Социальный статус человека. Социальные роли и статусы Социальная позиция является отражением отношения индивида

Любая личность не существует вне социума, она обязательно является членом определенной социальной группы, социальной общности, то есть каждая личность имеет свое, четко определенное место в обществе.

Понятие социального статуса

Социальный статус личности - это определенное место человека в общественной иерархии, которое обусловлено его происхождением, профессией, возрастом, полом, семейным положением.

Каждый человек имеет не один социальный статус, поскольку включена не в один социальный связь и осуществляет различные социальные функции. Так, современный человек может иметь одновременно статусы гражданина определенного государства, студента, члена семьи, члена политической партии и т. П.

В социологии различают приписываемые статусы и статусы приобретенные. Приписываемые статусы даны человеку от рождения. Примерами приписываемых статусов могут быть пол, национальность, место рождения. Приобретенные статусы - те, которые приобретаются человеком в течение жизни (образование, профессия, квалификация).

Иерархия социальных статусов фиксируется понятием престижа, которое отражает значимость в обществе или социальной общности положения, которое занимает человек. Престижными могут быть профессии, должности, виды деятельности.

Например, профессия юриста в современных условиях является очень престижной, то есть индивид, имеющий такую профессию, имеет и достаточно высокий социальный статус.

Социальные роли личности

Социальная роль отражает динамический аспект социального статуса. Социальная роль - это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений.

Каждый социальный статус имеет свой ролевой набор, то есть соблюдение человеком определенных образцов и норм поведения, вытекающих из социального статуса. Например, статус врача - это определенные права и обязанности, в основном закреплены законом. Социальная же роль врача включает конкретные правила поведения в общении с коллегами, пациентами, администрацией, требования к уровню образования, культуры и т. Д.

Понятно, что каждый человек выполняет разнообразные роли. Это порождает и внутренние конфликты личности, которые называются ролевыми конфликтами, то есть существует не только иерархия ролей, но и иерархия статусов. Например, ситуация: милиционер задерживает преступника, оказывающийся его сыном. Происходит ролевой конфликт, при котором статус отца, вероятно, перевесит статус милиционера.

Вопросам социального статуса и социальной роли много внимания уделял Ральф Линтон (1893-1953), американский антрополог, большинство работ которого были этнологическими и посвящались Мадагаскара и Полинезии.

В своей работе "О статусе и роль" он пишет о том, что функционирование общества зависит от наличия определенных образцов (моделей) соответствующего поведения индивидов или групп индивидов. Различные позиции в этих моделях (образцах) поведения называются статусами. Понятие статуса означает определенную позицию в отдельной структуре. Таким образом, индивид имеет много статусов. Статус конкретного индивида состоит из суммы всех статусов, которые он занимает. Так, например, статус мистера Джонса - это комбинация всех его статусов, которые он как гражданин, как юрист, как человек миссис Джонс.

Статус, который занимает индивид, это простой набор прав и обязанностей. Для нас достаточно сложно удерживать дистанцию между статусом и человеком, который его имеет и использует права и обязанности, его составляют. Взаимоотношения между статусом и индивидом похожи на взаимоотношения между водителем автомобиля и местом водителя в машине. Место водителя является постоянным с его возможностями действия и контроля, а водитель может быть членом какой-либо семьи и может использовать эти возможности очень хорошо или очень плохо. То есть статус - как бы постоянный, а индивиды могут меняться.

Роль представляет собой динамический аспект статуса. Каждый индивид имеет свое социальное назначение, то есть имеет назначенный ему набор статусов. Когда он использует права и выполняет обязанности, которые составляют его статус, он играет роль. Роль и статус е неразделимы. Не существует ролей без статусов, как и статусов без ролей. Каждый индивид имеет серию ролей, вытекающих из различных структур, в которых он участвует. Эти роли определяют то, что он должен делать для общества и общество может ожидать от него.

Статусы и роли неотделимы от тех структур, которые их задают. Так, например, если мы футбольной командой, то позицию защитника нецелесообразно отделять от других позиций, поскольку сама по себе она ничего не стоит. Но с точки зрения самого защитника она отделена. Эта позиция определяет, какое место он занимает в команде и что он будет делать в течение всей игры. Эта его позиция ограничивает и определяет его деятельность.

Подобным образом в случае взаимосвязи работодателя и наемного работника: их статусы определяют, что они должны знать и делать. Работодателю не обязательно знать приемы труда наемного работника, а наемному работнику вовсе не нужно знать методы управления.

Чем лучше индивиды приспособлены к своим статусов, тем стабильнее будет функционировать общество.

Индивидов заранее готовят к определенного статуса, но он может соответствовать одному статуса и вовсе не отвечать другому.

В каждой социальной системе есть роли, которые невозможно просто привить, для успешного их выполнения они требуют большего. Так, например, совершенные методы не делают скрипача большим, как и полное знание тактических приемов не делают большим генерала. Использование особого таланта индивидов является очень важным для общества, но в большинстве ролей индивида можно подготовить.

Общество сталкивается с дилеммой развития двух статусов: приписываемых и приобретенных.

Приписываемые статусы - это те, которые предоставлены индивидам безотносительно к их врожденных различий или способностей.

Приобретенные статусы - те, которые требуют как минимум особых качеств. Они достигаются благодаря соревнованиям и индивидуальным усилиям.

Факторы влияния на статус

Самым простым и наиболее универсальным фактором является пол. Возраст используется почти так же часто, поскольку все индивиды проходят цикл роста, зрелости и старости, и статусы, которые будут обусловлены возрастом, можно предположить и подготовить к ним. Семейные связи также могут быть основой для приписывания целой серии статусов. Наконец, таким основанием может быть рождение в особых социальных группах, таких как класс или каста.

Но статусы приписываются всей совокупности этих факторов. Большинство работ Ральфа Линтона были этнологическими, он долгое время изучал обычаи разных народов. Вот как он описывает приписывание статусов в связи с полом.

Все общества приписывают различные установки для деятельности мужчин и женщин. Большинство из них пытаются обосновать это физиологическими различиями и различными ролями в воспроизведении. Но сравнительное изучение статусов, которые приписываются мужчине и женщине в различных культурах, свидетельствуют о том, что это приписывание обусловлено почти полностью культурой.

Если принадлежность к определенному полу является основанием для приписывания определенного вида деятельности, то можно обнаружить различия в разных обществах.

Например, женщины племени Арапахо (индейское племя, США) постоянно переносят грузы, тогда как мужчины этим не занимаются, они считают, что "головы женщин более сильные и более жесткие". А например, на Маркизские островах (Тихий океан, Полинезия) приготовление пищи, уборка дома и воспитания детей-занятия, свойственно мужчинам, а женщины большую часть своего времени проводят только причепурюючись. Даже такое привычное для нас утверждение, что женщина не может заниматься многими видами деятельности из-за беременности, имеет ряд исключений. Так, среди жителей Тасмании охоты было женским занятием. Женщины подкрадывались к животным и убивали их.

Если же в определенной деятельности женщины и мужчины объединяются, сфера активности каждого строго ограничено. Так, на Мадагаскаре мужчины занимаются рассадой риса, а женщины пересаживают его на поля является тяжелой работой. Женщины также очищают поля от сорняков, но собирают урожай мужчины. Женщины затем перевозят его на ток, где мужчины молотят его, а женщины веют. Наконец, женщины уже готовят его.

Использование возраста человека как основания для приписывания статуса - универсальное. Все общества признают три возрастные категории как минимум: дети, зрелые люди и старики.

Таким образом, основными основаниями для приписывания статуса, по мнению Ральфа Линтона, является пол и возраст, хотя это приписывание значительной степени обусловлено культурой того общества, в котором это происходит.

Позиция социальная

1) место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения . В этом значении П. с. синонимично понятию ;

2) взгляды, , установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в референтных группах .

В этом значении П.с. передает сущностную характеристику понятия как единство субъективного и объективного в личности, формирующееся в совместной деятельности с другими. П.с. отражает идею иерархической организации личности как системной стратегии изучения психических явлений. Смена социальной позиции в деятельности человека, в результате чего он оказывается перед нравственным выбором в ситуации принятия новой для себя социальной роли, является основой изучения личности.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Позиция социальная

1. Место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. Функциональное место, кое может занять человек по отношению к другим людям. Прежде всего характерно совокупностью прав и обязанностей. Заняв такую позицию, человек должен выполнять определенную роль социальную. В этом значении синонимична понятию статуса.

2. Взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в группах референтных. В этом значении передает сущностную характеристику понятия ситуации развития социальной - как единство субъективного и объективного в личности, формируемое в деятельности совместной.

Позиция социальная отражает идею иерархической организации личности. Набор позиций социальных весьма широк и разнообразен.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "позиция социальная" в других словарях:

    ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - англ. position, social; нем. Position, soziale. 1. Место, положение, статус индивида или соц. группы в соц. структуре. 2. Взгляды, установки личности по отношению к собственной жизнедеятельности и соц. реальности. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    Позиция социальная - место, положение индивида или группы в системах отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. В этом смысле позиция социальная выступает синонимом статуса. Взгляды, представления, установки … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Позиция социальная - [лат. positio положение, расположение] 1) место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. В этом значении П. с. синонимична понятию статус; 2)… … Психологический лексикон

    ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - англ. position, social; нем. Position, soziale. 1. Место, положение, статус индивида или соц. группы в соц. структуре. 2. Взгляды, установки личности по отношению к собственной жизнедеятельности и соц. реальности … Толковый словарь по социологии

    ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - см. СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ …

    ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - действующий в данной культуре комплекс представлений о том, на какое социальное положение правомерно рассчитывать индивиду, взявшемуся за исполнение данной социальной функции и делающему это определенным образом; реализация таких представлений… … Глоссарий по политической психологии

    Положение индивида или группы индивидов, регламентирующее стиль их поведения … Юридическая психология: словарь терминов

    СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ (ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ) - структурные элементы соц. организации об ва, обеспечивающие соц. связи между субъектами обществ. отношений. Эти отношения, упорядоченные в рамках соц. организации, группируются в соответствии с соц. эко номич. структурой об ва и образуют сложную… … Российская социологическая энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… … Философская энциклопедия

    Социальная группа - Социальная группа объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. … Википедия

Книги

  • Греческая и греко-римская комедия , В. Н. Ярхо. При всей энциклопедичности охвата автором явлений античной культуры греческая и греко-римская комедия - сфера особого интереса В. Н. Ярхо. Здесь им были совершены настоящие научные открытия…

Социальный статус - то место в общественной системе, которое занимает конкретный человек; это совокупность ролей, которые вынужден выполнять человек, занимая определённое положение в обществе.

Существует два основных значения термина "статус":

  • 1. Социальный статус может рассматриваться как своего рода кирпичик, то есть важный элемент любой социальной системы, поскольку последняя обязательно является совокупностью статусов, находящихся в определённых соотношениях друг с другом. Такое понимание статуса было предложено Р. Линтоном.
  • 2. Понятие "статуса" может связываться с представлениями об авторитете, чести и престиже. В этом случае оно может лежать в основе стратификации общества (расслоение внутри общества), основанной на понятии класса. Такое использование данного понятия было предложено М. Вебером.
  • 3. Обычно у человека несколько статусов, однако существует только один, который действительно определяет положение человека в обществе; как правило, это профессия человека, а точнее, занимаемая им должность (например, учитель, профессор, банкир, курьер). Такой статус называется интегральным.

Различают следующие виды статусов:

  • 1. Приобретённый статус - это статус, который человек имеет, благодаря собственным усилиям, приложенным для его достижения. Так, никто не может родиться тем же профессором - для этого нужно приобрести определённые знания, защитить диссертацию, снискать авторитет в профессиональной среде, обладать определёнными навыками социального взаимодействия и т.д.
  • 2. Предписанный статус - это статус, который человек приобретает по факту рождения. Ярким примером предписанного статуса является звание дворянина, которое, как правило, переходит по наследству. Кроме того, предписанным статусом является национальная принадлежность, происхождение, место рождения и т.д.
  • 3. Естественный статус - это статус, который опирается на относительно постоянный, как правило, биологический признак человека (например, статус "мужчины"). Ему противопоставляются профессионально-правовые статусы, то есть собственно-социальные статусы, которые существуют только в виде соглашения, как конвенции, и не имеют какого-то "измеримого" биологического и, шире, природного основания.

Противоречивость статуса

Если человек обладает статусами, которые трудно согласовать между собой, говорят о противоречивости статуса. Дж. Лински предложил выделять четыре главных измерения статуса:

  • 1) доход;
  • 2) образование;
  • 3) профессиональный престиж;
  • 4) этническая принадлежность.

Противоречивость статуса имеет место тогда, когда измерения статуса не соответствуют друг другу. Это приводит к чувству неудовлетворённости, которое человек стремится преодолеть двумя способами: либо, стремясь привести измерения статуса в соответствие, либо стремясь оказать воздействие на саму систему статусов.

Социальная роль.

Социальная роль - это способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружения, и зависит от социального статуса человека; это модель поведения, в соответствии с которой человек должен действовать в определённых ситуациях. Роль может быть рассмотрена также и как совокупность требований (норм), которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную позицию.

Роль не может существовать вне социального института (так как социальный институт - это и есть совокупность ролей и статусов),а следовательно, предполагает соотношение с другими ролями. Так, например, роль "отца" не может существовать вне её отношения к роли "ребёнка", поскольку именно по отношению к ребёнку она главным образом и реализуется (отец является воспитателем и кормильцем по отношению к ребёнку).

Социальные роли усваиваются в процессе социализации (процесс формирования личности). Сначала наблюдая за окружающими, а затем, подражая им, ребёнок учится действовать так, как принято в данном обществе или той группе, к которой он принадлежит. По мере взросления количество ролей, которые известны человеку, увеличивается.

Социальные роли и социальные институты

Общество нуждается в том, чтобы определённые потребности были удовлетворены. Однако удовлетворение этих потребностей происходит не само по себе: чтобы оно имело место, необходимо, чтобы определённые обязанности были возложены на определённых людей и чтобы люди выполняли эти обязанности. Это осуществляется при помощи ролей, которые и представляют собой совокупности обязанностей, а также ожиданий, направленных на носителей данных ролей.

Распределение социальных ролей нередко связано с объективными несоциальными признаками. Например, ребёнок в рамках семьи выступает как объект заботы в силу своего возраста и ограниченных возможностей; родители могут выполнять соответствующие функции по отношению к ребёнку благодаря тому, что они являются более самостоятельными людьми.

В то же время распределение ролей определяется и собственно социальными факторами. Так, ребёнок перестаёт быть ребёнком при достижении определённого возраста, а точнее, когда он научился заботиться о себе и отвечать за свои поступки. С точки зрения общества, полноценным его членом человек становится, лишь получив соответствующее образование. А потому он вынужден учиться на протяжении длительного времени и в течение учёбы находиться на иждивении у родителей. Следовательно, позиция человека в социальной структуре зависит не только от объективных факторов: она мотивирована внутренними нормами, регулирующими жизнь общества.

Можно указать и другие типичные роли, составляющие социальный институт: продавец, учитель, бизнесмен и т.п.

Характеристика социальной роли

Социальная роль может быть охарактеризована по следующим важным аспектам:

  • 1) способ поведения: роль как совокупность ожиданий окружающих предполагает не только цели, но и совершенно конкретные способы достижения целей;
  • 2) формализация: одни роли предусматривают общение по формальным правилам, другие в большей степени базируются на неформальных взаимодействиях;
  • 3) приобретение роли: роли бывают предписанными и приобретёнными. Например, мальчики и девочки в детстве обычно играют в разные игры, тогда как в юности их выбор становится более свободным;
  • 4) масштаб связей: социальная роль личности связана с другими ролями; однако одни роли предполагают взаимодействие со множеством лиц (например, роль учителя), тогда как другие - с их ограниченным числом (например, роль отца);
  • 5) эмоции: так, одни роли требуют неэмоционального, сдержанного поведения (судья, священник), тогда как другие - экспрессивности (актёр, певец, агитатор, рекламный агент);
  • 6) мотивация: в принципе, одна и та же роль может допускать множество мотиваций (мотивом выполнения работы может быть как интерес, так и материальная заинтересованность, могут также иметься и оба мотива). В то же время отсутствие мотивов приводит к тому, что субъект не принимает на себя ту или иную роль.

Ролевое поведение и ролевые ожидания

Социальная роль распадается на ролевое поведение, то есть те конкретные действия, которые совершает человек, и ролевые ожидания - то, чего ждут от носителя роли окружающие. Естественно, между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда обнаруживается совпадение, а потому общество создаёт систему социального контроля, важной частью которой является совокупность санкций - наказаний за отклонение от ролевых ожиданий.

В то же время ролевые ожидания допускают некоторые колебания в ролевом поведении: главное, чтобы они не нарушали равновесия и, следовательно, не угрожали нормальному функционированию системы. Различие в величине такого зазора между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением является важным показателем особенностей общества. Нередко все допустимые варианты предписываются культурой, что создаёт некоторую свободу (или иллюзию свободы) для индивида.

Понятие социальной роли человека разрабатывалось в связи с необходимостью осмысления влияния социальных функций на его развитие, жизнедеятельность и отношения с др. людьми.

Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, системе межличностных отношений.

Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р.Линтоном и Дж.Мидом независимо друг от друга. Линтон и Мид рассматривали социальную роль как особое явление, в котором сходятся индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. При этом индивидуальные проявления человека сопоставляются с общественными нормами.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, академика, писателя и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себё определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания по поводу утраты близкого человека являются вполне естественными и оправданными. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения - имаготерапия (имаго - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.

У истоков имаготерапии стоит метод психодрамы Д. Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполего использования была достаточно высока, поскольку субъекту была дана возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко извёстен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Сторонники данного подхода рассматривают жизнь как драму, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий, педагогический эффект.

Маленькие дети играют в сюжетно-ролевые игры, имитируя социальные роли окружающих их людей. посредством игры они обучаются разнообразным социальным функциям. В определенном возрасте игра является ведущей деятельностью для ребенка. условность игры не влияет на ее социальное предназначение, поскольку действия в условной ситуации остаются подлинными. В игре ребенок как бы разднаивается, исполняя различные роли и благодаря этому отделяет себя от других. Вместе с тем он учится становиться на позицию другого и может посмотреть на себя со стороны. Кроме того, игры имеют правила. В связи с этим ребенок может воспринимать свою индивидуальность не только с точки зрения лиц, чьи роли он исполняет, но и с точки зрения обобщенных установок группы, к которой он принадлежит.

Социальный статус - это положение субъекта в системе межличностных отношений, оно определяет его права, обязанности и привилегии, статус отражает иерархическую структуру группы и создает в ней вертикальную дифференциацию. Субъект всегда старается найти свое место внутри крупного сообщества и принимает связанные с этой позицией обязанности, ожидает, что и другие признают его права. Не только от субъекта завит его статусная характеристика.

Социальный статус - это устанавливаемый обществом признак, который характеризует позицию человека в социальной общности. Статус - это признанный группой ранг, индивидов социальной группы Статус - это социальный процесс, человек сохраняет свой статус если живет в соответствии с установленными нормами, которые управляют поведением людей данной категории. те. позиция индивида в обществе определяется только на основе хорошо установленных отношений между ним и теми кто занимает другие позиции, многое в поведении человека направлено на сохранение имеющегося статуса или повышение его.

Социальными психологами установлено достаточно высокая чувствительность человека к символам статуса, как бы не был статус низок, он важен, т.к. без него субъект не имеет прав в отношении других. В различных группах человек может иметь разный статус и вообще человек обладает несколькими статусами, но они не равны, зачастую профессия служит наиболее используемым показателем статусной позиции, т.е. положение в обществе, как правило, определяется при помощи должности и профессии. Наш социальный статус отражаются в поведении, облике и одежде, жаргоне, манерах и внутренней позиции личности, это установки, позиции,мотивы. Статус однажды установленный остается постоянным, хотя он подвижный, может быть деградация, а может быть повышение статуса. Статусы различаются по характеру появления: выделяется прирожденный, приписываемый, достигнутый. Прирожденный - тот статус, который появляется при рождении - национальность, пол, раса, членство королевской семье + система родства дает тоже набор статусов - прирожденных и приписываемых - сын, брат, сестра.

Есть приписываемые статусы, но не прирожденные, они появляются благодаря стечению обстоятельств, например благодаря заключению брака (например, мама невесты станет теща). Достигнутый статус - он приобретается путем усилий самого человека с помощью тех или иных социальных групп. Здесь статусы определяются должностью, статусы определяются званиями, и есть определяемые профессиональные звания, достигаемый статус приобретается благодаря свободному выбору индивида, его личных усилий и находится под его контролем (например, муж, жена)

Статусы бывают постоянные, временные, основные, не основные.

Постоянные – это большинство прирожденных статусов (раса, пол).

Временные - (пассажир, сосед)

Основные - это те, которые являются прирожденными, приписываемыми, достигаемыми. Основным является личный статус - он проявляется в малых группах. Не основные - это большинство наших статусов, обусловленных кратковременной ситуацией, например пациент, свидетель, зритель ДТП. Социальная позиция - место, занимаемое человеком в системе общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах, группах и организациях.


Похожая информация.


В результате изучения главы студент должен:

знать

  • основные особенности социальных ролей, выполняемых личностью в организации;
  • специфику взаимовлияния личности и организационной роли;

уметь

  • различать причины ролевой перегрузки и ролевой недогрузки личности в организации;
  • выделять основные причины профессиональной деформации личности;

владеть

Навыками анализа возможных причин недостаточной эффективности того или иного члена организации.

Социальные позиции и роли личности

Дать определение личности – нелегкая задача. Если обратиться к происхождению этого слова, то первоначально личностью, персоной (от латинского persona) называлась театральная маска, которую надевали во время представления актеры античной эпохи. Цицерон употреблял данный термин, чтобы показать, каким человек предстает перед другими людьми, не являясь в действительности таковым, а также как конгломерат личных качеств.

Обычно термин "личность " используется по отношению к человеку как носителю каких-либо свойств, черт, обладающему теми или иными признаками. При этом обязательно отмечается социальность личности, ее включенность в определенную систему социальных отношений. В целом личность каждого индивида представляет собой своеобразную интеграцию его физических, психических, моральных и социальных свойств.

Любой человек, будучи членом какой-либо организации, занимает ту или иную позицию (местоположение) в ее структуре. Если взять, например, официальную организацию, то эта социальная позиция обусловлена прежде всего профессионально-квалификационными характеристиками работника, его функциональными обязанностями. Так, в производственной организации четко различаются позиции директора, главного инженера, бухгалтера, юрисконсульта, контролера отдела технического контроля, начальника участка, мастера, рабочего и т.д.

Многие позиции, занимаемые людьми, характеризуют их в более широком социальном смысле. Например, можно выделить общественно-политические позиции (депутат, член какой-либо партии или инициативной группы граждан), профессиональные (инженер, врач, артист) и ряд других (гражданин, потребитель, пенсионер). Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие права и обязанности.

Отдельно следует упомянуть позиции, занимаемые человеком в семье и вообще среди родственников (дед, отец, муж, брат, племянник и т.д.). Определенные права и обязанности выступают в качестве регуляторов и в семейно-родственных отношениях. Семью можно рассматривать как своеобразную организацию, которой свойственны как неофициальные, так и официальные характеристики.

Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его статусный набор . Так, один и тот же человек может представать перед другими людьми как врач, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза. Рассмотрение любой позиции в группе, организации или в обществе всегда подразумевает наличие других, связанных с ней позиций. Отсюда выводится известная взаимозависимость между людьми, находящимися в позициях, так или иначе соотносимых друг с другом. Например, положение руководителя подразумевает существование позиции подчиненного. Позиция врача подразумевает наличие положения пациента. Имеется определенная взаимосвязь между сотрудниками любой организации, между членами семьи, родственниками, вообще между людьми, вступающими друг с другом даже в один-единственный непродолжительный контакт (например, между продавцом и покупателем, кондуктором автобуса и пассажиром). Таким образом, можно говорить о наличии соответствующих взаимоотношений между людьми, находящимися в этих позициях. При анализе различных взаимоотношений между людьми (в том числе и в организациях) можно обратиться к положениям ролевой теории личности, разрабатываемой в социальной психологии.

Существует много определений понятия "социальная роль ", и в его интерпретации разными исследователями встречаются большие расхождения. Мы будем понимать этот термин как нормативную систему действий, ожидаемых от человека в соответствии с его социальной позицией (положением). Отсюда следует, что роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и далеко не всегда зависит от его индивидуально-психологических свойств. Так, выполнение роли преподавателя вуза должно подчиняться одним официальным предписаниям, а роли студента – другим. Эти предписания безличны, они никак не ориентированы на особенности характеров тех или иных преподавателей или студентов.

Существует ряд классификаций социальных ролей. Так, все их многообразие можно подразделить на роли приписанные и роли достигнутые. К приписанным относятся, например, роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по полу. Их называют гендерными. Обычно родители понимают, что мальчиков и девочек нужно воспитывать по-разному, прививая им различные навыки. Так, мальчиков чаще учат обращаться с различными хозяйственными инструментами, а девочек – готовить пищу и шить. При этом современные родители понимают, что и юношам, и девушкам необходимо овладеть основами компьютерной грамотности, знанием по крайней мере одного иностранного языка, не помешает им и умение водить автомобиль.

К достигнутым ролям относят те, которые выполняются в той или иной профессиональной области, например роли директора предприятия, доктора философии, тренера футбольной команды.

Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо человека в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания , которые включают в себя определенные предписания (то, что человеку необходимо делать обязательно), запреты (то, чего он не должен делать) и ряд менее точно определенных ожиданий (то, что человеку следовало бы делать в данной роли). Когда поведение человека, выполняющего какую-либо роль, соответствует ожидаемому образу, оно считается успешным.

Каждый человек обладает множеством социальных ролей. Некоторые из них являются доминантными, т.е. преобладающими, другие – второстепенными. Одни из них выполняются в течение продолжительного периода, другие – время от времени. Подобно тому как человек имеет определенный статусный набор, можно говорить и о соответствующем его ролевом наборе . Так, имея статус отца, человек выступает в разных ролях по отношению к своей жене, сыну, родителям, тестю и теще, учителям школы, где учится ребенок (там он может быть еще членом родительского комитета). Каждое из ролевых взаимодействий, вытекающих из статуса отца, характеризуется своей спецификой (сравните, например, следующие парные взаимодействия: отец, муж – его жена, отец – его сын, отец – его мать, отец – теща, отец – учитель школы и т.д. (рис. 3.1).

Рис. 3.1.

Работая на том или ином предприятии, в учреждении, человек также выполняет ряд социальных ролей, соответствующих его статусному набору. Возьмем, например, такие его статусы, как инженер, начальник цеха, член профсоюза, совладелец акций компании. При этом роли, выполняемые индивидом, имеют официальный характер. Кроме того, человек обладает определенным ролевым "набором" и в системе неофициальных отношений, сложившихся в его организации. Часто эти роли являются следствием некоторых индивидуальных свойств личности. Двое рабочих, выполняющих одну и ту же операцию, но имеющих различные черты характера, могут играть совершенно разные неформальные роли в своей бригаде. Так, спокойный и рассудительный человек порой выступает в роли "третейского судьи", к которому обращаются остальные рабочие в спорных ситуациях. Другой рабочий, обладающий организаторскими способностями и стремлением к лидерству, иногда становится неофициальным лидером какой-либо группы лиц в бригаде.

Порой та или иная роль навязывается человеку другими членами группы. Часто это обусловлено не столько индивидуальными особенностями данного человека, сколько его положением в группе. Например, ученик в производственной бригаде может рассматриваться "старожилами" как объект всевозможных шуток и розыгрышей. Однако роли, которые человек выполняет в тех или иных группах и ситуациях, подвержены изменениям. Так, бывший ученик, выросший до уровня высококвалифицированного рабочего, навсегда прекращает свое пребывание в роли "козла отпущения", приобретая другую неофициальную роль.

Подчеркнем, что личность не исчерпывается всем многообразием ее социальных ролей, как бы ни были они значимы для нее. Важным элементом структуры личности является ее субъективное "Я", которое можно определить прежде всего как представление данного человека о своей внутренней подлинной сущности на основе самовосприятия и самопонимания. Иначе говоря, то, каким данный человек видит себя и как он истолковывает себе свои действия, составляет Я-концепцию личности . Это своеобразная психология и философия собственного "Я". В соответствии со своей Я-концепцией личность и осуществляет деятельность. Поэтому поведение человека всегда логично с его точки зрения, хотя оно может не казаться таковым другим людям.

Для того чтобы понять, почему один и тот же человек ведет себя при выполнении различных социальных ролей по-разному, следует отделять роли и от его субъективного "Я", и от других его индивидуально-психологических особенностей, интеллекта, потребностей, интересов, силы воли, убеждений, темперамента и т.д. Например, придирчивый менеджер может также быть любящим отцом, а недисциплинированный служащий – заботливым сыном.

Следует отметить, что в нашем определении социальной роли и приведенных примерах говорилось лишь об ожиданиях других людей относительно поведения личности. Однако термин "роль" может использоваться также для определения того, как сам человек, занимающий какую- либо позицию, считает необходимым себя вести (воспринимаемая социальная роль). Можно также сконцентрировать особое внимание на том, как именно данный человек в действительности себя ведет (выполняемая роль). Известно, что один и тот же человек может изменять многие свои социальные роли и действовать различным образом в разных ситуациях. Мы будем прежде всего говорить о социальных ролях, выполняемых людьми в официальной организационной структуре. При этом главное значение имеют определенные ожидания других членов данной организации, связанные с поведением работников.

Образцы поведения, ожидаемого от личности в производственной организации, обусловливаются как организационно-технической, так и социальной стороной ее деятельности. Так, будучи членом трудовой бригады, человек должен выполнять определенные обязанности, действуя при этом в соответствии с предписанными ему образцами поведения. Рабочий, например, обязан соблюдать технологию производства, правила техники безопасности, дисциплину труда и т.д. Если его деятельность вполне соответствует ожидаемому образцу, она считается успешной.

Необходимо подчеркнуть при этом, что в ролевых предписаниях, исходящих от конкретных лиц или групп, ярко проявляются и их социально-психологические особенности. Так, взаимные ролевые ожидания двух сотрудников, использующих одно и то же оборудование, обусловлены не только их официальным положением в структуре данной организации, но и чертами личности каждого из них. Допустим, один из них, отличающийся аккуратностью и следящий за безукоризненной чистотой рабочего места, будет требовать от своего коллеги такого же отношения к делу. Другой работник, не столь аккуратный, может игнорировать эти требования, полагая, что достаточно лишь иметь все оборудование в исправном состоянии.

На групповом уровне ролевые предписания определяются соответствующими групповыми ценностями, нормами, традициями и могут быть различными даже в пределах одной организации. В соответствии с этим осуществляется ролевое взаимодействие и в системе неофициальных отношений, сложившихся здесь. Отметим, что положение личности в данной системе отношений также бывает связано с ее трудовой деятельностью.

Поделиться: