Психолого – педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения муниципальное общеобразовательное учреждение краснохолмская средняя. Программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки в лицее Обобщенных р

Программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения в лицее «выбор профессии-выбор будущего»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В период взросления подростка перед ним неизбежно возникает проблема выбора профессионального пути. "Кем быть?" этот вопрос становится важным не только для самого обучающегося, но и для окружающих в целом, поскольку от качества профессионального выбора, а следовательно, и удовлетворенности трудовой деятельностью во многом будет зависеть уровень социальной стабильности в России.

Профессиональное самоопределение является центральной проблемой в жизни старшеклассников. Ее решение связано с осуществлением поиска смысла жизни, самого себя. В процессе профессионального самоопределения происходит самопознание личности относительно будущей профессиональной деятельности

Одной из основных трудностей профессионального самоопределения является неумение старшеклассников соотносить особенности своей личности с требованием профессии, отчетливо осознавать профессионально значимые качества личности и анализировать себя с точки зрения профессии.

Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки является частью профильного обучения, выполняя подготовительные функции, помогая обучающимся начиная с 6 класса определиться с направлением его дальнейшего обучения после окончания основной школы. Которое интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы и включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей.

Данная система поддержки должна обеспечить формирование у школьников способности к сознательному и ответственному выбору, которая должна стать основой проектирования ими своего жизненного пути.
В основу программы положены следующие нормативные документы:
Закон РФ «Об образовании»;
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования;
Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования
Устав лицея

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание системы психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения с целью создания условий для активизации и процесса формирования психологической готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Изучение психологических особенностей обучающихся 7-11 классов и оказание им психолого-педагогической помощи в развитии представлений о социальных ценностях
Расширение кругозора обучающихся среднего звена о мире профессионального труда
Обучение способам принятия решений в выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности обучающихся
Организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих выдвинуть версии о предрасположенности школьников к тем или иным направлениям образовательной деятельности
Развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Программа включает в себя 4 этапа психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Первый (ознакомительный) этап - предполагает собой более широкую информированность обучающихся 6 класса о мире профессий, их различной спецификой, а также повышение мотивации обучающихся к обучению, как одной из составляющей к получению будущей профессии.
Одними из основных форм работы на данном этапе являются групповые мероприятия: познавательные игры, показ видеофильмов, викторины, часы общения.
Второй (социально-ориентированный) этап – психолого-педагогическое сопровождение учащихся 7-8 классов, которое предполагает оказание информационной поддержки и консультационной помощи школьникам в определении их интересов к учебным предметам, сферам профессиональной и социальной деятельности.
Основные формы деятельности на первой ступени:
- анкетирование о предварительном запросе учеников, родителей, учителей;
- диагностика мотивов выбора, направленности личности, склонности и интересов.
- диагностика способностей: математических, речевых, социальных, творческих.
- составление карты совпадений предварительного запроса.
Результатом этапа является выявление интереса к предметно-образовательной сфере деятельности.
Третий (профильно-определяющий) этап – представляет собой психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 9 классов, предполагающее оказание им помощи в планировании первоначального образовательного маршрута, а также развитие способностей, которые позволят успешно адаптироваться к условиям профильного обучения.
Основными формами его осуществления являются:
- курс «Профессиональное самоопределение»;
- психолого-педагогическая диагностика;
- индивидуальные и групповые консультации для родителей и учащихся;
- адресные рекомендации учащимся;
- элективные курсы.
Разнообразие форм работы дает возможность школьникам сделать свой первоначальный выбор дальнейшего образовательного пути: продолжить обучение в профильном или общеобразовательном классе, в учреждении начального или среднего профессионального образования. Результативность психолого-педагогического сопровождения оценивается путем анкетирования учащихся, родителей.
Четвёртый (профильно-адаптационный) этап – это психолого-педагогическое сопровождение учащихся 10-11 классов, ориентированное на формирование у школьников готовности и способности строить личную жизнь и профессиональную карьеру.
Основными формами сопровождения являются:
- индивидуальные и групповые консультации для учащихся и родителей.
- психодиагностика личностных и профессиональных качеств;
- адресные рекомендации учащимся по результатам диагностики;
-элективные курсы;
- анкетирование учащихся по определению их готовности к профессиональному выбору;
- психологические странички, проводимые на классных часах.
Итогом последней ступени психолого-педагогического сопровождения является готовность учащихся к выбору своей дальнейшей образовательной и профессиональной карьеры.

Этапы психолого-педагогического сопровождения





Предполагаемые результаты реализации программы

Обучающиеся будут иметь представления:
- об учреждениях профессионального образования различных уровней, оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения;
- о процессе профильного обучения на старшей ступени школы; о своих правах и обязанностях, связанных с определением индивидуальной образовательной траектории; об образовательных учреждениях, в которых они могут получить полное общее среднее образование;
- о мире труда, основных группах профессий и тенденциях их развития;
- о ситуации на рынке труда и тенденции её изменения.
Обучающиеся будут уметь:
- анализировать мотивы своего профессионального выбора и причины принятия соответствующих решений;
- анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории;
- анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности

Литература:
1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
2. Битянова М. Свободная деятельность.// Школьный психолог. - № 46. - 2000. - С. 8.
3. Битянова М. Свободная деятельность.// Школьный психолог. - № 47. - 2000. - С. 6.
4. Дубровина И. В. Практическая психология образования. – М.: ТЦ “Сфера”,. 1998. – 528
5. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. (Библиотека журнала “Директор школы”. – 1999 г. - № 6.
6. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни; тесты, опросники: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
7. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ “Сфера”, 1998. – 528 с.
8. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
9. Пряжников Н,С, Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).-М.:ВАКО,2005.- 288с.
10. Пряжников Н,С, Активные методы профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 2001.
11. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии – М.: Генезис, 2002. – 80 с.
12. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.
13. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.

Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения

Основной целью системы психолого-педагогического сопровождения является координация усилий администрации школы, учителей, учащихся и родителей для предотвращения и решения проблем, связанных с выбором образовательного и профессионального маршрута, самоопределением и саморазвитием.

Данная цель достигается путем решения следующих задач

    Создание профилей обучения исходя из социального заказа обучающихся.

    Содействовать сознательному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности.

    Помогать учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

    Повышать мотивацию обучения путем введения элективных курсов (курсы различной направленности по выбору учащихся) и активных методов обучения.

    Психологическое обеспечение элективных курсов, анализ уроков с позиций здоровьесбережения.

    Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов, администрации школы.

В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся принимают участие все субъекты образовательного процесса: ученики, классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, администрация, медицинский персонал, родители, учреждения, которые сотрудничают со школой в плане реализации предпрофильной и профильной подготовки.

1) Ученик 9-11 класса . Одним из направлений работы с учениками является формирование активной социальной позиции, направленной на развитие личности. Для этого ученикам предложены различные элективные курсы «Предпрофильная подготовка» и «Имидж делового человека», «Я – Психолог», «Психология спорта».

Организовано всестороннее изучение профессиональных и личностных особенностей учащихся 9 классов, их профессиональных интересов и склонностей путем психологической диагностики. Активно осуществляется внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование установок на здоровый образ жизни. Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом. Так же ведется работа по организации самоуправления, что позволяет выделить детей с яркими лидерскими качествами.

2) Педагогический коллектив . Ведущими задачами педагогов являются: создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника; учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся; помощь в осознании основных социальных ценностей, в формирование ответственности и возможности самостоятельного выбора; помощь учащимся осознать ценности здоровья; внедрение развивающих, здоровьесберегающих технологий обучения.

В обязанности классных руководителей входят: Проведение классных часов «Старшие классы – возраст новых вершин» «Мы сами творим свою судьбу» «Давай посмотрим на себя со стороны», индивидуальные беседы с учащимися и родителями.

Таким образом, образовательный процесс имеет творческий характер. Это служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека и его адаптационный потенциал. Такой подход способствует достижению цели работы школы в рамках профильного обучения

3 ) Административно-правовая работа (директор, заместители директора)

    Информационная работа (просветительская работа): информационные стенды для родителей, информационные стенды для детей, индивидуальные беседы с учащимися 9 классов и их родителями по вопросу формирования профилей на будущий год обучения, консультирование родителей старшеклассников по вопросам профессионального определения, рынка профессий, вариантов сдачи государственных экзаменов для поступления на выбранную специальность.

    Нормативно-правовая деятельность: локально-правовые акты, регулирующие деятельность ОУ. Классно-обощающий контроль за успеваемостью в профильных классах. Отслеживается мотивация учеников на обучение. Строятся планы работы с классными коллективами.

    Родительский всеобуч на тему «Организация и проведение государственной аттестации», родительские собрания: «Организация профильного обучения в старших классах»

4) Школа-родители . В данной системе работы взаимодействие “педагог-родители“ является одним из основных слагаемых успешного решения поставленных задач. Для родителей организуются родительские собрания, с приглашением психолога. Рассматриваются такиетемы, как «Повышение школьной мотивации», «Организация итоговой аттестации», «Профессии в современном мире», «Такие сложные и интересные старшие подростки»

5) Педагог-психолог . Цель работы психологической и социальной службы школы – формировать позитивное отношение к обучению, рекомендовать меры по созданию комфортных условий на занятиях, стимуляция саморазвития.

Задачи деятельности психолога: 1) Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения. 2) Создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития. 3) Осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся данной школы. 4) Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания, развития детей в образовательной среде школы.

В рамках данной системы педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:

    Психолого-педагогическая диагностика (учебной мотивации, психофизиологических особенностей – тип нервной системы, доминирующее полушарие, канал восприятия, диагностика утомления, а как следствие профпригодность к тем или иным специальностям). Проводится по запросу со стороны взрослых (педагог, родитель) или самого ребенка и в плановом порядке. По итогам диагностики психолог готовит рекомендации для учащихся, педагогов и родителей, организует консультативные или коррекционно-развивающие встречи с ребенком, совместно с автором запроса планирует работу, направленную на решение проблем ребенка.

    Коррекционно-развивающая и консультативная работа . Проводится по запросу и по итогам психологической диагностики. Работа развивающего характера, ориентированная на благополучно развивающихся детей, организуется в виде факультативов или классных часов по запросу самих детей или классных руководителей.

Основная цель развивающей профконсультации - это активизация про­цесса формирования психологической готовности учащегося к профессио­нальному самоопределению, которая включается в учебно-воспитательный процесс. Причем деятельность по системе развивающих профконсультаций подразумевает работу с учащимися разного возраста

Главный принцип развивающейпрофконсультации - перенесение ак­цента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых ка­честв и свойств личности.

Основными формами деятельности психологической службы в рамках сопровождения профориентационной работы школы являются:

1) психологическая диагностика с целью:

Использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;

Учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;

Учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъяв­ляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;

Использования результатов для стимулирования потребностей учаще­гося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному трупу в будущем.

В основе диагностического комплекта:

Комплексная методика Л.А. Ясюковой «Профессиональное самоопределение старшеклассников» (позволяет получить "интеллектуальный профиль" испытуемого, степень выраженности гуманитарных, математических, технических и других способностей, а также способностей к различным сферам профессиональной деятельности),

Школьный тест умственного развития (ШГУР) помогает определить выраженность способностей к трем циклам дисциплин: гуманитарных, естест­венно-научных, физико-математических;

- «Карта, интересов» А.Е.Голомштока» методика Л. А Верещагина, опрос­ник ДДО Е А Климова - помогают выявить сферу познавательных и профессио­нальных интересов учеников,

Опросник Дж.Хэлланда помогает исследовать взаимосвязи типа лично­сти и сферы профессиональной деятельности;

Личностный опросник Айзенка.

2) Развивающая профконсультация для учащихся, построенная на принципе сотрудничества, цель которой - активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

Структура развивающей профконсультации:

Констатация стадии профессионального плана учащегося;

Проведение диагностического обследования интересов, склоннотей, способностей, типологических особенностей ученика;

Оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разра­ботка плана подготовки к профессиональному выбору,

Подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходи­мых качеств;

Проведение контроля за тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии;

Завершающая беседа с обсуждением всей проведенной работы, совме­стное принятие решения о продолжении выполнения намеченного плана либо о пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профнамерений, смена их, переориентация на другую профессию.

Департамент общего образования администрации Томской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 г. Томска

Рассмотрено Утверждаю

на заседании Директор

Педагогического совета МОУ СОШ №11

МОУ СОШ № 11 ______А.Ю. Ястребов

Протокол № ___ Приказ № ____

от «__»_______2011 г. от «__» ______2011 г.

Программа

психологического сопровождения

профильного обучения

Составила:

С. В. Бутакова,

педагог-психолог

Пояснительная записка

Современная социально-экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокотехнологичное производство предъявляют к выпускникам общеобразовательных школ не только требования к наличию базового уровня образованности, но и наличию у них универсальных способов действия , ключевых компетентностей, высоких коммуникативных умений и навыков.

В настоящее время образование резко отстает от современных требований и поэтому нуждается в кардинальной перестройке и модернизации. Опыт отечественной и зарубежной школы показывает, что выходом может стать школа с профильным образованием учащихся в классах старшей ступени школы.

Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуального образовательного маршрута. В связи с этим значительно возрастает ответственность ученика за свою учебную деятельность.

В условиях профильного обучения старшекласснику необходимо сделать жизненно важный выбор, который во многом определит его дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру. В связи с этим особенно актуальным становится подготовить учащихся к самостоятельному и продуманному выбору.

Многочисленные исследования показали, что одной из серьезных проблем перехода на профильное обучение является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры и проектированию собственного жизненного пути. В реальной образовательной практике выбор профиля обучения осуществляется на основе показателей успешности обучения, а также на основе пожеланий родителей. В тех случаях, когда выбор профиля осуществляется самим учащимся, оказывается, что его выбор определяется такими факторами как: выборы референтных лиц, престижность профессии, внешняя привлекательность профессии, мнение и материальные возможности родителей, легкость усвоения знаний определенного типа, отношение к педагогам по профильным предметам, степень удаленности высших учебных заведений.

Исходя из целей, указанных в "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования", психологическое сопровождение профильного обучения может стать одной из основных задач школьного психолога при работе со старшеклассниками, а также в работе с учениками 8-9-х классов на этапе предпрофильной подготовки. Именно в старшем подростковом возрасте задача определения и учета собственных склонностей, интересов и способностей выходит на передний план для каждого ребенка. Ведь именно на пересечении этих трех линий – склонностей, способностей и интересов, находится основное новообразование возраста ранней юности – жизненное и профессиональное самоопределение.

Целью психологического сопровождения профильного обучения является помощь подростку в профессиональном самоопределении. Сущность профессионального самоопределения заключается в нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности. Следует отметить, что в настоящее время смысл выбираемой профессии зачастую находится не в самой трудовой деятельности, а в благах, получаемых за эту деятельность (уровень зарплаты, престижность и т.д.), что, к сожалению, может в будущем привести к отсутствию интереса в профессиональной деятельности и психологическому кризису.

Задачи психологического сопровождения :

1. Мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся на протяжении всего периода обучения;

2. Выявление интересов, склонностей и способностей учащихся, содействие в формировании представлений о мире профессий и характере труда;

3. Психологическая диагностика при отборе учащихся в профильные классы ;

4. Психологическая поддержка углубленной профориентации учащихся на этапе перехода в профильные классы;

5. Содействие в профессиональном и личностном самоопределении старшеклассников.

Известно, что одним из показателей эффективности пребывания молодого человека в стенах учебного заведения является его готовность к выбору дальнейшего жизненного пути. При этом совершенно необязательно, чтобы юноша или девушка выбрал узкую профессиональную сферу сразу после окончания школы, важно, чтобы он ориентировался в более широких профессиональных направлениях (гуманитарном, техническом, экономическом, естественнонаучном и т.д.), чтобы понимал, какая деятельность близка ему по способностям, по особенностям характера, по интересам.

Работу психолога в этом направлении можно условно разделить на три взаимосвязанных этапа .

1. Предварительный - психологическое сопровождение предпрофильной подготовки (8-9 классы).

2. Основной – психологическое сопровождение профильной подготовки (10 класс).

3. Итоговый – диагностика эффективности профильного обучения (11 класс).

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки (8-9 классы)

Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования). Предпрофильная подготовка представляет собой сочетание следующих основных направлений работы: информационная работа, курсы по выбору, профильная ориентация, портфолио учащегося.

Основная цель психологического сопровождения предпрофильной подготовки заключается в актуализации проблемы профессионального и жизненного самоопределения школьников.

Для достижения поставленной цели решаются такие задачи, как:

Повышение психологической компетентности обучающихся за счет развития уровня самосознания, выработки собственного мировоззрения, определения позиции в жизни.

Формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем. Формирование положительного отношения к самому себе через знакомство с собственными индивидуальными психологическими особенностями, интересами, целями, ценностями и самоопределение в собственной жизненной и профессиональной стратегии.

Формирование способности распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

Развитие в детях открытости в отношениях с другими, выработка способности вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.

Начальное построение жизненной перспективы каждого учащегося.

Развитие способности анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям;

Помощь подросткам при выборе обучающего профиля, построении профессиональной траектории.

Эта психологическая работа проводится как во время курса «Основы социализации личности», в рамках учебного процесса, так и вне его.

На данном этапе психологического сопровождения проводятся диагностические и развивающие занятия, посвященные исследованию личностных особенностей и возможностей каждого ребенка. изучаются следующие темы, касающиеся:

Общей направленности личности (на себя, на задачу, на взаимодействие);

Качественных особенностей мышления (определение ведущего типа: образное, словесно-логическое, творческое, математическое);

Качественных особенностей памяти (определение ведущего типа: образная, слуховая, механическая, логическая);

Особенностей внимания (общий объем, переключаемость);

Определения типа нервной системы (сильная, слабая, ригидная, лабильная);

Определения коммуникативных качеств личности, определение типа коммуникации;

Определения волевой организации личности.

Этот блок носит исследовательский и консультационный характер, поэтому к основным принципам работы психолога на этапе предпрофильной подготовки можно отнести:

оценку не количественных, а качественных показателей сформированности различных психологических сфер подростка (не уровень развития мышления, а соотношение различных его сторон образного, логического, математического и т.д.);

самодиагностику подростками своих особенностей. Психолог организовывает практические занятия, во время которых дети выполняют несложные психологические методики, направленные на изучение различных сторон личности, затем сами обсчитывают полученные результаты и составляют собственное индивидуальное представление и своих личностных особенностях. Такое изучение своих особенностей является важным мотивирующим фактором последующего выбора индивидуальной образовательной траектории.

Для психолога, на этом этапе работы, важно, чтобы подросток понял, что у каждого человека есть свои интересы, склонности и очень важно, чтобы будущая профессиональная деятельность (и профильная специализация) отвечала этим особенностям, только тогда она будет комфортна и эффективна для личности.

групповой, творческий характер обсуждения полученных, в результате выполнения тестов и проведения деловых игр результатов, с определением сильных сторон личностного развития каждого ребенка.

Для того чтобы помочь обучающимся в построении дальнейшей образовательной траектории, выборе обучающего профиля на старшей ступени и профессиональном самоопределении в целом, в учебный план школы внесен авторский элективный курс «Моя профессия» (автор курса, педагог-психолог С. В. Бутакова, была признана лауреатом конкурса моделей и программ предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях Томской области).

Более глубокая проработка проводится в форме индивидуальных консультаций .

Для проведения диагностических срезов педагог-психолог использует самостоятельно созданный банк диагностических методик (результат работы в творческой группе при ОГУ РЦРО по разработке мониторинга областного эксперимента по введению предпрофильного и профильного обучения на территории Томской области). Результаты диагностических исследований позволяют выявить наиболее актуальные проблемы в личностном развитии старшеклассников, проанализировать динамику (на подростков ведутся индивидуальные диагностические карты).

Психологическое сопровождение профильной подготовки (10 класс).

Профильное обучение направленно на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса, позволяющего существенно расширить возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории, формировать умения адаптироваться к новым условиям жизни; критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем; анализировать ситуацию, адекватно изменять свою деятельность; владеть средствами коммуникации, добывать и пользоваться информацией. Современная школа призвана предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования в этих направлениях. Возможность решения такой сложной задачи мы видим в организации системы психолого-педагогического сопровождения самоопределения школьников в условиях профильного обучения.

Переход к профильному обучению делает актуальной проблему самоопределения, как для ученика, так и для учителя. В первую очередь потому, что ставит перед каждым учащимся проблему выбора профиля обучения и потому, что приводит к необходимости изменения структуры и содержания учебного процесса.

Суть этих изменений состоит в реализации личностно-ориентированного подхода к обучению, которое рассматривает знание как средство, способствующее личностному росту учеников. В знании присутствует некий внутренний потенциал, придающий ускорение саморазвитию личности, процессам самостоятельного порождения личностных смыслов образования.

Смысл же производится субъектом познания тогда, когда созданы необходимые условия для включения его личностных структур, которые регулируют, управляют, развивают мыслительную деятельность человека, определяя его поведение как личностное отношение к ценностям культуры, знаний, опыта, жизненных и профессиональных целей.

Таким образом, профильное обучение есть путь перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску их смысла и ценностей. Качество обучения должно определяться тем, насколько в его содержании представлены основания для развития личностно-ценностного отношения учащегося к изучаемым знаниям, что и активизирует процесс его самоопределения.

При этом процесс самоопределения опосредован социальной задачей возраста и степенью зрелости личности учащегося.

Поэтому одной из важнейших составляющих процесса реализации профильного обучения является психолого-педагогическое сопровождение процесса самоопределения учащихся. Цель такого сопровождения понимается нами как содействие формированию личности, способной принять самостоятельное и осознанное решение о выборе жизненной и профессиональной стратегии, через реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении.

Задачами психологического сопровождения на данном этапе выступают следующие моменты:

1. Выявление и профилактика явлений дезадаптации учащихся в новых условиях обучения.

2. Мониторинг эмоционального состояния обучающихся, уровня удовлетворенности выбранным профилем обучения, уровня осознанности сделанного выбора.

3. Изучение степени соответствия изменяющихся интересов старшеклассника выбранному профилю обучения.

Практико-ориентированной задачей идеи сопровождения становится внесение в образовательный процесс средств, помогающих детям и подросткам «открывать» себя в различных видах деятельности, вхождение учащегося в сложноорганизованное широкое социокультурное пространство (в том числе – через вхождение в мир профессиональных субкультур) и, соответственно, восприятия им окружающего мира через призму собственных ценностей. Задача педагога-психолога – обнаружить субъективные и объективные препятствия, с которыми сталкивается учащийся в процессе этой сложной деятельности, и помочь ему подойти к ее самостоятельному разрешению.

На этом этапе могут быть эффективными различные психологические развивающие курсы, рассчитанные на малые группы. В рамках занятий этого блока психолог , совместно с подростками, может развивать и корректировать как способности, так и качества личностной и межличностной сферы, с целью достижения максимального соответствия требований профессиональной деятельности и личностного развития. Например, подростки, обучающиеся на экономическом профиле, могут посещать психологические курсы по навыкам делового общения, способам эффективного поведения в конфликте, занятия на развитие логического, математического мышления.

Таким образом, психологическое сопровождение профильного образования может стать основным звеном работы школьного психолога, как в рамках просветительской деятельности, когда подростки знакомятся с основными возможностями психологии, так и в рамках развивающего направления, когда в легкой и спокойной форме корректируются и развиваются основные проблемные личностные качества.

На данном этапе происходит итоговая диагностика эффективности реализации программы профильного обучения. Отслеживаются динамические изменения таких показателей как: эмоциональное состояние обучающихся, осознанность выбора профиля, удовлетворенность сделанным выбором.

Еще одной важной задачей этого этапа является проектирование вариантов послешкольного образовательно-профессионального маршрута, выбор дальнейшего пути профессионального становления, образовательного учреждения в соответствии с индивидуальными интересами и способностями каждого учащегося. Эта проблема является одной из наиболее сложных, встающих перед старшеклассниками и требующих квалифицированной педагогической помощи. Она требует адаптации идей и технологий психолого-педагогического сопровождения, наработанных в теории и практике, с одной стороны – к изменяющимся социокультурным и профессионально-производственным условиям, с другой – собственно к специфике профориентационной проблематики.

Результатом психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников являются сформированность профориентационно значимой компетентности и способности выступать в качестве субъекта профессионального выбора, выражающиеся в готовности старшеклассника:

· испытывать и удовлетворять потребность во взвешенном выборе направления продолжения образования, в последующей самореализации в избранном образовательном профиле; в самовыражении в образовательном и профессиональном сообществе, в продуктивном освоении образовательной среды;

· выделять варианты выбора из предлагаемых образовательным пространством или конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения;

· ставить образовательную и профессиональную цель, использовать и соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;

· приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб, проводить его рефлексивное осмысление;

· владеть комплексом способов деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющего общества и рынка труда;

· выявлять ограничители свободы выбора направления продолжения образования и определять пути их преодоления;

· распознавать и преодолевать внешнее манипулятивное влияние на процесс становления субъектной позиции, затрагивающей проблемы проектирования образовательного и профессионального выбора.

Таким образом, можно говорить о том, что психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального Я, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.

Циклограмма психологического сопровождения профильного обучения

Предпрофильная подготовка


Виды работы

Условия проведения

Сроки проведения

Ответственный

Предполагаемый результат

Диагностика состояния личностной и сферы обучающихся 9-х классов

Весь класс

Сентябрь-октябрь

Бутакова С. В.

Изучение психоэмоционального состояния обучающихся, их личностных особенностей



Весь класс

Октябрь

Бутакова С. В.



Диагностика познавательной сферы обучающихся 9-х классов

Весь класс

Ноябрь-декабрь

Бутакова С. В.

Определение уровня развития познавательной сферы

Диагностика профессиональных интересов и склонностей, определение типа будущей профессии (9-е классы)

Весь класс

Январь-март

Бутакова С. В.

Профессиональное самоопределение обучающихся, выбор профильного класса

Изучение мотивации учения и эмоционального отношения к обучению (9-е классы)

Весь класс

Март

Бутакова С. В.

Повышение учебной мотивации обучающихся

Мониторинг предпрофильного обучения (9-е классы)

Весь класс

Апрель

Бутакова С. В.

Изучение запросов обучающихся на организацию профильных классов, выявление детей, испытывающих затруднения при выборе обучающего профиля

Мониторинг предпрофильного обучения (8-е классы)

Весь класс

Апрель

Бутакова С. В.

Изучение запросов обучающихся на организацию элективных курсов

Ведение курса «Основы социализации личности» (9-е классы)

Весь класс

В течение года

Бутакова С. В.

Ведение курса «Основы социализации личности» (8-е классы)

Весь класс

Январь-май

Бутакова С. В.

Коррекционная работа с обучающимися 9-х и классов (психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ)

Весь класс, индивидуально

В течение года

Бутакова С. В.

Снижение уровня тревожности, способность к саморегуляции

Консультирование обучающихся 9-х классов, их родителей и педагогов по вопросам психологической подготовки к ГИА

Индивидуально

В течение года

Бутакова С. В.

Снижение тревожности, психологическая готовность всех участников образовательного процесса к сдаче ГИА

Консультирование обучающихся 8-9-х классов, и их родителей по вопросам професси-онального самоопре-деления и построения индивидуальной образовательной траектории

Индивидуально

В течение года

Бутакова С. В.



Профильная подготовка (10 класс).


Виды работы

Условия проведения

Сроки проведения

Ответственный

Предполагаемый результат

Посещение уроков

Весь класс

Сентябрь-октябрь

Бутакова С. В.

Изучение взаимоотношений во вновь созданном коллективе

Входной мониторинг профильного обучения

Весь класс

Октябрь

Бутакова С. В.

Изучение степени соответствия инди-видуальных особен-ностей выбранному профилю, уровня удовлетворенности различными сторо-нами образователь-ного процесса, прог-ноз и профилактика возможных труднос-тей при обучении в старшей школе

Промежуточный мониторинг профильного обучения

Весь класс

Апрель

Бутакова С. В.



Коррекционная рабо-та с обучающимися, имеющими труднос-ти в процессе адап-тации

Индивидуально

В течение года

Бутакова С. В.

Устранение и профилактика явлений дезадаптации

Коррекционные заня-тия, направленные на сплочение классного коллектива, улучше-ние психологичес-кого микроклимата в классе

Весь класс

В течение года

Бутакова С. В.

Улучшение психологического микроклимата в классе, повышение сплоченности классных коллективов

Консультирование учителей по вопро-сам формирования благоприятного пси-хологического мик-роклимата в классе

Индивидуально

В течение года

Бутакова С. В.

Благоприятный психологический климат, сплоченность классного коллектива



Индивидуально

В течение года

Бутакова С. В.

Выбор образовательной траектории в соответствии с личностными потребностями и особенностями учащихся, профессиональное самоопределение

Диагностика эффективности профильного обучения (11 класс).


Виды работы

Условия проведения

Сроки проведения

Ответственный

Предполагаемый результат

Итоговый мониторинг профильного обучения

Весь класс

Декабрь

Бутакова С. В.

Изучение степени соответствия индивидуальных особенностей выбранному профилю, уровня эмоционального отношения к профилю

Консультирование обучающихся и их родителей по вопро-сам профессиональ-ного самоопределе-ния и построения индивидуальной образовательной траектории

Индивидуально

В течение года

Бутакова С. В.

Выбор образователь-ной траектории в соответствии с лич-ностными потреб-ностями и особеннос-тями учащихся, про-фессиональное само-определение

file -> Программа по формированию универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста 6,5 7 лет Составитель
file -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
file -> Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни
file -> Изменение содержания образования в Школе Совместной деятельности. Визитка школы
file -> Исследовательская работа взаимосвязь уровня агрессивности школьника и его положения в классе
file -> Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки»

Основные задачи 1)Мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития обучающихся. 2) Психологическая диагностика при отборе обучающихся в профильные классы, определение профиля обучения для каждого ученика. 3) Углубленная профориентация обучающихся.






Углубленная профориентация обучающихся Психолого-педагогическое сопровождение (ППС) обучающихся старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях. 4 сопровождающих цикла ППС Предподготовительный 8 класс П одготовительный 9 класс Адаптационный 10 класс Заключительный 11 класс


Предподготовительный цикл ППС. 8 класс. Цель работы психолога - организация системы педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся, содействующей повышению готовности к самоопределению. Задачи: Расширить знания о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий, рынке образовательных услуг. Сформировать представление о своих психофизиологических качествах. Сформировать умения адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.




Практический курс «В поисках своего призвания» (14 ч во втором полугодии) Твои перспективы.14. Стратегия профессионального выбора.13. Мир профессий и твое место в нем. Обзорная психологическая классификация профессий по Е.А.Климову. 12. Здоровье и профессия.11. Чувства и эмоции.10. Формула темперамента.9. В круге Айзенка.8. Беседа о способностях и обсуждение результатов теста.7. Тест Р.Амтхауера.6. Палитра ваших способностей.5. В мир профессий – по компасу.4. Дороги, которые мы выбираем.3. Образ Я, или Что я думаю о себе.2. Давайте познакомимся!1.


Подготовительный цикл ППС. 9 класс. Цель работы психолога - помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути. В соответствии с целью перед психологом стоят следующие задачи: 1) определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9-го класса; 2) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах учащихся 9-х классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам. 3) определение оптимального профиля обучения и диагностика востребовательности каждого профиля.






Консультативная и развивающая деятельность с помощью элективного курса «Профориентация старшеклассников. Шаг в профессию» 3Первичная профориентация. Диагностика 1Профессионально важные качества 1Тип мышления 1Как справляться с негативными эмоциями 1Эмоции 1Программа самоконтроля 1Воля. Волевые качества 1Характер 2Темперамент 12Личностные особенности и профессионально важные качества


Профильный цикл ППС. 10 класс. Основная цель работы психолога – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения. Задачи: 1) Совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года; 2) Отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации; 3) Психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников. 4) Создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей.


Заключительный цикл ППС. 11 класс. Основной целью психолога является помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности. Задачи: 1) определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности; 2) проведение развивающей работы с учащимися; 3) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.



«Школьный психолог. Введение в профессию». Позволяет окунуться в мир профессий, узнать профессию школьного психолога изнутри, развивает коммуникативные и организаторские способности, способствует самопознанию, саморазвитию и профессиональному самоопределению.


Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения – создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.

Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека, поэтому профессиональное становление - это процесс, пронизывающий всю жизнь человека. Каждый человек имеет свой сценарий профессионального становления. Для одного профессия определяет смысл его существования, является делом всей его жизни, для другого служит фоном, средством удовлетворения личностно важных потребностей, третий не придает ей особого значения, - т.е. профессия имеет разный личностный смысл. Огромная вариативность траекторий, сценариев профессиональной жизни затрудняет ее полноценное сопровождение.
Прежде всего, определим, что же такое «психологическое сопровождение». Согласно «Словарю русского языка», сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Отсюда психологическое сопровождение профессионального становления - это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости - помощь и поддержка.
Кто же осуществляет это сопровождение? Профессиональный путь - длинная дорога. Начинается она в детстве и заканчивается в пожилом возрасте. Поэтому сопровождающих профессиональное становление человека много: это родители, учителя, коллеги, руководители и др. Однако компетентное и продуктивное психологическое сопровождение должен осуществлять специально подготовленный человек - психолог-профконсультант. Оказывая человеку помощь и поддержку в выборе траектории профессионального развития, психолог не навязывает ему свое мнение, а помогает наметить ориентиры, сформировать адекватное представление учащихся о своем профессиональном потенциале, получить знания о мире профессий, ознакомиться со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии. Говоря о психологическом сопровождении профессионального становления, мы не можем отрицать роли учителя в сопровождении и формировании личности учащегося. Педагогическое сопровождение реализуется посредством функций воспитания, обучения и образования. Это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных действий, помогающих ученику понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающую его саморазвитие на основе рефлексии происходящего. Мы под педагогическим сопровождением понимаем создание и развитие разносторонних условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора и обладающего такими характеристиками, как непрерывность, комплексный характер и опосредованность оказываемой помощи.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение - это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.
Как известно, профессиональная ориентация является сложной системой мероприятий по ознакомлению учащихся с миром профессий. Профессиональная ориентация способствует в дальнейшем выбору профессиональной деятельности в соответствии с собственными индивидуальными способностями и склонностями.
Чтобы стать профессионалом, многим молодым людям на стадии выбора профиля обучения, а в дальнейшем выбора профессии необходима психологическая помощь, психологическое сопровождение. Сам выбор профессии здесь мы рассматриваем как поиск соответствия между требованиями профессий и индивидуальностью.
Выделяются приоритетные направления творческого поиска работы с подростками на пути выбора профиля обучения и профессии:
1. Помощь самоопределяющемуся подростку в адаптации к реальным социально-экономическим условиям рынка. Выпускнику школы надо предложить наиболее оптимальный вариант нахождения своего места в обществе. Однако и при таком приоритете перспективной представляется идея «опережающей профконсультации», то есть ориентация не только на то, что есть сейчас, но и с учетом возможных будущих изменений в обществе.
2. Формирование способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации. Важнее становится не помощь в конкретном выборе, а формирование самой способности совершать разные профессиональные и жизненные выборы. Важно при том ориентировать учащегося на возможное позитивное изменение ситуации (формирование «социального оптимизма»). В идеале это формирование стремления вносить свой позитивный вклад в улучшение ситуации (формирование «действенного социального оптимизма»). Все это связано и с оптимизмом по отношению к себе (идея своей «миссии», своего предназначения в этом мире). Но действенный социальный оптимизм и вера в свое предназначение обязательно должны сочетаться со способностью адаптироваться в реальном мире.
3. Формирование ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся личности. Главное здесь - построение системы (иерархии) ценностей и смыслов вокруг чего-то самого важного для данного человека. Именно построение такой иерархии смыслов станет важнейшим условием отличения существенной ценности («святыни») от менее существенной ценности, т. е. условием совершения достойного внутреннего компромисса .
4. Подготовка самоопределяющегося человека к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса. Сам кризис понимается как условие личностного роста (как своеобразный «шанс» стать лучше). Традиционно выделяют нормативные и ненормативные кризисы. Нормативные кризисы - это кризисы, через которые проходят большинство людей (например, возрастные кризисы). Ненормативные кризисы - это отдельные сложные жизненные события, сильно влияющие на всю дальнейшую жизнь человека (например, болезнь, переезд, смерть близкого, увольнение и т.п.). .
Сама реализация кризиса как «шанса» может рассматриваться трояко:
1) как реализация чего-то неизбежного, почти предопределенного («шанс нормативный»);
2) как реализация незапланированной жизненной сложности (проблема готовности к «сюрпризам жизни»);
3) как самостоятельное усложнение для себя жизненной ситуации, т.е. не столько «ожидание шанса» или «реагирование» на него, сколько «создание шанса» (более творческая позиция для неугомонных, ищущих людей) .
Для педагога-психолога в школе важно в момент жизненного испытания обеспечить переход учащегося на более высокий уровень самоопределения и личностного развития (то есть научить его «воспользоваться своим шансом»). Эта проблема связана с другой проблемой, какими психолого-педагогическими средствами все это обеспечить?
Общая логика реализации выделенных приоритетов:
- дальнейшая теоретическая проработка проблемных направлений развития профориентационной помощи;
- постепенная разработка новых (приоритетных) методик;
- постепенное включение новых методик в контекст традиционных форм и методов профессионального самоопределения;
- постоянная корректировка этих методов в зависимости от изменения ситуации.
Психологическое сопровождение выбора профессии должно строиться на нормах и законах психического развития человека. Одной из фундаментальных для психологии развития является категория возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.). Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии. Психологическая работа призвана создать учащимся возможность продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности, особенности ее освоения и реализации, обеспечить превращение учащегося из объекта педагогических воздействий в субъекта профессионального образования, а значит обеспечить условия профессионального развития личности на всех этапах жизненного пути.
Особое значение в Концепции профильного обучения отведено предпрофильной подготовке учащихся. Основной идеей предпрофильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора профиля дальнейшего обучения, и очевидно, что ученик к такому выбору должен быть психологически подготовлен. Однако отсутствие элементарных представлений о научных основах осуществления выбора препятствует эффективному профессиональному самоопределению учащихся в процессе выбора профильных классов, а в будущем профессии.
В связи с этим, задачами психолого-педагогического сопровождения предпрофильного обучения становится помощь учащимся в выборе дальнейшей образовательной траектории и будущей профессии. Для достижения этой цели необходимо в ходе предпрофильного обучения:
1) актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий;
2) обеспечить психологическую помощь и поддержку в социальной и профессиональной адаптации посредством повышения уровня психологической компетенции учащихся;
3) способствовать формированию адекватной самооценки учащихся и повышению профессиональной направленности их учебных интересов.
В соответствии с выше сказанным выделяются основные направления работы реализуемые в рамках предпрофильного и профильного сопровождения:

    Психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на выявление уровня сформированности представлений лицеистов об особенностях выбора будущей профессиональной деятельности; определяет характер ожиданий учащимися помощи и поддержки в самоопределении. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.

    Консультативная работа с педагогами и родителями. Работа с педагогами чаще всего проводится в виде семинаров. Семинары для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями профессионального определения, тактикой общения с детьми и формами оказания помощи. Консультирование родителей осуществляется индивидуально или на родительских собраниях.

    Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса учеников.

    Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому ребенку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренингов.

    Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в профессиональном самоопределении. Такая работа проводится с детьми индивидуально или в микро группах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у учащихся на этапе диагностики.

    Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психолого-педагогической помощи, деятельности по предпрофильной, профильной подготовки учащихся, готовности подростка к профессиональной карьере, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.

Использование опыта психологического и профессионального консультирования старшеклассников многопрофильного лицея ЗабГГПУ позволило нам разработать модель деятельности педагога-психолога по сопровождению предпрофильного и профильного обучения в старшей школе.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшего звена лицея ЗабГГПУ - это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально - экономических условиях.
Психолого-педагогическое сопровождение профильных классов делится на четыре этапа (или сопровождающих цикла): предподготовительный (8-й класс), подготовительный (9-й класс), адаптационный
(10-й класс) и заключительный (11-й класс). Каждый этап имеет свою цель:

    8-е классы - организация системы педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей повышению готовности к самоопределению.

    9-е классы - помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути.

    10-е классы - способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.

    11-е классы - помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности.

Организация поэтапного сопровождения позволяет реализовать единство 4-х функций:

    Диагностики возникшей проблемы (выбор профиля обучения и будущей профессии);

    Информации о путях возможного ее решения (информационное направление предпрофильного обучения);

    Консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы (консультативное направление в работе педагога-психолога);

    Психологической помощи при реализации планов.

В концептуальной основе сопровождения заложены принципы уникальности личности, приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка, непрерывности, автономности и мультидисциплинарности, позволяющей осуществлять межпрофессиональное взаимодействие разных специалистов (педагогов-предметников, классных руководителей, педагога-психолога и др. специалистов).
Таким образом, технология «сопровождения» выбрана не случайно: на наш взгляд, среди других подходов к деятельности школьного психолога работа в парадигме сопровождения наиболее эффективна и экологична, экономична с точки зрения временных затрат.
Ожидаемым результатом такого взаимодействия, безусловно, становится повышение уровня профессионального самоопределения учащихся, а также сформированности психологических свойств и умений, необходимых для успешного саморазвития и дальнейшего самоопределения.
Опыт предшествующего психологического и профессионального консультирования старшеклассников многопрофильного лицея ЗабГГПУ свидетельствовал о большом интересе старших подростков в вопросах выбора профессии и одновременно о полном отсутствии у многих из них элементарных представлений о научных основах такого выбора. Для разрешения этого противоречия потребовалось пересмотреть существовавшие подходы к профориентации старшеклассников.
Профориентационной работой в лицее, оказанием помощи учащимся в профессиональном самоопределении занимается ряд специалистов: заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, психолог. Обычно данный вид деятельности реализуется в форме:
а) диагностики профессиональной направленности (на классных часах);
б) выступлений на родительских собраниях;
в) индивидуальных и групповых консультаций по запросам учащихся.
Наиболее часто тема выбора профессии возникает при обращении учащихся на консультацию к психологу. Именно поэтому психолог принимает самое активное участие в комплектовании профильных классов
В течение трех последних лет в лицее ЗабГГПУ проводился эксперимент по введению предпрофильного обучения, в ходе которого нами была разработаны и апробированы программа элективного курса «Основы профессионального самоопределения» и план мероприятий по обеспечению психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки учащихся 8-9-х классов. Данный курс способствует формированию у учащихся осознанного выбора будущей профессии и профиля обучения в старшей школе. Он дает лицеистам представление об основах выбора специальности, о возможностях получения образования по избранному профилю; стимулирует самопознание школьником своих склонностей, способностей в соответствии с избираемым профилем; развивает навыки целеполагания и планирования профессионального образования, самопрезентации, а также предполагает приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности и выбранной отрасли науки.
Первый урок ориентирует учащихся в основных целях, задачах курса, формах работы и носит в основном мотивирующий характер. Последующие занятия построены на сопоставлении основных факторов альтернативного выбора «хочу», «могу» и «надо» применительно к ситуации выбора профиля обучения. Их содержание предполагает информирование лицеистов о мире профессий, самодиагностику учащимися профессиональных интересов и склонностей, способностей, сопоставление ими своих возможностей с требованиями, предъявляемыми к избираемым образовательным профилям. Завершающие занятия предусматривают: информирование о вариантах профессионального образования; овладение учениками способами и приемами планирования профессиональной перспективы, развитие навыков самопрезентации.
Данные занятия основаны на преимущественном использовании активных форм работы (самодиагностики, дискуссий, ролевого моделирования и т.д.), безоценочном принятии педагогом учащихся, диалогичности общения, рефлексивной позиции участников.
Задачи элективного курса:

    Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий;

    Помощь в социальной и профессиональной адаптации посредством повышения уровня психологической компетенции учащихся;

    Формирование адекватной самооценки и профессиональной направленности учебных интересов;

    Формирование потребности в непрерывном образовании.

В плане мероприятий по обеспечению психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения предусматривается совместная работа всего задействованного в нем педагогического коллектива многопрофильного лицея ЗабГГПУ. Проводятся психолого-педагогические консилиумы, где рассматриваются вопросы готовности лицеистов к профильному обучению, а так же вопросы адаптации в профильной школе. Классные руководители ведут внеклассную профориентационную работу с учащимися, контролируют посещение ими элективных курсов. Психолог осуществляет подбор необходимых профдиагностических методик и проводит мониторинг оценки результатов проделанной работы.
Психодиагностическая работа с учащимися по подготовке их к осознанному выбору маршрута профессионального обучения строиться на принципах рефлексивной диагностики. Это предполагает анализ учащимися полученных результатов, осознание их значимости для своего развития и профессионального самоопределения.
Основные задачи психодиагностической работы с учащимися
8-9-х классов:
- мотивационная (заинтересовать подростков проблемой самопознания, показать значимость, важность изучения себя и своих особенностей для дальнейшего саморазвития);
- информационно-справочная (дать необходимые знания об индивидуальных особенностях человека, профессионально важных качествах);
- собственно диагностическая (направлена на самопознание подростка и объяснение результатов этого познания, решается с помощью несложных психодиагностических методик);
- развивающая (создание условий для осознания возможностей выбора и ответственности за сделанный выбор, для развития навыков самооценки, самоконтроля, самопознания).
Диагностические методики отбирались в соответствии со следующими требованиями: диагностико-активизирующий характер, достаточная валидность и надежность, с учетом возрастных особенностей и личностных потребностей учащихся, экономичностью в отношении временных затрат, актуальностью.
Рекомендуемый список методик для диагностического минимума и углубленной диагностики пути профессионального образования учащихся 8-9 классов представлен в табл. 3.13.
По результатам диагностического минимума (блок методик для обязательного использования) заполняются текущая и итоговая матрицы оценки выбора профиля обучения (табл. 3.14, 3.15, 3.16, 3.17).
Углубленная диагностика (самодиагностика) используется в ситуации профконсультирования, в случаях затруднений и проблем выбора профильной ориентации.

По результатам диагностического минимума психологом заполняется текущая матрица оценки выбора профиля обучения. Учащиеся фиксируют данные самодиагностики в аналогичной таблице в рабочей тетради.

При проведении занятий по профильной ориентации классным руководителем заполняется таблица результатов выбора. Данные вносятся на основании наблюдений и результатов диагностики в течение года.
Определение профиля: 0 - выбор отсутствует; буквенные сокращения профиля, обозначающие выбор (например, Ф-М - физико-математический профиль, Г - гуманитарный и др.).
Активность (на протяжении профориентационных занятий): 1 - низкая; 2 - скорее низкая, чем высокая; 3 - скорее высокая, чем низкая; 4 - высокая.
Амбивалентность (двойственность выбора): 1 - низкая; 2 - скорее низкая, чем высокая; 3 - скорее высокая, чем низкая; 4 - высокая.
Склонности (соответствие склонностей выбору): 1 - не соответствуют выбору; 2 - скорее не соответствуют, чем соответствуют; 3 - скорее соответствуют, чем не соответствуют; 4 - соответствуют выбору.
Способности (соответствие способностей выбору): 1 - не соответствуют выбору; 2 - скорее не соответствуют, чем соответствуют; 3 - скорее соответствуют, чем не соответствуют; 4 - соответствуют выбору.
Виды деятельности: перечисляются виды внеучебной деятельности как внутри, так и вне образовательного учреждения.

Оценки всех субъектов выбора сводятся в общую таблицу. Матрица итогового выбора заполняется на основании самооценки ученика, экспертных оценок родителей, педагогов-предметников (профильных классов), классного руководителя, психолога. Также фиксируются медицинские показания.
1 - выбираемый или рекомендуемый (желательный профиль), буквенные обозначения;
2 - осознанность и реалистичность выбора, самооценка и экспертная оценка;
3 - соответствие выбора способностям, самооценка и экспертная оценка;
4 - соответствие выбора склонностям, самооценка и экспертная оценка.
Проведение профдиагностики потребовало уделить внимание проблеме документального оформления ее результатов. Для этого были разработаны Профдиагностические Карты (ПдК) классов, облегчающие процесс хранения информации, позволяющие отследить динамику и сделать выводы об эффективности процессов профессионального самоопределения учащихся. В ПдК класса представлено системное, на наш взгляд, описание взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов (результатов профдиагностики), влияющих как на профессиональное самоопределение, так и на успешное профильное обучение учащихся. Использование части этих данных в работе учителем-предметником сможет помочь ему в выборе приемлемых и наиболее эффективных для каждого учащегося и класса в целом методов педагогического воздействия. В частности, для оптимизации образовательного общения важно знание учителем индивидуально-психологических особенностей своих учеников: типа темперамента, функциональной ассиметрии головного мозга (право- или левополушарности), ведущего канала восприятия, социально-психологического статуса.
Имея на руках все эти данные в удобной форме ПдК, учитель может их использовать для дальнейшего углубления индивидуального подхода к учащимся и повышения качества предпрофильной подготовки и профильного обучения. Педагог-психолог применяет данные профдиагностики в ходе консультирования, помогая девятиклассникам объективно оценить имеющиеся у них профессиональные интересы и склонности, соотнести их со своими способностями и возможностями, а также потребностями рынка труда.
По данным психологической диагностики, за 3 последних учебных года в лицее существенно увеличилось количество учащихся 9-х классов, определившихся в процессе психолого-педагогического сопровождения с выбором профиля обучения (табл. 3.18).

Наиболее эффективным оказалось использование в ходе сопровождения предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов следующего алгоритма:
1. Работа по технологии «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В. Резапкиной .
2. Информирование учащихся и их родителей об имеющихся в городе образовательных учреждений, потребностях рынка труда.
3. Диагностика и самодиагностика интересов, склонностей и способностей учащихся с помощью соответствующих методик .
4. Посещение учащимися элективных курсов, в том числе по программе «Основы профессионального самоопределения».
5. В завершение курса «Основы профессионального самоопределения» - творческая работа учащихся по составлению резюме, жизненных планов, либо сочинения на тему: «Моя будущая профессия», «Моя профессиональная карьера», оформление портфолио.
6. Индивидуальная консультативная помощь либо психологическая поддержка учащихся, затрудняющихся в выборе профиля/профессии на этапе принятия решения.
Таким образом, предложенная нами модель помогает психологу реализовать главную цель психолого-педагогического сопровождения - создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок может стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.
Поскольку в ходе предпрофильной подготовки возникает много проблем (организационных, кадровых, материальных и т.д.), эта модель будет со временем дополняться и видоизменяться.
Литература:
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т., Т 1 Вопросы теории и истории психологии / под. ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. 1982. 488 с.
3. Дубровина И. В. Практическая психология образования. М.: ТЦ «Сфера»,. 1998. 528 с.
4. Климов Е. А. Психология: критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению / под ред. С. Н. Чистяковой. М.: Филология, 1998.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. № 6
6. Кудрявцев Т.В Психология профессионального обучения и воспитания. М., 1986
7. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2002. 400 с.
8. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личного самоопределения: Учебно-методическое пособие. М.:Издательство Московского психолог социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. 400 с.
9. Пряжников Н.С., Е.Ю. Пряжникова Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. М.: Изд-во «Первое сентября», 2004.
10. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). М.: ВАКО, 2006. 288 с.
11. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений М.: Издательский центр «Академия», 2005. 496 с.
12. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред.
Л.М. Митиной. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 184 с.
13. Психолого-педагогическая работа по профориентации 8 - 9 классов: Практическое пособие / Авт.-сост. Н.В. Афанасьева, Н.В. Малухина, Т.В. Загостина. М.: АРКТИ, 2010. 112 с.
14. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или путиводитель выпускника. 2-е изд. М.: Генезис, 2007. 140 с.
15. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самопределения для подростков. М.: Генезис, 2000. 128 с.
16. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Комплект программно-методических материалов. М.: Генезис, 2004. 182 с.
17. Резапкина, В.Г. Отбор в профильные классы М.: Генезис, 2005. С. 51-73.
18. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988. 191 с.
19. Технология. Профориентация: Тесты / Авт.-сост. И.П. Арефьев. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. 96 с.
20. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. 304 с.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Поделиться: