Рассказ о школьных годах родителей. «Школьные годы моих родителей. Школьные годы моей мамы

«Школьные годы моих родителей»

Школьные годы - прекрасная пора, которая оставляет отпечаток в жизни каждого человека. Это годы молодости, становления и развития личности, дружба со сверстниками и, конечно же, первая любовь.

В своем сочинении я хочу рассказать о школьных годах моих родителей. Мама и папа начали учиться вместе с 4 класса , все время обучения они провели рядом, сидели за одной партой и тот факт, что они знали друг друга с детства, послужило возникновению более высоких чувств и созданию прекрасной семьи.

Мне стало очень интересно узнать, как же провели свои молодые годы родители в школе, и что больше всего им запомнилось, ведь раньше все было по-другому, и время не стоит на месте….

Итак, я решил спросить это у них. Вот какими воспоминаниями они со мной поделились: «В то время, когда мы учились, мы жили еще при советской власти, а тогда жизнь молодежи была более организована. С самого детства мы становились октябрятами , с достижением определенного возраста мы становились пионерами.

В этот период больше всего запомнились пионерские слеты. Здесь собирались пионеры со всех районов, была возможность общаться и знакомиться с новыми людьми и просто приятно проводить время. Летом жгли пионерские костры, проводили различные конкурсы, читали стихи, пели песни.

После пионеров в 8 классе мы вступили в комсомольскую организацию. Здесь проводились комсомольские собрания, субботники, воскресники. То есть наша жизнь была интересна, и мы проводили время с пользой.

Еще в памяти остался момент, когда мы школой ездили в делянки и питомники, чтобы высаживать елочки. Время в работе и перерывах мы проводили очень весело.

За достигнутые результаты поощряли поездками в города СССР. Мы ездили, например, в Казань, Ульяновск и другие города. Очень интересно было познакомиться с достопримечательностями различных городов нашей страны».

Больше всего маме запомнилась поездка в Казань, где они побывали в консерватории на концерте органной музыки. «Эти звуки пробирали до самых пяток», - говорит мама. Также вместе с одноклассниками они были в планетарии , музеях, театрах.

Рис 3. Поездка в Казань

«Зимой проводилась традиционная для нашей школы игра «Зарница». Она проводится и сейчас. Школьников делили на два отряда, обычно это были зеленый и синий отряд. Проводились веселые и интересные конкурсы и соревнования, например, лыжная гонка , логические конкурсы, поиски клада. Интересным моментом было, когда два отряда словно участвовали в боевом сражении друг против друга, суть заключалась в том, что нужно было сорвать погоны, висевшие на плечах противников».

С особой теплотой мои родители говорят и своих учителях, которые оставили неизгладимый след в памяти. Больше всего родители вспоминают своего классного руководителя Медведеву Валентину Николаевну. «Она воспитывала нас своим примером, помогала в трудную минуту. Валентина Николаевна достаточно строгий преподаватель, поэтому у нас в классе всегда был порядок. Большое внимание учительница уделяла не только образовательному процессу, но и нашему воспитанию. Вместе с ней мы занимались танцами, очень часто ходили на прогулки, в походы, ездили на экскурсии. Мы ей очень любим и уважаем».

Не менее тепло родители вспоминают учителя истории Денежкину Валентину Николаевну. «Валентина Николаевна – доброй души человек. На её занятиях было тепло и уютно, словно все предметы были пронизаны её голосом, улыбкой и добротой. Каждый урок по-своему захватывал и открывал что-то новое. Учительница доступно преподносила материал, всегда использовала много наглядных пособий. Валентина Николаевна учила нас не только своему предмету, но и жизни. Очень часто мы обращались к ней за советом, и она всегда нас поддерживала ».

После окончания школы мои родители учились в училище на разных специальностях в параллельных группах и часто виделись друг с другом. После окончания училища отец проходил военную службу, и они продолжали общаться в письмах.

В 1988 году родители решили пожениться. В их жизни со временем появились моя сестра и я. Она уже окончила школу, где учились мои родители, а я продолжаю обучение.

Я могу судить о том, что школьные годы мои и моих родителей имеют весомые различия. У их поколения были иные интересы, нежели чем у нас, жизнь была более организованной, все были заняты и не «болтались» бесцельно. Я очень рад, что у меня есть такая семья.

Папа решает, а Вася сдает

Современные родители зачастую радуются грядущим каникулам куда больше собственных детей. Шутка ли, каждый вечер после работы их ждут не сделанные уроки, над которыми нужно корпеть после работы из последних сил. В погоне за рейтингами и высокими баллами ЕГЭ школы любыми способами убеждают родителей, что сделать отличника из своего чада - задача пап и мам.

До какой степени стоит помогать детям в учебе, попытался разобраться корреспондент «МК».

Привычка учиться

После первого сентября жизнь многих современных родителей стремительно превращается в ад. Бесконечные проекты, доклады и олимпиадные задания уже снятся мамам и папам по ночам. Да и как тут забыться во сне, ведь в любой момент опять звякнет проклятый телефон, где в родительском чате снова обсуждают способы решения задачи по математике или проекта по окружающему миру про то, как нарисовать мир глазами кузнечика. И быть безответственным-то не очень получается, в любом классе находятся гиперорганизованные предки, которые уже все сделали раньше и лучше всех.

Когда я читаю форум наших родителей, у меня возникает просто комплекс неполноценности какой-то, - рассказывает Юлия, мама третьеклассницы. - Я максимум могу проверить у дочки, что уроки все сделаны, и то не всегда. Но не садиться же самой за парту вместе с ней, я свое уже давно отучилась. Такая же история и у моей подруги, дочка которой ходит в школу другого района. В каждом классе постоянно появляется все больше и больше родителей, для которых учеба ребенка превращается в смысл жизни. Кто-то часами ваяет проект по окружайке, кто-то специально не ведет свое чадо в школу, чтобы вместе с ним занять призовое место на олимпиаде из дома. К чему это? Разве кто-то сомневается, что взрослая тетя способна выполнить задания 3-го класса на «отлично»?

Подогревают помешательство родителей на успехах ребенка и многие учителя, в свою очередь запуганные требованиями администрации школы в срочном порядке повышать успеваемость в классе.

В этом году у моего сына-третьеклассника сменилась учительница по английскому, - рассказывает Оксана. - Почти сразу же она влепила сыну «тройку» за то, что он что-то ответил не так. На родительском собрании я спокойно спросила у этой дамы, нельзя ли немного подождать с плохими оценками, чтобы дети очухались после лета и к ней привыкли. Невинный вопрос перешел в проповедь англичанки о том, что я виновата в этой «тройке» сама, так как оценка ребенка - это на самом деле оценка родителя. Вот так новость! А может быть, все-таки учителя? Или педагоги у нас теперь нужны только для заполнения электронного журнала?

Безусловно, катализатор повышенного внимания к учебе со стороны родителей - сама система нашего образования. Если послушать большинство директоров школ, то главными словами в их речах будут бесконечные рассуждения о месте школы в бесконечных рейтингах, призерах олимпиад, наградах и грамотах. Редкий директор станет хвастаться тем, что в его школе ребенку просто и комфортно учиться независимо от его природных способностей. Да и что хотеть, ведь финансирование наших школ, получение ими дополнительных грантов напрямую зависят от баллов выпускников по ЕГЭ и позиции в злосчастных рейтингах.

Не сотвори себе Эйнштейна

По мнению детского психолога Анны Альбертовой, подобная гонка за успехом все чаще и чаще приводит к серьезному травмированию психики детей и подростков. Ведь если твой ребенок не Эйнштейн, с этим все равно ничего не поделаешь.

Помогать первокласснику в учебе, конечно, нужно. Дети этого возраста еще не очень собранны, им сложно привыкать к новому образу жизни, но, главное, чтобы эта помощь не затянулась на долгие годы, - объясняет Альбертова. - Многие дети, родители которых проявляют чрезмерный интерес к оценкам и процессу обучения, невольно начинают делать все за него, чтоб получилось лучше. В результате потом ребенок хватает «трояк» на важной контрольной, даже не потому что не знает правильного решения задачи, а просто от страха, что надо работать самому без помощи взрослого. А дальше - круг начинает замыкаться, школьник нервничает из-за оценок, переживает, что не оправдал надежды, возложенные на него заботливыми родителями. И здесь уже недалеко до комплекса неполноценности или серьезного невроза.

По оценкам Минздрава, с каждым годом в Москве неуклонно растет количество детей с психологическими проблемами и проблемами, связанными с нервной системой. К сожалению, в редких школах сейчас можно встретить хорошего детского психолога, реально занимающегося диагностикой детей, выявлением их проблем на ранней стадии. По большей части психолог в школах лишь формальная должность, держат его не для реальной помощи школьникам, а просто, чтоб выполнить требования чиновников от образования. Да и хорошие специалисты редко готовы пойти работать в школу, проще спокойно зарабатывать на индивидуальных консультациях.

Главная помощь в заботе о психике ребенка опять же ложится на родителей, - уверена Анна Альбертова. - Не нужно делать все за ребенка, нужно научить его, как все делать самому. Как в детстве мы учим наших детей заправлять кровать или чистить зубы, точно так же еще перед школой ребенка надо приучить, что уроки и сбор портфеля - его обязанность и в этом нет ничего страшного. Школа - это естественная часть жизни, но не единственная, помимо этого есть семья, друзья, свободное время - и жизнь не ограничена лишь успехами в учебе. В семье, где проблемы обсуждают, ведут себя спокойно и не зацикливаются на успехах чада, дети чаще добиваются большего, чем чада, помешанные на оценках. Кроме того, родитель не может быть для ребенка еще и учителем, это несовместимые роли. Да и обязанности учителей в школе пока у нас никто не отменял. Простой пример - учить таблице умножения должна школа, а считать деньги, к примеру, расплачиваться в магазине, планировать свой бюджет - задача родителей. В этом и разница этих ролей.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Ирина Труманова, учитель русского языка и литературы с 35-летним стажем:

Современные московские дети в силу сложившихся после развала СССР условий жизни значительно менее самостоятельны, чем были их родители. Если раньше отпустить ребенка в школу одного даже в 1-м классе было в порядке вещей, то сейчас их водят туда за ручку иногда и в 5-м классе. Это, к сожалению, нередко сказывается и на отношении ребенка к учебе. Самое печальное, что я постоянно наблюдала в старшей школе, - это то, что большинство детей элементарно не умеют учиться. А ведь именно умению учиться в первую очередь должны были обучить ребенка учителя начальной школы. И это именно то, в чем педагогам вполне могли и должны были помочь родители. Беда в том, что научить учиться в подростковом возрасте намного сложнее, чем в 7–10 лет, иногда это просто невозможно. Конечно, участие родителя в учебе ребенка в начальной школе во многом зависит от способностей и характера их чада. Кому-то нужно лишь изредка помочь разобраться в сложном материале, кого-то контролировать систематически. Главное - сразу приучать ребенка, что уроки - его личное дело, а у мамы и папы есть свои, взрослые обязанности. Помогать и учиться практически вместе, а то и за школьника, как нередко сейчас бывает, просто недопустимо. Кстати, ученики, которым чрезмерно помогают родители, очень часто лучше учатся в начальной школе, но потом резко сдают позиции по сравнению с самостоятельными детьми. Учителя, которые напрямую говорят родителю, что оценка ребенка зависит от него, либо молоды и неопытны, либо вообще зря пришли в эту профессию.

Проектная работа Мои родители выпускники школы, в которой я учусь (посвящено 20-тилетию школы)

Если вашей школе предстоит отметить юбилей, то я предлагаю свою идею, в которой участвуют ученики начальных классов, чьи родители учились и были выпускниками этой же школы.

1 СЛАЙД О ШКОЛЕ
-Сегодня наша школа отмечает свой юбилей. Ей исполняется 20 лет. А чем интересна наша школа, чем она отличается от других школ?
-Мы, ученики 3-а класса школы №22, учимся в этой школе всего лишь 3-й год и нам интересно было узнать об истории нашей школы.
И вот мы в музее нашей школы.
2 СЛАЙД (в музее)
Руководитель музея Баринова Елена Геннадьевна рассказала нам много интересного о нашей школе, о ее истории, традициях, о выпускниках и спросила, знаем ли мы, кто из наших родителей учился в этой школе. Нас заинтересовал этот вопрос и мы решили выяснить, кто же из наших родителей был выпускником школы №22. и почему они привели нас, своих детей, тоже в эту школу.

Но с чего начать? Мы разделились на группы, составили план работы каждой группы, спросили об этом своих родителей и провели анкетирование на эту тему в других классах. И вот что у нас получилось. Оказывается, что
среди учеников 4-х классов -.. мам и пап наши выпускники
3-х классов-..
2-х классов-.
1-х классов-

4 СЛАЙД (диаграмма)

Эта работа увлекла нас еще больше и нам захотелось поподробнее узнать о выпускниках наших родителях.
Один из классных часов мы посвятили умению составлять и проводить (брать) интервью. Мы брали интервью у своих родителей и попросили ребят из других классов сделать то же самое. Вопросы мы задавали такие:

1.Здравствуйте. Мы ученики 3-а класса. Мы проводим опрос. Не могли бы вы ответить на наши вопросы?
2. Представьтесь, пожалуйста.____________________________________
3. Назовите, когда вы закончили нашу школу._______________________
4. Вспомните, как звали вашего первого учителя.
5.Кто был вашим классным рук. в старших классах?
6. Какие предметы для вас были любимыми и почему.
7.Какие воспоминания у вас о нач. школе? Что вам особенно запомнилось?
8. А что в старших классах?
9.Если вы живете не в районе школы 22, то почему своего ребенка вы повели учиться в эту школу?

Нас интересовало, какие воспоминания остались у наших родителей о школе, где теперь учимся мы- их дети. Вот некоторые выдержки из воспоминаний
(Выдержки из воспоминаний).

Ученик.: А моя мама хоть и не была ученицей этой школы, она училась в 10 школе, но зато мамина первая учительница теперь и моя первая учительница это Елена Геннадьевна Коршунова. Она и помогала нам в этой работе.

Это лишь малая часть бывших выпускников. Все фотографии и воспоминания родителей-выпускников о школе мы записали и поместили в созданную нами электронную книгу МОИ РОДИТЕЛИ ВЫПУСКНИКИ ШКОЛЫ 22 ,мы надеемся, что эта книга даст начало хорошей и доброй традиции и мы думаем, что она ежегодно будет пополняться. Надеемся, что учителя, о которых тепло вспоминают наши родители, будут и нашими любимыми и добрыми наставниками.

Эту книгу мы решили подарить директору школы 22 Гавриловой И.Е, а заодно взять у неё интервью.
9. СЛАЙД (в кабинете)

1.Скажите, пожалуйста, трудно ли быть директором школы?(да, очень трудно)
2...Вы любите детей?(да, очень)
3...А каких детей вы любите больше?(разных: послушных и не очень, воспитанных и балованных)
4.Чтобы вы хотели пожелать ученикам? (быть успешными в обучении, вырасти здоровыми, сильными и добрыми, а по окончании школы стать успешными в жизни)

Ученики:
1 Школа это место, где до ребёнка и его проблем хоть кому-то есть дело. Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других. Школа это место, где ребёнка больше всего воспитывают.
2.Переступив порог школы, ребёнок попадает на огромную, новую для него планету Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему же они такие разные, по каким правилам они живут, что они ценят друг в друге.
3. Постепенно он и сам научится распознавать добро и зло, смотреть в других, как в зеркало, узнает больше о самом себе. Эти уроки ему преподают сама школьная жизнь, и, конечно, его первый учитель

4 Всем известно, что о человеке судят по его делам; думается, об учителе судят по его ученикам. Ученики зеркало учителя. Именно в учениках можно увидеть проявление искренности и благородства, глубину и тонкость чувств учителя. С праздником!

>Сочинения по темам

Школьные годы моей мамы

«Мы все учились понемногу, // Чему-нибудь и как-нибудь…» - писал А. С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин». Поэтому так же, как и мы сейчас, наши родители когда-то ходили в школу. Какими были их юношеские учебные годы, я решила узнать у мамы во время семейной беседы за вечерним чаем.

Чтобы освежить свои воспоминания, мама принесла из комнаты школьный фотоальбом, и мы вместе стали разглядывать помещенные в него снимки. Оказывается, в младших классах она еще была октябренком и носила специальную звездочку на своей форме, а вот пионеркой мама уже не стала, так как к тому времени эту организацию уже упразднили.

Во всем остальном школьная жизнь родителей не сильно отличалась от нашей сегодняшней. Они так же ходили на занятия, носили с собой тяжелые портфели с учебниками, а в тетрадях писали шариковыми ручками. Конечно, в те времена еще не было интернета, а наличие компьютера в доме считалось роскошью, поэтому мама и ее друзья много времени проводили за книгами и часто посещали библиотеки.

После занятий ученики порой собирались на школьном дворе. Мальчики играли в футбол на траве, а девочки тихонько общались, сидя на скамейке. Иногда, вспоминает мама, они большой компанией ходили провожать того, кто жил дальше всех, до дома, а затем так же все вместе возвращались обратно.

Листая альбом, я нахожу цветные фотографии со школьных праздников. На одном из таких снимков мама изображена на сцене с гитарой. В то время она училась в музыкальном классе и потому часто выступала на концертах и пела песни для своих сверстников.

Мама рассказывает, что в школе у них так же, как и у нас сейчас, устраивались веселые дискотеки. Эти мероприятия обычно проходили в присутствии родителей и всегда заканчивались дружеским чаепитием.

У мамы осталось много приятных воспоминаний о школьных годах. Даже сейчас они с одноклассниками порой собираются на вечере встреч и, как и прежде, весело проводят время.

Просмотрев живописные полотна старых мастеров разных стран, которых вдохновляла тема школы и ее воспитанников.

«Урок математики».


Крестьянский обед в поле.» (1871).

Учебный год в сельской местности в давние времена был намного короче, нежели сейчас. В некоторых странах он колебался в пределах 150 дней. Эта цифра менялась в зависимости от того, как проходил сбор урожая: дети в эту пору привлекались к сельскохозяйственным работам и были незаменимыми помощниками. Поэтому школы свои двери открывали не в начале осени, а иногда даже в начале зимы. А такие понятия как "1-сентября" и "каникулы" в России появятся в жизни учеников лишь после 1935 года.


«У дверей школы».

Школы в 19 веке представляли собой дома с одной комнатой, в которой одновременно обучались ученики разного возраста. В Америке они так и назывались: "one room schoolhouses". Почти так же выглядели в то время сельские школы и в Российской Империи. При этом школа была одна на несколько деревень, и некоторым ребятам за знаниями приходилось ходить пешком, ежедневно преодолевая расстояние в 5-6 километров. Учителям же приходилось иногда жить в этих же домах, или же поочередно в семьях своих учеников.


«Снова в школу».

В школах училось обычно от пяти до двадцати детей в возрасте от 7 до 16 лет. Один учитель вел все предметы, а ученики постарше помогали ему учить младших одноклассников и отстающих товарищей. С родителей брали плату за обучение отпрыска. Кроме денежных взносов, полагалось приносить учителю еще и угощение.


«Новый ученик».

Так, приведя ученика впервые в школу: "...родители приносили «хлеб-соль» - белую булку, водку, какую-либо живность и т. п. Каждый четверг ученик приносил еще «четверговое», на масленицу - сыр и масло, после каждого праздника - «праздниковое». Почему-то особо выделялся день 40 мучеников, когда полагалось принести 40 бубликов и постное масло. Часть бубликов тут же крошилась, заливалась постным маслом и съедалась учениками, остальное шло учителю. В течение года родители ученика должны были доставить учителю еще воза три дров".


«Школа».

Надзор со стороны чиновников образования за школьными учителями был не менее, чем за учениками. Но при этом их не очень волновал уровень знаний учителя - только его благонадежность.


«Школьный экзамен».

В переводе с греческого слово "педагог" означает "ведущий ребенка". В древней Греции педагогами были рабы, которым вменялась в обязанность охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до школы — и элементарное обучение грамоте. Примечательным было то, что "древние греки в педагоги выбирали обычно таких рабов, которые не были пригодны ни для какой другой работы, но отличались верностью дому" . Обязанности свои педагог обязан был нести до вступления воспитанника в возраст совершеннолетия.


«Защита школьников.»

С течением времени эта должность трансформировалась и стала самой распространенной общественной профессией. В 19 веке в школах разных стран уже существовали статуты, по которым составлялись инструкции для школьных учителей, иногда доходящие до абсурда. В них было прописано, как должен вести себя учитель в общественных местах, какого цвета одежду носить и какой длины.


«После школы».

Что касается школьников, то обучаться грамоте в то время было нелегко даже способным детям. Печатных букварей не хватало, и приходилось пользоваться азбуками, которые переписывались от руки. Одолев букварь, ученики переходили к заучиванию церковных книг, так как школы находились в ведении духовенства и было их совсем мало.


«Урок слова Божьего».

Из-за этого многие дети вовсе не ходили в школы, а учились, кто как мог. Некоторые родители обучали их сами, если знали грамоту. В противном случае отдавали их учителям, называвшимися "мастерами" и "мастерицами".


«Урок труда».

Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что еще в 17 веке такие мастера и мастерицы учили грамоте и многому другому не только детей богатых и знатных вельмож, но и царских отпрысков. Вплоть до средины 19 века обучение у таких учителей еще практиковалось в русских городах.


«Первый рисунок».

В те времена перья с чернилами были большой роскошью и ученики вынуждены были пользоваться личными грифельными дощечками и мелом, а учитель, объясняя урок, писал на большой доске. Использовались также заостренные гусиные перья, которые цеплялись за рыхлую бумагу, оставляя кляксы. Написанные буквы посыпали мелким песком, дабы чернила не растекались.


«Наказание».

За неаккуратность школяров наказывали: таскали за уши, секли розгами, ставили в угол на колени на рассыпанный горох, а подзатыльникам и счету не было. Порядки в школах 19 века были весьма архаичны. Например, по субботам все ученики без различия подвергались порке.


Наказание розгами в школе.

«Пороть или не пороть?» - в царской России, как впрочем и в множестве других стран, над таким вопросом даже не задумывались. Различные виды наказаний были настолько распространены и обыденны, что прочесть о них можно и в литературных произведениях, и увидеть в изобразительном искусстве. Лишь в 1864 году появился «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений».


В сельской школе. (1883).

В школах крестьянских детей обучали арифметике, чтению, письму и закону Божьему. Детей же мещан и купцов дополнительно к этому - геометрии, географии, истории.


«Урок счета».

Девочек из бедных семей крайне редко отдавали учиться в школу, как правило, их учили грамоте на дому. А вот из знатных семей из-за их будущего положения в обществе еще обучали литературе, искусству, иностранным языкам, а также вышиванию, танцам, игре на музыкальных инструментах, пению.


«Бретонская школа».

Стоит заметить, что само понятие грамотности в то время было довольно расплывчатым: "Грамотным считался и человек, могущий в домашнем или церковном обиходе читать церковные книги, и мастеровой или купец, который мог пользоваться грамотой в своих делах и, наконец, грамотей, который мог составить или переписать деловую бумагу".


«Кругосветное путешествие».


«Маленькие курильщики».


«Перемена».


«Урок пения».


«Урок пения».


«Курильщики».


«Юные музыканты».


«На школьной площадке.»


«Устный счет». В народной школе.


«Темные пятна».

Хотелось бы отметить еще один интересный факт: в России история школьной формы началась в 1834 году, когда император Николай I подписал "Положение о гражданских мундирах". Вплоть до революции согласно регламенту мальчики должны были носить темные брюки, гимнастерку, фуражку и шинель, а девочки — коричневые платья с черным или белым фартуком. После революции школьную форму отменили, но в 1949 году ввели снова, она мало чем отличалась от дореволюционной.

Поделиться: