Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему Мне казалось нужно иметь к

title: Купить: feed_id: 3854 pattern_id: 1079 book_author: Новиков-Прибой book_name: Цусима
На следующий день все боевые суда эскадры вышли в море. В бухте остались
только транспорты и крейсер "Алмаз", чтобы покончить с погрузкой угля. На
"Алмазе" теперь поднял брейд-вымпел заведующий транспортами, капитан 1-го
ранга Радлов, а контр-адмирал Энквист перенес свой флаг на крейсер "Олег".
Четыре дня эскадра болталась на просторе, то стопоря машины, то давая
тихий ход кораблям, чтобы сохранить хоть приблизительный строй. Все время
держались в виду бухты Камранг. Это было самое нелепое наше скитание. Тем
временем Рожественский сносился через Сайгон по телеграфу с Петербургом.
Теперь более определенно выяснилось, что где-то здесь мы должны
встретиться с эскадрой Небогатова. Кроме того, пришлось ждать разгрузки
пароходов "Ева", "Дагмара" и "N 3", доставивших из Сайгона провизию, уголь,
припасы.
Наблюдая жизнь на корабле, я все больше удивлялся бессилию командного
состава удержать власть над своими подчиненными. Бывало, стоило только
услышать: "Все наверх!" - и сотни людей бросались к трапам, сшибая друг
друга. А теперь при срочных авральных работах многие матросы с такой же
поспешностью летели с верхней палубы вниз и прятались по трюмам. Даже
молодые матросы перестали бояться начальства.
Вспомнилось, как я, будучи новобранцем, смотрел на морских офицеров. Мое
знакомство с ними началось в Кронштадте, где я был водворен в один из
флотских экипажей. До этого я встретил в Петербурге каких-то кавалеристов,
прогарцевавших по улице на сытых и стройных конях. Эти офицеры удивили меня
оригинальностью своего наряда, и только. Ничего тут особенного не было. На
конях и сам я в своем селе Матвеевском ездил верхом в ночное, правда, без
седла и не так, может быть, красиво. Совсем иное впечатление произвели на
меня морские офицеры. В воображении своем я связывал их с кораблями, на
которых они плавают по синим морям, переживают бури, бывают в чужих странах,
совершают кругосветные путешествия и видят всякие чудеса земного шара. Мне
казалось, что нужно иметь колоссальные знания, чтобы по компасу и звездам -
как объясняли старые матросы - определить, в какой части океана находится
судно. Все это было для меня необычно, необычна была и сама форма, какую
носили морские офицеры. В особенности я поражался, когда видел их в черных
парадных мундирах с эполетами, с орденами, в треугольных шляпах. Этот блеск
ошарашивал меня, подчеркивая мое ничтожество. Я, вылезший из деревенской
глуши и грязи, смотрел на офицеров, как на людей особой породы, с красивыми
благородными лицами, чрезвычайно талантливых. И разве я мог в то время
заподозрить кого-нибудь из них в нечестных поступках?
Отец мой, бывший николаевский солдат, воспитывая меня, часто внушал:
- Ежели тебе, Алешка, придется попасть на военную службу, то служи
по-настоящему. Будут бить - терпи. За одного битого десять небитых дают. И
помни - за богом молитва, а за царем служба никогда не пропадут.
Я поверил его словам и, явившись во флот, ревностно, со всей страстностью
своего темперамента принялся за службу. Период новобранства длился около
четырех месяцев и запечатлелся в моей памяти, как отвратительный сон.
Капралы, инструкторы, фельдфебель принимали самые решительные меры к
тому, чтобы вышибить из нас деревенский дух. В шесть часов утра горнист на
дворе играл побудку. Мы очумело вскакивали, заправляли свои койки, наскоро
пили чай с черным хлебом и целым взводом в сорок человек становились в своей
камере на гимнастику. Инструктор командовал, а мы выкидывали руки вперед,
вверх, в стороны, вниз. Против гимнастики ничего нельзя было бы возразить,
если бы ей не злоупотребляли. А нас, например, заставляли проделывать бег на
месте с выкидыванием колен то вперед, то назад до тех пор, пока не только
все белье становилось мокрым от пота, но и разбитые подошвы сапог промокали
насквозь. Еще труднее было выполнять "лягушечье путешествие".
Заключалось оно в том, что все сорок человек опускались на корточки в
затылок друг другу и, выставив руки вперед, прыгали вдоль стен камеры, по
нескольку раз огибая ряды коек. Тут все зависело от настроения инструктора.
Если он был не в духе, то это глупейшее прыганье затягивалось, и тогда глаза
застилались зеленым туманом. Некоторые новобранцы не выдерживали такой пытки
и падали.
- Отяжелели, окаянные, с мякинным брюхом! - ревел инструктор и
подбадривал падающих пинком.
Потом нас выгоняли во двор. Там учились маршировке, всяким захождениям,
поворотам, ружейным приемам, бегали по двору. Инструктор говорил нам:
- Если я скомандую "смирно", это значит - не дыши, замри. Забудь, как
отца и мать зовут, и только слушай, что дальше последует от меня.
Вообще он относился к нам так, как будто мы были его заклятыми врагами.
После обеда наступал короткий отдых, но иногда в это время заставляли нас
пилить и колоть дрова. Потом опять выгоняли на двор для маршировки.
Вечером, поужинав, мы измученные, отупевшие, рассаживались по койкам в
камере и занимались словесностью. Из нее мало мы черпали знаний. Главный
упор делался на дисциплину, на чинопочитание, на верность царю. Заучивали
имена царствующего дома и фамилии начальства, начиная от командующего
флотом, кончая ротным командиром. Тут же инструктор рассказывал нам, как
различать чины. Все делалось с матерной бранью и мордобойством.
Часов в семь все занятия кончались. Пока не скомандуют "на справку", мы
могли писать письма, читать книги и веселиться. Некоторые, пользуясь
небольшим промежутком свободного времени, бежали на двор, в прачечную, в
кирпичное помещение и стирали там свои рубашки и подштанники. Развешивать их
на чердаке было рискованно - украдут. Поэтому каждый новобранец расстилал
сырое белье под простыню, чтобы за ночь просушить его температурой своего
тела.
Тяжелый рабочий день заканчивался справкой и вечерними молитвами.
Привертывались газовые рожки, за исключением одного. В камере было
полусумрачно. Кто-нибудь из нас назначался дежурным, а остальные тридцать
девять человек укладывались спать - каждый на свою койку, на соломенный
тюфяк, под серое казенное одеяло. Воздух сгущался смрадом человеческих
испарений.
Так продолжалось изо дня в день.
Я исполнял все служебные обязанности самым добросовестным образом. Меня
нельзя было причислить к глупым ребятам. До службы я прочитал порядочно
книг, а это очень помогло мне в изучении словесности. При своей недурной
памяти я в один месяц выучил матросский устав наизусть. Новобранцев до
принятия присяги не полагалось отпускать в город поодиночке, но инструктор,
ввиду моего необычайного успеха по словесности, сделал для меня исключение.
- Смотри в оба, - наказывал он мне. - Знай, кому нужно козырнуть, кому -
стать во фронт.
- Есть, господин обучающий.
- Если подведешь меня, я из тебя яичницу сделаю. Все это мне казалось
нормальным.
Гуляя по городу, я отдавал честь встречающимся офицерам по всем правилам.
Правда, проделывал я это не без волнения, но ко мне никто не придирался.
Захотелось посмотреть офицерские флигели, и я, свернув на Екатерининскую
улицу, зашагал вдоль сквера. Как после узнал я, здесь никогда не гуляли
матросы, боясь столкновения с начальством. Не прошло и пяти минут, как
навстречу мне показался человек с седыми бакенбардами. Какой у него был чин?
Я еще ни разу не видал живого адмирала, но уже знал, какие у него должны
быть погоны: золотые, с зигзагами, с черными орлами. Эти погоны можно было
видеть в экипаже за стеклами. В голове у меня крутилась мысль:
если по одному орлу на каждом плече - значит, контр-адмирал, по два -
вице-адмирал, по три - полный адмирал. А этот человек с седыми бакенбардами
совсем не имел погонов, но зато воротник и полы его черной шинели были в
золотых позументах и на них в один ряд разместились десятки черных орлов.
Неужели я попался сверх-адмиралу? Почему мне инструктор ничего не объяснил о
такой форме? Мне некуда было свернуть в сторону и спрятаться. Я сошел с
тротуара и за три шага до встречи со страшным человеком стал во фронт.
Старик с позументами и орлами тоже вдруг остановился и, удивленно глядя на
меня, задвигал седыми бакенбардами. "Ну, пропал я", - мелькнуло у меня в
голове.
- Долго ты, дурак, так будешь стоять?
От его голоса, проскрипевшего в морозном воздухе, как ржавые петли
калитки, и от его выпуклых и тусклых глаз, напоминающих пузыри на мутной
луже, мне стало не по себе. Моя рука, поднятая к фуражке, дрожала.
- Иди, дурак, дальше, не стой столбом.
Он захихикал мелким дробным смешком, а я пошагал дальше, употребляя все
усилия на то, чтобы скорее от него удалиться. Через минуту я оглянулся - он
стоял на том же месте и смеялся мне вслед. У меня пропала всякая охота
гулять, и я торопился скорее попасть в экипаж. Почему этот человек с орлами
назвал меня дураком? Разве я стал перед ним во фронт не так, как нужно? Я
был так занят сверх-адмиралом, что не успел козырнуть встретившемуся
лейтенанту. Он подозвал меня к себе и спросил:
- Почему честь не отдаешь?
- Виноват, ваше высокоблагородие, задумался.
Лейтенант выругался матерно, постучал кулаком по моему лбу и сказал почти
ласково:
- Не нужно задумываться на военной службе.
Я остался благодарен ему, что он не записал моей фамилии. В экипаже от
старых матросов я узнал, перед кем мне пришлось стать во фронт. Это был не
сверх-адмирал, а флотский швейцар из бывших матросов! Мне было стыдно за
свой промах.
Через несколько месяцев я принял присягу и стал матросом 2-й статьи. С
поступлением в плаванье жизнь улучшилась. Мое первое представление о морских
офицерах постепенно изменялось. Оказалось, что эти благородные люди так же
ругаются матерно, как и мужики в нашем селе, и даже дерутся.
Потом я узнал, что многие из них напиваются и устраивают скандалы,
занимаются азартными играми и посещают публичные дома. Катилось время.
Меня повысили в матросы 1-й статьи, а потом, когда кончил школу
баталеров, произвели в унтер-офицеры. Я еще больше освоился с условиями и
бытом императорского флота. Деревенская наивность исчезла, наставления отца
перестали для меня звучать правдиво.

