Открытый урок описание памятника архитектуры. «Урок развития речи «Описание памятника архитектуры. Учреждение средняя общеобразовательная

Урок подготовки к сочинению-описанию памятника

(по учебнику «Русский язык – 8» С. Г. Бархударова и др.)

Слайд 2

Памятник – это…

объект, составляющий часть культурного достояния страны;

произведение искусства, созданное для увековечения людей или исторических событий: скульптурная группа, статуя, бюст.

«Мне нравится, что уходим мы или приходим,

а он - всегда стоит. Под снегом, под летящими листьями, в заре, в мутном молоке зимы - всегда стоит…»

М.Цветаева о памятнике А. С. Пушкину в Москве

Слайд 3

Архитектурные термины

Архитектура, зодчество (син.) – искусство строительства, возведения зданий;

Композиция – построение памятника, соотношение его частей;

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании его элементов;

Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема;

Барельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона менее чем на половину своего объема;

Монумент – большой памятник;

Постамент – возвышение, служащее основанием памятника;

Пьедестал – подножие статуи;

Ландшафт – общий вид местности;

Слайд 4

Составьте синонимический ряд:

Скульптор - … (ваятель, зодчий, художник, автор)

Запомни!Памятник (кому? чему? – Д. п.)

Портрет (кого? – Р. п.)

Слайд 5

Работа с текстом упр. № 57(описание Триумфальной арки):

Какова тема текста?

К какому стилю он относится? Докажите.

Определите тип речи.

Кто такие галлы?

Как вы понимаете выражение «двунадесять языков»?

Что значит слово «апофеоз»?

Какому значению слова «памятник» соответствует Триумфальная арка?

АПОФЕОЗ – прославление, возвеличение, торжество, кульминация, наивысшая точка (ср. В.Верещагин «Апофеоз войны»)

Слайд 6

В. Верещагин «Апофеоз войны»

  • Слайд 7

    Работа с текстом упр. №111(описание Храма Василия Блаженного):

    Определите стиль и тип речи этого текста.

    Озаглавьте текст. Что отражено в вашем заглавии – тема или идея?

    Выделите в тексте микротемы и озаглавьте их. Что получилось?

    Сравнивая два описания архитектурных памятников (Триумфальной арки и Храма Василия Блаженного), выявите общее в их структуре и сделайте вывод об обязательных элементах, которые должны войти в описание любого памятника.

    Слайд 8

    План описания памятника архитектуры

    По какому поводу воздвигнут памятник?

    Где и когда сооружен?

    Описание памятника (общий вид и отдельные элементы).

    Описание ландшафта, в который вписан памятник.

    Впечатление, которое он производит.

    Слайд 9

    Домашнее задание ко второму уроку:

    Прочитайте фрагмент стихотворения Д. Кедрина «Зодчие» (упр. №112). Сравните этот поэтический текст с текстом, приведенным в упр. №111. В чем различие между ними (в стиле, типе речи, полноте описания, использовании средств художественной выразительности и т. д.)?

    Составьте (устно) мини-сочинение, заключающее в себе ответы на заданные вопросы.

    Подготовьтесь к словарному диктанту «Узнай слово» (по архитектурным терминам).

    Слайд 10

    Словарный диктант по архитектурным терминам

    Узнай слово по лексическому значению и запиши его:

    Искусство строительства зданий

    Узор, построенный на ритмическом чередовании его элементов

    Общий вид местности

    Скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более (менее) чем на половину своего объема

    Подножие статуи

    Возвышение, служащее основанием памятника

    Проверь себя!

    Архитектура, орнамент, ландшафт, горельеф, барельеф, пьедестал, постамент.

    Слайд 11

    Работа с текстом упр. 108(описание памятника А. С. Пушкину в Петербурге):

    К какому стилю и типу речи относится этот текст? Аргументируйте свой ответ.

    Выделите в тексте микротемы, соответствующие пунктам составленного нами плана описания памятника архитектуры.

    Какими художественными средствами пользуется автор для создания образа великого поэта? Как помогают они ярче представить себе облик А. С. Пушкина?

    Слайд 12

    Работа над текстом«Памятник Минину и Пожарскому»:

    Найдите признаки публицистического стиля в тексте.

    Выделите в тексте микротемы, соответствующие общему плану описания памятника.

    Найдите слова возвышенной лексики. Зачем автор так активно обращается к ним?

    Какие образные средства языка использованы в этом тексте?

    Можно ли понять из текста, с каким чувством автор пишет об этом памятнике? Аргументируйте свой ответ.

    Выборочное мини-изложение

    I вариант: Описание скульптуры Козьмы Минина.

    II вариант: Почему на первом рельефе Мартос

    изобразил самого себя?

    Слайд 13

    Домашнее задание:

    Опишите памятник Владимиру Красное Солнышко или Александру Невскому (на выбор), опираясь на план описания памятника архитектуры.

    Слайд 14

    Спасибо за внимание!

    Посмотреть все слайды

    Урок развития речи в 8 классе.

    Подготовка к сочинению описанию памятника архитектуры.

    Учитель русского языка и литературы

    МОУ СОШ с.Бердюжье, Тюменской области

    Шукалович Екатерина Петровна

    Цель: совершенствовать навыки устной речи; расширение словарного запаса учеников, обучение описанию памятника архитектуры.

    Оборудование: м/м презентация.

    Ход урока.

      Работа со словосочетаниями. Прочитайте. Определите значение выделенных слов. Где можно использовать данные словосочетания?

    Русская архитектура, возводить храм, автор скульптур , замысловатые детали, памятник старины, современный памятник, колесница славы, бронзовый горельеф, затейливый орнамент, великий зодчий , древнерусское зодчество .

      Словарная работа. Прочитайте размещенные ниже слова

    Архитектура – искусство строительства, возведения зданий.

    Возводить – строить, сооружать.

    Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.

    Замысловатый – сложный, затейливый, оригинальный.

    Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема, выпуклое настенное скульптурное изображение.

    Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

    Зодчий – архитектор, строитель.

    Зодчество – искусство архитектуры, строительства.

    Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо.

    Аллегория – иносказание.

    Монумент – большой памятник.

    Монументальный – величественный, производящий впечатление величиной, мощностью.

    Постамент – основа памятника, колонны, статуи.

    Пьедестал – подножие статуи.

    Достопримечательность – место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств.

    Искусство – 1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела.

    Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело.

    С 2-3 слова составить и записать предложения.

      Работа с текстом «Триумфальная арка». Прочитайте. Определите тему текста и соответствие между темой и заголовком . Определите тип речи в этом тексте. Какие предложения последнего абзаца связаны цепной связью? Выпишите их. Какие средства связи использованы в этих предложениях? Объясните значение слов галл, «двунадесять языков».

    Триумфальная арка .

    Кончается ряд высоких домов на Кутузовском проспекте, за поворотом неожиданно появляется широкая площадь, а в центре площади – Триумфальная арка…

    Эта торжественно-величавая арка высотой в 28 метров была сооружена по проекту известного русского архитектора Осипа Бове в 1827-1834 годах в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Авторы скульптур – Иван Витали и Иван Тимофеев.

    Создавая проект Триумфальных арок, Бове мечтал установить их у Поклонной горы, откуда Наполеон глядел на раскинувшийся перед ним город. Тогда император ещё не знал, что взятие Москвы – не апофеоз его славы, а начало полного разгрома его многотысячной армии…

    Но «отцы города» решили установить арку не на старой Смоленской дороге, а у Тверской заставы, и там она простояла почти сто лет, все больше мешая уличному движению.

    И вот в 1968 году прекрасное творение Осипа Бове было восстановлено и перенесено на Кутузовский проспект, на словно специально для него созданную площадь Победы, где была уже построена панорама «Бородинская битва».

    Триумфальная арка открывается вашему взору неожиданно. На её вершине – чугунная колесница Славы, в которой гордо стоит богиня Победы. Фасады арки облицованы белым камнем, на его фоне эффектно выделяются 12-метровые чугунные колонны. По периметру карниза находятся 48 гербов российских губерний, население которых воевало с наполеоновской армией. Монумент украшают бронзовые горельефы «Изгнание галлов из Москвы», «Побитие «двунадесяти языков», «Освобожденная Москва». Между ними размещены фигуры суровых воинов в доспехах, аллегорические женские фигуры, символизирующие твёрдость, храбрость и славу. (По Я. Билецкому).

      Пересказ текста по плану, «по цепочке»: каждый ученик рассказывает по одному пункту плана.

    План подробного пересказа.

      В каком районе Москвы стоит Триумфальная арка?

      В честь какого события она была сооружена?

      Где планировал разместить свое произведение автор и почему?

      Где первоначально была установлена арка?

      Что изображено на её вершине?

      Чем ещё украшен памятник?

      Устное описание иллюстрации.

      Пример описания Триумфальной арки по иллюстрации.

    Триумфальная арка.

    Триумфальная арка выглядит величественным сооружением, возвышающимся на площади Победы. Обширное пространство площади выделяет монумент, подчеркивает его грандиозность и величие. Арка производит впечатление торжественности и мощи. Вершину её украшает чугунная колесница Славы, в которую запряжена шестерка лошадей. Управляет колесницей богиня Победы, держащая на вытянутой руке лавровый венок, символизирующий победу. Белая каменная облицовка контрастирует с черными чугунными колоннами, находящимися в нишах скульптурами воинов и горельефами. Карниз украшен сорока восемью гербами российских губерний. Аллегорические женские фигуры символизируют мощь, силу, храбрость, славу русского оружия.

    Триумфальная арка, несмотря на то что площадь Победы окаймляют высокие здания, не теряет своей величественности и доминирует в окружающем её пространстве.

      Комментарий к сравнению описания с текстом упражнения.

      Образцы описаний памятников архитектуры.

    Прочитайте и устно ответьте на вопросы: 1) Где и когда был установлен памятник А.С.Пушкину в городе на Неве? 2) Кто его автор? 3) Как изображен поэт? 4) К какому стилю относится этот текст?

    В 1935г. Великий город на Неве торжественно отмечал своё 250-летие. В канун праздника на площади искусств состоялось открытие памятника А.С.Пушкину.

    Автор этого замечательного произведения известный русский архитектор М.К. Аникушин. Художник показал Пушкина увлечённо и страстно читающим свои стихи.Мы видим живой острый взгляд, высокий лоб, ясно очерченную линию губ. Стройность линий фигуры, слегка приподнятая голова, особенно жест правой руки, поворот кисти, пальцы - всё подчёркивает вдохновение поэта.

    Скульптура установлена на постаменте из красного гранита. Памятник стоит в зелени, вокруг него расположены величественные здания пушкинской эпохи: Русский музей, Музей этнографии, Малый оперный театр, филармония.

    (По Л. Симоненко.)

      Храм- памятник Василия Блаженного в Москве. Прочитайте текст. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи текста. Составьте план, отражая в каждом пункте микротемы.

    В октябре 1552 года Москва стала свидетельницей невиданного до того всенародного торжества. Из-под стен взятой штурмом Казани вернулись войска во главе с Иваном Грозным. В ознаменовании этой великой победы царь решил построить в Москве храм-памятник. Через два года началось сооружение каменного собора Покрова. Позднее он был назван храмом Василия Блаженного, по имени погребённого у его стен юродивого.

    Это удивительное сооружение поражает своей оригинальностью. Необыкновенный цветок его причудливых форм, объединённых центральным шатром, не только напоминает многоглавую группу кремлёвских соборов, но и парит над широко раскинувшимся простором площади. Собор состоит из девяти столпов, окружающих девятый. Столпы-храмы стоят на широком подклете сложного звёздчатого очертания. Это невиданно нарядное, праздничное сооружение похоже на гигантское растение или цветущий куст.

    Центральный храм увенчан шатром, приделы, расположенные по сторонам света, башнеобразной формы, несколько напоминают колокольню Ивана Великого. При обходе храма перед зрителем то вырастает стройная грандиозная пирамида храма, увенчанная шатром, по граням которого бегут ввысь золочёные спирали, то отчётливее становятся его растущие вверх башнеобразные объёмы. Замысловатые детали придают храму нарядный и сказочный вид. Несомненно, в этом храме воплощены народные представления о великой поэтической красоте архитектуры.

    Имена создателей Василия Блаженного со временем забылись, и только в конце 19 века были обнаружены старинные рукописи с рассказом о многих подробностях сооружения храма, в том числе о его строителях – Барме и Постнике, талантливых русских зодчих. Легенда гласит, что после окончания строительства Иван Грозный спросил зодчих, смогут ли они построить ещё один точно такой храм. Те ответили, что смогут. И тогда царь приказал ослепить их, чтобы не могло возникнуть соперника его храму.

      Прочитайте фрагмент стихотворения Д. Кедрина «Зодчие». Сравните два текста описания одного и того же памятника. Найдите в тексте слова, которые являются архитектурными терминами. Назовите синонимы к слову зодчий.


      Письменная работа. Описание памятника архитектуры родного села.

      Опирайтесь в его описании на следующие вопросы:

      По какому поводу был воздвигнут памятник?

      Где он расположен?

      Что в нем особенного? Чем привлекает?

      Какие впечатления он производит на смотрящего? Нравится ли вам этот памятник?

    Конспект урока по русскому языку в 8 классе.

    Тема: Подготовка к сочинению. Описание памятника культуры.

    Тип урока: урок развития речи

    Цель урока: поверить умение учащихся анализировать готовый текст и создавать собственный текст-описание (собрать материал к сочинению);

    Совершенствовать написанное;

    Добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи активизировать лексику учащихся;

    Расширить кругозор

    Воспитательная задача: воспитание любви к малой Родине, к её истории, к культурному наследию.

    Оборудование к уроку:

    Репродукция картин, компьютер, мультимедийное оборудование, учебник «Русский язык» 8 класс под редакцией Л.А. Тростенцовой, презентации, словари.

    Ход урока:

    1.Оргмомент.

    Итак, друзья, внимание!

    Ведь прозвенел звонок,

    Садитесь поудобнее –

    Начнем скорей урок!

    2.Вступительное слово учителя:

    Как вы понимаете значение слова памятник?

    Сегодня на уроке я вас познакомлю со святыней Владимирской земли- с памятником храмом Покрова на Нерли.

    3. Музыкальная презентация. (№1)

    4.Определение темы, целей, задач:

    Определите, пожалуйста, тему урока.

    Откройте тетрадь и запишите число, месяц, тему.

    А умети ли вы ставить цели урока, задачи, зная тему?

    А помогут вам в этом речевые конструкции:

    1)Приготовиться (к чему?)

    2)Собрать (что?)

    3)Развить (что?)

    4) Обогатить (что?)

    5)Анализировать (что?)

    6)Приобщить (к чему?)

    5.Работа с эпиграфом.

    Посмотрите внимательно на эпиграф к уроку, запишите его в тетрадь.

    Аполлон Григорьев, русский критик, поэт, сказал:

    «Ничего не боялся я столько,

    Как жить в городе без истории,

    Преданий и памятников».

    Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева?

    Вывод: Памятник-это символ гордости, славы

    У каждого города есть свои памятники.

    Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде.

    6.Проблемный вопрос.

    Сегодня мы приступаем к новому для вас виду работы:

    Сочинение-описание памятника культуры.

    Наш урок будет посвящен подготовке к сочинению.

    И у меня сразу возник вопрос:

    Знаете ли вы памятник Покрова на Владимирской земле?

    А умеет ли вы описывать памятник культуры?

    У меня 2 варианта

    Простой: могу вам дать готовый текст, и вы напишите все одинаково или

    2 вариант (сложный, проблемный) готовлю вас на уроке, и вы дома создаете свой шедевр.

    Что вам больше нравится?

    Какой вариант выбираете?

    Вывод: Решая проблемную ситуацию, человек находит новое, либо пытается отыскать неизвестное в известном.

    Займемся поиском решения.

    7.Построение связного текста. Задание №2 (файл)

    Задание: В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

    А) Она выделяется своей ослепительной белизной.

    Б) Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры.

    В) Храм пленяет необыкновенным изяществом.

    Г) Интерьер церкви необыкновенно легок и светел.

    Д) Церковь Покрова на Нели (1165 г.) находится за городом.

    Ответ: б), д), а), в), г).

    Слово учителя:

    Откройте учебник (вкладыш)

    Перед вами две картины, на которых изображена церковь Покрова на Нерли. Одна картина художника С.А.Баулина, другая принадлежит кисти художника С.В. Герасимова.

    8.Слово о художниках. Презентация №2 (индивидуальное задание.)

    9.Работа по тексту (Упражнение 89)

    А) Лексическая работа.

    Объясните и запишите значение слов:

    Барабан, пилястры, арочный фриз, уникальный

    Подберите синонимы к словам и запишите:

    Храм, художник, картина, изображено

    Ответ: Храм; церковь, шедевр архитектуры, памятник культуры, собор

    Художник; живописец, мастер кисти, пейзажист

    Картина; плотно, репродукция

    Изображено; показано, нарисовано, передано

    Б) Орфографическая работа , направленная на предупреждение орфографических ошибок.

    Тест.

    Задание: найдите слово, в котором пишется одна н

    1. Белокаме…ый
    2. Запечатле…ый
    3. Изображе…ый
    4. Наклоне…ы

    10.Физкультминутка

    11.Беседа по картине.

    Почитайте 2 абзац упр. 89

    Вывод:

    Каждый из памятников имеет свои достоинства. Оба памятника нужны, чтобы получить полное представление об этом уникальном произведении.

    Вопросы:

    Что привлекает ваше внимание на картине?

    Рассмотрим памятник более внимательно.

    На какие детали обратим внимание? (работа в парах)

    Детали:

    Храм, часовня, купол, барабан, резьба, окна, фриз

    Небо, облака, деревья, березки, река, трава

    Какое время года, суток?

    Представьте, что вы внутри храма. Какие чувства испытываете?

    Какие краски преобладают?

    Белый цвет: символ долголетия, счастья, мира, чистоты, невинности

    Зеленый: символ процветания, достатка, стабильности, весны, растительности, непрерывности и даже бессмертности, символ победы жизни над смертью; являясь смесью жёлтого и синего, он становится символом щедрости и возрождения души через благие деяния

    Голубой: нежность

    Краски: яркие

    Вывод: Цвет в картине имеет большое значение. Художник помощью цвета создаёт образ, предает свое отношение.

    Вопросы:

    Какое впечатление произвели на вас эти картины?

    Почему женщина с ребенком пришла гулять именно сюда, на берег реки?

    12.Слово учителя:

    Проанализируйте текст, ответьте на вопрос: « С чем можно сравнить этот храм?»

    Ответ:

    Поэты сравнивают с парусом, уносящим вдаль по безбрежным волнам.

    Иногда уподобляется лучистой звезде, уплывающей в бесконечность.

    Сравнивают и с белоснежным лебедем (лебедь-храм), со свечой, с поэмой, запечатленной в камне.

    13.Знакомство с искусствоведческим текстом. (Презентация №3)

    14.Месторасположение Храмов Покрова. (Презентация №4)

    Вопрос: «Знает ли кто из вас, где, кроме Владимирской земли, есть Храмы Покрова?»

    Слово учителя:
    В Тверской области тоже есть такой храм (Селижаровский район)

    Даже в Кесовогорском уезде,в деревнях Ширятино, Березовец были такие храмы. В настоящее время утрачены.

    14.Поведение итогов. Вывод:

    Вы сегодня на уроке познакомились со святыней Владимирской земли. Это то, что является особенно дорогим, хранимым. Это прекрасное творение человеческих рук, ума, такое, как памятник церковной архитектуры. Он был создан во имя Бога и на благо людей. Вы узнали, что и наш край знаменит своими святынями, которые дороги нам. Мы не будем ставить точку, а продолжим работать дальше: изучать памятники культуры.

    15. Выставление оценок.

    16. Рефлексия.

    Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?

    Что вам понравилось?

    Какие задания были для вас трудными?

    Как вы оцениваете результаты своей работы?

    17. Домашнее задание.

    Предварительный просмотр:

    План урока по теме:

    «Подготовка к сочинению. Описание памятника культуры».

    1.Оргмомент.

    2.Вступительное слово учителя.

    3.Музыкальная презентация.

    4.Определение темы, целей и задач урока.

    5.Работа с эпиграфом.

    6.Проблемный вопрос.

    7.Построение связного текста.

    8.Работа по учебнику. Слово о художниках.

    9.Работа по тематике картины:

    а) лексическая работа

    б) орфографическая работа

    10. Физкультминутка.

    11.Описание картины. Мини-исследование.

    12.Искусствоведческий текст.

    13.Храмы Покрова.

    14.Подведение итогов.

    15.Выставление оценок.

    16.Рефлексия.

    17.Домашнее задание. Памятка.

    Предварительный просмотр:

    https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву поступать в Строгановское училище на декоративное отделение. Его полотна украшают крупнейшие музеи и картинные галереи России.

    Художник Сергей Алексеевич Баулин – мастер архитектурного пейзажа. Он хорошо чувствовал архитектуру, как древнюю, так и современную.

    Церковь Покрова расположена на заливных лугах неподалеку от слияния рек Нерли и Клязьмы.

    Предварительный просмотр:

    Древней церкви нежный силуэт
    Отразился в зеркале реки,
    И струится лучезарный свет
    Храма, что воздвигнут на Нерли.
    Белый легкий, устремленный ввысь -
    Словно камнем обернулась песня.
    Словно лебедь, осеняя мыс,
    И готов умчаться в поднебесье.
    Церковь ту построил князь Андрей,
    Праздник, чтя, не думая о славе;
    Храм, пройдя века до наших дней,
    Все грустит о юном Изяславе.
    Матерь Богородица родная!
    Русь возьми под свой святой Покров -
    Пусть она живет, беды не зная,
    И минует вражеских оков.

    Храм Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества,вершиной творчества владимирских мастеров эпохи Владимиро-Суздальского княжества.Это маленькое,изящное здание поставлено на небольшом холме,там,где Нерль впадает в Клязьму.

    Во всей русской архитектуре нет памятника более лирического,чем всемирно известная церковь Покрова на Нерли.Этот удивительно гармоничный белокаменный храм,органично сливающийся с окружающим пейзажем,называют поэмой,запечатлённой в камне.

    Бывало,что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви,тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм,словно свеча,вырастающий над просторами лугов во всей ясности и красоте.

    Издалека храм кажется совсем небольшим на широких просторах пойменного луга, но, подойдя ближе, видишь, что он велик и грандиозен, и можно только представить, какое впечатление он производил на подплывавших к нему по реке путешественников и купцов. Храм был построен всего за одно лето, и это – еще один удивительный факт из жизни уникального памятника.

    Стены церкви украшены резным рельефом. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма - восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.

    Три женские маски с волосами,заплетёнными в косы.

    Такие же маски помещены и на боковых частях фасада-Храм как бы опоясывается ими.Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмов той эпохи.

    Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Церковь Покрова на Нерли включена в Список Всемирного наследия.

    Из книги Е. И. Осетрова "Живая Древняя Русь"


    " Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания."

    "Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года."

    "Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат - покров, защитив город от врагов. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло."

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Презентация на тему «Храмы Покрова»

    Храм Покрова на Нерли (Владимирская область)

    Храм Покрова в Филях (Московская область)

    Храм Покрова в Медведкове (Московская область)

    Храм Покрова в Акулове (Калуж ская область)

    Храм Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного в Москве)


    План - конспект урока по русскому языку в 8 классе.

    ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ - ОПИСАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПАМЯТНИКА (ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ)

    Цель: пробудить интерес к изучению архитектурных памятников и дополнительных источников по литературе, истории и МХК.

    Задачи:

    Формирование мыслительных приемов работы учащихся по сравнительному анализу картин «Церковь Покрова на Нерли» С.В. Герасимова и «Храм Покрова на Нерли» С.А. Баулина.;

    Развитие способностей составлять собственный текст на основе увиденного, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме, оценивать ответы товарищей;

    Воспитание интереса к живописи и к искусству в целом.

    Оборудование: мультимедийный проектор, изображения храма Покрова на Нерли, карточки

    Тип урока: урок обучающий сочинению.

    Вид урока: урок - экскурсия.

    ХОД УРОКА

    Организационный момент.

    Эпиграф

    Мы пришли с тобой и замерли

    И забыли все слова

    Перед белым чудом на Нерли,

    Перед храмом Покрова.

    Что не камен, а из света весь,

    Из любви, из молитв -

    Вот и с вечностью сведались:

    И возносит, и знобит.

    Борис Чичибанин (1988г.)

    Звон колоколов. Вступительное слово учителя.

    Слайд 2.

    Учитель: Что вы сейчас услышали?

    А что означает звон колоколов?

    Ребята, вы знаете какие-нибудь архитектурные исторические сооружения, может быть храмы, церкви, соборы и т.д. (ребята отвечают).

    Почему вы запомнили именно их?

    Посмотрите на доску, что вы видите?

    Вам знакомы какие-нибудь из этих памятников архитектуры?

    Вы не замечаете чего-нибудь необычного в расположении изображений на доске?

    Как вы думаете, что общего у первой части изображений?

    А почему я их повесила все вместе?

    А вы знаете, как называется этот памятник архитектуры?

    Это церковь или храм (его так тоже называют) Покрова на Нерли.

    Как вы думаете, почему я ваше внимание обратила именно на этот храм?

    Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке?

    Чтобы вы хотели узнать об этом памятнике архитектуры?

    Сейчас я вам расскажу, почему такую всемирную известность и любовь снискала скромная и простая церковь Покрова на Нерли.

    Но прежде, давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классная работа.

    Когда пишут и говорят об этом храме, обычно приводят слова Игоря Грабаря (русский и советский художник, архитектор, реставратор и критик) : «ЦерковьПокрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Что сделало этот храм таким знаменитым? Его история? Или, Может быть, его удивительный гармоничный облик?

    Церковь Покрова на Нерли - памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было возведено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, сооружен храм Покрова на Нерли. Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек - Нерли и Клязьмы. (показать на карте) Устье Нерли - это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерли-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов - и строительных, и исторических.

    Слайд 3.

    Учитель: Что собственно известно об этом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный храм… и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны и строки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела», т.е. храм был возведен за один год.

    Правда, есть мнение, что посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова.

    Слайд 4.

    Учитель: Церковное предание гласит, что однажды, во времена осады Константинополя, его жители всю ночь слезно молились в храме, посвященном Деве Марии, и просили заступления и помощи Богоматери. И во время этой всенародной молитвы блаженный Андрей, великий православный подвижник, увидел в храме Божию Матерь, простирающую над народом Свой Покров - Мафорий.

    В ту же ночь осаждавшие бежали от города. Праздник Покрова всегда выражал и до сего времени выражает веру православных людей России в то, что Богоматерь имеет об Отечестве нашем особое попечение и покрывает его своей великой милостью.

    Слайд 5.

    Учитель: Вглядитесь в этот белокаменный храм. Поражает ли вас что-нибудь? (учащиеся отвечают). (Гармоничный белокаменный храм органично сливается с окружающим пейзажем, оставляет ощущение движения; полный покоя и поэзии луговой простор, вольный воздух, высокое небо, пышные травы, издалека манит белый наряд древней церкви посреди древесных крон, изящество форм, грация силуэта, резная декорация.) Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы и называют «белой лебедью русской архитектуры». А теперь давайте посмотрим на него поближе.

    Слайд 6. (все надписи на слайдах записываем, т.к. они понадобятся при написании сочинения)

    Учитель: Тип храма совершенно обычен того времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других храмов. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты.

    Стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служит большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий: удлиненные колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола.

    Полуцилиндрические апсиды, такие грузные, так сильно выступающие в постройках Юрия Долгорукого, здесь словно утоплены в тело храма.

    Аркатурно-колончатый пояс, тонкие колонки которого опираются на резные кронштейны, проходит по всем фасадам и под карнизом апсид. Выше аркатурно-колончатого пояса стены украшены рельефами.

    Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее - движению ввысь. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка суживаются к верху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол. Некогда в нем помещалось изображение Христа-Пантократора, окруженного архангелами и серафимами, а стены храма покрывал пестрый ковер фресок, которому вторил цветной майоликовый пол.

    Закомары центральных прясел трех фасадов украшены рельефами с изображением святого царя-псалмопевца Давида, сидящего на троне в окружении львов и птиц, внимающих ему и олицетворяющих земные и небесные стихии. Правой рукой Давид благословляет, а левой держит Псалтирь. Изображение Давида здесь не случайно - он был примером всесильного и умного правителя и считался покровителем Владимирского княжеского дома.

    В боковых закоморах расположены резные грифоны с ланями в когтях. Но они не раздирают жертву, а словно прислушиваются к голосу Давида. Скорее, это символ защиты от зла.

    Ниже над окнами установлены женские маски. Возможно, они напоминают о великом почитании святым князем Божией Матери, которое он принес и на Владимирскую землю. Таких масок на фасадах храма 21.

    Еще ниже, возле окон центрального прясла над порталами, представлены лежащие львы - бдительные стражи храма, символизирующие защиту от злых и враждебных сил.

    Под окнами проходит аркатурный пояс, колонки которого имеют пышные лиственные капители, а консоли представлены в виде объемных резных женских и звериных масок.

    «Ритм архитектурных линий Покровской церкви можно уподобить ритму песнопений. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь Недаром древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и Его святых» (В.Плугин)

    Фотогалерея с музыкальным сопровождением.

    Слайды 7-13

    Учитель: Сейчас вы увидите фотографии храма и услышите церковный хор. Подумайте: к чему стремились создавшие храм безвестные зодчие? (Зодчие стремились передать идею превосходства духовного над материальным).

    Какие чувства испытывали вы сегодня, узнав историю храма, разные версии его происхождения, увидев его в различное время года, в различное время суток? (Его история смягчает и трогает душу; овевает светлой грустью…)

    Работа с картинами.

    Слайд 13

    Перед вами представлены две картины: «Церковь Покрова на Нерли» С.В. Герасимова и «Храм Покрова на Нерли» С.А. Баулина. Что изображено на картинах? (раздать 2 ученикам краткие сообщения о художниках, пока они готовят остальные ученики, поделенные на 2 группы, сравниваю эти две картины, выделяют, что общего в них, и чем они отличаются).

    Перед вами лежит примерный план сочинения, посмотрите и скажите все ли компоненты данного плана мы разобрали. О чем мы еще не сказали? Конечно, о своих впечатлениях.

    План сочинения - описания

    1. Несколько слов о создателе картины/художнике/.

    2. Передо мной картина…

    а) краткая история создания храма…

    б) описание храма…

    3. Общее впечатление о картине…

    !!! ПОМНИТЕ, что перед вами условная схема плана

    Учимся писать заключение. Для чего написана эта картина? Какова идея картины?

    Красота обыкновенной церкви является идеей (основной мыслью) этой картины. Художники нас учат видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас,радоваться жизни

    Какое настроение вызывает картина?

    Какое впечатление производит?

    О впечатлении. Выберите эпитет:

    Бодрое, великолепное, веселое, восхитительное,

    дивное, доброе, прекрасное, прелес т ное, радос т ное, славное, хорошее, чудное, умиротворяющее.

    Выделите главное из того, что вы увидели и услышали и на основе этого и на основе ваших впечатлений опишите Храм Покрова на Нерли.

    Каким типом речи вы воспользуетесь? Возможно ли смешение типов речи?

    Рефлексия. Перед вами лежат смайлики, возьмите тот, который выражает ваше впечатление и настроение от нашего сегодняшнего урока.

    Домашнее задание. Написать сочинение. (слайд 14)

    Урок развития речи. Описание памятника

    архитектуры

    Цель урока : совершенствовать навыки устной речи, расширение словарного запаса учеников, обучение описанию памятника архитектуры.

    Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, словарная работа, составление плана, беседа, конструирование предложений, устное сочинение.

    Примечание : если позволяет время, следует выделить на эту тему два сдвоенных урока.

    Ход урока

    I . Проверка домашнего задания

    1. Теоретические вопросы:

    Расскажите о порядке слов в предложении и его значении.

    Каковы функции порядка слов в предложении?

    Что такое логическое ударение?

    Как связаны логическое ударение и интонация?

    2. Упр. 105 - взаимопроверка; фонетический и морфологический разборы - на доске (4 человека); в это время устные задания и разбор слова по составу - «по цепочке».

    3. Словарный диктант (по упр. 107).

    II. Слово учителя

    Тему урока развития речи вы можете угадать по содержанию второй части упр. 107: описание памятника архитектуры. Мы уже делали подобную работу: вспомните описание картины Мешкова, описание Триумфальной арки. Сегодня почитаем о некоторых достопримечательностях нашей страны и подготовимся к описанию памятника архитектуры нашего города, нашего края.

    III. Работа с учебником

    1. Самостоятельная работа по упр. 108 и 109 (по вариантам).

    2. Выразительное чтение текстов упражнений, ответы на вопросы, составление плана.

    3. Словарная работа. Записать в тетради слова в рамках: постамент, пьедестал, достопримечательность, искусство, искусный.

    I V . Устное описание картины Б. В. Щербакова «Русь подмосковная» (задания упр. 110).

    Вариант выполнения задания

    Смысл названия картины Б. В. Щербакова «Русь подмосковная» в соединении исторического имени нашей страны с определением, которое обозначает самое сердце Руси. На картине типично русский пейзаж - неброский, неяркий, спокойный, дышащий умиротворением: чуть холмистый рельеф, тихая речка, куртины деревьев, лес, деревенька с церковью. Древнее название «Русь» подчеркивает неизменность, вечность, постоянство характера пейзажа, характера самой русской земли. Этот смысл усиливается инверсией (обратным порядком слов).

    V . Описание памятника архитектуры

    1. Работа с упр. 111: выразительное чтение, составление плана, определение стиля и типа речи текста.

    Примерный план:

    1. В память о взятии Казани.

    2. Невиданное сооружение.

    3. Воплощение народных представлений о красоте архитектуры.

    4. Судьба зодчих Бармы и Постника.

    Стиль текста - публицистический, тип речи - описание с элементами повествования. Тип связи предложений в последнем абзаце - цепной.

    2. Выразительное чтение фрагмента стихотворения Д. Кедрина «Зодчие» (читает учитель или заранее подготовленный ученик).

    3. Сравнение поэтического текста с описанием храма (упр. 111).

    4. Устное сообщение-рассказ о храме Василия Блаженного.

    Вариант сообщения

    Храм Василия Блаженного находится в самом центре нашей столицы. Это одно из сооружений, ограничивающих пространство Красной площади. Храм поражает своей необычностью, оригинальностью. Он похож на яркую гигантскую игрушку, собранную из разных частей чьими-то талантливыми руками.

    А создали храм русские зодчие Барма и Постник, поплатившиеся за это гениальное произведение своим зрением. По легенде, царь Иван Грозный велел ослепить зодчих, чтобы они не смогли построить что-нибудь подобное. Храм остался уникальным сооружением, которым любуются люди уже в течение четырех с половиной веков.

    Храм-памятник начал строиться в 1554 году в ознаменование великой победы: русское войско штурмом взяло Казань. Каменный собор Покрова теперь известен как храм Василия Блаженного, по имени юродивого, похороненного у стен собора.

    Восемь столпов храма окружают девятый. Каждый купол оригинален, неповторим. Центральный храм венчает шатер. Это поистине сказочно красивое здание, изумляющее своей нарядностью, неожиданностью замысла.

    Домашнее задание. Описание памятника архитектуры города (упр. 114).

  • Поделиться: