Птичка-пуночка. Чукотские и эскимосские народные сказки. Эскимосские сказки Отец и сын
Бежит лиса, ждёт не дождётся, когда же нарта потяжелеет? Ну когда же, наконец, корешки мясом обернутся? А нарта всё легко катится, только полозьями слегка поскрипывает. Не выдержала лиса - оглянулась: на нарте как лежали корешки, так и лежат. Лиса Нутэнэут с досады лапой нарту толкнула, корешки и просыпались. Подхватил их ветер, разметал по тундре. Так лиса Нутэнэут ни с чем и осталась.
ПЯТЕРО МЫШЕК - ПЯТЕРО ПОДРУЖЕК. Эскимосская сказка
Запись Е. Рубцовой. Пересказ А. Грибовой*
Там, где тундра кончается, а лес начинается, жили пятеро мышек - пятеро подружек. Вместе они играли, вместе корешки добывали, вместе по ягоды пошли. А ягода морошка в тот год уродилась крупная, вкусная. Берут они ягоду: одну - в рот, другую - в мешок, одну - в мешок, другую - в рот. И не заметили, что очень далеко от своего жилья зашли. Так далеко - почти к самому лесу. Вдруг слышат:
Чваш-чвиш, чваш-чвиш… - Это старая колдунья-великанша из лесу идёт, тяжело шагает. - Чваш-чвиш…
Пришла. Мышки увидели колдунью, испугались. Хотели убежать, да поздно. Поймала колдунья мышек, посадила их в сумку, отнесла к высокому дереву.
Дерево, дерево, наклонись! - говорит.
Наклонилось дерево. Повесила она сумку на верхний сучок, отошла от дерева и сказала:
Дерево, дерево, выпрямись!
Дерево выпрямилось.
Назад пойду - с собой заберу… - проворчала колдунья и ушла.
Остались мышки на дереве. Из сумки выглянули - высоко! Самим ни за что не выбраться. Стали ждать - может, мимо кто пройдёт, поможет.
Видят - евражка к реке спешит.
Евражка, евражка, помоги нам, с дерева сними! - закричали мышки.
Остановилась евражка и говорит:
Нет, не сниму, когда мы пить ходим, вы всегда в нас камешками бросаете! Пусть другие снимут!
Бежит горностай, зовут его мышки:
Эй, горностай, помоги нам, с дерева сними!
Поглядел на них горностай.
Нет, - отвечает, - не сниму. Когда мы гуляем, вы всегда в нас камешками бросаете. Пусть другие снимут!
Тут лиса идёт. Стали мышки лису просить:
Лисичка, лисичка, будь добренька, помоги нам, с дерева сними!
Лиса поближе подошла.
Как же я помогу вам? - спрашивает. - Вы на дереве высоко висите. Не достану.
А ты скажи: «Дерево, дерево, наклонись!»
Лиса так и сделала. Наклонилось дерево, лиса мышек выпустила, сама дальше пошла. А мышки, чтобы колдунья сразу не догадалась, сумку травой наполнили, на верхний сучок повесили и сказали:
Дерево, дерево, выпрямись!
Дерево поднялось, а пятеро мышек - пятеро подружек со всех ног домой кинулись, бегут и добрыми словами добрую лисичку вспоминают.
СТРАШНЫЙ ЗАЯЦ. Чукотская сказка
Запись Тынэтэгина. Пересказ А. Грибовой*
Наломал заяц разных веточек, накопал корешков, нарвал листиков. Сидит, еду себе варит.
Бежит мимо песец.
Здравствуй! - говорит.
Здравствуй! - отвечает заяц. - Что нового?
Ничего. А у тебя что нового?
Вот барана поймал, - пошутил заяц. - Сижу варю.
О-о-о-о! - удивился песец. - Научи меня, как барана поймать!
Чего проще, - отвечает заяц, а у самого глаза от смеха щурятся. - Потихоньку подкрадись к нему и крикни. Сильно, сильно крикни. Испугается баран, от испуга свалится. Тут его и бери!
Ладно, - говорит песец, - пойду поохочусь на горных баранов.
Сказано - сделано. Пошёл песец на охоту, выследил горного барана, подкрался к нему да изо всех сил как крикнет! Ух, и припустился баранчик бежать! Только его и видели.
Снова к зайцу приходит песец.
Ну как? Поохотился? - спрашивает его заяц. - Поймал барана?
Нет, не поймал, - отвечает песец. - Я сильно крикнул. Однако почему-то не упал он. А убежал.
Что же ты его не задержал?
Эх ты, песец-глупец! - покачал головой заяц и рот ладошкой прикрыл: вот-вот расхохочется. - Барана и то не смог поймать. Крикнул бы ему вдогонку: «Постой, постой!» Тогда бы он наверняка был твой!
Струхнул тут песец.
«Ой-ой-ой, - думает. - Вот так заяц! Ну, а если вздумается ему на меня так-то крикнуть. Тогда и мне не сдобровать! Пропал я!»
Подхватился песец и бежать, от этого страшного зайца подальше.
Не выдержал заяц - рассмеялся, от смеха на землю свалился. Хохотал, хохотал, верхняя губа у него и лопнула. С тех пор с раздвоенной губой ходит. А думаете, перестал заяц смеяться? Перестал шутки шутить? Нет.
Это ничего, - говорит, - зато насмеялся всласть.
ВОРОН И ЛИСА. Эскимосская сказка
Запись О. Бабошиной. Пересказ А. Грибовой*
Поставил ворон ярангу на берегу Берингова моря. Бежит мимо лиса, увидела ярангу, остановилась и принялась ворона расхваливать:
Ах, ворон, какой ты хороший!
Ах, ворон, какой ты красивый!
Когда солнышко всходит,
Твои пёрышки светятся!
Слушает ворон, сердце его радуется.
Живи в моей яранге, сестра! - приглашает.
А лисе только того и надо. Её-то яранга - темна. Её-то яранга - мала: лиса внутрь войдёт - хвост снаружи останется.
Стали они вместе жить.
Я буду дома хлопотать! - говорит лиса. - Ты будешь пищу добывать.
Ладно, - согласился ворон.
Сделал ворон копьё, гарпун сделал. Вырезал на них узор не простой - самый лучший. Пошёл по льду в море.
Добыл ворон нерпу. Назад возвращается. Увидела лиса ворона, спрашивает:
Отнял или сам добыл?
Сам добыл, - отвечает ворон.
Испугалась лиса, прибежала домой, притворилась, что всю ночь спала.
Утром ворон собрался на охоту. Спрашивает лису:
Сестра, где копьё? Куда мой гарпун делся?
А лиса отнекивается.
Откуда мне знать, - говорит, - я из яранги не выхожу. Видно, сам потерял, а меня спрашиваешь!
Без копья и гарпуна какая охота? Стал ворон думать - чем пищу добыть? Ходил-ходил, думал-думал. Надумал - удочкой рыбу ловить.
Смастерил удочку, пошёл на реку.
Сделал прорубь во льду, опустил в воду удочку. Вдруг что-то тяжёлое прицепилось на крючок. Тащил-тащил ворон. Наконец вытащил! Не рыбу поймал. Не зверя достал. Показалось над водой само Чудо Водяное! И не разобрать, какое оно: тиной обросло, водорослями опутано. Все водоросли облепили рыбки.
Давно это было. Дружно жили ворон и сова - вместе добывали пищу, делили всё поровну, нужды не знали. Долго они прожили, состарились и стали от седины белее снега.
Вот однажды сова и говорит ворону:
- Совсем мы с тобой постарели, а красивыми так никогда и не были. У всех птиц пёстрые наряды - красные, чёрные, серые, а нас с тобой только коротким летом и видно.
- И то правда, - сказал ворон, - не видно нас, когда мы на снегу сидим.
- А давай разукрасим друг друга, - предложила сова. - Сначала ты меня, а потом я тебя.
Согласился ворон. Взял он чёрный жировой нагар от светильника, выдернул из своего хвоста перо и велел сове приготовиться. Села сова на камень, и ворон осторожно стал её раскрашивать. Ходит вокруг камня и рисует на каждом перышке красивые чёрные пятна. Раскрашивает ворон сову, а сам думает: «Постараюсь её красавицей сделать. Увидит она мою работу и меня тоже красавцем сделает».
Мышка вувыльту
Погналась лисичка за мышкой Вувыльту.
Вувыльту бежала, бежала, видит: лисичка уже догоняет её - и скорей вскарабкалась на высокий камень.
Сидит там Вувыльту и дрожит от страха.
А лисичка легла у камня и ждёт, когда мышке надоест сидеть наверху и она спустится вниз.
«Лучше я с голоду помру, чем лисичке на обед достанусь, - подумала Вувыльту. - Надо спасаться!»
Думала Вувыльту, думала, как ей перехитрить лисичку, и придумала. Запрыгала она на камне и запела:
- Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!
- Что это ты так развеселилась? - спрашивает лисичка.
- Да во-он, вижу, охотники с копьями и луками идут сюда!
- А тебе-то что, если они сюда придут? - спрашивает лисичка.
- А как же! - говорит Вувыльту. - Они всегда, когда доходят до этого камня, разжигают костёр и садятся обедать. Может, и мне что-нибудь останется.
- Охотники всегда садятся у этого камня? - насторожилась лисичка.
Великанша майырахпак
Пошли однажды пять девочек в тундру. Увидела их великанша Майырахпак, догнала, посадила в камлёйку. Девочки испугались, заплакали, а великанша подошла к дереву и сказала:
- Дерево, наклонись! Дерево наклонилось. Майырахпак привязала девочек к его верхушке и сказала:
- Дерево, поднимись!
Дерево поднялось. Великанша оставила девочек на дереве, а сама ушла. В это время мимо проходил медведь. Девочки попросили:
- Мёдведище, хороший, отвяжи нас!
- Нет, не отвяжу! - сказал медведь. - Когда мы, медведи, еду ищем, ваши охотники стараются убить нас! - И ушёл.
- Плохой ты! - сказали девочки. Пролетал мимо ворон, девочки и его попросили:
- Ворон, миленький, отвяжи нас!
- Нет, не отвяжу! Когда мы прилетаем к вам, чтобы подобрать остатки пищи, вы кидаете в нас чем попало! - сказал ворон и улетел.
Пробегала мимо лисичка. Девочки попросили её:
Как звери и птицы достали солнце
Однажды злые духи - тунгаки похитили у жителей тундры Солнце. В вечном мраке жили теперь звери и птицы, с трудом отыскивали себе пищу. И вот решили они собрать большой совет. От каждого звериного и птичьего рода на совет прибыли посланцы. Старый ворон, которого все считали мудрым, сказал:
- Крылатые и волосатые братья! До каких же пор мы будем жить во тьме? Слышал я от стариков, что недалеко от нашей земли, в глубоком подземелье, живут тунгаки, похитившие у нас свет. У тех тунгаков в сосуде из белого камня хранится большой светящийся шар. И тот шар они называют Солнцем. Если похитить этот шар у тунгаков, земля озарится светом. Вот я, старый ворон, даю вам совет: послать за Солнцем самого большого и сильного из нас - бурого медведя...
- Медведя, медведя! - закричали звери и птицы.
Тут же старая, глуховатая сова чинила нарту. Она спросила сидевшую рядом маленькую птичку-пуночку:
- О чём толкуют звери и птицы? Пуночка ответила:
Глупый Кошкли
Жил в одном селении Кошкли с женой Митикой и сыном Имимкутом. Так, говорят, было. Однажды девушки из соседних яранг на морском берегу нашли выброшенную морем нерпу. Решили они спрятать нерпу, чтобы ленивый и глупый Кошкли не увидел и не взял ее. Но не успели девушки утащить с берега нерпу, как к ним подошел Кошкли и спросил; – Что это такое?
– Это дерево, – сказали девушки. Кошкли снова спросил:
– А почему это дерево с ластами?
– Это не ласты, а сучки дерева.
– Ага, вы обманываете меня, – закричал Кошкли и отнял у девушек нерпу.
Придя домой, Кошкли сказал Митике:
– Митика, вот освежуй нерпу, сейчас добыл я. Митика обрадовалась, положила нерпу на каютак (деревянное блюдо) и освежевала ее. Затем сварили свежего мяса и сытно поели. Остатки мяса Митика отнесла в натык и спрятала в кладовую за пологом. После еды все крепко уснули.
Отец и сын
Жили муж с женой.
Однажды, когда муж и шестеро других охотников выехали в море, разыгралась непогода, и они погибли.
Жена родила сына и назвала его именем мужа. Мальчик рос очень быстро, и вот он уже ходит сам по берегу, собирает водоросли. Мясо, которое добыл его отец, уже кончилось, а люди им не давали. Однажды, когда мать спала, сын поднялся и пошел собирать водоросли. Дело было осенью; он увидел под обледенелым камнем водоросли. Потянулся за ними и упал под камень.
Под камнем оказалось какое-то жилье. Мальчик посидел здесь немного. И вот приходит мужчина, одетый охотником. Увидев мальчика, он стал ругать и бить его. Потом пришли еще шесть человек. Стали они сердиться на мужчину. Спросили они мальчика: – Чей ты и откуда?
Рассказал мальчик. Удивились люди, а тот, который бил его, заплакал и обнял мальчика. – Сын мой! – сказал он.
Как люди научились веселиться
Было время, когда люди не умели веселиться. Вся их жизнь состояла из работы, еды и сна. Один день был похож на другой. Они работали, потом спали и снова просыпались, чтобы работать. И мозг их тупел от скуки.
В то стародавнее время жил неподалеку от моря охотник с женой, и было у них три сына. Крепкие и выносливые смолоду, они обещали стать такими же умелыми охотниками, как отец. Родители гордились ими и верили, что на старости лет сыновья не оставят их без куска мяса.
Но случилось так, что старший сын ушел на охоту и не вернулся. А спустя недолгое время и средний сын исчез также бесследно. Поиски были безуспешны.
И чем больше горевали отец с матерью о старших сыновьях, тем больше тревожились они о младшем, который к тому времени подрос и стал ходить вместе с отцом на охоту. Звали его Териак, что по-эскимосски значит Горностай. Териаку очень нравилось охотиться на оленей. А отец его любил добывать тюленей и других морских животных.
Девушка
Была в тундре одна девушка. Хотели родители выдать ее замуж, да она не послушалась, рассердилась на них и ушла в тундру. Идет день, идет другой и третий. Выбилась из сил и пошла, как зверь, на четвереньках. Порвались у нее торбаза и чижи. Обмотала она кухлянкой руки и ноги и опять пошла. И вот увидела она в тундре ярангу.
Подползла она к яранге. В яранге, видит, в котле стоит вареное мясо, над очагом чайник висит. Наелась она мяса, напилась чаю и стала рассматривать ярангу. Видит – много невыделанных шкур лежит. «Одни мужчины живут!» – подумала девушка.
Взяла она шкуры и ушла в тундру. Вот, думает, буду людям шить за еду! А в этой яранге жили два брата. Пришли они домой, увидели, что кто-то ел мясо и пил чай. Кто же это мот быть? Если медведь – он раскидал бы вещи. Наверно, дух. Ну, а чай кто пил?
– Надо бы узнать, – говорит старший брат младшему, – кто приходил в ярангу?
Ворон и человек
Жил в селении одинокий человек. Не было у него ни жены, ни детей, ни отца, ни матери.
Пошел он однажды в тундру. Идя по тундре, увидел впереди себя, на маленьком холмике, огромное съедобное растение. Это растение было с нерпичью шкуру величиной. Хотел было охотник вырвать это растение из земли, но с первого раза не смог. Вторично понатужился – и опять не смог. Тогда сбросил он с себя верхнюю одежду, взялся за растение и потянул изо всех сил. Растение заскрипело, затрещало, но вышло из земли. А человек устал. Решил отдохнуть. Прилег на мох и вскоре заснул. Много или мало спал. не знает, а когда проснулся, услышал вороний крик:
– Кук, кук, кук, кук, кук!
Приоткрыл глаза и увидел: сидят около него вороны и разговаривают человеческими голосами. Один из них говорит:
– Давайте пообедаем. Ведь не каждый день такая находка!
Другой говорит:
– Давайте подождем, пока придет наш умилык.
Навага и кит
У кита и наваги был спор. Кит сказал наваге:
– Если меня убьют, то целое стойбище будет сыто всю зиму.
Навага сказала:
– Правда – ты большой и тебя едят богатые, чтобы тебя убить нужно иметь байдару, гарпун, ремни и команду выборных. А мной кормится вся беднота – и сироты ивдовы. Если сачка нет – сделай прорубь, палочкой взбаламуть воду, и тут навага сама голову высунет – засучивай рукава да только таскай навагу на лед.
Прославившийся мышонок
На берегу Берингова пролива стоит поселок Чаплино, а рядом – гора. По-эскимосски она называется Авсыниом – гора, перенесенная мышонком. А почему так, я расскажу.
Однажды маленький мышонок задумался под большим лопухом:
Почему это так, – про человека поют песни, рассказывают сказки, а про мышей-никогда, ничего? Люди становятся богатырями: борцы, бегуны, прыгуны, стрелки, охотники, храбрецы! А мыши?.. Что бы мне сделать, чтобы про меня пели песни и рассказывали сказки? В это время человек прошел мимо мышонка. Они не видели друг друга – один был слишком велик, а другой слишком мал.
Дай, – думает мышонок, – я дерево перегрызу и отнесу на эту сопку, и этим прославлюсь среди людей и мышей! Грыз он дерево, грыз. Вокруг обгрыз, обхватил его и стал раскачивать из стороны в сторону: О-о-о! Но дерево – ни с места. Опять трудится мышонок – грызет, и вдруг – дерево затрещало, покосилось и упало.
Как сестры искали счастья на чужбине
Жил-был на северных островах человек по имени Тулимак. Жил он с семьей вдали от людей и был удачливым охотником. Всегда в доме у него хватало еды. Одно печалило Тулимака: не было у него сына – кто принесет богатую добычу в дом, когда он состарится?
Было у Тулимака две дочери. Умные выросли девушки и работящие, да только юноши из других селений не навещали их.
Каждым летом выезжал Тулимак в тундру поохотиться на оленей. Дочери гребли, а сам он правил лодкой да сердито покрикивал: очень уж медленно движется лодка!
Прошло время, состарился Тулимак, и теперь дочери охотились на оленей, загоняли их в овраг, а там, внизу, их подстерегал Тулимак с луком и стрелами. И так скоры были девушки на ногу, что искры сыпались у них из волос, когда они носились по скалам.
Много оленей добыл Тулимак, а дочери сушили мясо на солнце. Но отец вечно был недоволен и гонял их за новой дичью:
– Нужно свежее мясо! Нужно свежее мясо!
Хитрый Кукылин
Жили в тундре Кукылин с женой, по имени Мити. Было у них трое детей. Кукылин охотился на куропаток и помногу их приносил домой. Так вот постоянно куропатками питались. Но однажды не добыл куропаток, а дома дети съели все запасы. Кукылин притворился больным и сделал вид, что умер. Жена его Мити и дети стали оплакивать Кукылина, а затем отнесли в тундру и похоронили. А когда Мити с детьми домой ушла, Кукылин встал, оделся, и построил себе ярангу. После этого пошел добывать куропаток. Куропаток добыл, много жиру заготовил. Из мяса и жира вкусный паштет сделал. Поедая паштет, стал петь:
Уга-а-а, уга-а-а. Уга-а-а, уга-а-а!
А жена его Мити последними куропатками детей кормит. Совсем мало осталось припасов. Кукылин тем временем паштет из жира и мяса делает, припевая:
Уга-а-а, уга-а-а, Уга-а-а, уга-а-а!
Однажды в ярангу Мити через отдушину влетела куропатка и молвила:
Мальчик-богатырь
Жил в промысловом селении один сиротка со старой бабушкой.
Жители этого селения били китов, моржей и нерп.
Мальчик никуда не ходил потому, что у него не было одежды, всю зиму сидел дома. Бабушка шила и выделывала шкуры, и за это получала кусок мяса или жира. Летом сиротка просил у рыбаков, как все сироты и вдовы, и – по эскимосскому закону – отказа ему не было, он получал свое – кусок мяса или рыбу. Однажды получил сирота большой кусок мяса. Он сказал бабушке:
– Я закопаю мясо в землю, а зимой, когда у нас не будет пищи, оно нам пригодится.
Пошел он в тундру и закопал мясо. Зимой, когда все селение голодало, бабушка сказала внуку:
– Я больше не могу! Сходи и откопай мясо. Мальчик надел бабушкину одежду и пошел в тундру. Вот отбил он кусок мяса, стал вытаскивать из ямы.
Тут из-под мяса побежали мыши – они изгрызли почти весь кусок. Сел мальчик и заплакал. Вышла большая мышь – мать мышей, посмотрела на мальчика и говорит:
Приёмыш
Однажды пошла беременная женщина в тундру за мухомором. Собирает она мухомор, очищает от земли и моха и не видит, что крадется за ней медведица.
Напала медведица на женщину, и пришел той конец. Медведица вытащила ребенка, стала его рассматривать. «Какой же он маленький! Оставлю я его. Когда вырастет, съем его!» Унесла медведица к себе ребенка и стала кормить грудью. Стал мальчик бегать ножками – она стала кормить его оленьими языками и мозгами, стала кормить его жирным мясом. Думает: «Когда не будет мяса, – тогда его съем!» А когда мяса не было, казалось ей, что он слишком худ...
Так они и жили. Мальчик растет, а медведица старится.
– Почему ты не ешь? Почему ты не жиреешь? – спрашивает медведица. – Чего ты хочешь – дикого оленя или горного барана?
Медведица приносила много мяса. Но мальчик бегал, прыгал и не жирел.
Пять девушек и Майирахпак
Пять девушек в тундру пошли. Там увидела их Майирахпак, догнала и посадила всех в камлейку (дождевик). Девушки перепугались, заплакали. Подошла Майирахпак к дереву и сказала:
– Дерево, нагнись!
Дерево нагнулось, и великанша привязала девушек к его вершине. Потом сказала:
– Дерево, поднимись!
Дерево поднялось. Майирахпак оставила девушек на дереве и ушла.
Мимо дерева медведь проходил. Обратились к нему девушки:
– Медведище прохожий, будь человеком, развяжи нас! Медведь сердито ответил:
– Когда мы, медведи, еду ищем, то ваши охотники стараются нас убить. Не развяжу!
– Плохой ты, – сказали девушки, и медведь ушел. Проходил мимо ворон. Попросили его девушки:
– Ворон, будь человеком, развяжи нас! Ворон сказал:
– Нет, не развяжу я вас! Когда мы на ваши помойки за едой приходим, кидаете вы в нас чем попало!
– Плохой ты, – сказали девушки, и ворон ушел. Проходила мимо лисичка. Девушки попросили ее:
Восемь братьев
Жили восемь братьев. Семеро в одной землянке, а восьмой брат – отдельно.
Старший брат был так велик и силен, что не мог поместиться в байдаре. На корму сядет – нос подымется, посредине сядет – средина погружается, нос и корма поднимаются. Поэтому он никуда не ходил, сидел дома и только зимой охотился в тундре. Для красоты у него были в щеках сделаны дырки, в которые он вставлял украшения, сделанные из моржового клыка: в правой – хвост кита, в левой – голова моржа.
Самый младший брат, еще подросток, сидел дома со старшим братом.
А шесть братьев ходили в море на промысел. И вот однажды осенью откуда-то подошел маленький китенок и стал играть возле берега. Сели шесть братьев в байдару. Стал младший просить старшего, чтобы позволил и ему ехать в море.
Посмотрел старший на небо – вокруг ясно, да и кит возле берега, и говорит: – Ну, поезжай!
Почему горы у реки Гортон дымятся
Когда мир был молодым, людей всегда окружали духи, очень похожие на людей, только невидимые. Да-да, их нельзя было ни увидеть, ни услышать.
Вот примутся люди разбивать стоянку, глядь – неподалеку начинает расти жилище из ледяных глыб. Кто-то эти глыбы на нужное место ставит, дом и растет вроде сам собой. Иногда, правда, блеснет лезвие ножа, а кто им орудует, не видно.
Они были умные, эти духи. И не обижались, когда люди навещали их. Люди ведь торговали с духами, причем очень выгодно. Кивнешь на ту вещь, которая тебе приглянулась, назовешь цену, и, если дух согласен, вещь поднималась сама собой в воздух и направлялась к человеку. А если духа не устраивала цена, то вещь оставалась недвижимой.
Однажды во время стоянки один злой человек выхватил нож и воскликнул:
– Зачем эти существа следуют за нами по пятам?
И бросил нож прямо в ледяную стену снежного дома. Нож окрасился кровью, а духи исчезли в тот же миг.
Ворон и волк
Ворон катался по снегу с горы над обрывом у моря и пел:
А-я-яли, а-я-яли, а-я-яли, Ко-о-оияй, а-я-яли!
К нему подошел волк и сказал:
– Братец, я тоже покатаюсь с горы. Ворон засмеялся над волком и ответил:
– Тебе нельзя кататься, ты не удержишься на скользкой горе и упадешь в воду. Обиделся волк на ворона и говорит:
– Я ведь имею когти-тормозить ими буду. Я сильный и ловкий, хорошо прокачусь! В воду не упаду!
Ворон отвечает:
– Ну что же, покатайся, а я посмотрю. Покатился волк с горы и поет:
– Интересно, интересно, га-га, га-га-а! Не удержался волк, упал с обрыва в студеную воду, затем вынырнул., и просит ворона:
– Братец, вытащи меня! Братец, вытащи меня!
Ворон отвечает ему:
– Не вытащу я тебя, ведь говорил тебе – не катайся, упадешь.
Ледяной берег высокий и крутой. Самому волку не выбраться. Плавает он в студеной воде и просит:
– Братец, вытащи же меня! Ворон на горе стоит, смеется:
Пять братьев
Охотились пять братьев на белого медведя и песца. Поднялась пурга, и братья заблудились в тундре. Такая началась метель, что не видно пальцев вытянутой руки. Братья боялись потерять друг друга, сорваться с сопки или провалиться в воду. Обвязались они длинным ремнем из моржовой шкуры и так шли несколько дней и ночей, пока не наткнулись на какую-то ярангу.
Зашли. В пологе была женщина, она спросила:
– Как вы сюда попали? Сюда никогда никто не заходит и не заезжает!
Рассказали братья, что они заблудились в тундре, что они без пищи и сна несколько суток.
Сняла с них женщина мокрую одежду, развесила сушить, а братьев посадила в меховые мешки и дала им чаю, юколы и кислого мяса. Старшему брату сказала:
– Не выходите из яранги!
Ушла женщина, забрала с собой скребок и доску для выделывания шкур.
Раупелян
Жил был старик с дочкой.
Старик думал выдать свою дочь замуж, а дочка – ии за кого не хотела выходить. Всякие были женихи – богатые, бедные, молодые, старые, эскимосы, чукчи и коряки, но девушка всех гнала с глаз своих. Старик говорил, что он стар, ему пора на покой и что дочке нужен муж, иначе кто будет его кормить в старости, но дочь не хотела выходить замуж, Старик рассердился и прогнал дочь. Пошла дочь на берег моря и стала горько плакать. Вдруг видит она – далеко-далеко в море кит выбросил громадный фонтан, быстро плывет к берегу. Подплыл кит, вынырнул на поверхность воды, и оказалось, что он голубой. Пошел кит к берегу, открыл пасть, и вышел оттуда красивый парень.
«Вот за такого я бы пошла!» – подумала девушка. Подошел к ней парень, спрашивает:
– О чем ты плачешь?
– Отец велит замуж выходить, а я не хочу!
Канак и орлы
В береговом селении Наухан жил отважный человек, смелый и сильный охотник Канак. Был у Канака единственный сын, подросток. Канак назвал сына по имени умершего деда Таграком. Хотел было Канак женить своего сына на красавице Туткан, дочери соседа, но юноша и слышать не хотел о женитьбе. Он желал стать самым сильным, ловким и смелым охотником, побеждать иноплеменников-таньгов и орлов, которые жили на вершинах небесных гор и причиняли много бед людям, земным и морским зверям.
Каждый день Таграк упражнялся в силе и ловкости, взбирался на высокие скалы, прыгал через пропасти и ущелья, догонял в тундре убегавшую лису. Вскоре Таграк смог уже заменить постаревшего Канака на охоте и стал приносить домой много морских зверей.
Мыля
В сказке это было, говорят. Далеко на северной стороне жил Мыля-великан. В одном месте долго не оставался, из одного селения в другое переходил. Оттуда, с северной стороны, все побережье вокруг мыса обошел, в Сирениках остановился.
До прихода Мыли в Сирениках народ уменьшаться стал. Множество землянок стало пустым, люди вымирали от голода и болезней. Как только пришел в Сиреники Мыля, перестали вымирать люди. Морской зверь приблизился к берегу, удача к охотникам пришла, и жители забыли о голоде. Даже у скалы Ухсик с кромки льда добывали теперь моржей, лахтаков, нерп, не уходя далеко в море.
Взял Мыля на воспитание обыкновенного эскимосского мальчика-сироту. Мальчик быстро рос и вскоре научился добывать морских зверей столько, сколько не добывал ни один взрослый охотник.
Ворон-обманщик
Однажды старый ворон пришел на берег океана полакомиться. Нашел он под камнем большого краба, ухватил его клювом, вытащил и только собрался разбить и съесть, как другие крабы хвать его за лапы!
- Кра-кра! - удивился ворон.
Краб тотчас вывалился у него из клюва и был таков!
А другие крабы не испугались - держат ворона, не отпускают. Плохо дело!
- Ладно уж,- сказал ворон.- Не буду вас больше трогать. Отпустите меня!
А крабы не отпускают: видно, не верят ворону. Испугался ворон, принялся улещивать крабов:
- Какие вы красивые, кра-кра! Как вы мне нравитесь! Хотите, отдам вам в жены мою тетку?
- Настоящие крабы не женятся на воронах,- отозвался наконец один из крабов, и остальные с ним согласились.
- Какие вы все большие, кра-кра! - продолжал ворон.- Хотите, отдам вам каяк* моего деда? Совсем новый!
- Настоящим крабам каяк не нужен,- холодно сказал самый маленький краб, а остальные гордо отвернулись.
Алихпагмитцы
Здесь вот, в Наукане четыре брата-китобоя из рода алихпагмит по ту сторону реки жили. А на другой стороне реки над оврагом жили китобои из рода имтугмит. Люди имтугмит – умелые охотники, лучшие китобои. С наступлением весны имтугмитцы первыми приготовляются к охоте. В полдень гребец их бегает от землянки к землянке, созывает мужчин на китовую охоту, и науканцы радуются, что добудут кита. И когда имтугмитцы приводят первыми кита, на следующий день алихпагмитцы приготовляются к охоте.
И вот однажды, когда имтугмитцы добыли кита, четыре брата алихпагмитцы вместе со старшиной тоже вышли на байдарах в море и добыли кита. Эти братья были удачливыми и никогда не ленились охотиться.
Охотник-неудачник
Жил один эскимос, охотник-неудачник. С утра до вечера, в любую погоду – в снег, в ветер – он все был на охоте, но редко приносил добычу домой, всегда приходил с пустыми руками. И чтобы семья не умерла с голоду, он возле других охотников вырубал из снега кровь моржа или нерпы и приносил домой.
Вот однажды льдина, на которой находился неудачник, оторвалась от берега, и понесло его в море. Несло-несло его и загнало во льды. Подходит к нему белая медведица и спрашивает:
– Почему ты никогда никого не убиваешь?
– Не знаю, как будто бы рано встаю и поздно ложусь. А домой ничего не приношу.
– Оттого, что у тебя жена не заботливая. Тебя звери не любят, грязный ты!
– Нет, я человек, значит, я чистый.
– Посмотри на свои штаны, свою одежду – как она воняет. Вот зверь от тебя и бежит. Пойдем со мной – я покажу тебе, как чисто у себя живут звери!
Найденыш
Так вот издавна рассказывается. Тундровые люди западной стороны с нашим береговым и тундровым народом обмен вели. А если обмен не получался, то воевали. Так вот каждый год случалось,Однажды береговые и тундровые жители Севера к жителям западной стороны поехали. Много дней ехали, наконец прибыли. Встретившись с людьми западной стороны, радушно их приветствовали. Друг с другом едою обменивались, разные предметы дарили, новости рассказывали. Отдохнув, открыли обмен. Береговые и тундровые люди северной стороны привезли для обмена шкуры морских зверей, ремни, подошвы и топленый жир. Люди западной стороны привезли для обмена железо, ножи, котлы, табак, чай, оленью рухлядь.
Сирота и пять братьев
Так вот было. Далеко на севере жил кочевник с сыном. Было у него большое стадо, поэтому он много трудился – пас оленей. Стадо росло, а кочевник старел. Вот однажды он призадумался и сказал своему сыну:
– Сын мой, я уже состарился и скоро, наверное, покину тебя, помру. Трудно тебе будет одному справиться со стадом. Надо нам поискать тебе помощника. Ведь есть сироты, которые ходят из стойбища в стойбище.
– И вот однажды к стаду этого кочевника пришел юноша. Он был сиротой. Стали жить втроем... Выпал глубокий снег, и сын кочевника с сиротой стали чередоваться в выпасе оленей. Сирота этот был проворным и умным юношей. Пася оленей, целыми днями учился метать копья и вскоре стал ловким копейщиком. А родной сын кочевника ленивым был, не любил учиться метанию копья и развивать свои силы, больше в пологе сидел. А когда уходил в стадо, то часто засыпал, и олени разбредались в разные стороны.
Ворон и лиса
Жил один ворон. Ушел ворон от своих и поставил землянку на берегу Берингова моря.
Увидела землянку лиса и стала расхваливать ворона:
– Ах, какой ты хороший, ах, какой ты красивый. Когда солнышко всходит, твои перышки поднимаются!
Слушает ворон лису, и сердце его радуется. Позвал он лису к себе в землянку жить.
– Вот хорошо! – согласилась лиса, – у меня нора маленькая и темная, а у тебя землянка высокая да светлая.
И стали ворон с лисой жить вместе. Ворон пищу добывает, а лиса землянку прибирает.
Сделал ворон копье, гарпун и пошел по льду в море. Увидел отдушину во льду, а возле – дохлую нерпу. Вонзил он копье в нерпу и принес домой; Лиса спрашивает:
– Отнял или сам убил?
– Убил! – сказал ворон. Начала хвалить его лиса:
– Ах, какой ты хороший, ах, какой ты красивый! Когда солнышко всходит, твои перышки поднимаются!
Кит, женщиной рожденный
Давно это было. У одного науканского охотника из рода Нунагмит было две жены. Первая жена детей имела, вторая – бездетной была и жила в отдельном пологе. Вот однажды эта женщина притворилась больной. Муж из жалости к ней перестал охотиться в море, не отходил даже от дома. Боялся охотник, как бы жена не умерла.
В том же селении, в роду Нунагмит была девочка-подросток. Жила девочка с отцом, без матери, и когда отец на охоту уходил, бродила она по селению, все подслушивала да подглядывала, все знать хотела. Однажды муж больной женщины у порога землянки сидел и увидел проходившую мимо девочку. Девочка смотрела в глаза охотнику и смеялась. Рассердился охотник и закричал:
– Уходи отсюда, насмешница, не то палкой прибью. Разве не знаешь, что жена моя больная лежит. Девочка сказала:
– Ты можешь ударить меня, но я смеюсь потому, что знаю про твою больную жену кое-что.
Сказав это, девочка убежала. Охотник вошел в полог первой жены и сказал ей:
Каждым народом свои сказки сложены, каждый народ любит, помнит и бережёт свои сказки. Те, что собраны в этой книге, - придуманы чукчами и эскимосами.
Среди чукотских и эскимосских сказок есть очень много сказок о животных. Конечно, в сказках птицы и звери - не обычные животные, а сказочные. Они разговаривают, они живут и поступают, как люди, которые придумали эти сказки.
Сначала сказки только рассказывались. Потом их записали. И пересказали для детей.
Рисунки к сказкам сделаны Народным художником РСФСР, лауреатом Государственной премии РСФСР Евгением Михайловичем Рачёвым. И вот перед вами книжка. Посмотрите рисунки, почитайте сказки, и вы узнаете про ворона Куркыля, Нутэнэут-лису, про оленя быстроногого, бурого медведя трусоватого, про зайца отважного. Про их хитрости. Об их мудрости. Вот послушайте…
ПТИЧКА-ПУНОЧКА. Чукотская сказка 1
ЛИСИЧКА. Чукотская сказка 1
ВОРОН и ЛИСА НУТЭНЭУТ. Чукотская сказка 1
ПЯТЕРО МЫШЕК - ПЯТЕРО ПОДРУЖЕК. Эскимосская сказка 2
СТРАШНЫЙ ЗАЯЦ. Чукотская сказка 2
ВОРОН И ЛИСА. Эскимосская сказка 2
КТО САМЫЙ БЫСТРЫЙ? Чукотская сказка 3
КУЛИЧОК и ВОРОН КУРКЫЛЬ. Чукотская сказка 3
ВОТ ТАК ЯРАНГА! Чукотская сказка 4
ЕВРАЖКА И ВОРОН. Эскимосская сказка 4
БЫЧОК И ЛИСИЧКА. Эскимосская сказка 5
ВОРОН и ВОЛК. Чукотская сказка 5
МЫШЬ-ХВАСТУНИШКА. Эскимосская сказка 5
ХОЧУ КОЧЕВАТЬ - НЕ ХОЧУ КОЧЕВАТЬ. Чукотская сказка 5
ПРОПАВШАЯ ПЕСЕНКА. Эскимосская сказка 6
КАК ЕВРАЖКА И МЕДВЕДЬ НОРАМИ МЕНЯЛИСЬ. Чукотская сказка 6
ОЛЕНЬ И МОРСКОЙ БЫЧОК. Чукотская сказка 6
НАДОГОНЯЛСЯ. Эскимосская сказка 6
КЕМ БЫТЬ? Эскимосская сказка 7
КТО СОЛНЦЕ НАЙДЁТ? Эскимосская сказка 7
Примечания 7
Чукотские и эскимосские народные сказки
Давным-давно, а когда именно, никто и не знает, стали рассказывать сказки. Каждым народом свои сказки сложены, каждый народ любит, помнит и бережёт свои сказки. Те, что собраны в этой книге, - придуманы чукчами и эскимосами.
Живут чукчи и эскимосы в тундре, на Крайнем Севере нашей страны, на Чукотском полуострове, у холодных морей.
В давние времена в тех далёких краях люди жили и одевались по-особенному. Совсем не так, как мы с вами привыкли. Да и не так, как живут там теперь.
Эскимосы занимались охотой в море и рыбной ловлей. А чукчи ещё и пасли оленей. Жильём служили яранги - строения, похожие на большие шалаши. Покрывали яранги моржовыми или оленьими шкурами. Селение из нескольких яранг называлось - стойбище . Яранги легко разбирались и собирались. За несколько часов можно поставить ярангу. Это было очень удобно: ведь людям приходилось переезжать - кочевать - то в поисках лучших пастбищ для оленей, то к хорошим местам для охоты или рыбной ловли.
Всю свою одежду чукчи и эскимосы шили из меха. Меховые штаны, меховая рубашка мехом внутрь. Поверх неё меховая шуба мехом наружу - кухлянка . Меховые сапоги - торбаса . Меховая шапка. Правда, шапку надевали только в самые лютые морозы да во время пурги или в дороге. А обычно, даже зимой, ходили с открытой головой.
Среди чукотских и эскимосских сказок есть очень много сказок о животных. Некоторые их герои - птицы и звери - не знакомы нам по русским сказкам. Тут и песец, и суслик-евражка, и горный баран. Тут и птицы: гаги, кайры, пуночки. Это всё обитатели севера.
Конечно, в сказках птицы и звери - не обычные животные, а сказочные. Они разговаривают, они живут и поступают, как люди, которые придумали эти сказки.
Сначала сказки только рассказывались. Потом их записали. И пересказали для детей.
Рисунки к сказкам сделаны Народным художником РСФСР, лауреатом Государственной премии РСФСР Евгением Михайловичем Рачёвым. И вот перед вами книжка. Посмотрите рисунки, почитайте сказки, и вы узнаете про ворона Куркыля, Нутэнэут-лису, про оленя быстроногого, бурого медведя трусоватого, про зайца отважного. Про их хитрости. Об их мудрости. Вот послушайте…
ПТИЧКА-ПУНОЧКА. Чукотская сказка
Жила на берегу реки птичка-пуночка. Была у неё дочка. Просит птичка свою дочку:
Сходи за водой!
А та отвечает:
В воду свалюсь.
А ты держись за куст! - посоветовала ей птичка.
А дочка в ответ:
Куст наклонится, я не удержусь.
Схватись покрепче!
Руки поцарапаю.
Рукавицы надень!
Рукавицы порвутся.
Иголкой зашей!
Палец уколю.
Напёрсток возьми!
Напёрсток потеряю.
Надоело птичке отговорки слушать, рассердилась она, сказала:
Ну и ленивая же ты! Будто и не моя дочка!
Как не твоя?! - закричала дочка, вскочила и мигом воды притащила. Много воды. Чай сварили. Сами пили, соседей угощали и ещё осталось.
ЛИСИЧКА. Чукотская сказка
Весной это было. Тепло стало в тундре, светло. Побежала маленькая лисичка к морю посмотреть: как там весной на море?
А море-то на солнце блестит, разноцветными огоньками переливается. Широкие волны бегут-колышутся. По волнам льдины раскачиваются. Вверх - вниз. Вверх - вниз. Загляделась лисичка на море. Ой, хорошо! Ой, весело!
А мимо гаги плывут, на льдине качаются.
Возьмите меня, я тоже хочу покачаться! - говорит лисичка.
Нельзя тебе на волнах качаться, - отвечают гаги. - Льдина тоненькая, сломается. Мы поднимемся, улетим. Ты упадёшь в море, утонешь.
Уплыли гаги на льдине.
Идёт лисичка по берегу, с моря глаз не сводит. Видит - чайки на льдине качаются.
Возьмите меня, я тоже хочу покачаться! - просит лисичка.
Взяли чайки лисичку на льдину. Вместе с ними она на льдине качается. Вдруг подул ветер. Затрещала льдина и развалилась.
Чайки поднялись, улетели. А лисичка упала в море. До последней шерстинки вымокла. Ладно ещё, что до берега доплыла.
Вылезла на берег, одёжку свою выжала, вылила воду из торбасов, на солнышке сушится. Только обсохла - мимо кайры плывут, на льдине качаются.
Эй, лисичка, - зовут кайры, - иди к нам!
А лисичка распушила свой рыжий хвост попышнее, говорит:
Нет! Нам, лисичкам, хорошо море с берегу. Не стану больше на льдине качаться!
Сказала так и в тундру убежала.
ВОРОН и ЛИСА НУТЭНЭУТ. Чукотская сказка
Давно это было. Очень давно. Ой, как давно!
Сидит возле своей яранги ворон, думает: "Куда идти за добычей: на морской берег или на реку?"
Думал, думал, решил:
Пойду на реку.
Пришёл на речной берег. Ходил, ходил. Каждый камушек переворачивал, под каждый кустик заглядывал - нет добычи и нет. Ну совсем ничего не попадается!
"Дай, - думает, - на другом берегу поищу!"
А там мышата играют. Увидели они ворона, обрадовались:
Дедушка пришёл! Дедушка пришёл!