Задание №7

Расставить знаки препинания

С утра шел дождь то прекращаясь то переходя в изморось. Начиная со вторника погода резко изменилась. Из липовой аллеи вертясь и обгоняя друг друга летели желтые листья и промокая ложились на мокрую землю. Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе уже обычно наступление осени. На высоком небе не спеша тянулись редкие облака. Вронский остановил кучера не доезжая до усадьбы и отворив дверцу на ходу выскочил из кареты. Всю жизнь бабушка работала не покладая рук. Они оба сидели минут пять тихо и не шевелясь. Четыре месяца тому назад я согласно его предписаниям покинул шхуну. Несколько дней спустя молодой Дубровский задумал заняться делами. Соколы описывали красивые круги подолгу останавливаясь на одном месте и трепеща крыльями зорко высматривали на земле добычу.

Остальные обособленные члены.

Уточняющие члены предложения

1.Места (где? где именно?), например: Внизу, в тени, шумел Дунай.

2.Времени (когда? когда именно?), например: Это было глубокой осенью, в холодный сумрачный день.

3.Образа действия (как? каким образом?), например: Она озорно, по-девичьи, взглянула на него снизу вверх.

4.Со словами вернее, точнее, скорее , например: Я сразу понял, вернее, почувствовал всю прелесть ловли перепелов.

Пояснительные члены

Присоединяются словами то есть, а именно, именно, (или = то есть), например: Мы доехали на своих лошадях в возке, то есть в крытой рогожею повозке.

Присоединительные члены

Присоединяются словами даже, особенно, например, главным образом, в частности, в том числе, и притом, в особенности и др., например: Я в школе хорошо учился, особенно по математике.

Обособленные дополнения

Включают предлоги кроме, наряду, помимо, сверх, за исключением, вместо и др., например: Долго ничего не было видно, кроме дождя и пляжных домиков на берегу.

Задание №8

Расставить знаки препинания

Книга будет издана точнее переиздана в этом году. Я вставал рано с рассветом и тотчас принимался за работу. Многие наши поэты например Жуковский были отличными переводчиками. Из лесного оврага неслось воркование диких голубей или горлинок. Там в вышине уже светило летнее солнце. Рано утром на берегу реки собрались рыбаки. Мы беседовали очень хорошо по-дружески. Все птицы даже воробьи притихли перед грозой. Я ничего не мог различить кроме мутного кручения метели. Следует дополнить скорее уточнить приведенные в статье данные. Мне нравится искусство танца а именно балет. Брат из города привез много книг в частности по садоводству. Где-то близко за соседним холмом слышатся гулкие всплески волн.

Задание №9 (см. ключ к ответу)

Все обособленные члены предложения
Расставить знаки препинания

Утром на рассвете роса заливает травы. Пейзажи часто пишут акварелью или водяными красками. Путник дал догореть огню и привычно затоптав в земле тлеющие угли пошел сквозь лес к уже зеленеющему полю широко освещенному солнцем. За рекою в розовеющем небе ярко сверкала вечерняя звезда. Зимой точнее в январе мы приехали в деревню. Как настоящий художник я вглядываюсь в краски стараясь запечатлеть это широкое полотно лучшей из картин. Но сквозь пыль залеплявшую глаза не было видно ничего кроме блеска молний. Налево шумели ветлы обмякшие, широкие, огромные, а среди их сучьев сидели качаясь грачи измокшие за ночь. Несмотря на усталость я не уходил с верхней палубы. На одном холме стояло дерево очень высокая елка. Клюква или журавлиха растет на болотах. Выйдя за ворота мы повернули вправо и побрели не спеша по дороге мягкой и пыльной от изнуряющей жары. Начиная с сентября все время шли дожди. Дождь лил не прекращаясь. Дубровский отставной поручик гвардии был ближайшим соседом Троекурова.

Повторение. Знаки препинания в простом предложении.

Контрольное задание №10 (см. ключ к ответу)

Расставить знаки препинания

В темной дали ничего не видно кроме сверкающих огней. У зверей в отличие от птиц обоняние или чутье развито очень сильно. Сжатая рожь, бурьян, дикая конопля словом все побурело от зноя. На своих длинных как будто журавлиных ногах он покачивался от ветра как скворечник. Этот новогодний бал имел точнее мог иметь в ее жизни особенное значение. Сосновый бор протянувшийся по левому берегу реки любимое место отдыха горожан. Он однако заблуждается. Этим летом я поехал в Тарусу тихий городок на Оке. С болота сорвалась испуганная нашим появлением стая черных уток. Лодка оттолкнулась от берега не спеша развернулась и подхваченная течением понеслась вниз стремительно легко как отдохнувший конь по чистому полю. Спустя полчаса Андрей вывел их к роднику. Во всех комнатах в лакейской, в зале, в гостиной прохладно и сумрачно. Как тонкий политик он знал цену каждому своему слову. Сестры похожи как две капли воды. Сильно замедляли наше движение встречный ветер и туманы и нередкие грозы. По предсказанию синоптиков дождей в течение недели не ожидается. Наконец мы достигли перевала. В наших лесах растут многие лиственные деревья как то береза, осина, дуб, липа. Жаворонок является к теплу, зяблик к стуже. Косой дождь гонимый сильным ветром лил как из ведра. Тайга всегда даже зимой наполнена жизнью. Как правило в этих местах бывает сухая осень. Во-первых ты опоздал во-вторых не принес работу и наконец пролил тушь на чертеж.

Сложное предложение

Сложносочиненное предложение

1.Части сложносочиненного предложения разделяются запятыми, например: Ночью была оттепель, а к утру ударил мороз.

2.Запятая ставиться, если одна или несколько частей – односоставные предложения, например: Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море.

Запятая не ставится:

1.Если части имеют общий второстепенный член, например: Вскоре после восхода набежала туча и брызнул летний дождь.

2.Если части имеют общую придаточную часть, например: Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела.

3.Если части объединены общим вводным словом, например: Словом, время уже истекло и пора было уходить.

4.Если части представляют собой вопросительные или восклицательные предложения, например: Когда приедет делегация и кто ее будет встречать?

Задание №11

Расставить знаки препинания

Походить бы еще по городу, свернув с центрального проспекта, но уже вечереет и нам пора к причалу. Вокруг нас глухо жужжали шмели и трещали кузнечики. Приближалась осень и в старом саду было тихо и грустно. Неужели впереди болото и путь к отступлению отрезан? Было уже темно и сквозь стекло я не увидел ничего, кроме ползущих вниз дождевых капель. По-видимому, звери в этих лесах вывелись и птицы исчезли. В воздухе парило и день обещал быть нестерпимо жарким. Когда охотники подошли к домику лесника, уже стемнело и лес наполнился таинственными звуками. Со скамейки не видно было берега и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора еще более усиливалось. В голубом небе плывут облака и проносятся перелетные птицы. Становилось жарко и я поспешил к столу. Когда наступает осень, ветер срывает с деревьев последнюю одежду и дождь постукивает в окно костяшками пальцев. На подоконнике цвела герань и зеленели лимоны.

Сложноподчиненное предложение

1.Придаточные предложения отделяются от главного запятой, например: Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись после света к темноте, приходилось ощупью отыскивать дорогу.

2.Запятая не ставится:

а) если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз, например: Не было меня при матери и когда она умерла.

б) если есть частица НЕ, например: Мы попали в лес не когда закончился дождь, а когда он был в самом разгаре.

в) если придаточное предложение состоит из одного слова, например: Учащимся назначили экзамен, но не уточнили когда.

г) если перед подчинительным союзом стоят слова особенно, а именно, в частности и др., например: Хорошо в лесу весной, особенно когда почки на деревьях начинают распускаться.

3.Как правило, запятая ставится один раз при сложных союзах с тех пор как, благодаря тому что, ввиду того что, после того как, для того чтобы, оттого что, в то время как, подобно тому как и др., например: С тех пор как он поселился в этих местах, прошло много лет. (но: иногда значение зависит от смысла, например: Я не расстаюсь с байдаркой с тех пор, как научился грести.)

4.В сложноподчиненном предложении с однородными придаточными частями, соединенными сочинительными союзами, запятая ставится так же, как при однородных членах, например: Находясь в госпитале, он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как им удалось пробиться к своим.

5.Знаки препинания на стыке двух союзов:

что если…, то что, если…

что когда…, то что, когда…

например: Он сказал, что, если будет свободен, вечером придет ко мне. Мы отметили, что когда на эстраде появлялся этот артист, то в зале наступала тишина.

6.Запятая не ставится, если придаточные являются однородными и соединяются сочинительными союзами, например: Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.

Примечание.

1.Иногда подчинительный союз во 2-й части опускается, например: Приятно слушать, как злится вьюга и воет ветер по старым дуплам.

2.Тире ставится при наличии слов это, вот, например: Что она натура честная – это мне ясно.

3.Двоеточие ставится (а именно), например: Он предупредил об одном: чтобы все прибыли вовремя.

Задание №12

Расставить знаки препинания

Мне казалось что нужно иметь колоссальные знания чтобы по компасу и звездам определить где находится наше судно, застрявшее во льдах. По мере того как угасал день в лесу становилось все тише и тише. Недаром Салтыков-Щедрин говорил что если хоть на минуту замолкнет литература то это будет равносильно смерти народа. Ребенок плакал, но не говорил почему. Вокруг так светло что трудно угадать близко ли утро или все еще продолжается вечер. Он заметил что когда взошла луна в степи началась новая жизнь. В то время как рос и украшался Петербург по-своему изменялась и Москва. И в один майский день когда небо зеленело от холода пришло великое известие что мы победили и война окончена. Важно не что мы говорим, а что мы делаем. Я люблю подмосковные леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке и когда они, заснеженные, спокойно спят под лунным светом. Мы знали что если сегодня не преодолеем горный перевал никогда не достигнем вершины. Он желал чтобы ветер выл не так уныло и чтобы дождь стучал не так сердито. Приеду я в Москву скоро, но неизвестно когда. Теперь когда вблизи говорили люди и светилось окно ему уже не было страшно хотя гром трещал по-прежнему и молнии полосовали небо. Давно заметил что когда ветерок качает вершины деревьев то в этом есть особенная прелесть.

Бессоюзное сложное предложение
Запятая

Ставится, если предложения тесно связаны по смыслу и мало распространены (= и), например: В отдалении темнеют леса, сверкают пруды, желтеют деревни.

Точка с запятой

Ставится, если простые предложения распространены, менее тесно связаны по смыслу и имеют внутри себя запятые, например: Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую голову, лежит уж и стережет их.

Двоеточие ставится:

а) если 2-я часть раскрывает содержание 1-й (а именно), например: Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

б) если 2-я часть указывает причину того, о чем говорится в 1-й (потому что, так как), например: Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

в) если 2-я часть дополняет содержание 1-й (что, как), например: Люди знали: где-то очень далеко от них идет война.

г) иногда в 1-й части опускаются слова и увидел, и услышал, и почувствовал, например: Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.

Тире ставится:

б) если в 1-й части указывается время того, о чем говорится во 2-й (когда), например: Ехал сюда – рожь начинала желтеть.

г) если в 1-й части есть указание на условие совершения действия (если), например: Назвался груздем – полезай в кузов.

е) если во 2-й части содержится вывод, следствие (так что, поэтому), например: Снег был глубокий, но твердый – лыжи не провалились.

ж) быстрая смена событий (и), например: Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

з) если 2-я часть вступает в присоединительные отношения с 1-й (так, такой, таков), например: Кривые улочки, маленькие деревянные дома – такой была значительная часть Москвы.

Задание №13 (см. ключ к ответу)

Расставить знаки препинания

На улице дождь выйти невозможно. Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. Прилетели зяблики лес ожил. Лесная лужайка вся насыщена холодной росой насекомые спят многие цветы еще не раскрыли венчиков. Дед оказался прав к вечеру пришла гроза. Чин следовал ему он службу вдруг оставил. Зимою еще скучнее становилось на хуторе сугробы со всех сторон облегали постройки. Староста спросил у него документ документа не оказалось. Музыка по-прежнему долетала до нас звуки ее казались слаще и нежнее огни зажглись в городе и над рекою. Я поднял глаза высоко в небе неслись над станицей птицы. Снегом занесло дороги теперь ни проехать, ни пройти. Соловей в середине мая запел весна пойдет дружнее. Он подумал, понюхал пахнет медом.

Сложные синтаксические конструкции

К сложным синтаксическим конструкциям относятся сложные предложения с различной синтаксической связью, например: Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили воздух поразительной тишиной.

Задание №14

Расставить знаки препинания

Женщина зашла в дом священника чтобы попросить ключ от церкви и держа под мышкой веник она хотела подмести пол в церкви и бидон с маслом она хотела заправить лампады вышла в церковный двор. Едва яркое солнце вышло из-за горы и стало освещать долину по которой мы шли волнистые облака тумана рассеялись и от этого сделалось жарко. Через час явилась возможность ехать метель утихла небо прояснилось и мы отправились. Здесь шума реки не было слышно и так как певчие птицы улетели в теплые края стояла удивительная тишина такая тишина когда кажется что ты внезапно оглох. Вследствие частых бомбежек город обезлюдел лишь природа как будто равнодушно взирала на все ужасы войны по-прежнему не спеша плыли куда-то облака и беззаботно плескались внизу голубые волны.

Повторение. Знаки препинания в сложном предложении.

Контрольное задание №15 (см. ключ к ответу)

Расставить знаки препинания

С востока надвигались темные тучи и оттуда потягивало влагой. Вдруг навалился густой туман как будто стеной отделил он меня от остального мира и чтобы не заблудиться я решил вернуться на тропинку которая по моим соображениям должна была находиться слева. Сережа оглянулся пожар все больше охватывал школу. Ударил сильный гром задрожали все окна. По мере того как наступала темнота комната моя становилась как будто просторнее. Когда наступает осень ветер срывает с деревьев последнюю одежду и дождь постукивает в окно костяшками пальцев. Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр. Он объяснил что если в тихую погоду туман поднимается кверху непременно надо ждать затяжного дождя. Мы проехали мимо пруда на грязных и отлогих берегах уже виднелись ледяные закрайки. Вода спадет сразу начинайте земляные работы. Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах. Сумерки приближались и надо было торопиться. Ветер распахнул дверь в сени и стало слышно как глухо ревет за Доном полая вода.

Прямая речь.

Знаки препинания

« П,» - а. например: « Нас не так мало, как вы полагаете,» - говорит

« П!» - а. Базаров Павлу Петровичу.

А: « П.» например: Чичиков сказал: « Я бы хотел купить крестьян.»

« П, - а. – П.» например: « А где ваши три березы? – спросила Катя. –

« П? – а. - П?» Где лужайка?»

« П! – а. –П!»

« П, - а, - а.» например: « Я командовать приехал, - заявил Чапаев, - а

не с бумажками возиться.»

Примечание

1.» П, - глагол и глагол: - П.»

например: « Двадцать, - сосчитала Верочка и со вздохом добавила: – Как долго.»

2.Запятая и тире ставятся при наличии реплик, принадлежащих разным лицам, например: Проходя мимо, он крикнул: «Не унывай!» - «Постараюсь,» - ответил я.

Документ

... по разделу "Зарубежная литература" (4 класс). Терещенко А.В. 5.3.3. Урок русского языка "Путешествие в страну "АКИТАММАРГ". Части ... поступающим ... МГПУ ... для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для ... . Практическое пособие . ...

  • Информационн ые материалы по профориентационной работе по направлению подготовки отрасли «Педагогика»

    Документ

    Эрудирован практически по любому... для этого требуются основательные знания в области экономики, юриспруденции, менеджмента. Учитель русского языка ... пособиями , необходимыми для ... воинской части по основам... университет» МГПУ 11 ... справок по поступающим запросам...

  • Программа вступительного испытания по направлению подготовки 050400. 68«Психолого-педагогическое образование»

    Программа

    ГБОУ ВПО МГПУ ) УТВЕРЖДАЮ Первый... , владеет русским литературным языком , навыками... иностранного языка для общения... составная часть относительно... освоения поступающим материала по социальной... книга практического психолога в об¬разовании: Учебное пособие . М.: ...

  • с несколькими придаточными

    Вариант 1

    Не помню где мы еще бродили в эту ночь только помню что никак не могли уйти от Шевы (Астафьев).

    1) 3; 2) 4; 3) 2; 4) 5.

    2. В каком сложноподчинённом предложении два придаточных?

    1) Долго было слышно как он шагал туда где светится огонек чтобы поведать чужим людям о своем счастье (Горький).

    2) Мне казалось что нужно иметь колоссальный запас знания чтобы по компасу и звездам определить в какой части об­ширнейшего океана находится наше судно (Арсеньев).

    3) Город как бы спрашивал тебя где же ты был в зимние дни когда торжественные здания колоннады и арки покрывал иней (Астафьев).

    4) И в ту минуту как она говорила ей самой казалось что она видела то что говорила (Тургенев).

    (1) Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все, (2) что он может, (3) как прекрасна была бы земля наша (Чехов).

    1) 1; 2) 2; 3) 3.

    4. Укажите вид подчинения придаточных предложений в предложении:

    Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

    2) параллельное подчинение;

    3) однородное подчинение;

    В замаскированном гнезде я насчитал более десятка насиженных яиц (1) и (2) чтобы не дать им остынуть (3) поспешил поскорее убраться.

    1)1,2; 2) 2,3; 3) 1,2,3; 4)1,3.

    6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:

    1) Когда я вижу эти далекие, суровые, неприступные горы мне хочется взобраться на них и посмотреть, какой мир откроется моим глазам за горами (Арсеньев).

    2) Каждый знает, как легко подниматься по осыпям, и как трудно по ним спускаться вниз (Арсеньев).

    3) Бывают такие дни, когда все ладится, когда жизнь понятна, прекрасна, проста (Айтматов).

    4) Все то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье.

    Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

    Вариант 2

    1. Сколько частей в сложном предложении?

    Очевидно было что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.

    1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5.

    1) Воспитывайте в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень.

    2) Старик вернулся и заявил что кажется придумал как перебраться на другой берег незамеченным (Симонов).

    3) Иногда он вспоминал о слышанном им рассказе как на войне солдаты старательно подыскивают себе занятие для того чтобы легче переносить опасность (Быков).

    4) Она стала узнавать ряженых восхищаясь тем как хорошо были сделаны костюмы как шли они особенно к барышня и благодарила всех за то что так повеселили ее (Тургенев).

    3. Укажите главное предложение в сложноподчинённом предложении:

    (1) Если в задаче говорилось о бассейне с трубами, (2) мне представлялся бассейн за стеклянной стеной, (3) по которой скользили молчаливые тени (Каверин).

    1) 1; 2) 2; 3) 3.

    4. Укажите вид подчинения придаточных предложений в пред­ложении:

    Чтобы выстоять в войне с врагом, город вынес такие испытания, каких еще ни разу не знал за много лет (Сергеев-Ценский).

    1) последовательное подчинение;

    2) параллельное подчинение;

    3) комбинированное подчинение;

    4) однородное подчинение.

    5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    Я так ушел в свои думы (1) что (2)совершенно забыл (3) зачем пришел сюда в этот час сумерек (Арсеньев).

    1) Нужно было остановить лошадь, так как наша прямая доро­га обрывалась и уже шла вниз по крутому, поросшему кус­тарником скату (Чехов).

    2) Как только жара спала, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось (Тургенев).

    3) Света луны оказалось вполне достаточно, чтобы части шли туда, куда им было указано, и делали потом то, что дикто­вал жестокий закон штыковых атак (Сергеев-Ценский).

    4) Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что, если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса (Коро­ленко).

    Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

    Вариант 3

    1. Сколько частей в сложном предложении?

    Есть на нашей реке такие глухие и укромные места что когда продерешься через спу­танные лесные заросли и присядешь около самой воды почувствуешь себя в обособленном отгороженном от остального земного пространства мире (Сергеев-Ценский).

    1) 2; 2) 3; 3) 4; 4)5.

    2. В каком сложноподчинённом предложении три придаточных?

    1) Человек одарен разумом и творческой силой чтобы приум­ножить то что ему дано (Паустовский).

    2) Надо перестать говорить тотчас же когда заметишь что раз­дражаешься сам или тот с кем говоришь (Каверин).

    3) Наташа не кончила еще петь как в комнату вбежал востор­женный четырнадцатилетний Петя с известием что пришли ряженые (Л. Толстой).

    4) В воздухе висит зной от которого клонится лист и покрыва­ется трещиной земля (Чехов).

    3. Укажите вид подчинения придаточных предложений в пред­ложении:

    Слышно было, как в саду шагал дворник и как скрипела его тачка (Сергеев-Ценский).

    1) последовательное подчинение;

    2) однородное подчинение;

    3) параллельное подчинение;

    4) комбинированное подчинение.

    4. Укажите предложение с параллельным подчинением:

    1) Фома плохо понимал, когда Егор шутит и когда говорит серьезно (Горький).

    2) Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почто неучтиво слушал пожилую даму, она ласково и трогатель­но улыбалась ему и, чтоб он не ушел, взяла его за руку (Л. Толстой).

    3) Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человечества хотя бы немного зоркости (Паустовский).

    5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    Это самое главное для понимания (1) что вредит человеку (2) и что идет ему на пользу (3) и как надо поступать (4) чтобы получалось счастье (Сергеев-Ценский).

    6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:

    1) Она сказала ему, что, если он болен, то надо лечиться.

    2) Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.

    3) Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее.

    Ответы

    Задание

    Ответ

    Вариант 1

    Вариант 2

    Вариант 3


    Конспект урока русского языка в 11 классе

    « Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными»

    Цель урока: повторение сведений о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

    Задачи урока:

    • Обучающие :
    • углубить знания о сложноподчинённом предложении;
    • повторить понятия -параллельное, последовательное, однородное подчинения;
    • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;
    • повторить основные группы СПП по их значению;
    • учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений.
    • Развивающие :
    • совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, навыков грамотного письма;
    • развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы.
    • Воспитательные : воспитывать интерес к родному языку.

    Ход урока

    1.Организация начала занятий.

    2.Подготовка к основному этапу занятий.

    Знание только тогда знание,

    когда оно

    приобретено усилиями своей мысли…

    Л.Н.Толстой.

    Верность этих слов великого русского писателя, нашего земляка, мы постараемся проверить на сегодняшнем уроке.

    Мы с вами продолжим разговор о сложных предложениях.

    3.Опрос

    1. Какие предложения называются сложными?

    2. Какие виды сложных предложений вам известны?

    3. Как отличить СПП от других сложных предложений? Какова их структура?

    Слайд

    4. Задание классу.

    Укажите номера сложноподчиненных предложений.

    1. Уля не сразу сообразила, что произошло и каковы будут последствия событий.
    2. Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
    3. Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
    4. Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая поразила всех.
    5. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

    Ответ 1,4 .

    Какова особенность строения данных с СПП предложений?

    Целеполагание:

    * Какие виды подчинения в СПП с несколькими придаточными вы знаете?

    * Кому необходимо повторить данный материал?

    * Какую же цель мы сегодня перед собой поставим?

    (повторить виды подчинения в СПП с несколькими придаточными)

    * Какой алгоритм работы выберем?

    (повторение теории и закрепление ее на практике)

    Повторение теории .

    Работа со схемой

    Как определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными?

    Какое подчинение называется однородным? Как зависят придаточные предложения от главного?

    Какова структура СПП с параллельным подчинением?

    Каково строение предложения с последовательным подчинением?

    Слайд

    Закрепление (вид работы?)

    1.Определите вид подчинительной связи в этих СПП.

    1. Когда поезд проходил мимо Бреста, шёл такой пушистый снег, что ничего нельзя было разобрать.
    2. Он поймёт, потому что он способен понять всё, что выражено логично и просто.
    3. Охотники в один голос все говорят, что перед рассветом бывает особенно темно, что в полночь в лесу бывает самое тёмное время.
    4. Пока он говорил, я заметил, что русский язык доставлял ему большое удовольствие.
    5. Когда останавливаются ночью часы в спальне и перестаёт стучать маятник, это будит сонного.
    6. Известно, что, если музыкант долго не подходит к инструменту, пальцы его теряют гибкость.
    1. Параллельное
    2. Последовательное
    3. Однородное
    4. Параллельное
    5. Однородное
    6. Последовательное

    2. Поработаем с учебником.

    Откройте упражнение 452.

    Выпишете предложения, строение которых соответствует схемам.

    По 1 человеку у доски: выписать по 1 предложению

    I вариант II вариант.

    Упражнение 452.

    1. Мне казалось, что нужно иметь колоссальные знания, чтобы по компасу и звездам определить, в какой части обширнейшего океана находится наше судно.
    2. Мальчики оделись и пошли в столовую, где пахло горячим хлебом, сдобными лепешками, где от светло вычищенного самовара шел такой пар до потолка, что запотели окна.
    3. Он хотел уверить себя, что никакой опасности нет, что отсутствие Кубика объяснится со временем какой-нибудь пустой случайностью, что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха.
    4. На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы от золы, которую сегодня утром выгребали из печек, двигались маленькие фигурки.
    5. Он рассказывает, как жилось прежде здорово, весело и интересно, какая была в России умная интеллигенция и как высоко она ставила понятия о чести и дружбе.
    6. По возвращении домой Пьеру казалось, что он приехал из какого-то дальнего путешествия, где он провёл десятки лет.
    7. В плену, в балагане Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка.

    Релаксация. Гимнастика для глаз.

    Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.

    Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.

    Двигать глазами вверх - вниз, влево - вправо .

    Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

    Представить квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, затем в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

    1. Ребята, вы помните, что на ЕГЭ вам предстоит работать с текстом, выполняя задания части Б и С.

    Предлагаю сейчас выполнить небольшую работу.

    Слайд

    2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.

    З.Люстрова

    Определите тип речи (рассуждение)

    Определите стиль. (публицистический)

    От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.

    Давайте выпишем его, построим схему.

    5. [ ,(ли = -),(ли =), = ],(= ли –)

    однородное и параллельное подчинение

    Наше занятие подходит к завершению. Давайте попробуем подвести итог урока

    Рефлексия

    1. Знания по какой теме мы сегодня расширили и укрепили?
    2. Решили ли поставленную в начале урока задачу?
    3. Помог ли вам сегодняшний урок подготовиться к ЕГЭ по русскому языку?

    Подведение итогов урока.

    «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

    Оценка

    V. Контроль знаний

    Тест:

    Вариант 1

    1. Укажите вид предложения: Только теперь увидел Фрол, что совсем рассвело, что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана, что камни на берегу стали сизоватыми от утренней росы. (А.Иванов)

    4) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением

    2. Укажите вид предложения: Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. (Ю.Яковлев)

    1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

    2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
    3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

    3. Укажите вид предложения: Снег скрипел так, что было слышно, как кто-то ходит на другом конце села. (А.Иванов)

    1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

    2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
    3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

    4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

    4. Укажите вид предложения: Его жизнь укладывалась в анкету с той легкостью, с какой она заполняется у тех, кто не знает темных пятен в своем прошлом, кто старательно идет по однажды избранной дороге.(А.Бахвалов)

    1) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

    2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
    3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

    5.В каком сложноподчиненном предложении три придаточных с однородным соподчинением? (Знаки препинания в предложениях не расставлены)

    А) Смотритель осведомился куда надобно было ему ехать куда затем вернуться а затем объявил что лошади присланные из деревни ожидали нас уже четвертые сутки.

    Б) И грустно мне что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы что поздний час что гаснут друг за другом торжественные звёздные миры.

    В) По-видимому промысел можно называть художественным если произведение отличается индивидуальностью самобытностью если оно несет миру красоту воспитывает лучшие чувства у человека.

    Г) Пока я ходить умею пока я глядеть умею пока я дышать умею я буду идти вперед.

    Тест

    Вариант 2

    1. Укажите вид предложения: Дмитрий Алексеевич понял, что здесь печатают светокопии чертежей и что посторонним тут делать нечего. (В.Дудинцев)

    1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

    2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
    3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

    4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

    2. Укажите вид предложения: Рассказав, как Каштанова перепутали с командиром полка и что из этого получилось, Федоров хохочет и высовывается из ванной, чтобы посмотреть, как смеется племянница.(Н.Давыдова)

    1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

    2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
    3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

    4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением

    3. Укажите вид предложения: Рассказать об этом человеке хотелось так, чтобы придерживаться фактов и чтобы было интересно. (Д.Гранин)

    1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

    2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
    3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

    4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

    4. Укажите вид предложения: Если попадется поляна в окружении позолотевших берез, можно полежать на мягкой траве, где по-летнему пригревает солнце.(В.Солоухин)

    1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

    2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
    3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

    4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

    5 . В каком сложноподчиненном предложении есть три придаточных с последовательным подчинением? (Знаки препинания в предложениях не расставлены)

    А) Я хочу чтобы слышала ты как тоскует мой голос живой.

    Б) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы так как боялись отца который тоже был несколько смущен хотя старался этого не показывать.

    В) Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карелиных он был так растревожен и занят своими мыслями что видел стрелки на циферблате но не мог понять который час.

    Г) Я был тогда твердо убежден что всех трех профессоров чрезвычайно занимал вопрос о том выдержу ли я экзамен и хорошо ли я его выдержу.

    Самооценка знаний

    Оценка

    Знание теоретического материала

    Умение определять границы простых предложений в составе СПП

    Умение определять вид придаточных предложений

    Умение находить СПП с несколькими придаточными в тексте

    Умение определять вид подчинения в СПП с несколькими придаточными

    Самооценка знаний

    Знаю», «умею» - 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов.

    Умение определять вид подчинения в СПП с несколькими придаточными

    1. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать все, чем живёт наша страна, наша планета.

    З.Люстрова

    Прочитайте запись. Скажите, является ли она текстом?

    Определите тип речи.

    Определите стиль.

    Сформулируйте проблему текста.

    1. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать все, чем живёт наша страна, наша планета.

    2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.

    З.Люстрова

    Прочитайте запись. Скажите, является ли она текстом?

    Определите тип речи.

    Определите стиль.

    Сформулируйте проблему текста.



    Учащиеся должны знать: -как присоединяются придаточные части к главному -какими знаками препинания они оформляются -знать типы подчинения уметь: -ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными -определять тип подчинения




    Последовательное подчинение Каждая последующая часть присоединяется к предыдущей придаточной части Одна из главных выгод охоты состоит в том, что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, что для человека незанятого весьма приятно., что 1 2 3


    Однородное подчинение Придаточные части ведут себя по отношению к главной подобно однородным членам. Это проявляется в том, что: -все придаточные относятся к одному слову в главной части, -все придаточные отвечают на один и тот же вопрос, -все придаточные являются придаточными одного типа, -обычно присоединяются одинаковыми союзами и союзными словами Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада., как, как 1 2 3


    Параллельное (неоднородное) подчинение Каждая из придаточных частей зависит от главной, но при этом поясняются разные слова в главной части придаточными разного типа Когда бричка проезжала мимо острога, Егорушка взглянул на часовых… и вспомнил, как неделю назад он ходил с мамашей в острожную церковь на престольный праздник. когда, как 2 1 3


    Смешанное подчинение части присоединяются разными способами Когда в губернском городе С. проезжие жаловались на скуку…, то местные жители… говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, что, наконец, есть… интересные семьи, с которыми можно завести знакомства. когда,что,что,что, с которыми






    Запятая ставится между придаточными предложениями с последовательным подчинением Немножко далее речка, вероятно, сливалась с другой такою же речонкой, потому что шагах в ста от холма по ее течению зеленела густая осока, из которой, когда подъезжала бричка, с криком вылетело три бекаса.






    Запятая не ставится на стыке сочинительного и подчинительного союзов или двух подчинительных союзов, если за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза – то, так, но Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое.


    Точка с запятой ставится между однородными придаточными, если они сильно распространены или имеют внутри запятые О чем он думал? О том, что был он беден; что трудом он должен себе доставить и независимость и честь; что мог бы Бог ему прибавить ума и денег…






    1.Могу сойти в веселый сад где старых кленов темный ряд возносится до небосклона и глухо тополи шумят. 2.И долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал что в мой жестокий век восславил я свободу… 3.Когда затихает дом я слышу как сквозь вьюгу прорывается тоскливая и злобная гармоника. 4.Мне казалось что нужно иметь колоссальные знания чтобы по компасу и звездам определить в какой части обширнейшего океана находится наше судно.


    4. Он хотел уверить себя что никакой опасности нет и что отсутствие Кубика объяснится со временем. 5. Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. 6. Он знал по опыту что если полковник замолчал то пробовать продолжить с ним разговор бесполезно. 7. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что с кустов сыплется роса.




    1.Могу сойти в веселый сад, где старых кленов темный ряд возносится до небосклона и глухо тополи шумят. 2.И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу… 3.Когда затихает дом, я слышу, как сквозь вьюгу прорывается тоскливая и злобная гармоника. 4.Мне казалось, что нужно иметь колоссальные знания, чтобы по компасу и звездам определить, в какой части обширнейшего океана находится наше судно.


    6. Он хотел уверить себя, что никакой опасности нет и что отсутствие Кубика объяснится со временем. 5. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух. 6. Он знал по опыту, что если полковник замолчал, то пробовать продолжить с ним разговор бесполезно. 7. Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что с кустов сыплется роса. 1.Все-таки мне казалось что он не на своем месте и что хорошо бы он сделал если бы опять уехал в Петербург. 2.Поэтому кажется удивительно что в доме спокойно горит свет что мелкие ковры заглушают шаги что на столе лежат раскрытые книги. 3.Чтобы идти вперед чаще оглядывайтесь назад ибо иначе вы забудете откуда вы пришли и куда вам надо идти. 4.В одном из своих писем Куприн писал о том что когда он вышел из полка то у него не было ни научных ни житейских знаний.
    1.Все-таки мне казалось, что он не на своем месте и что хорошо бы он сделал, если бы опять уехал в Петербург. 2.Поэтому кажется удивительно, что в доме спокойно горит свет, что мелкие ковры заглушают шаги, что на столе лежат раскрытые книги. 3.Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы пришли и куда вам надо идти. 4.В одном из своих писем Куприн писал о том, что когда он вышел из полка, то у него не было ни научных, ни житейских знаний.


    Работа дома Н.А.Сенина (2008/2007 год) стр, упр (стр)

    Поделиться: