Природа и человек в лирике фета сообщение. "русская природа в лирике фета" - сочинение. Изображение весенней природы

Я жду... Соловьиное эхо
Несётся с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки.

Я жду... Тёмно-синее небо
И в мелких, и в крупных звездах,
Я слышу биение сердца
И трепет в руках и в ногах.

Я жду... Вот повеяло с юга;
Тепло мне стоять и идти;
Звезда покатилась на запад...
Прости, золотая, прости!

1842

Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени.
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.

Дай хоть выйду я в чистое поле
Иль совсем потеряюсь в лесу...
С каждым шагом не легче на воле.
Сердце пышет всё боле и боле,
Точно уголь в груди я несу.

Нет, постой же! С тоскою моею
Здесь расстанусь. Черёмуха спит.
Ах, опять эти пчёлы над нею!
И никак я понять не умею,
На цветах ли, в ушах ли звенит.

1854

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает -
О чем - неясно ей самой, -
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
1854

Природа и человек в лирике Фета

Тема природы и тема человека, его чувств всегда были ключевыми в лирике Афанасия Афанасьевича Фета. В ней человек предстает как важнейшая структурная единица природы, его чувства находят отражение в проявлениях жизни окружающей среды, всего живого вокруг. То есть можно провести параллели между душевными волнениями лирических героев произведений Фета и изменениями в природе. Например, в стихотворении "Шепот, робкое дыханье..." "изменения милого лица" сопоставлены с восходом солнца и пробуждением окружающей среды.

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

и за сердце хватает холод лютый;

Вся природа, изображенная поэтом, чувственна и удивительно духовна, а главное- гармонична. душа и окружающий мир порой неразграничимы. В стихотворении "Пчелы" есть такие строки:

И никак я понять не умею.

На цветах ли, в ушах ли звенит...

Вот насколько взаимозависимы природная среда и человек.

Афанасию Афанасьевичу удалось одушевить природу, найти в ней отзвук человеческих мыслей, чувств и переживаний. А также создать волнующие, яркие образы, используя органичную и естественную, живую речь.

Прочитав стихотворение "Буря", читатель может заметить, что элементы пейзажа наделены человеческими чертами: злое море, раздражительный бурун. Лирический герой из своих глубоких размышлений как бы спускается на землю, вернее, на море, где бушует стихия:

Как будто бог морской сейчас,

Всесилен и неумолим,

Трезубцем пригрозя своим,

Готов воскликнуть: "Вот я Вас!".

Фет чувствовал единство природы и человека, которое обусловлено божественной сущностью. В доказательство этому можно привести стихотворение "Уснуло озеро". Автор умело сочетает образы мифических и реальных существ- это образы русалки и рыбаков, что показывает читателю иллюзорность мира, а также подчеркивает таинственность ночной природы и ее особой жизни ночью. Поэт рисует картину умиротворения и всеобъемлющего спокойствия:

Как тихо... Каждый звук и шорох слышу я;

Но звуки тишины ночной не прерывают,-

Пускай живая трель ярка у соловья,

Пусть травы на воде русалки колыхают...

Еще чуть- чуть и из-за горизонта выплывет теплое солнце, и все на этом тихом берегу встрепенется и оживет. Ночью тайны опять спрячутся от взглядов простых обывателей.

"Мир во всех своих частях ровно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию..."- говорил Афанасий Афанасьевич Фет. Красота- это еще одно свойство, которое объединят природу и человека, по мнению поэта. В его лирике они неразграничимы. Душевные переживания лирических героев в его произведениях всегда находит отражение в состоянии природы, ее поведении.

А. А. Фет – русский поэт 19-го века, чьи мелодичные возвышенные стихи легли на музыку и стали известны даже как романсы. Поэт творил ради красоты, не касаясь политики. Центральное место в лирике Фета занимает русская природа.

Афанасий Фет использовал искусство как убежище от повседневной жизни. Стихи этого автора всегда посвящались любви и природе. Он был убежден, что искусство не должно касаться общественных дел и вообще окружающей действительности, принося исключительно эстетическое удовольствие, а не призывая к борьбе или противостоянию. Именно поэтому в творчестве А. А. Фета столь цельна и прекрасна природа.

Родную природу поэт изображает вдохновенно и очень эмоционально. В отличие от Некрасова, он не связывает ее с крестьянским трудом, а в отличие от Лермонтова – не отражает через нее чувства лирического героя. Природа у Фета живет сама по себе, одним своим существованием вызывая восторг и упоение.

Поэт любил изображать русскую природу в разные времена года, но чаще всего у него встречаются весенние образы. Стоит отметить, что Фет не изображает какие-то особо эффектные картины или явления. Он описывает самые привычные вещи, которые, однако, пропитаны радостью и жизнью. Его образы ощутимы, наполнены деталями, звуками и даже ароматами. Никто раньше не детализировал изображение природы с такой тщательностью.

Близость человека с природой у Фета выводит нас к близости со Вселенной. Его стихи постепенно начинают приобретать некую космическую направленность.

Манера изображения природы этого автора близка к импрессионистам. Он описывает увиденное, облекая свое впечатление, сиюминутный порыв души в слова. В своем творчестве Фет очеловечивает природу, наделяет ее душой, а люди при этом становятся всего лишь частицей этого живого мира.

Природа и человек в лирике А. А. Фета едины. Соответственно, и их миры нередко перекликаются между собой, что значительно укрепляет их связь.

Так, в стихотворении "Вечер", поэт затрагивает тему спокойствия и умиротворенности, которые обволакивают природу и человека с приближением ночи.

А. А. Фет утверждает, что в период властвования ночи человек успокаивается, сбрасывает с себя все горести и заботы, отдыхает от суетливого дня и готовится ко сну, который принесет ему новый запас сил для нового дня.

Природа же, в свою очередь, постепенно затихает, с каждым часом становится все более умиротворенной и задумчивой. Так человек и природа подводят итоги пережитого дня, затем чтобы встретить новый день уже отдохнувшими и необремененными никакими заботами. Таким образом, А. А. Фет говорит о единстве человека и природы, обращая внимание на схожесть их настроения и расположения к ночи.

Совсем иная мысль кроется в стихотворении "Учись у них - у дуба, у березы".

Однако не смотря на некоторое различие, тема единства человека с природой красной нитью проходит через эти стихотворения.

Здесь А. А. Фет призывает человека обратить внимание на огромнейшую силу природы, которая, не смотря на все невзгоды, тянется к жизни, и поучиться у нее этому дару.

В стихотворении фигурируют такие деревья как дуб и береза. Дуб, по мнению поэта, более крепкое и могучее дерево, нежели береза, которая отличается своей нежностью и хрупкостью. Однако не смотря на это, оба дерева одинаково сильны и мужественны, ведь каждый раз они зеленеют и тянутся к солнцу вопреки всем невзгодам. Стремление к жизни - вот что, по мнению самого А. А. Фета, человеку необходимо перенять и воспитать в себе, чтобы стать таким же сильным и неуязвимым, как природа.

В стихотворении "Ласточки пропали" господствует печальное и несколько мрачное настроение. А. А. Фет, считавший очень порой, когда все живое умирает, проводит параллель между тем, как преобразовывается природа и настроением человека в данное время года. Как увядает природа, так увядает и человек, утверждает поэт. Он говорит о пустоте, как вокруг человека, то есть в природе, так и в самой его жизни.

Деревья сбрасывают свои последние листья, птиц уже не слышно боле.. Природа печальна. Так же печален и человек. Печаль, грусть, тоска - вот что ассоциирует А. А. Фет с осенней порой. Таким образом, поэт говорит об всем том опустошении и увядании, которыми проникаются и природа и человек в осеннюю пору, что, несомненно, их и связывает.

Сочинение

Поэт развивает ро­мантическую традицию, в рамках которой возвышает эс­тетический идеал, а его любимыми темами становится изображение любви, дружбы, природы. Лирика А. А. Фета глубоко интуитивна, она не стремится к рассудочности, поэта влечет мир переживаний и ощущений. Это стремле­ние к чувственным и эмоциональным проникновениям в тайны бытия не может быть длительным процессом. Лишь мгновение прозрения, вспышка дана человеку, чем и объ­ясняется небольшой объем произведений поэта. Всем сти­хотворениям А. А. Фета свойственна особая музыкаль­ность.

Образ природы в поэзии А. А. Фета. Лирика А. А. Фета представляет одухотворенный образ природы. Это живое су­щество, со своим неповторимым миром. Оно наделено соб­ственной, глубокой и таинственной жизнью, а человек лишь на высшей ступени своего духовного подъема может приоб­щиться к этой жизни. В природе сокрыта тайна знания, и человек, если только будет внимательным и чутким, сможет приоткрыть истину:
Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Поэт наполняет стихотворение постоянными обраще­ниями к читателю, облекая их в повелительную форму. Та­кой дидактизм, по мнению автора, должен активизировать восприятие читателя.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
«Учись у них - у дуба, у березы…» (1883)

Поэта привлекают еле уловимые состояния природы, когда сложно определить размытые границы сущего, день еще не ушел, ночь еще не наступила:
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, -
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
«Вечер» (1855)

Средства художественной выразительности в стихо­творениях А. А. Фета о природе. Поразительная острота чув­ства движения в мире природы передается поэтом разными художественными средствами. Наиболее показательным можно считать стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (1850). Отсутствие глаголов в тексте поэтическо­го произведения не приводит, как можно было бы предполо­жить, к изображению статичного состояния пейзажа. Дина­мика ночной жизни мира природы и переживания влюблен­ных и составляет основу стихотворения. Движение ночного мира природы создается постоянной сменой представляе­мых событий:Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Действие развивается одновременно в отношениях лю­дей и в природе. Автор использует прием параллелизма, на котором и строится все стихотворение. Именно параллелизм в представлении человека и природы позволяют поэту рас­крыть полутона внутреннего мира влюбленного. Два начала проникают друг в друга, дополняют, смешиваются. В стихо­творении черты природы переходят на человека, а изобра­жаемая картина природы получает психологическую трак­товку. Очень осторожно, размытыми штрихами поэт уста­навливает внутреннее родство между гармоничным миром природы и человеком.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

Поэт как бы фиксирует мгновения, а недосказанность позволяет читательской фантазии восполнить пропущенные автором части картины.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Внутренняя динамика изображаемого создается не толь­ко сменой картин, но и течением времени, которое А. А. Фет вводит в повествование через изменения теней, света и по­явлением в конце повествования лучей солнца, предвосхи­щающих утро. Эмоциональный всплеск в финальной строке стихотворения окончательно соединяет мир природы и че­ловека, т. к. заря воспринимается как начало жизни всего су­щего и начало чувства. Летняя ночь, наполненная лириче­скими событиями, предстает как прелюдия счастья и гармо­нии.

Мир природы становится в поэзии А. А. Фета объектом познания: «Там, где обыкновенный глаз не подозревает кра­соты, художник видит ее, отвлекает от всех остальных ка­честв предметов, кладет на нее чисто человеческое клеймо и выставляет на всеобщее уразумение». Поэт выходит за гра­ницы предметного значения слова, лишает ясности «бесподобно-певучие строчки» (Н. Страхов) и через запахи, звуки, краски постигает тайну бытия, создавая у читателя иллюзию подлинности происходящего.

Поделиться: