаимосвязи междуего элементами;

Составле­ние плана текста, выделение опорных слов;

схематизация ма­териала.

Особенно прочно запоминается тот материал, который является объектом активной умственной деятельности, подвергается логичес­кой переработке, обобщению, систематизации и т.п. Запоминание становится более успешным при установлении ассоциаций. Облегча­ют запоминание схемы, таблицы.

Когда материал не поддается логической обработке, используются специальные мнемические приемы — создаются искусственные ассоциации (прием для запоминания последо­вательности цветов спектра- Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны).

Произвольное запоминание может быть и механическим , но по своему объему оно довольно ограниченно. (3-4 изолированных объекта (при одномоментном их восприятии)). Если испытуемому дается ряд и 10 слогов, то первые и последние запоминаются легче, а средние хуже, так как первые не испытывают проактивное торможение, а последние ретроактивное. Средние испытывают и то и другое. Указанная закономерность памяти (лучшее запоминание крайних элементов) называется «фактором края».

Проактивным торможени­ем — тор­можение со стороны предшествующих элементов. Ретроактивное -последующих.

При переходе от запоминания одного материала к запоминанию другого необходимо делать пере­рывы (минимум на 15 мин), кото­рые предотвращают отрицатель­ную индукцию ретроактивного торможения.

Для расширения объема механической произвольной памяти важно придавать воспринимаемому материалу определенную струк­туру, группировать его. Ряд из 16 изолированных цифр: 1001110101110011 легче запомнить если сгруппировать его в виде двузначных чисел: 10 01 11 …В виде четырехзначных чисел еще легче: 1001 1101 0111 ООП. Укруп­нение элементов в группы уменьшает количество тех элементов, ко­торые вызывают про- и ретроактивное торможение.

Осмысленная произвольная па­мять, основанная на установлении смысловых связей.(топор-дрова, право-преступность)

Запоминание большого по объему логического материала сопро­вождается следующими действиями:

1)материал разделяет­ся на смысловые части;

2)устанавливается структу­ра каждой части, отношения между ее элементами, кратко формули­руется содержание;

3)устанавлива­ется логическая последовательность всех частей. Эта последователь­ность формулируется в виде системы опорных слов. (текст доклада: введение, значимость проблемы, два факта, вывод).

Основной критерий запоминания- воспроизведение.

Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, назы­вается припоминанием.

Воспроизведение, связанное с временной и пространственной локализацией прошедших событий, называется воспоминанием.

Воспроизводимые образы пред­метов, явлений наз. представлениями. Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.). Так, у художников обычно развиты зрительные представления, у музыкантов - слуховые, а у танцоров - двигательные.

Наряду с запоминанием, сохранением, воспроизведением процес­сом памяти является и забывание. Физиологич. основой этого процесса является торможение временных нервных связей (но они только угасают, а не исчезают полностью).

Процесс забывания протекает неравномерно. Наиболее интенсив­но забывание осуществляется в первое время после запоминания, а затем оно несколько замедляется (эта закономерность, изображенная графически, наз.кривой Эббингауза).

Забывание — целесообразный процесс, если оно касается того ма­териала, который не имеет существенного значения.

⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒

1. К процессам памяти относится:

a) внимание

b) восприятие

c) забывание

2. Успешное запоминание и восприятие связано с:

a) видами памяти

b) формами памяти

c) системами памяти

3. Формы памяти:

a) образная, логическая

b) произвольная, непроизвольная

c) оперативная, долговременная

4. Условием успешного непроизвольного запоминания является:

a) сильные и значимые физические раздражители

b) установка на необходимость воспроизведения

c) осознание значимости материала

5. Условием успешного произвольного запоминания является:

a) то, что является объектом активной деятельности

b) то, что более всего связанно с потребностями индивидуума

c) возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта

6. Мнемотехника - это:

a) искусство запоминания

b) устойчивая структура умственных способностей

c) осознанное восприятие информации

7. Ретроактивное торможение - это:

a) сила и скорость торможения

b) возникновение и прекращение торможения

c) торможение от последующих воздействий

8. Проактивное торможение - это:

a) процесс чувственного отражения

b) торможение от предшествующих воздействий

c) изменение торможения

9. Ограниченность объёма одномоментного удержания и воспроизведения материала обусловлена:

a) ретроспективным и проактивным торможением

b) функцией правого полушария

c) внешним торможением

10. Фактор края - это:

a) лучшее запоминание крайних элементов

b) объединение элементов в группы

c) осмысление в процессе восприятия

11. Для расширения объёма произвольной памяти необходимо:

a) запоминать изолированную информацию

b) волевое усилие

c) группировать информацию

12. При переходе от запоминания одного сложного материала к запоминанию другого нужно делать перерыв для:

a) предотвращения ретроспективного торможения

b) точности воспроизведения

c) расширения объёма памяти

Виды памяти, их характеристика

1. Найдите правильность соотношений критериев к видам памяти:

a) объект (предмет) запоминания - кратковременная и долговременная

b) цель и способы запоминания и воспроизведения - эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая

c) длительность сохранения памяти - произвольная и непроизвольная

2. В чём проявляется двигательная память?

a) в запоминании и воспроизведении мыслей

b) в переживании чувств

c) в запоминании и воспроизведении движений и их систем

3. Что является хорошим признаком двигательной памяти человека?

a) воображение

b) обучение и воспитание

c) физическая ловкость, сноровка в трудовых операциях и других видах практической деятельности

4. Как называется очень ярко выраженная образная память?

a) мнемическая

b) эйдетическая

c) амнезия

5. Образная память бывает:

a) зрительной

b) слуховой

c) осязательной

d) механической

e) обонятельной

f) вкусовой

6. У каких людей образная память достигает высокого развития?

a) интеллектуальных профессий

b) художественных профессий

c) сельхоз. работников

7. В чём различие произвольной и непроизвольной памяти?

a) по сохранении материала

b) взаимосвязаны и работают как единая система

c) от цели и способов запоминания и воспроизведения

8. Какая память является непроизвольной?

a) если ставится специальная цель запомнить, применить соответствующие мнемические приёмы

b) является одним из задатков к развитию соответствующих способностей

c) если не ставится специальной цели запомнить н припомнить тот или иной материал и последний запоминается пассивно

9. В чём выражается словесно-мимическая память?

a) в сохранении и воспроизведении образов

b) в запоминании и воспроизведении мыслей

c) в запоминании и сохранении движений

10. Как эмоциональная память влияет на формирование личности человека?

a) на формирование двигательных, трудовых умений и навыков

b) позволяет человеку регулировать свое поведение в зависимости от ранее пережитых чувств

c) позволяет человеку четко воспроизводить зрительные образы

11. Назовите временные виды памяти:

a) долговременная

Поделиться: