Толерантность темы для разговора. Классный час "поговорим о толерантности". Тема: «Толерантность. Учимся понимать друг друга»

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
  • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сценки “Перед вами две дороги” учащимися).

Ход классного часа

Сегодня наш разговор посвящён толерантности . 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

Звучит музыка, рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...

Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки ):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы )

Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы ).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы ).

А что же объединяет эти определения? (Ответы ).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы ).

(Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.).

Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения). Например:

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

А нам-то что? Он сам виноват.

Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

Спасибо, леди, спасибо...

Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод . Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

Упражнение “Волшебная лавка”

Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

Заключительное задание “Дерево толерантности”

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

Беседа, посвящённая Международному дню толерантности

Цель: Познакомить детей с понятием толерантности, содействовать распространению идей и социальных образцов толерантности, уважению к людям различных национальностей и религий, дать возможность получить информацию друг о друге, создать атмосферу доброжелательности и самораскрытия.

Задачи:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара).

Ход классного часа

Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском - отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Вопросы к учащимся:

Какое из определений вам импонирует более всего?

Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

А что же объединяет эти определения?

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Послушайте историю (читает учитель)

«Перед вами две дороги, выбирайте»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы. - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка. - Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку. - Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине. - А нам-то что? Он сам виноват. - Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь. - Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать? - Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку. - Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее. - Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку. - Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой. - Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно. - Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую». - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню. - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу. - Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом. Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь. - У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к учащимся:

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Есть два пути развития личности: толерантный и интолерантный

Работа учащихся по группам

Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая - черты, присущие интолерантной личности.

Толерантная личность Интолерантная личность

уважение мнения других

доброжелательность

желание что-либо делать вместе

понимание и принятие

чуткость, любознательность

снисходительность

доверие, гуманизм

непонимание

игнорирование

эгоизм

нетерпимость

выражение пренебрежения

раздражительность

равнодушие

цинизм

немотивированная агрессивность

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Сказочка о счастье

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!» -

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел -

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета быстро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! -

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

О, мой король, - вскричал солдат, -

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! -

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом - вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова -

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! -

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

В путь пора,

Еще немного - и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой -

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

Из дома довезешь дрова,

Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Вопросы к учащимся:

Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

Как вы думаете, почему изменился король?

Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

Чему нас учит эта сказка?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

Составить с учащимися правила толерантного общения. Например:

Уважай собеседника.

Старайся понять то, о чем говорят другие, учитывай их интересы.

Отстаивай свое мнение тактично.

Ищи лучшие аргументы.

Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

Класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь;

прощение;

терпение.

  • Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
  • Дать возможность участникам занятия оценить степень своей толерантности.
  • Продолжать развивать способности детей адекватно и полно познавать себя и других людей.
  • Предложить учащимся модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как “чужие”.
  • Дать учащимся возможность оценить степень развития своей толерантности, внимания, памяти, творческого мышления.
  • Продолжать воспитывать чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Формы и методы работы: занятие с элементами тренинга, элементы проблемного урока (работа творческих групп, групповая дискуссия), сюжетно-ролевая игра.

Элементы тренинга позволят в той или иной степени подготовить восприятие детьми возможных жизненных негативных ситуаций и позитивное их разрешение. Проблемные ситуации создаются для поддержания мотивации, работы с понятийным содержанием и обобщения опыта, полученного учащимися в ходе ролевого действия. Сюжетно-ролевая игра позволяет организовать проживание учащимися драматических ситуаций.

Задание к занятию: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти значение слова “толерантность”, как понятие “толерантность” переводится с разных языков); нарисовать рисунки, в которых были бы отражены терпимость, добро и братство. Готовятся приемы быстрого деления класса (группы) на несколько мини-сообществ (с помощью различной цветовой гаммы, наклеек разных животных, растений, цветов).

Ход занятия

Ученик:

Иная птица людям доверяет,
И ласточка для птенчиков своих
Вблизи жилья людей гнездо свивает
И, веря людям, не боится их.
Спасибо ласточкам, что с нами дружат.
И к людям обращаюсь я сейчас
И говорю: старайтесь быть не хуже
Того, что птицы думают о нас.
К. Ломиа (абхазский поэт)

Вступительное слово учителя.

– Здравствуйте, ребята. Сегодняшнюю встречу мы начали со стихотворения Ломиа, абхазского поэта. Как вы думаете, в чем идея этого стиха? На сегодняшнем занятии мы с вами будем говорить о толерантности. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям.

Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным;

to tolerate (англ.) – быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;

tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;

tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;

толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы ).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы ).

А что же объединяет эти определения? (Ответы ).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы ).

– Действительно, с точки зрения происхождения, понятие “толерантность” образовано от латинского глагола “tolerare”, что означает дословно “переносить” – это, прежде всего, терпимость, признание и принятие достоинств и недостатков других людей , а значит, показатель достаточно высокого духовного, интеллектуального и морального развития человеческой личности .

Вывод: Значит, наш современник – личность, принимающая и понимающая и себя и других.

Упражнение 1. Игра “Возьму с собой”

– А сейчас я бы хотела провести с вамиигру: Приглашаю всех вас в путешествие на Северный полюс. Мы полетим на аэростате. Но нас ждут испытания, трудности, холод, голод… Нужны надежные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает себя воспитанным человеком.

Ну что ж, если готовы, то начали… Я буду передавать эту волшебную палочку сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но всякий, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмет с собой на Северный полюс.

А я буду добавлять при этом “Возьму вас с собой” или “Не возьму с собой”.

Не забудьте, что палочка “волшебная”, она сразу раскроет, воспитаны вы или нет.

Итак, я беру с собой на Северный полюс термос с горячим шоколадом. А что возьмешь с собой ты? (Передача “волшебной палочки”). Пожалуйста, возьми палочку.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, почему их не берут на Северный полюс. Учитель может еще раз повторить условие: “Беру только надежных, вежливых людей !” Наконец, кто-то из ребят скажет “спасибо” за то, что ему передают “волшебную палочку” и “возьми, пожалуйста” при передаче этой палочки следующему по кругу.

Обычно эта игра вызывает эмоциональный “шок” у участников, т.к. уровень обыденного сознания не может допустить такого большого значения вежливости.

Вопросы по итогам игры :

  1. Какое качество дается нам очень легко, а ценится очень дорого? (Вежливость .)
  2. Какие еще толерантные качества личности вы можете назвать? (Уважение по отношению к окружающим, понимание, умение слушать и слышать, гуманность, признание прав других, сострадание, прощение, милосердие, терпимость, чувство юмора и т.д .)
  3. А какие качества личности выдают интолерантного человека? (Непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность .)

Вывод: Так какими же качествами может обладать сильный человек, личность ? (Толерантными).

Упражнение 2

Все участники садятся в круг. Один из участников пересаживает всех, учитывая цвет глаз: от светлоглазых до темноглазых. После того как задание выполнено, другой участник корректирует полученную комбинацию по-своему (2–3 человека).

– Как вы думаете, почему ваши одноклассники рассаживают не так, как хотелось бы вам?

Вывод: у каждого человека свое видение, т.е. каждый воспринимает объект по-своему. При существовании индивидуального восприятия людям удается решать проблемы общения благодаря принципу толерантности : каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему и каждый обязан признавать это право за окружающими .

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Упражнение 3. “Мой портрет в лучах солнца”

Класс разделить на несколько групп. Нарисовать в центре ватмана (листа) круг, в нем написать “Я могу”. Вокруг изобразить лучи, вдоль которых написать, что ты можешь сделать для других . При этом надо постараться, чтобы этих лучей было как можно больше. По завершении каждая команда прочитает и прокомментирует написанное.

Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно не подражаем и вне всякой конкуренции. И верить в свою исключительность необходимо каждому.

Упражнение 4. Игра “Кто есть кто?”

(Игра на выявление собственной склонности к использованию социальных стереотипов.)

Школьникам предлагается набор фотографий и сопроводительная инструкция педагога: “На фото изображены реально существующие (и существовавшие) люди, причем часть из них – это закоренелые преступники, а другая часть – авторы детективных романов, есть среди них и люди иных профессий”. Затем педагог просит определить ребят: кто есть кто?

После 3–4 минут работы ребята высказывают свои версии и аргументируют их. Как правило, подростки довольно оживленно спорят по поводу каждой фотографии, апеллируя к особенностям портрета человека: “…надменное лицо”, “…лживые глаза, спрятанные за очками”, “…мечтательный взгляд писателя”, “…классическое лицо мошенника”. Когда выяснится, что со стопроцентной точностью определить, кто есть кто, никому не удалось, можно задать школьникам несколько вопросов: “что вы думаете об этом занятии?”, “легко ли было его выполнять?”, “почему никому не удалось точно определить, кто есть кто?”, “насколько объективны ваши оценки других людей?”, “часто ли вы оцениваете людей только по внешним признакам, не узнав об их личностных особенностях?”

При выполнении этого задания можно выйти на проблему соотношения внешнего вида и внутренних качеств человека, проблему социальных стереотипов в оценке людей, проблему корректности вынесения подобных категоричных оценок. Разговор можно перевести и на похожее стереотипное восприятие представителей иных национальностей, религий, субкультур.

Упражнение 5. Игра “Испорченный телефон”

– Порой злонамеренно люди искажают официальные факты, превращают информацию в сплетни. Сейчас на ваших глазах произойдет такая досадная и смешная трансформация.

Для этой игры 3–4 человека ученика выйдут за дверь и встанут подальше, чтобы не слышать, что происходит в классе.

Учитель предлагает одному из учеников в классе выйти к доске. Он должен внимательно прослушать определенную информацию. Затем приглашается один из ребят, стоящих в коридоре. Первый, кто получил информацию, пересказывает ее перед всем классом только что вошедшему ученику. Так повторяется 3-4 раза.

Возможный текст: “В связи с эпидемией гриппа, возникшей несколько недель назад, были отменены все учебные занятия в школах, вследствие чего, по предварительной неофициальной информации, возможно сокращение праздничных и каникулярных дней в 3 и 4 четверти в г. Саров Нижегородской области в 2010 г.”.

– Как вы думаете, почему до последнего человека доходит очень искаженная информация?

Вывод: Чтобы не поддерживать сплетни, основу конфликта, необходимо вести разговор-диалог, глядя своему собеседнику в глаза, таким образом вы избежите множества домыслов и недомолвок. А значит, научитесь доверять .

При наличии времени.

Упражнение 6. Дискуссия

Увы, нетерпимость к другим все чаще затрагивает и школу, проникая через средства массовой информации, социальное окружение детей.

Как вы думаете, для вас проявление какой толерантности самое сложное и почему?

Толерантность бывает разная: расовая, межклассовая, межнациональная, религиозная, географическая, образовательная, возрастная, физиологическая, гендерная, толерантность по отношению к маргиналам: бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д., политическая, внешнеполитическая.

  • Кто эти люди – “отбросы” общества, сознательно выбравшие такой образ жизни, или лица, нуждающиеся в помощи и особой заботе?
  • Обязано ли государство тратить деньги на помощь таким людям?
  • Как определить – кто сознательно выбрал себе такую жизнь, а кто опустился на “дно” в силу сложных жизненных обстоятельств и возможно ли вообще это определить?
  • Если государство служит человеку, то должно ли оно разделять людей на достойных его заботы и недостойных, “первосортных” и “второсортных”?
  • Человек – всегда человек или только тогда, когда соответствует общественным стандартам, т.е. своим поведением и образом жизни похож на других?
  • А если посмотреть на все это глазами самих тех людей, о которых мы сегодня говорим?

Здесь педагог предлагает учащимся еще раз поработать в группах, но на этот раз встать в позицию самих представителей маргинальных слоев населения и попытаться воспроизвести их взгляды на самих себя, окружающее общество, государство .

В ходе работы ребята, как правило, отмечают настороженное отношение этих людей к государству и представителям власти. Окружающие характеризуются ими как равнодушные, черствые, непонимающие их проблем, не проявляющие к ним никакого сочувствия, отторгающие и презирающие их. Самовосприятие этих людей школьники описывают в таких понятиях как безысходность, покинутость, обреченность, неуверенность, пессимизм.

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

– С чем мы сегодня познакомились?

– На нашем сегодняшнем занятии мы познакомились с понятиями “Толерантность” и “интолерантность”, вы попробовали выяснить степень своей толерантности.

Вывод: Толерантность – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.

7.

По одной восточной легенде однажды боги решили создать мир. Вначале они сотворили все окружающее, затем – человека, и в самом конце они создали истину. Боги задумали не раскрывать сразу истину перед человеком. Они решили спрятать ее, чтобы человек искал истину подольше. Один бог предложил: “Давайте спрячем ее на дне океана”. “Давайте захороним ее в глубине земли”, – предложил второй. Третий сказал: “Давайте укроем ее на самой далекой планете”. Предложений было очень много. И, наконец, самый старый и мудрый бог сказал: “Мы спрячем истину в сердце человека. Он будет искать ее во всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе”.

– Класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. И очень хочется, чтобы вы научились бы правильно находить истину, проявляли сострадание, милосердие, терпимость, понимание и признание.

И как домашнее задание я бы хотела вам дать “Диету для тех, кто хочет стать толерантным”.

– На следующем занятии мы с вами поговорим, удалось ли вам придерживаться этого распорядка жизни.

Цель: сплочение классного коллектива, формирование готовности к межкультурному диалогу, пониманию «Другого».

  1. Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
  2. Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  3. Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
  4. Содействовать установлению благоприятного психологического климата внутри коллектива.
  1. Вводная беседа учителя.

Каждый из нас живет в кругу друзей, приятелей, знакомых и незнакомых людей. Мы общаемся с разными людьми. Мы все отличаемся по возрасту и опыту, по вкусам и убеждениям. Если мы с другом мало чем отличаемся, то нам с ним проще общаться. Все нам видится одинаково. Но если друг не похож на меня, то разговор становится более сложным, но одновременно и более содержательным. Сегодня Мы будем говорить о том, как находить общий язык с «Другим». «Другой» это человек не похожий на вас, как с ним общаться, какие трудности в понимании привычного вам окружения он испытывает и как их преодолевает? Ведь все мы такие разные. Ведь принимая непохожесть «Другого», мы станем лучше понимать себя.

При встрече с Другим многое нам кажется странным, даже неправильным. Европейская горчица не оправдывает своего названия. Напитки принято наливать до половины стакана. И даже есть обоснование этому. Венгры налитый полностью стакан «прочитывают» как знак нежелательному гостю («Чтоб ты захлебнулся!»). А в Средней Азии желанному гостю в первый раз наливают в пиалу чаю на самое донышко. Им не жалко. Это традиция. Этот знак «прочитывается» так: «Я готов тебе подливать по глоточку, чтоб чай не остывал». А по-русски принято наливать посуду полностью в знак щедрости. Три разных поступка, три разных исторических обоснования. Общение людей из разных культур часто похоже на диалог кошки с собакой. Собака машет хвостом в знак дружбы, а кошка - перед атакой. Представляете, как непросто им договориться. Но, мы же люди. Мы можем спросить и объяснить.

Мы живем в поликультурном обществе. Рядом с нами можно найти представителей:

  • разных культур и национальностей, как из народов бывшего СССР – узбеков, татар, украинцев, цыган; так и из дальнего зарубежья – вьетнамцев, палестинцев, курдов, китайцев. Некоторые народы жили еще на территории Российской империи, хотя имеют и свои государства: поляки, немцы, евреи, французы и т.д.;
  • разных вероисповеданий, как традиционных (христиане, мусульмане, буддисты, иудеи), так и новых для России (кришнаиты, члены новых церквей, сект..) . и так далее;
  • разных убеждений: активисты политических партий, экологического движения, национальных инициатив…, фанаты спортивные и музыкальные, члены неформальных объединений – хиппи, панки, новые группы и так далее;
  • разных интересов: филателисты, книголюбы, художники, музыканты, кладоискатели, альпинисты и так далее.

Есть и люди, которые объединены общей проблемой: беженцы, наркоманы, инвалиды…

Каждый человек интересен сам по себе, но одновременно он является и представителем группы. Изучая Другого, общаясь с ним, вы лучше поймете не только позицию человека, но и историю его группы. Обычно говорят о важности толерантного, миролюбивого отношения к представителям других национальностей, вероисповеданий, убеждений.

Если мы общаемся с Другим, то диалог зависит от обоих. Простой пример из области гастрономии. Многие выходцы из Азии не переваривают молочные продукты. В прямом смысле. Это свойство организма, а не причуда вкусов. Понятно, что мороженое в качестве угощения им не подходит. Как бы Вы вышли из положения и как разъяснили отличие, если у вас был подобный гость? Есть народы, в кухне которых преобладают острые приправы. Вам такое не осилить, а они это едят. Как бы Вы вышли из положения, если у вас был подобный опыт? То же самое наблюдается и во всех остальных сферах. По-разному «прочитывается» выбор цветов в одежде. По-разному люди сидят и стоят при разговоре со старшим или младшим. Различается распорядок дня, отношение к природе. В каждой культуре существует множество автоматически выполняемых ритуалов. Француз наклоняет стакан, наполняя его. Некоторые народы никогда не путают ножи для мясного, молочного, рыбы и растительных продуктов. Понятно, что общение с «Другим» будет протекать продуктивно, если вы взаимно учитываете межкультурные различия. В одних культурах на пол жилища не ставят посуду, в других вообще сидят на уровне пола. Значит, они по-разному мысленно делят пространство в доме. Босой хиппи, сидящий на полу в почтенном университете, шокировал профессоров (кстати, частенько садившихся во время лекции на стол) не потому что было прохладно, а пол был недостаточно чистый. Это было в июле, и паркет блестел. Просто он нарушил некие невидимые границы. При разговоре одни люди сближаются до 40 сантиметров, а другие отодвигаются метра на полтора. Это может быть, и не связано с шумом вокруг. Просто так принято. Различий много.

Давайте посмотрим, что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Учитель может обобщить: таким образом, толерантность это в первую очередь уважение к различиям и правам других людей и себя. Давайте остановимся на последнем: УВАЖЕНИЕ К СЕБЕ.

2. Тренинг.

1. Тренинг 5 мин: Разделить класс на 3 группы, пригласив по одному представителю от каждой группы, выдать им грецкие орехи. Они внимательно их рассматривают, запоминают все их изгибы и черты. Потом орехи складываются в мешок и перемешиваются. Задача учащихся найти свой орех.

3. Рассказ учителя об уникальности человека.

Каждый человек по-своему уникален и неповторим, так же как и, казалось бы, похожие друг на друга орехи. Этим человек отличается от машины. Уникальность одно из важнейших достоинств человека. Именно уникальностью человек привлекателен. Люди нужны и интересны друг другу отчасти потому, что отличаются друг от друга. Общаться с точной своей копией неинтересно. Любая копия хуже оригинала. Если вы цените свою уникальность, то вы естественно уважаете уникальность других людей, оставаясь самим собой и обретая много друзей.

Уникален каждый человек, независимо от его национальной или расовой принадлежности. Если вы часто общаетесь с людьми азиатского происхождения, если ваш опыт общения с ними позитивен, вы никогда не скажете: Все азиаты на одно лицо. Каждый человек и внутренне, и внешне уникален и неповторим. Чтобы это понять, нужно больше общаться и дружить с разными людьми.

Обладая своей неповторимой уникальностью, каждый человек по-своему выражает себя в делах, в творчестве, в общении. Анализируя плоды деятельности человека, можно понять, каков характер человека.

4. Мозговой штурм. Шаги к толерантности.

Наводящий пример: Джордано Бруно утверждал, что Земля круглая. За это утверждение, нарушавшее общепринятые и защищенные Церковью каноны, он был сожжен. Палачи были при этом уверены, что они правы и что они знают истину. Как характеризуется их поведение с точки зрения толерантности?

Задание для учащихся:

Как человек должен вести себя, чтобы практиковать толерантность?

Учитель записывает все варианты ответов на доске.

Шаги к толерантности

  1. Желание быть толерантным.
  2. Стремление человека стать лучше. Постоянное саморазвитие (личностный рост). Умение ставить себя на место других.
  3. Не осуждать.
  4. Замечать мелочи и тонкости; замечать особенности ситуации;
  5. Расширять свой круг общения. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).
  6. Знакомиться с другими культурами, традициями: язык, рисунки, литература, архитектура; костюмы (одежда), кухня, музыка, танцы, песни.
  7. Наблюдать.
  8. Улучшить самоконтроль.
  9. Развить в себе умение молчать/слушать.
  10. Менять точки зрения.
  11. Сопереживать.
  12. Не зацикливаться.
  13. Быть активным.
  14. Не оценивать.

5 . Решение практических ситуаций.

Ситуация 1.

Из исторической повести К. Кунина «За три моря» о путешествии тверского купца Афанасия Никитина в Индию в XV веке:

Вдруг за поворотом дороги неожиданное зрелище открылось перед Афанасием. Вся лощина была освещена багровым неровным светом. На пригорке виднелось невысокое четырехугольное здание с круглыми башенками по углам. Из этих башенок и из отверстий в стенах вырывалось пламя. Ветер колыхал языки пламени и отгонял в сторону черный тяжелый дым.

– Пожар! Горит! - воскликнул Никитин.

– Где пожар? - спросил Хуррам. - Это? Это храм священного огня, наш храм!

Только перед закатом вернулся Асан-бек на корабль. Весело кивнув поджидавшему его Афанасию, он сказал:

– Дело твое устроил. Больше ничего сказать ему не удалось. С минаретов всех десяти дербентских мечетей раздались громкие и протяжные крики:

– Ла илла лилл алла…

Правоверные опустились на молитву. Никитин начал быстро расспрашивать Асан-бека, но тот замотал головой и, зажав уши, с еще большим рвением принялся бить поклоны.

Когда молитва кончилась, Асан-бек сказал Никитину укоризненно:

– Зачем мешал? Мог ждать. День ждал – мог еще ждать.

– За товарищей тревожусь, – виновато пробормотал Никитин.

Задание.

Объясните, почему Афанасий попадал в неловкое положение. Сформулируйте правила, которые, на ваш взгляд, надо соблюдать по отношению к различным религиям в обществе.

Ситуация 2 .

Б. Васильев. «Век необычайный» (повесть написана в 1936 году).

– Эй, ребятишки, отнесите-ка бабушке кошелку до дома!

Так мог сказать – и говорил! – любой прохожий любым ребятам, играющим на горбатых смоленских улицах. Прохожий мог быть кем угодно – русским или эстонцем, евреем или татарином, цыганом или греком, – а старушка тем более: это было нормой жизни, и я не помню, чтобы кто-либо из заигравшихся детей не выполнил подобного распоряжения…

– Боря, когда пойдешь гулять, занеси дяде Сергею Максимовичу соль, скажи тете Фатиме, что я нашла для нее выкройку, и попроси у бабушки Ханы стакан пшена в долг…

Голос мамы до сей поры звучит в моей душе. Стараясь с самого нежного возраста заронить во мне искру ответственности, мама попутно, походя, без громких слов и пустопорожних цитат прививала мне великое чувство повседневного бытового интернационализма. И я ел из одного котла с моими друзьями – татарчатами, а тетя Фатима одаривала нас сушеными грушами; дядя Антал разрешал мне торчать у него в кузнице, где легко ворочали молотами двое цыган, Коля и Саша; тетя Двойра поила меня козьим молоком; дядя Сергей Максимович учил вырезать свистки из ракиты, а еще были… Были, были… Боже мой, в моем Смоленске обитала вся Россия!

Задание.

1. Как вы думаете, насколько этот источник отражает сегодняшнюю действительность?

2. Как вы думаете, каких принципов придерживались в своем поведении люди разных национальностей в Смоленске времен детства Бориса Васильева, чтобы жить в мире и дружбе?

Ситуация 3.

«Вместо свастик - цветущий город»

Группа молодых рязанских правозащитников устроила акцию с условным названием «Чистый город» («От языка вражды к языку мира»). Оскорбительные и погромные надписи на домах и заборах попали «под прицел». «Язык вражды» на них было решено попросту замазать, или закрасить рисунками, говорящими на «языке мира», «языке надежды». Первые шаги к чистому городу рязанские антифашисты совершили в мае и июне 2002 г., в сентябре рязанская Школа прав человека возобновила акцию. В этот раз националистические лозунги на стенах и заборах закрашивали участники детского образовательного лагеря «Гражданин мира». Десять человек с валиками и кистями сумели очистить город от огромных изображений свастик и националистических лозунгов.

Задание.

Обсудите в группе: имеет ли смысл такая акция? Почему?

6. Заключение.

Просмотр мультфильма «Ежик должен быть колючим». В нормальной ежиной семье родился необычный ежик – кудрявый. Остальные двое – колючие, как положено, а этот – кудрявый. Семье сочувствовали соседи и даже помогали. Мудрая ворона применила целых три способа выпрямить кудряшки, и ни один не помог. Ежика даже пугали ночью, чтобы волосы дыбом встали, но он только заплакал и позвал маму. Мама не выдержала и сразу к нему прибежала. И тут ежик не выдержал. Он подстерег свою мучительницу и сам напугал ее. Ворона от пережитого потрясения поседела и стала белой на посмешище своим соплеменницам. Добрый ежик не стал предаваться радости отмщенного, а пожалел белую ворону. В конце концов, они как два сапога – парой оказались – белая ворона и кудрявый ежик. Это если не считать Голубого щенка. В конце мультфильма они вместе спели такую песенку:

Если ты другой немного,
И на прочих не похож,
Если ты другой дорогой
Скачешь, прыгаешь, идешь,
Если ты другого цвета,
Масти, формы, высоты,
И не сходятся приметы
С идеалом красоты,
Не горюй, не это важно,
Не колючки, не хвосты,
Будь веселым, будь отважным,
Все исполнятся мечты!

Осины левые, березы правые!

Вороны белые, ежи кудрявые!

Осины левые!

Березы правые!

Вороны белые!

Ежи кудрявые!

7. Рефлексия.

Свеча – символ домашнего очага – передается по кругу. Все говорят о том, чему научились, что поняли на занятии.

Цели тренинга:

  • обучение различным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;
  • развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию и сопереживанию;
  • развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного общения.

Возраст участников: 14-16 лет.

Продолжительность занятия: 45-60 минут (всего в тренинге 5 занятий).

Формы работы: игровые упражнения, дискуссии, рисование, ролевые ситуации и др.

Занятие первое. «Это сложное слово - толерантность».

Цель: познакомить учащихся с понятиями "толерантность", "толерантная личность", критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости; показать значение толерантного поведения при взаимодействии с другими людьми.

Вводный этап. Упражнение «Чем мы похожи».

Задача упражнения: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.

Участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Анна, выйди, пожалуйста, в центр круга, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос». Анна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом (одинаковый рост, обувь, цвет глаз и т.д.) Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Как вариант этого упражнения можно использовать высказывание друг другу комплиментов. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: " Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его и также говорит комплимент другому участнику.

Обучающий этап. Работа с термином «толерантность». «Эмблема толерантности».

Задача: знакомство с определениями толерантности.

Материалы: бумага, фломастеры, маркеры.

Составляющие толерантности (написаны на доске, а учащимся предлагается объяснить их значение):

  1. Сотрудничество, партнерство.
  2. Готовность мириться с мнением другого человека.
  3. Уважение чувства человеческого достоинства.
  4. Уважение прав других.
  5. Принятие другого таким, какой он есть.
  6. Способность поставить себя на место другого.
  7. Уважение права быть другим.
  8. Признание многообразия людей, мнений, религий и т.д..
  9. Признание равенства других.
  10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
  11. Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.

«Мозговой штурм». Работа с понятием «толерантная личность».

Задача: знакомство со свойствами толерантной личности.

Свойства толерантной личности:

  • признание равноправия всех людей (независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
  • доброжелательность и терпимое отношение к людям (инвалидам, беженцам и др.);
  • уважение культурной самобытности и языков других наций;
  • сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
  • позитивное отношение к людям других национальностей.

Необходимо также проговорить с участниками группы о противоположном типе поведения – интолерантности и сопоставить свойства двух типов личности.

Свойства интолерантной личности:

  • ставить себя выше остальных;
  • отсутствие чувства солидарности;
  • неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе;
  • пренебрежительное отношение к другим людям

Важно объяснить подросткам, что нетерпимость может проявляться достаточно широко: от обычной невежливости или раздражения - до геноцида, умышленного уничтожения людей.

Дискуссия. Какие проявления нетерпимости могут иметь место в отношениях не только между людьми, но и между государствами? (в этом случае необходима работа по трактовке того или иного понятия, они могут быть записаны на доске, а участники по очереди пробуют объяснить их значение).

  • оскорбления, насмешки;
  • игнорирование (отказ в беседе, в признании);
  • негативные стереотипы и предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
  • преследования, запугивания, угрозы;
  • дискриминация (отрицание прав человека, изоляция в обществе);
  • расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
  • мигрантофобия (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");
  • национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
  • фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
  • империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
  • осквернение религиозных или культурных символов;
  • религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
  • изгнание (официальное или насильственное);
  • репрессия (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Заключительный этап. Упражнение «Синквейн "Толерантность"».

Задача упражнения: способность обобщить информацию после определенной вдумчивой рефлексии. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза полученной информации. Происходит от французского слова "5". Таким образом, синквейн – это 5 строк: 1 – тема существительное, 2 – два прилагательных, которые подходит к теме существительного, 3 – три глагола по теме, 4 – осмысленная фраза на данную тему, 5 – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).

Индивидуально или в парах участники пишут синквейны.

Занятие второе. "Мы такие разные, но все-таки мы вместе!"

Цель: помочь участникам определить главную причину нетерпимости в мире - различие между людьми и понять, что «отличный от меня» не значит «плохой».

Вводный этап. Упражнение «Приветствия».

Задача: познакомиться с приветствиями в разных культурах и сломать стереотипные формы поведения.

Участники получают карточки с приветствиями из разных стран:

  • сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
  • обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).

Участники приветствуют друг друга способом, указанным на их карточках.

Обсуждение упражнения: какую роль играют приветствия в нашей жизни? попробуйте догадаться, из каких стран пришли ваши приветствия? было ли трудно здороваться каким-то способом? показались ли какие-то из приветствий смешными?

Все люди вокруг нас разные, у них разные привычки, взгляды на жизнь, обычаи, и важно научиться не только высказывать собственное мнение, но и принимать мнение другого. Ведь один из принципов толерантности – это принятие другого человека таким, какой он есть. Нужно научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их мнений, религий, убеждений, традиций.

Упражнение « А я считаю …».

Задача: осознать возможность сосуществования различных мнений.

Проведите посреди аудитории воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс ("согласен"), с другой - минус ("не согласен"). Сама черта означает отсутствие мнения. Участники после зачитывания утверждений должны стать на сторону "плюса" или " минуса". Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Примеры утверждений:

  • Самый важный предмет - математика.
  • Играть "в компьютер" лучше, чем смотреть телевизор.
  • Самое прекрасное домашнее животное - кошка.
  • Не иметь высшего образования - стыдно.
  • Самая классная музыка - рэп.
  • «Кока-кола» вкуснее «Фанты».
  • Изучать иностранный язык легче, чем физику.

Обсуждение упражнения:

Был ли кто-нибудь прав в этих ситуациях? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Не испытывали ли они соблазна поменять мнение под давлением большинства? На все ли вопросы, о которых люди спорят, можно ответить однозначно? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

А теперь давайте попробуем создать своеобразный словарь слов, которые так или иначе связаны с понятием «толерантности».

Упражнение «Толерантный словарь».

Задача занятия: исследовать понятия, имеющие отношение к проблеме толерантности и разницу восприятия одних и тех же слов разными людьми

Оборудование: список понятий, бумага и фломастеры или карандаши для каждой команды.

Разделите участников на небольшие группы (по 3-4 человека). Дайте каждой группе несколько листов бумаги и карандаши. Ведущий вызывает к себе по одному представителю от каждой группы и сообщает им слово-задание. Участники возвращаются в свои группы и молча рисуют это слово. Цель группы - догадаться, о каком слове идет речь. Группа, догадавшаяся первой, получает наибольшее число баллов. И так работаем с каждым участником.

Примеры слов: расизм, добро, беженцы, ненависть, равенство, кавказцы, русские, предрассудок, насилие, справедливость, культура, различия, внешность, родина и другие слова, имеющие отношение к нашей теме.

После завершения игры и подсчета баллов, попросите участников сравнить, как разные люди рисовали одни и те же слова: было ли трудно угадывать? а рисовать? какие слова удались легче, какие - труднее? почему разные люди рисуют одни и те же слова по-разному?

Занятие третье. «Нетерпимости – нет!».

Цель: дать возможность подросткам попробовать на себе роль дискриминируемого и того, кто осуществляет дискриминацию.

На планете есть определенные зоны межэтнической напряженности, зараженные этническим насилием, которые порождают потоки мигрантов. Мы с вами можем наблюдать таких людей, которые вынуждены покидать свою родину и жить в другой стране. Нередко представители других национальностей подвергаются насилию, унижению, известны молодежные группировки, построенные по избирательному принципу и выдвигающие профашистские лозунги. В обществе существуют негативные стереотипы и предубеждения по отношению к таким людям.

Мы с вами сейчас выполним упражнения, которые помогут нам осознать себя в разных ролях. Способность ставить себя на место другого человека является основой толерантности, поэтому, испытав однажды неожиданные для себя чувства, вы сможете иначе отнестись к проявлениям нетерпимости и их жертвам.

Упражнение «Ярлыки».

Задача: дать участникам возможность почувствовать себя на месте отмеченных "ярлыком" людей; помочь увидеть недостатки такого подхода к людям.

Оборудование: наклейки с надписями "ленивый", "умный", "лидер", "равнодушный" и т.д.

Подойдите к каждому из участников и наклейте на грудь одну из наклеек (выбор наклеек должен быть случайным). Попросите участников не говорить друг другу, какие наклейки на них наклеены и запретите смотреться в зеркало. Дайте всей группе какое-нибудь интересное задание (например, нарисовать или сочинить что-нибудь). Скажите, что участники должны вести себя друг с другом так, как будто бы написанное на наклейках - правда.

Обсуждение: Что вы чувствовали, когда с вами вели себя неадекватно тому, как вы себя ощущаете? Всем ли досталась одинаковая работа? Как это связано с наклейками? Существуют ли "наклейки" в реальной жизни? Всегда ли наше мнение о других людях соответствует реальному? Влияет ли наше мнение на поведение в отношении этих людей? Если бы наклеек не было, группа бы работала лучше или хуже?

Упражнение «Разный старт».

Задача: познакомить участников с чувствами, которые испытывает человек, попавший в чуждую ему культуру; обсудить возможные реакции человека на такую ситуацию.

Оборудование: журналы для коллажа, ножницы, клей, бумага.

Вам потребуется придумать составить коллаж фотографий из старых журналов. Разделите группу на четыре подгруппы. Раздайте материалы. Рассадите группы в разных частях класса. Подойдите к первой команде и тихо скажите задание – сделать коллаж о весне. Также тихо попросите вторую группу изобразить осень, третью - лето. Подойдите к четвертой группе и скажите: "Од авдарку мо парстахи кам". Не отвечайте ни на какие вопросы представителей последней группы. Охотно помогайте остальным участникам.

Через какое-то время подойдите к каждой подгруппе. Посмотрите на работу первых трех групп. Дайте несколько советов. Похвалите работу участников. Подойдите к 4-й группе. Искренне возмутитесь, что они еще ничего не сделали или сделали неправильно. Поругайте участников.

Когда первые три группы закончили работу, похвалите их. В течение всего занятия члены групп не имеют права общаться друг с другом.

Обсуждение.

Начните обсуждение с чувств участников четвертой группы, позвольте им выразить свои все чувства. Что они чувствовали, когда получили непонятное задание? когда их ругали и игнорировали? Как развивались события, как менялись их ощущения в связи с этим? Как чувствовали себя члены остальных групп? Хотелось ли им возмутиться против несправедливости, или, наоборот, было приятно, когда их хвалили, а другую группу ругали? Почему никто не нарушил запрет на общение между группами и не помог членам четвертой группы (в этом вопросе присутствует элемент провокации)? Можно ли было нарушить запрет? Если кто-то все же решился помочь 4й группе, спросите, что его заставило так поступить? Как себя чувствуют люди, приехавшие к нам из другой страны и не понимающие правил нашей культуры и слов нашего языка? Как ведут себя члены общества по отношению к ним? Можно ли что-то изменить в нашем обществе, чтобы сделать жизнь этих людей легче? Кто является "четвертой группой" в реальном мире (напомните о людях, происходящих из деревни и приехавших в город, о беженцах, о людях из других республик, приехавших в наш город на работу (гастарбайтерах) и т.д.)?

Занятие четвертое. «Разрушь пирамиду ненависти».

Цель: познакомить учащихся с основными видами проявления нетерпимости – стереотипами и предрассудками; обсудить проблемы нашего общества (отношение к национальным и религиозным меньшинствам, беженцам).

На этом занятии мы с вами попытаемся разрушить пирамиду ненависти, которая строится из предрассудков и стереотипов, дискриминации и насилия. Порой очень сложно распознать эти «кирпичи пирамиды» в себе и окружающих людях. А еще сложнее понять их вред, который они приносят обществу и каждому из нас. Стереотипы есть у каждого из нас и это – естественный способ познания мира. Но эти стереотипы не должны быть ложными и приносить другому человеку зло и жестокость.

Стереотипы. Дать понятие «стереотипа». Стереотипы – это неправомочные обобщения, которые мы делаем по поводу тех, о ком мы мало знаем. Человеческий мозг устроен таким образом, что он постоянно классифицирует все, что встречает в реальности. Когда у нас не хватает информации о каком-то предмете, мы относим его к определенной категории и приписываем ему определенные качества. Так мы решаем, что «все русские много пьют», а «все подростки хоть в малых количествах да употребляют наркотики».

Упражнение «Христиане – мусульмане».

Задача: исследовать стереотипы по отношению к различным этническим и религиозным группам, их содержание, виды их проявления в жизни.

Оборудование: листы - опросники. (Приложение 1 ).

Разделите участников на несколько групп. Каждая группа будет работать с одним из листов - опросников. Каждый участник самостоятельно заполняет рабочий лист. Снова соберитесь в единую группу. Обсудите ответы.

Обсуждение. Было ли трудно заполнять рабочие листы? Если каким-то группам это было легче, а каким-то - труднее, то почему это произошло? Совпадают ли мнения всей группы? Действительно ли все мусульмане/ русские / евреи такие, как написано в рабочих листах? Каким образом у вас сформировалось именно такое мнение? Влияют ли на ваше мнение стереотипы?

Предрассудки. Дать понятие «предрассудка». Предрассудок - негативное отношение к человеку или какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже принят в том обществе или группе, где мы находимся. Существуют разные виды предрассудков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, даже инвалидностью человека.

Задача: познакомить подростков с различными видами предрассудков.

Разделить участников на подгруппы (2-4 человека). Раздать сценарии. (Приложение 2 )

Вы можете придумать ситуации, более актуальные для вашего города, школы.

Обсуждение: Что общего во всех проигранных сценках? Познакомьте участников с предрассудком в вашей сценке? Почему в сценках люди ведут себя именно таким образом? Как чувствуют себя жертвы предрассудков? Как можно предотвратить подобные ситуации?

Занятие пятое. «От слов – к делу».

Цель: помочь подросткам понять и решить, какие конкретные действия может предпринять каждый человек в собственной жизни, чтобы не допустить проявлений нетерпимости по отношению к другим людям в окружающем мире.

Мы понимаем, что в нашем мире действительно много насилия и жестокости и нам просто необходимо учиться быть толерантными во всём. И прежде всего, необходимо не просто говорить об этом, а переходить от слов к делу, мы должны научиться не допускать проявления нетерпимости вокруг себя. Это занятие поможет вам исследовать ситуации, в которых нетерпимость может проявляться в их повседневной жизни.

Упражнение «Ролевые ситуации».

Оборудование: карточки по числу подгрупп (Приложение 3 ), разные предметы для костюмов.

Разделите участников на пары. Каждая пара получает одну карточку. Участники должны рассмотреть ситуации, выбрать самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения. Затем пара делает презентацию своей ситуации. После этого вся группа должна ответить на вопросы: что выиграют в каждом из выбранных вариантов те, кто вовлечен в ситуацию? что проиграют в каждом варианте те, кто вовлечен в ситуацию? могут ли быть какие-то еще пути решения, кроме предложенных?

Обсуждение: попросите участников вспомнить подобные ситуации, случавшиеся с ними в жизни.Как они вели себя в таких случаях? Что мешает нам иногда поступать так, как мы считаем правильным? Что можно сделать, чтобы такие ситуации вообще не возникали вокруг нас?

Заключение к тренингу. В триумфальном ритуале римских полководцев есть такие слова: «Помни, что ты только человек». Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Это было своеобразное предостережение против установления диктатуры и тирании. Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Мы не должны применять насилие, быть жестокими по отношению друг к другу. Никто не обладает абсолютной властью над другими, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Будьте толерантными!

Список использованной литературы.

  1. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – 1999.
  2. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 2001.
  3. Сериков Г.В. Мир различий/ Сборник упражнений для учащихся образовательных школ.
  4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. - М., 2003.
  5. Веб - сайт «А.Я. Психология» .http://azps.ru/.
  6. Веб – сайт «Толерантность». http://www.tolerance.ru/.
Поделиться: