Социальный педагог может работать психологом. Какую помощь может оказать социальный педагог в школе? Образование социального педагога

На современном рынке труда профессия педагог пользуется достаточно высоким спросом. Сегодня университеты выпускают большое количество специалистов, не смотря на это, грамотные профессионалы востребованы во многих областях.

В педагогике сформировалось множество систем и направлений работы с детьми. Она включает следующие специальности: учитель, воспитатель, преподаватель, психолог. Все они направлены на обучение детей, формирование знаний в определенной области. Работа с юными подопечными так же предполагает воспитание.

Описание профессии педагог

Профессия педагог требует очень большого терпения. Без лояльности к детям завоевать их доверие крайне сложно. Важно учитывать возрастные особенности, находить индивидуальный подход к каждому ребенку. В обязанности специалиста так же входит обучение правильному поведению в социуме.

Нельзя забывать, что от методов подачи материала зависит интерес ребенка к восприятию информации. Вспомните себя в школе, когда нудный учитель мог напрочь развеять интерес даже к самым интересным дисциплинам.

Основная задача педагога - разработка и внедрение методов образовательного процесса. Для этого важно знать особенности характера каждого ребенка и учитывать их при построении взаимоотношений. Так же специалист наблюдает, как дети ведут себя по отношению друг к другу, их социализацией. Важно вовремя выявлять отклонения и работать над их устранением.

В зависимости от специализации педагога, в его обязанности входит:

  • образовательный процесс (подготовка к занятиям, их проведение);
  • постановка домашних заданий для самостоятельного обучения;
  • оценка качества усвоенного материала;
  • проведение контрольных работ и экзаменов;
  • психологическая работа с детьми и их родителями.

Педагог - это не машина, которая выдает информацию и следит за успеваемостью. В первую очередь, специалист должен любить детей, уметь находить к ним подход.

Профессия предполагает предполагает отличную память, организационные навыки, грамотно поставленную речь, умение интересно доносить информацию. Нужно понимать, что педагогика - это призвание. Заниматься профессиональной деятельностью придется не только в рабочее время.

Не пропустите:

Плюсы и минусы профессии педагог

Преимущества:

  • высокая социальная значимость профессии педагога;
  • хорошая оплата труда в частных заведениях;
  • востребованность в грамотных кадрах;
  • возможность дополнительного заработка за счет частного преподавания (репетиторство).

Недостатки:

  • низкая зарплата в государственных учреждениях;
  • ответственность за успеваемостью детей. Нередко жалобы родителей незаслуженно «сыпятся» на учителя.

Для профессиональной деятельности необходимо получить диплом о высшем образовании. Выучиться на педагога можно в следующих ВУЗах:

  • Московский государственный университет;
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
  • Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина;
  • Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова.

Довольно часто люди спрашивают, кто такой социальный педагог. Это тот вопрос, которые волнует многих молодых родителей и некоторых преподавателей. Ведь вроде бы учитель является таковым везде. Но при чем тут тогда "социальный"? Неужели данный сотрудник имеет какие-то определенные обязанности в школе, отличающие и выделяющие его из массы других преподавателей? Социальный педагог, можно сказать, для многих - вечная и непостижимая загадка. Только сегодня мы попытаемся приоткрыть завесу тайны и разобраться, что здесь к чему. То есть, поближе познакомимся с данной важной работой.

Кто такой

Разумеется, социальный педагог - это преподаватель. Причем преимущественно в школах. Но чем он отличается от обычного учителя? Многие полагают, что ничем. За исключением названия. Только на самом деле это совсем не так. Дело все в том, что социальный педагог в школе - это очень важный сотрудник. Почему?

Да потому что он, по идее, должен лучше разбираться в детском поведении и психологии, что помогает подобному сотруднику лучше организовывать занятия. Плюс ко всему, социальный педагог, по мнению некоторых директоров, должен заниматься мировоззрением и воспитанием учеников. И это правильно. Только вот разных задач у подобного работника очень много. И они, можно сказать, не ограничены. Давайте попытаемся с вами разобраться, в чем заключается работа социального педагога с детьми. Это не так уж и трудно, как может показаться на первый взгляд.

Социализация

Первый момент, который только можно предположить - это социальная помощь ученикам. Можно сказать, что социальный педагог - это в какой-то мере профессия, сочетающая в себе самого обычного учителя и психолога. Только обычно такой работник старается помочь ребятам в процессе социализации. И адаптации к новому месту учебы, если ребенок был переведен по каким-то причинам в другую школу.

Если честно, то деятельность социального педагога очень хорошо просматривается в детских садах и начальной школе. Там малышей обучают общаться со взрослыми, сверстниками, а также учат поведению в обществе. Без этого нельзя представить себе разумного человека.

Тем не менее это не единственная обязанность подобного работника. Их еще очень много. И не стоит путать психолога, учителя и социального педагога. Хотя все эти три профессии, интерпретированные в школе, очень схожи между собой. Особенно относительно некоторых образовательных моментов.

Адаптация

Как уже было сказано, социальный педагог иногда помогает адаптироваться новым ученикам в школе. И как раз адаптация (не только новеньких) - это еще одна обязанность подобного работника. Причем это распространяется и на сотрудников образовательного учреждения.

Также следует упомянуть, что социальный педагог в школе обязан разрабатывать концепции, помогающие поддерживать благоприятную обстановку на рабочем и учебном месте. Только на практике данный момент учитывается крайне редко. Или же воплотить его в жизнь удается далеко не всегда.

Основная проблема создания атмосферы, годной для обучения и работы - это общество. В каждом учебном заведении контактируют разные личности. И если принимать во внимание всех и каждого (как это следует делать), то найти "золотую середину" просто невозможно. Таким образом, создание благоприятной атмосферы в школе, а также помощь в адаптации сотрудникам учреждения, как правило, возлагают на плечи психологов. Или вообще "опускают" их.

Воспитание

Работа социального педагога включает в себя обязанности по воспитанию подрастающего поколения. То есть, вам придется формировать ценности и мировоззрение детей. Обычно данную задачу возлагают на детский садик или начальную школу, где на малышей еще очень легко влиять.

Тем не менее на деле данная тенденция также встречается крайне редко. Ведь зачастую работа социального педагога в школе заключается в "разруливании" споров между детьми и банальным проведением урока по тому или иному предмету. Но иногда таких сотрудников специально назначают классными руководителями - тут уже придется заниматься "воспитанием" школьников, независимо от ваших желаний.

Консультации

Крайне важный момент, который только может встречаться - это оказание и проведение консультаций. Инструкция (должностная) социального педагога включает в себя данный пункт. Причем помогать и консультировать придется по разным вопросам.

Например, давать советы учителям и помогать им правильно организовывать занятия таким образом, чтобы они оказались интересны ученикам. Или же присутствовать на родительских собраниях и вести беседы относительно поведения каждого ученика в целом. Кроме того, иногда придется заменять детского психолога. Особенно если речь идет о социализации и приспосабливании к новому месту учебы. Это не адаптация, а именно установление контакта с преподавателями и сверстниками. В подобной ситуации социальный педагог - это тот, кто должен проконсультировать ученика и дать ему советы по общению. Причем очень важно наблюдать за эмоциональным состоянием школьника в этот момент.

На деле получается обычно так, что социальные педагоги просто ведут занятия и присутствуют на родительских собраниях. Особенно когда у детей наблюдаются проблемы с поведением или оценками. В таких случаях преподаватели действительно готовы дать консультации и рекомендации. В большинстве случаев они оказываются действенными и эффективными.

Организация мероприятий

Если честно, то социальный педагог - это не только преподаватель. Это еще и хороший организатор. То есть, в обязанности такого сотрудника входит проведение и организация разных мероприятий. Например, праздничных.

Именно социальные педагоги должны заниматься поиском подходящего места проведения праздника, а также организовывать то или иное мероприятие. Разработка плана, продвижение идеи - все это обязанность нашего сегодняшнего сотрудника. Обычно с праздниками никаких проблем не возникает - достаточно провести опрос среди учителей, учеников и родителей, а затем подобрать максимально подходящее место.

Основная проблема организации мероприятий возникает тогда, когда они касаются образовательного процесса. То есть, социальный педагог обязан заботиться о проведении разных мероприятий по обучению и совершенствованию педагогов, а также учеников. Как правило, во внеурочное время. Хороший работник должен не только провести и организовать такое занятие, а еще и привлечь к нему "публику".

Трудоустройство

Также есть и еще одно очень специфичное дело, которое касается нашей сегодняшней профессии. Речь идет о помощи при трудоустройстве учеников. Методики социального педагога, как правило, должны помогать ребятам выбирать себе максимально подходящую профессию, а также удобное место для работы и построения карьерной лестницы.

Только вот на практике данную обязанность никто не соблюдает. Неужели сейчас можно представить себе ученика, который обратиться за помощью при трудоустройстве к социальному педагогу? Конечно же, нет. Таким образом, обычно поиск работы для школьника - это сугубо индивидуальная задача родителей и их детей, которая никоим образом не относится к социальным педагогам.

Но тут есть одно маленькое но. Зачастую такие сотрудники проводят специальные тесты на профориентацию. Результаты, в свою очередь, становятся очень хорошими помощниками и советчиками юным школьникам, служащими для выбора места работы. Можно сказать, современный социальный педагог в школе оказывает косвенную помощь ребятам в вопросе выбора профессии и поиска работы.

Анализ поведения

Социальный педагог - это не только учитель, совмещающий в себе навыки организатора и консультанта. Это еще и хороший аналитик. Он, как правило, должен следить за учениками и анализировать их поведение. В случае возникновения проблем - докладывать классному руководителю и родителям. И, разумеется, давать советы по устранению проблемы.

Данная обязанность на практике реализуется крайне редко. Ведь зачастую об отклонениях в поведении докладывают самые обычные учителя, которые проводят уроки в классах. Тем не менее профессиональный социальный педагог должен уметь вовремя начать "бить тревогу", а также правильно делать заключения относительно поведения ребенка. Очень хорошо в этом вопросе помогает психология.

Нужно ли

Вот мы и изучили с вами профессию социального педагога. Как видите, деятельность его крайне разнообразна, а ответственность - огромна. Поэтому приходится думать, стоит ли устраиваться на данную должность.

Однозначного ответа тут нет. Если у вас "душа лежит" к обучению детей и их воспитанию, то можете попробовать. Только будьте готовы к напряженному рабочему графику, а также нервной работе и маленькой зарплате. Как правило, социальные педагоги встречаются среди пожилых людей.

Молодые сотрудники не особо радуются данному месту работы. Можно сказать, со временем она начинает устаревать и теряет свою актуальность. В частности, из-за отсутствия профессиональных кадров. Оно и понятно - никто не станет специально учиться в вузе, чтобы потом зарабатывать копейки.

10.09.2012 г.

Есть разные люди: есть слишком простые

И есть слишком сложные на Земле,

Есть инвалиды, есть очень больные,

Есть те, у которых не сладко в семье.

И им подарить и тепло, и заботу

Не каждый захочет, не каждый поймет.

А соцпедагог, выполняя работу,

На помощь в любую минуту придет.

Но это не все, это самая малость,

Он совершает огромнейший труд:

Он смотрит за тем, чтоб семья не распалась, –

Семья, где, наверное, счастья не ждут.

Он защищает права молодежи,

Приходит ко всем, кому так нужен друг.

Он выслушает, он обнадежит

И сердце избавит от внутренних мук.

Да, человек этот мудр по природе:

Ведь к каждой проблеме отдельный подход.

На просьбу ответит, на помощь приходит

И каждому нужное слово найдет...

Все о профессии "Социальный педагог"

01.09.2012 г.

Краткое описание : Социальный педагог – это человек, работающий в школах, больницах, реабилитационных центрах, детских домах, интернатах, в социальных службах. Его обязанность – работа с трудными, проблемными детьми из неблагополучных семей, с инвалидами, с отстающими в учебе, с теми, кто пережил душевную травму. Социальный педагог контролирует процесс учебы, проводит воспитательную и разъяснительную работу, помогает освоиться в коллективе, понять и принять законы цивилизованного общества. Он формирует общую культуру личности и направляет процесс адаптации в нужное русло.

История профессии : Эта профессия появилась совсем недавно, однако, по сути, новой она не является. На Руси социальная помощь была, практически, всегда, ведь сострадание и взаимопомощь – неотъемлемая черта славянского народа. Благотворительные организации и сострадательные люди финансировали и строили приюты для бездомных детей и сирот, нанимали педагогов для воспитания подрастающего поколения. Социальный педагог имеет много общего с профессией социальный работник.

Социальная значимость профессии в обществе : Работа социального педагога важна для общества, т.к. он помогает детям найти свое место в жизни, стать полно-ценным гражданином. Многие проблемные, безнадзорные дети не получают от родителей необходимого воспитания. Социальный педагог призван восполнить этот пробел и предупредить антиобщественное и противоправное поведение ребенка. Он выявляет проблемы, потребности подопечных, особенности личности и характера, отклонения в поведении, и на основе этого осуществляет социальную помощь, помогая ребенку в реализации его прав, усвоении его обязанностей.

Массовость и уникальность профессии : Социальный педагог работает с детьми в тех случаях, когда обычный подход к ним неэффективен. Он проводит индивидуальную воспитательную работу, посещает семьи, ведет разъяснительную работу с родителями, контролирует явку детей на занятия, помогает в выборе кружков, увлечений. Социальный педагог тесно сотрудничает с органами социальной защиты, опекунским советом, милицией и, в случае необходимости, обращается к ним за помощью. Социальный педагог всегда и везде представляет и защищает интересы ребенка в государственных учреждениях, комиссиях, административных органах.

Риски профессии: Работу социального педагога легкой не назовешь, ведь она требует много душевных сил. Он часто сталкивается с равнодушием и невоспитанностью неблагополучных родителей, с черствым отношением окружающих к проблемам детей. К тому же, достучаться в души своих подопечных бывает очень нелегко – трудные дети часто бывают озлобленными, никому не верят. Зато сколько позитивных чувств получает социальный педагог, когда ему удается реально помочь ребенку стать на путь исправления и вырасти полноценным членом общества.

_________________________________________________________________

Материал подготовлен ассистентом кафедры педагогики Н.Н. Зенько

Отечественная школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. это деятельность классных руководителей и завучей по воспитательной работе, на которых возлагались и задачи социальной работы и социальной педагогики. Но изменились условия жизни в стране, отношение к учителю и в новых условиях решать социальные проблемы стало необходимо на качественно новом уровне – профессионально. Для обеспечения действенности такой работы социальной службе школы необходимы специалисты, способные решать задачи диагностики (социолог и психолог) и прикладной работы (соц. работник и соц. педагог). Возникла необходимость в специальной социальной службе школы. Что в идеале должна представлять собой такая служба? Общее руководство деятельностью соц. службы школы осуществляет директор через своих заместителей по соц. защите и охране детства и учебно-воспитательной работе. Он определяет общую стратегию деятельности всей соц. службы, контролирует и направляет ход ее реализации. Зам. Директора по соц. защите и охране детства руководит соц. – пед. деятельностью воспитателей групп продленного дня, кл. руководителей, кл. воспитателей и соц. педагогом, психологом, социологом, соц. работником. Должностей социолога и соц. работника в школе пока нет, поэтому функции социолога выполняет психолог, а обязанности соц. работника – соц. педагог (разница в словах – соц. работник и соц. педагог).

Соц. работник – это человек, призванный непосредственно выполнять функции соц. защиты прав ученика, решение его соц. проблем, а при необходимости и соц. защиты учителя.

Главная функция психолога школы - изучение и диагностика различных школьных проблем.

Соц. педагога с учетом диагностики, проделанной психологом, должен определить возможности реализации знания объекта (ученика, группы, учителя),разработать методические рекомендации для реализации полученных знаний,пед. грамотно строить свою работу с отдельным учеником, родителями, учителями, семьями и.т.д. Например, все три работника имеют дело с семьей. Но соц. работник имеет дело с семьей школьника, нуждающегося в соц. защите, а психолог и соц. педагог работают с родителями, имеющими проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком. Только психолог диагностирует отклонения в отношениях, а соц. педагог разрабатывает конкретную программу действий по преодолению данного недостатка. Объекты работы более схожи у психолога и соц. педагога, но основные направления работы различны. Например, объект работы – классный коллектив. У психолога направление работы будет – выявление психологических отклонений в личности школьника, а у соц. педагога – организация досуговой деятельности.

Итак, чем же занимается соц. педагог в школе? (Чаще всего ему отводят роль воспитателя, который занимается культурно-досуговой деятельностью со школьникам во внеурочное время, раньше такой работой занимался пионервожатый). Социальный педагог имеет три основные направления деятельности:

С учителями

С учениками

С родителями.

Он может помочь учителю:

Разработать индивидуальную методику работы с учеником по его обучению и воспитанию;

Оказать помощь в разработке методики взаимоотношений с отдельными родителями;

В разрешении конфликтов: учитель – ученик; учитель – класс; учитель- родитель и т.д.;

В организации и проведении школьных праздников, вечеров, КВН;

В подготовке и проведении классных досуговых мероприятий;

Взаимодействие с различными досуговыми культурными центрами города;

В организации кружков художественной самодеятельности;

В организации досуга учителей;

В организации профориентационной работы.

В организации взаимодействия с местными органами, центрами соц. обслуживания, работниками отделов по работе с несовершеннолетними;

В организации взаимодействия с различными молодежными организациями, культурными, физкультурно-оздоровительными, туристическими учреждениями по организации соц. пед. работы со школьниками.

Он может помочь ученику:

В преодолении конфликтных ситуаций в классе, с родителями, с учителями;

В работе по самовоспитанию, самосовершенствованию;

Облегчить период адаптации в различные периоды его жизни в школе;

В выборе различных форм досуговой активности;

В выборе будущей специальности;

В приобщении к здоровому образу жизни.

Работа с родителями заключается в основном в консультировании, совете, методической помощи:

В налаживании взаимоотношений с ребенком;

В урегулировании конфликтов с учителями

Оказание всех видов социальной помощи семье.

В целом, социальный педагог, объединяясь с другими специалистами социальной сферы, становится организатором внеучебного времени школьников, координирует работу пед. коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона.

Также, соц. педагог работает с детьми в микрорайоне. Он составляет единый план воспитательной работы в микрорайоне и школе, который объединяет школу и все соц. службы в решении общей проблемы воспитания и защиты детей. (внешкольные детские учреждения – дворовые клубы, дома творчества, воспитатели групп продленного дня, кл. руководители).

Эксперимент по созданию соц – пед комплексов в России начат еще в 70 – е годы. Это были поиски новых форм воспитания, привлечения к заботе о детях всего общества.

Например, в Свердловске территорию района города, который участвовал в эксперименте, разделили на микрорайоны, в которые входили 2-3 школы. Комплексом руководил Совет, который координировал работу всех предприятий, учебных заведений, организаций, вовлеченных в воспитание детей. Производственные коллективы вели трудовое и экономическое воспитание школьников, профориентационную работу. Члены депутаткой комиссии райсовета помогали в решении организационных вопросов. Идейно-политическим, нравственным, трудовым воспитанием занимались комсомольские организации предприятий. Учреждения культуры (Дворцы культуры, кинотеатры, клубы, библиотеки) вели воспитательную работу совместно со школой. Преподаватели и студенты вузов занимались созданием и подготовкой пед. отрядов. Сотрудники больниц и поликлиник оказывали мед помощь, занимались мед просвещением, пропагандой здорового образа жизни. Военкомат привлек к работе в комплексе офицеров запаса, демобилизованных солдат, которые готовили подростков к службе в армии, проводили военно-спортивные игры – «Зарницу», «Орленок». Жилищно-коммунальные управления участвовали в создании материальной базы воспитательной работы с детьми по месту жительства, в клубах, детских и спортивных площадка. Были привлечены работники ГАИ, пожарной части, отдел по работе с несовершеннолетним правонарушителями. Работа комплекса давала хорошие результаты.

По-другому направлению пошли педагоги 59 школы г. Ярославля. В школе 50 –60 классов – 1600-188 детей. В школе работает 8 заместителей директора, 25 соц. педагогов, 17 педагогов доп. Образования, 3 психолога, 3 педагога- организатора. Цель – превратить школу в воспитательный центр. Соц. служба комплекса состоит из нескольких подразделений:

Территориальная соц. служба, которую осуществляют «уличные социальные педагоги»;

Внутришкольная служба социальной заботы о детях (кл. руководители, воспитатели групп продленного дня, организаторы внеклассной работы);

Психологическая служба (психологи, логопеды);

Мед. служба (врач, медсестры).

46.8

Официальный партнёр раздела

Для друзей!

Справка

В образовательной среде должность "социальный педагог" была введена совсем недавно, в 2000 году. Увеличение количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступности и числа неблагоприятных семей продиктовала эту необходимость. Ранее обязанности социального педагога выполняли, или классный руководитель, или организатор по внеклассной работе. Социальный педагог - это специалист, который аккуратно корректирует детскую психику, налаживает его отношения со сверстниками, с семьей. Интересен тот факт, что, несмотря на свой молодой возраст, профессия эта существовала и в более ранние века. Истории известны благотворительные организации и сострадательные люди, которые финансировали и строили приюты для бездомных детей, сирот, нанимали педагогов для воспитания подрастающего поколения.

Востребованность профессии

Мало востребована

Профессия Социального педагога в школе считается не очень востребованной, так как на рынке труда наблюдается спад интереса к этой профессии. Социальные педагоги в школе потеряли свою востребованность у работодателей либо в связи с тем, что сфера деятельности изживает себя, либо специалистов стало слишком много.

Вся статистика

Описание деятельности

Социальный педагог повсюду представляет и защищает интересы детей, подростков. Он взаимодействует с органами милиции, в частности, с подразделениями по делам несовершеннолетних, с судами, органами опеки, с психологами и педагогами. Специалист этого профиля работает с трудными подростками, консультирует родителей, организовывает мероприятия по их воспитанию.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Социального педагога в школе нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Социального педагога в школе , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Социального педагога в школе обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Социальным педагогом в школе (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Социальным педагогом в школе .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности: 1. Анализирует личностные проблемы учащихся, чтобы своевременно оказать им социальную помощь. 2. Планирует и организует процесс разработки программ адаптации учащихся к современным социальным условиям, контролирует их проведение и прогнозирует последствия. 3. Консультирует детей, классных руководителей, родителей. 4. Содействует созданию психологически комфортной и безопасной для личности обстановки, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Вид труда

Исключительно умственный труд

Профессия Социального педагога в школе относится к профессиям исключительно умственного (творческого или интеллектуального труда). В процессе работы важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизация мышления и эмоциональной сферы. Социальные педагоги в школе отличаются эрудированностью, любознательностью, рациональностью, аналитическим складом ума.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Новые профессии всегда востребованы. Такие учреждения как детские сады, школы, приюты, социальные службы испытывают недостаток квалифицированных специалистов. Заработная плата социального педагога зависит от уровня его квалификации, трудового стажа и бюджета организации, где он трудится.

Поделиться: