Эскадренный броненосец "цесаревич". Линейный корабль "гражданин" Между двумя войнами

Броненосец “Цесаревич” строился по принятой в 1898 г. судостроительной программе “для нужд Дальнего Востока" - самой трудоемкой и, как показали события, самой ответственной из программ за всю историю отечественного броненосного флота. Программа предназначалась для нейтрализации усиленных военных приготовлений Японии. Ее правители. не удовольствовавшись возможностями широкой экономической экспансии на материке, обнаружили неудержимое стремление к территориальным захватам. Эти амбиции подкреплялись угрожающим наращиванием сил армии и флота, и направлены они были исключительно против России.

Приложение № 1

Как был спроектирован и устроен эскадренный броненосец “Цесаревич”

В основу проекта "Цесаревича" положен тип оригинального, построенного в 1893 г. восьмибашенного французского броненосца "Жорегиберри". Он назывался в честь адмирала времен колониальных завоеваний Франции в Индокитае. Этот корабль-прототип принадлежал к весьма разношерстному семейству (чертеж приведен в книге автора "Броненосцы типа "Бородино") не отличавшихся стабильностью (до 12 башен на корабле) французских броненосцев. "Жорегиберри" имел две традиционные концевые башни в диаметральной плоскости с одной 305-мм пушкой в каждой и две бортовые башни (по одному 274-мм орудию в каждой), которые, обладая углом обстрела 1 80°, могли стрелять как на нос, так и на корму. Вблизи концевых башен группировались по две двухорудийные бортовые башни с 1 38-мм пушками.

"Цесаревич" и его прототип имели следующие основные характеристики (в скобках приведены данные "Жорегиберри"): длина по ватерлинии 11 7,2 (111) м, ширина 23,2 (22,2) м, осадка 7,9 (8,45 наибольшая) м, мощность механизмов 16 300 (15000) л.с., водоизмещение 12 903 (11 882) т, и одинаковую проектную скорость - 18 уз.


Главнейшим достоинством нового проекта (это, как мы помним, оценили в МТК) было наличие продольной броневой переборки (толщиной 40 мм), защищавшей корабль от подводных взрывов. Установленная в 2 м от борта, она входила в комплекс конструктивных мер по обеспечению живучести корабля, которые в те годы разрабатывал талантливый французский корабельный инженер Э. Бертен (1840–1924).



Корпус был набран по традиционной поперечной (или, точнее говоря, поперечно-продольной) системе набора. Горизонтальный киль шириной по всей длине корабля 1,25 м имел толщину в сред ней части корпуса 20 мм (к оконечностям 10–16 мм) и склепывался с внутренним горизонтальным килем шириной 0,95 м и толщиной 18 мм (к оконечностям 16–14 мм). К ним по диаметральной плоскости крепился (как и все детали - на соединительных угольниках) вертикальный внутренний киль толщиной 1 8 мм (в оконечностях 14–11 мм) и высотой 1 м.

Такой же высоты шли по обшивке корпуса через 1,2 м (шпация) мощные флоры днищевых шпангоутов толщиной 9 мм и столь же мощные, той же высоты, принятые со времен железного судостроения - продольные балки набора - 9-мм стрингеры (такие же стрингеры были, и на броненосцах типа "Бородино"). Их (по обе стороны от киля) крепили 80-75-мм угольниками. Стрингеры вне двойного дна имели толщину 7 мм. Стрингер N 6 служил основанием продольной броневой переборки. Образуя так называемый "клетчатый слой", все названные балки накрывались настилом второго дна толщиной 13-мм (в оконечностях 11-9-мм) и надежно с ними склепывались.

На образовавшемся прочном основании днища располагались машины, котлы, погреба боезапаса. Нумерация шпангоутов во французском судостроении шла от мидель-шпангоута в нос и корму, что вместе с различием в системах мер (во Франции - метрическая, в России - футо-дюймовая) создавало немалые осложнения при попытках, как того требовал великий князь, точно копировать в России размеры всех деталей и отсеков корпуса "Цесаревича".

Наружная обшивка корпуса, развивая его от внутреннего горизонтального киля к бортам и оконечностям, имела в средней части толщину 1 8 мм (к оконечностям и к палубе 11–17 мм). Скуловой (боковой) киль в виде треугольной коробки из листов 1 0-мм толщины, имел высоту 1 м и длину 60 м. Корпус имел три полных палубы - нижнюю броневую (два слоя стальных листов толщиной по 20 мм), шедшую на уровне 0,3 м выше грузовой ватерлинии; верхнюю броневую (или батарейную) небронированную палубу толщиной 7 мм с тиковым 60-мм настилом. Палубный стрингер шириной 1 м имел толщину 8 мм. Неполной, кончавшейся у кормовой 305-мм башни, была палуба полубака, она же навесная или спардек. Условно такое подразделение корабля на ярусы палуб соответствовало принятым на русских броненосцах типа "Пересвет" и "Князь Потемкин-Таврический".

Одиннадцатью главными (от борта до борта) поперечными переборками (толщина 9 мм, из вертикально установленных листов) и четырьмя частными корпус делился на отсеки. Продольная диаметральная переборка (толщиной 8 мм) устанавливалась только в машинном отделении. Продольная переборка коридора позади бортовой брони имела толщину 1 5 мм (в оконечностях 13–11 мм) и проходила с каждого борта в расстоянии 1,5 м на протяжении от 35-го носового до 25-го кормового шпангоутов и в корме от 30 до 37 шп.

Конструкция корпуса "Цесаревича", как и весь проект, строго, во всех деталях, за незначительными отклонениями, были воспроизведены в проекте броненосцев типа-"Бородино", а потому нет надобности повторять описание, уже сделанное в книге автора "Броненосцы типа "Бородино"". Обратим внимание лишь на детали, которые его отличали.



Артиллерия "Цесаревича" имела тот же набор основного вооружения, предусмотренного МТК(4 305,12 152, 20 75, 20 47,2 37, 2 64-мм орудия, два надводных и два подводных минных аппарата), но отличалась лишь увеличенным числом (10 вместо 4) пулеметов. Их избыток понадобился для дополнительного вооружения двух оставшихся на корабле боевых марсов. По спецификации от 6 октября 1898 г. на четырех марсах собирались установить по 4 47 (на нижних) и по 3 37-мм (на верхних) пушки. Затем на двух оставшихся прежней циклопической величины марсах (с крышами и верхней площадкой на каждом) разместили по 4 47-мм пушки и по 3 пулемета. В Лисском сражении 1 866 г. этим марсам, наверное, не было бы цены, но к 1900 г. они составляли вопиющий анахронизм. Но моду преодолеть не удалось, и эти "выдающиеся" сооружения просуществовали на "Цесаревиче" до конца боевых действий. Один вместе с подбитой фок-мачтой сняли в Циндао, второй срезали только по возвращении, в Россию в 1906 г.

О вековых традициях ушедшей парусной эпохи напоминала распространенная во французском флоте впечатляющая объемная конструкция, напоминавшая антиабордажный завал борта прежних деревянных линейных кораблей. Ради этого шедшего по всему борту склона двоякой кривизны ширину верхней палубы уменьшили почти вдвое. Завал позволял уменьшить момент верхних грузов в расчете остойчивости корабля, обеспечивал средним башням возможность вести огонь по направлению к оконечностям, а в штормовую погоду играл роль (это французы обнаружили раньше русских) своего рода успокоителя качки. Принимая на себя массы не успевшей скатиться воды, завал уменьшал размахи с борта на борт, становясь как бы открытой цистерной-успокоителем. За это приходилось платить существенным усложнением и удорожанием корпуса. Завалом объяснялись и непомерно широкие трапецеидальной формы порты для противоминных 75-мм орудий.

Плотное задраивание этих портов всегда составляло немалую проблему, отчего в шторм по палубе всегда гуляла вода. Большим неудобством было и низкое расположение этих портов (3 м над ватерлинией по проекту, фактически в условиях перегрузки существенно ниже) над водой, отчего даже слабое волнение при ходе корабля вызывало "вкатывание" воды в порты (случай на "Цесаревиче" в бою 28 июля 1904 г.). Могло получиться так, что противоминная артиллерия в нужный момент могла оказаться небоеспособной.



Завал борта крайне осложнил хранение, спуск и подъем шлюпок и катеров. На зауженной, чрезвычайно затесненной палубе спардека их приходилось ставить одна внутрь другой. Спуск с помощью традиционных шлюпбалок поворотного типа был невозможен - им, если ставить их, как обычно, по краю палубы, безнадежно не хватало вылета. Для дежурных и разъездных шлюпок при рейдовой стоянке выход нашли в опыте старинных боканцев - двух брусьев, неподвижно-крепившихся с кормы для спуска и подъема хранившейся на них в подвешенном состоянии шлюпки. Такого рода усовершенствованные боканцы, но только поставленные под углом около 45° к горизонту и шарнирно закрепленные на обшивке завала, позволяли, синхронно склоняясь к воде, поднимать и спускать заранее спущенную стрелой и подведенную под них шлюпку и стрелу освобождали от постоянных манипуляций со спуском и подъемом. На походе же шлюпки приходилось поднимать стрелами и ставить на палубе, а боканцы заваливать к борту, чтобы не мешать стрельбе из бортовых башен.



Броненосец “Цесаревич" (Бортовые шлюп-балки)

Для подъема же особо громоздких минных и паровых катеров "Цесаревича" пришлось придумать оригинальную (в виде футбольных ворот) П-образную раму-шлюпбалку. Подобного рода, но значительно более сложную конструкцию (и также из-за большой стесненности) применяли на русских черноморских броненосцах типа "Екатерина II". С неудобствами обслуживания сложной системы талей, синхронизации их действий и большого вылета шлюпбалок приходилось мириться. Это решение не было, конечно, последним словом техники. В мире уже существовали корабельные краны, проектировавшиеся также для русских броненосцев "Ретвизан" и "Князь Потемкин-Таврический". От двух рам на "Цесаревиче" отказались уже во время первой мировой войны, когда шлюпок на корабле стало меньше и когда на нем установили поворотный кран.

Несовместимым оказался завал бортов и с установкой важного средства зашиты - противоминных сетей. Рука проектировщика, видимо, не поднималась уродовать изящную поверхность завала креплением к ней башмаков для сетей заграждения и полок для их хранения и "Цесаре- вич", как корабль, строившийся в условиях особого благоприятствования к " фирме, освободили от болезненной " процедуры отжига брони, требовавшегося для этих креплений *.

* Отсутствие на “Цесаревиче" сетей породило в умах порт-артурских флотоводцев странную идеологию прямо- таки социалистической уравниловки; раз не все корабли снабжены сетями, то пусть их не опускают в воду и те, у кого они имеются. Сети, видите ли, могут помешать быстро сняться с якоря, чтобы устремиться в бой с внезапно нагрянувшим врагом. Иных путей поддержания боеготовности тогдашние адмиралы не видели.



Выделяли “Цесаревич" среди других кораблей и непривычные (допускавшиеся только на императорских яхтах) прямоугольные иллюминаторы-окна вместо верхнего ряда иллюминаторов.

Узнавали корабль и по его специфическим французским башням с их мощно выделявшимся на крышах литыми рубками башенных командиров и комендоров (для 305-мм орудий) и со слегка наклоненными крышами (для 1 52-мм орудий). Они имели цилиндрическую форму с вертикальной броней.

Это заставляло делать для орудий более глубокие амбразуры, чем в английских и японских башнях с их наклонными плитами лобовой брони. От установки башен русской конструкции, как это было сделано в Америке на "Ретвизане", А. Лагань сумел отговориться - как более габаритные, они могли с проектом не совпасть. Очевидна была и выгода типового сооружения башен по одному проекту," уже разработанному для броненосца "Сен Луи". Габариты башен в плане составляли 7,6 х 6,05 м для 305-мм орудий и 4,8 х 3,85 м для 152-мм.



Их подачные трубы в виде перевернутых усеченных конусов в верхних частях образовывали барбеты диаметром 5,0 м для 305-мм и 3,25 для 152-мм башен. Это означало, что в плане башни полностью закрывали собой свои неподвижные барбеты и исключали возможность попадания внутрь снарядов и осколков. Иными словами, французский проект, хотя и имевший свои изъяны, позволял башни "Цесаревича" считать отвечающими всем трем общепринятым конструктивным отличиям башенной установки: наличием неподвижного броневого барбета (подачной трубы); броневым прикрытием орудия и механизмов их поворота; перекрытием в плане вращающейся башней и неподвижной брони пространства подачной трубы. Это выгодно отличало их от полубарбетных 305-мм башен броненосцев типа "Бородино", на которых барбеты имели диаметр, превосходящий размеры башен, а скользящее поверх барбета и соединенное с башней легкое круговое прикрытие не гарантировало зашиты барбета.

Подачные трубы (барбеты) башен 305-мм орудий "Цесаревича" обшивались броневыми плитами толщиной 228 мм, что вместе с двухслойной рубашкой труб (2x15 мм) составляло защиту толщиной 258 мм. Плиты вертикальной брони башен по всему их периметру имели толщину 254 мм, что вместе со стальной рубашкой составляло 284 мм. 40-мм плиты крышки башен были положены на двухслойную (подкрепленную своими бимсами) настилку из 10-мм листов.


Б роненосец “Цесаревич” (Сечение борта в районе 22-го шпангоута)

Наружные подачные трубы (барбеты) башен 152-мм орудий обшивались плитами 150 мм толщины, крепившимися также к двухслойной (2x10 мм) рубашке. Оси орудий 305-мм носовых башен располагались над горизонтом воды на высоте 9 м и кормовых - 7 м. Оси 1 52-мм орудий соответственно находились на высоте 9 м - носовых, 7 м средних и 8,8 м кормовых башен. 305-мм орудия со станками и механизмами вертикального наведения доставлялись из России, сами же башни с установками горизонтального наведения и подачи выполнялись верфью "Форж и Шантье".




Полукруговая в плане боевая рубка с габаритными размерами 3,85x3,25 м имела высоту 1,52 м и прикрывалась броней из 254-мм плит, крепившихся к двухслойной (2x10 мм) рубашке. Пол рубки состоял из двух слоев 15-мм стали. Крыша рубки (с амбразурами по русскому образцу) склепывалась из трех слоев 15-мм толщины. "Труба для защиты приказаний", шедшая в центральный пост, имела диаметр 0,65 м (внутренний) и толщину стенок 127 мм.

Два броневых пояса и две броневые палубы "Цесаревича" вместе с загнутой вниз (не доходя 2 м до борта, уже в качестве продольной переборки) нижней броневой палубы создавали тот "броневой ящик" (или цитадель), который на высоте почти 4 м и по всей длине корабля прикрывал его жизненно важные части. Ниже ватерлинии этот ящик проходил на глубине 1,5 м (по границе погружения нижней кромки нижнего броневого пояса).



Плиты длиной 4,2 м, поставленные в два ряда, имели в нижнем ряду трапецеидальный скос нижней кромки. Из 29 этих плит (счет велся с кормы) средние (№ 9-22) имели толщину 250/1 70 мм. Остальные от плиты к плите к оконечностям корпуса утоньшались. Плиты № 8 и 23 имели толщину 230/ 1 60 мм, № 7 и 24–21 0/1 50 мм, N 6 и 25 - 1 90/ 140 мм, от Ng 1 по 5–1 70/1 40 мм и от 26 до 29 - 180/140 мм. Крайняя носовая плита N 29 состояла из двух частей: верхней 180/160, нижней 1 60/140 мм. Верхний ряд плит (прямоугольного сечения) изменял свою толщину в том же порядке, что и нижние: толщину 200 мм имели плиты N 9-22, последующие (в корму и в нос) № 8 и 23 - 185 мм, N 7 и 24 - 170 мм и т. д. Кормовые плиты № 1–3 имели толщину 120 мм, носовые N 27–29 - 130 мм. Верхняя броневая палуба состояла из плит толщиной 50 мм, положенных на палубный настил из двух слоев стальных листов толщиной по 10 мм. Нижнюю броневую палубу составляли два слоя толщиной по 20 мм.



Оригинальный, но не вполне себя оправдавший, была конструкция узла перехода палубы (с плавным ее загибом под углом 90°) в противоминную (в 2 м от борта) переборку. Слабым ее местом, как показал опыт в первый день войны, оказалась плоская горизонтальная перемычка (на уровне шельфа нижнего пояса брони) толщиной 20 мм, которая на этом уровне соединяла броневую переборку с бортом. На "цесаревиче" она при взрыве торпеды получила пробоину и позволила воде распространяться поверх броневой палубы. Повторенный на первых двух броненосцах, строившихся в России ("Император Александр III" и "Бородино") этот узел, сразу же вызвавший сомнения русских инженеров, был переделан. Палубе придали традиционный вид со скосом к борту и креплением его конца у шельфа, а продольную переборку сделали самостоятельной конструкцией, которая притыкалась и крепилась к броневой палубе. Такая конструкция устраняла слабое звено - плохо сопротивляющуюся взрыву плоскую перемычку. Выработанное практикой рутинное решение оказалось надежнее непродуманного новшества.

Восемь водоотливных центробежных насосов с подачей по 800 т/час воды (их называли турбинами) устанавливались: одна - впереди котельного отделения, по две - в каждом их двух котельных отделений, по одной - в каждом машинном отделении и одна - позади машинных отделений. Их приводные электродвигатели, как это было принято на всех флотах мира, располагались на броневой палубе, вращение передавалось через длинный соединительный вал, который, конечно, был подвержен искривлению в случае повреждения переборок, к которым крепились подшипники вала. Иные - более надежные решения - полная изоляция электродвигателей и установка их в отсеке в едином агрегате с насосом, вовсе не боявшиеся сырости гидромоторы, предложенные русским инженер-механиком Н.И. Ильиным (1864- после 1921) в мире еще не признали.



Явно несвоевременным было в оригинальном французском проекте главнейшее из судовых устройств- рулевое. Предложенное еще 1839 г. англичанином Рапсоном, оно должно было поворачивать румпель посредством перемещающейся с борта на борт рулевой тележки: сквозь ее муфту был продет коней румпеля. Тележку в движение приводили системой талей двумя силовыми приводами: паровой рулевой машиной и электромоторами. Электромоторы были применены как резервное средство по настоянию МТК, но это не могло прибавить надежности явно устарелой системе. Настоять на уже разрабатывавшемся в то время Ижорским заводом современной и перспективной системе винтовых приводов Аэвиса МТК не решился. И рулевые приводы "Цесаревича", как и построенных по его образцу с такими устарелыми устройствами броненосцев типа "Бородино" в продолжение всей их службы не переставали проявлять свои неустранимые изъяны. В документах "Цесаревича" времен Первой мировой войны упоминаются еще и гидравлические приводы, но, по-видимому, речь шла лишь о гидравлической передаче для управления золотником паровой рулевой машины (взамен прежней валиковой проводки, проходящей по всей длине корабля).



Традиционной была и энергетическая установка корабля: две четырехцилиндровые паровые поршневые машины тройного расширения суммарной спецификационной мощностью 16300 л.с. Цилиндры высокого давления имели диаметр 11 40 мм, среднего - 1 730 мм, низкого - 1 790 мм. Ход поршня 1,12 м, частота вращения гребных валов 107 об/мин. Вместо 24 водотрубных котлов Лаграфеля д"Аллеста, применявшихся на "Жорегиберри", установили 20 котлов системы Бельвиля, которые в глазах МТК считались в мире самыми надежными. Но и они отличались значительной сложностью (наличие разборных "батарей") и требовали весьма внимательного ухода. Флоту еще предстояло намучиться с ними при авариях на броненосцах "Победа" в 1 902 г. и на "Ослябе" в 1903 г.

Броненосец Российского императорского флота французской постройки.Май 1898 - начало строительства. Февраль 1901 - спущен на воду. Август 1903 - вступил в строй. 1925 - выведен из строя (разобран на метал).
После вступления в строй и ходовых испытаний в ноябре 1903 прибыл в Порт-Артур. С началом русско-японской войны получил торпедное попадание от японских миноносцев. Участник боя в Жёлтом море (август 1904), где при попытке прорыва во Владивосток, получив многочисленные попадания крупнокалиберных снарядов был вынужден вернуться в Порт-Артур. Однако из-за ночной атаки миноносцев и сильных повреждений корабль потерял основную часть эскадры и был интернирован в немецком порту Циндао, где прошёл основательный ремонт. Во время боя на корабле погиб командующий 1-й тихоокеанской эскадры контр-адмирал Вильгельм Карлович Витгефт.
После ремонта вернулся на балтику, где на корабле провели основательную модернизацию. Планировавшейся модернизации в 1914 помешала война. Во время Первой Мировой уже устаревший корабль получил задачу обеспечивать защиту побережья Финляндии и Або-Оландского района от немецких набегов.
После Октябрьской революции был переименован в "Гражданин". В декабре 1917 перешёл из Гельсингфорса (ныне Хельсинки) в Кронштадт и больше в море не выходил. В 1925 в числе многих других устаревших кораблей был разобран на метал.
Основные технические характеристики: Водоизмещение нормальное: 13 100 т. Длина: 121 м. Ширина: 23,2 м. Осадка: 7,94 м. Двигатели: Две вертикальные паровые машины тройного расширения, 20 котлов Бельвиля мощностью 16 700 л.с.Скорость хода: 18,78 уз. Дальность плавания: 5500 морских миль (при 10 уз.) Экипаж: 800 человек.
Вооружение:2 х 2 - 305-мм/40 6 х 2 - 152-мм/45 20 х 1 - 75-мм/50 20 х 1 - 47-мм/38 11 х 37-мм2 х 63,5-мм десантных орудия10 пулемётов 4 торпедных аппарата
О модели. Модель собиралась с февраля по октябрь. Собираемость отличная, облоя нет, утяжин тоже. Расстроила только внешняя расшивка которая была в большинстве своём снесена. Из дополнений использовались стволы Aber, иглы на стволы менее 152 мм, травление шедшее в наборе и цепь Аврора хобби. Данная цепь в наборе оказалась слишком тонкой и с крупными звеньями. Такелаж из капроновой нити. Окраска акрилом Тамия, Mr. Hobby. Попробовал аккуратно использовать смывку на некоторых элементах. На корпусе использовать побоялся из-за шагрени (уже столько времени пользуюсь аэрографом, а шагрень избегаю через раз). А вот на палубе эффект очень понравился.Аккуратность местами не фонтан, особенно "плюха" от клея на корпусе. Заметил уже в самом конце сборки модели, а перекрашивать всё заново уже не хотелось.На кранем фото поставил рядом с Дредноутом как наглядное представление о следующем поколении капитальных кораблей.К критике отношусь с пониманием.Спасибо за внимание.

«Цесаревич» (1903-1917)
«Гражданин» (1917-1925)

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерийское вооружение

  • 2 х 2 - 305-мм орудий;
  • 6 х 2 - 152-мм орудия Кане.

Вспомогательное вооружение

  • 20 - 75 мм орудия;
  • 20 - 47 мм орудия;
  • 2 - 63,5 мм десантные пушки;
  • 2 - 37 мм десантные пушки;
  • 10 пулеметов.

Минно-торпедное вооружение

  • 2 надводных ТА;
  • 2 подводных ТА.

Однотипные корабли

Проект броненосца «Цесаревича» был составлен французским инженером А. Лаганем, который предложил расположить двенадцать 152-мм орудий в шести двухорудийных башнях с вынесением средних башен на бортовые срезы, что давало им угол обстрела в 180° и позволяло в носовом и кормовом залпах , кроме концевых 305-мм орудий, использовать и восемь 152-мм. Новой в проекте была и 38-мм броневая противоторпедная переборка, установленная в средней части броненосца на расстоянии двух метров от наружной обшивки.

Решение было принято быстро - один из новых броненосцев для Российского императорского флота будут строить французы.

Постройка и испытания

Анонимное общество Forges et Chantiers de la Méditerranée, основанное в 1835 году, являлось самым значительным судостроительным предприятием Франции того периода. Общество имело верфи и мастерские в Гавре, Марселе и городке Ля-Сен близ Тулона, где и был заложен броненосец «Цесаревич» 18 мая 1899 года. Заказ на постройку броненосца во Франции был выдан фирме 8 июля 1898 года. С русской стороны за постройкой «Цесаревича» наблюдал корабельный инженер К.П. Боклевский и капитан 1 ранга И.К. Григорович .

Броненосец «Цесаревич» отличался от прежних броненосцев значительно более полным бронированием: масса новой французской крупповской брони, на 16-30% превосходившей по сопротивлению русскую гарвеевскую, достигала примерно 30-32% водоизмещения .

Орудия для броненосца были изготовлены на Обуховском заводе, однако башенные установки, в отличие от существовавшей практики, были также изготовлены во Франции, не считая верхних откатных частей. Попутно выяснилось, что принятые в России башенные станки для 305-мм орудий не помещаются в башнях французского образца. Пришлось срочно спроектировать новые станки и заказать их Путиловскому заводу за дополнительные 237 600 рублей. Петербургский металлический завод изготовил для броненосца торпедные аппараты. Все остальное, включая машины, котлы и прочие системы, было изготовлено во Франции.

23 февраля 1901 года эскадренный броненосец «Цесаревич» был спущен на воду, пробыв на стапеле один год и десять месяцев. Достройка продолжалась следующие полтора года. Задержка связана была с многочисленными переделками и доводками.

27 июня 1903 г. прошли испытания на максимальную скорость, позволявшие развить 18,34 узла . Эти вести обнадеживали Главный морской штаб (ГМШ) в Петербурге, который все последнее время требовал ускорить все приемки и испытания, т.к. сложная обстановка на Дальнем Востоке незамедлительно требовала усиления русского Тихоокеанского флота . Предлагалось свернуть все работы на «Цесаревиче», которые грозят задержать уход корабля в Кронштадт и отложить те, которые могут быть выполнены «судовыми средствами». В крайнем случае обещали разрешить по пути на Дальний Восток специально зайти в Тулон, чтобы исправить выявившиеся неполадки.

Но рутина непрекращающихся неполадок и связанных одно с другим исправлений и переделок, сложности освоения корабля только что прибывшим малоподготовленным экипажем, подготовка к новым и все еще не законченным испытаниям, не позволяли осуществить планы Главного морского штаба.

Отчаявшись увидеть «Цесаревич» в Кронштадте, Морское министерство решило присоединить корабль к идущему в Порт-Артур отряду уже в Средиземном море. В заботах о скором уходе пришлось отказаться от предусмотренных контрактом главных испытаний 12-часовым пробегом на полной скорости.

Новые препятствия к уходу обнаружились с началом приемки башенных установок. Выдержав испытания стрельбой на прочность 13 и 14 августа 1903 года, они обнаружили крайнюю неудачность системы подачи боеприпасов в башнях 305-мм орудий. Она сдерживала темп и при малейшей качке переставала действовать. Но и на этот изъян приказали закрыть глаза. И хотя завод обещал справиться с переделками в три недели, решили задержать выплату последнего платежа в 2 миллиона франков и обязать фирму переделанную систему подачи прислать уже в Порт-Артур.

Чтобы «вытолкнуть» «Цесаревич» из Тулона и затем возглавить ускоренный поход на Восток, из Петербурга прибыл помощник начальника ГМШ контр-адмирал А.А. Вирениус . Но и он оказался бессилен перед множеством все еще не устраненных неполадок и недоделок.

18 августа 1903 г. в итоге затянувшейся на 50 месяцев постройки состоялось беспрецедентно ускоренное подписание акта о приемке броненосца в казну, констатировавшее неготовность к действию главного его оружия - 305-мм пушек. Эскадренный броненосец «Цесаревич» официально вошел в строй. Общая стоимость постройки корабля - 14.004.286 рублей.

Описание конструкции

Корпус

«Цесаревич» на стапеле. Февраль 1901 г.

Корпус броненосца был набран по поперечно-продольной системе. Весьма необычной для России была и форма корпуса с завалом бортов внутрь, из-за чего ширина верхней палубы была существенно меньше, чем максимальная ширина корабля. Такая сложная конструкция, широко применявшаяся во французском военном судостроении и довольно значительно усложнявшая и удорожавшая строительство, имела ряд преимуществ: уменьшался вес верхних конструкций, что повышало остойчивость, средние башни получали возможность вести огонь вдоль диаметральной плоскости, а в шторм завалы играли роль успокоителей качки: вкатывавшиеся на них массы воды препятствовали нарастанию крена.

В то же время, помимо сложности и стоимости, завал создавал и эксплуатационные сложности, например, осложнялся подъём и спуск шлюпок или погрузка угля в море. Главные поперечные переборки делили корпус судна на десять водонепроницаемых отсеков. Общий вес корпуса, включая противоторпедную переборку, подкладку под броню, внутренние устройства и дельные вещи, составил 5118,5 т.

Бронирование

Схема бронирования и расположение орудий на броненосце «Цесаревич»

Главный броневой пояс простирался на всю длину корабля и состоял применительно к одному борту из 29 плит крупповской стали. Плиты выше ватерлинии имели толщину от 120 мм в оконечностях до 250 мм в середине, ниже ватерлинии толщина брони на всей протяженности корпуса 170 мм. Над ватерлинией броневой пояс возвышался на 50 см, уходя под воду на 1,5 м.

Броненосец имел две бронепалубы. Верхняя (она же главная или батарейная) состояла из 50-мм бронеплит. Нижняя бронепалуба (на уровне верхней кромки нижнего пояса), состояла из двух слоёв брони по 20 мм.

Башни главного калибра были защищены 254-мм бронеплитами, закалёнными по способу Круппа. Броня крыш имела толщину 40 мм.

Башни среднего калибра 150-мм крупповской бронёй. Крыши башен имели толщину 30 мм.

Боевая рубка корабля высотой 1,52 м имела в плане полукруглую форму и защищалась 254-мм бронеплитами крупповской стали.

Полный вес брони без подкладки и крепежа, входящих в вес корпуса, составил 3347,8 т.

Энергетическая установка и ходовые качества

С 18 марта водолазы «Цесаревича» начали очищать осушенные отсеки от ила и обломков. С 26 марта рваные края пробоин начали успешно вырезать электрическим резаком. Ровно через месяц, 26 апреля, началась установка новых шпангоутов, изготовленных взамен уничтоженных взрывом, а затем и наружной обшивки. 20 мая последний лист наружной обшивки был установлен, оставалась лишь доделка переборок. Кессон сняли 24 мая. Единственное, что невозможно было исправить полностью, оказалось рулевое управление: из-за долгого пребывания в воде пострадала электроизоляция двигателей и генераторов, поэтому основным приводом руля пришлось сделать гидравлический, а электрический перевести в разряд резервного.

В общей сложности на ремонт «Цесаревича» ушло 118 дней.

Бой в Жёлтом море

После назначения 27 марта И.К. Григоровича командиром порт-артурского порта, обязанности капитана «Цесаревича» исполнял старший офицер Д.П. Шумов. 11 мая на «Цесаревич» был назначен новый командир - капитан I ранга Н.М. Иванов.

31 марта 1904 года по русскому Тихоокеанскому флоту был нанесен новый удар. В этот день ранним утром вице-адмирал Макаров вывел в очередной раз русский флот для боя с японцами. Однако вскоре в 9:43 флагман Макарова «Петропавловск» подорвался на минной банке, выставленной японцами накануне ночью. Броненосец затонул почти мгновенно, погибли вице-адмирал Макаров вместе с 10 штабными офицерами, 18 корабельными офицерами, 652 матросами. Спасти удалось 80 человек. Гибель «Петропавловска» крайне отрицательно повлияла на боевую деятельность Тихоокеанской эскадры. Флот потерял не только один из броненосцев, но и талантливого руководителя и организатора обороны Порт-Артура вице-адмирала С.О. Макарова, пользовавшегося у личного состава любовью и уважением. Адекватной замены ему до конца войны так и не нашли.

Командование Тихоокеанским флотом принял контр-адмирал В.К. Витгефт . Он поднял свой флаг на отремонтированном «Цесаревиче» и таким образом броненосец стал новым флагманом 1-й Тихоокеанской эскадры.

10 июня эскадра сделала попытку прорыва во Владивосток. После долгого выхода на внешний рейд и длительного следования за тралящим караваном русские корабли вышли на чистую воду и в 16:40 со скоростью 10 уз легли на курс зюйд-ост 20°. «Цесаревич» шел во главе эскадры. Около 18 ч были замечены главные силы японцев, а также отряды их лёгких сил. В 18:50, когда расстояние между эскадрами сократилось до 53 кабельтовых, адмирал Витгефт принял решение не вступать в бой и вернутся в Порт-Артур. На обратном пути на японской мине подорвался броненосец «Севастополь», что задержало следующую попытку прорыва. А вот атаки японских миноносцев оказались абсолютно безуспешными.

С 25 июля японцы начали обстрел гавани из 120-мм пушек. От их огня всех сильней в то время пострадал «Ретвизан», получивший подводную пробоину, которую к выходу толком заделать так и не успели. В «Цесаревич» попали два снаряда. Один угодил в бронепояс и вреда не причинил, второй же попал в адмиральскую рубку, убил телеграфиста и легко ранил флаг-офицера. После этого абсолютно всем стало ясно - если флот останется в Порт-Артуре, он погибнет. Было принято решение о второй попытке прорыва.

Вторую и, как оказалось, последнюю попытку прорыва эскадра предприняла 28 июля. В её состав входили:

  • Шесть эскадренных броненосцев: «Цесаревич»(флагман), «Ретвизан» , «Победа» , «Пересвет» , «Полтава» и «Севастополь»
  • Отряд крейсеров - 4 бронепалубных крейсера («Аскольд» (флагман), «Паллада» , «Диана» и «Новик»);
  • 1-е отделение эскадренных миноносцев - «Выносливый» , «Властный» , «Грозовой» , «Бойкий» ;
  • 2-е отделение эскадренных миноносцев - «Бесшумный» , «Бесстрашный» , «Беспощадный» и «Бурный» .
  • Пароход Красного Креста «Монголия» .

В эскадре отсутствовал броненосный крейсер «Баян», подорвавшийся 14 июля на мине и стоявший в доке на ремонте.

Выход на этот раз был назначен на 5 утра, а траление произведено более быстро. Сначала шли на 8 уз, опасаясь за прочность заплатки, установленной на пробоину «Ретвизана», потом увеличили ход до 10 уз, а с появлением противника - до 13 уз.

Командир корабля капитан 1 ранга Н. М. Иванов был сбит с ног, но остался цел. Перейдя в боевую рубку, он не стал поднимать сигнал о гибели адмирала, чтобы предотвратить «сущий хаос», каковой имел место на эскадре при гибели адмирала С.О. Макарова; вместо этого он начал поворот, чтобы сблизиться с японцами и увеличить эффективность русской артиллерии.

В этот момент попал второй 305-мм снаряд, в результате которого был поврежден рулевой привод и проводка машинного телеграфа оказались выведены из строя, а попытки связаться с центральным постом также не увенчались успехом. Были перебиты все переговорные трубы, а телефонная связь действовала лишь с одним из машинных отделений. Кроме того, осколки снаряда убили или ранили всех, кто находился на мостике броненосца, в том числе сильные ранения головы получил командир судна Иванов.

Никем неуправляемый броненосец прорезал кильватерную колонну русских кораблей, едва не попав под таранный удар шедшего четвёртым «Пересвета». Прочие корабли сначала пытались двигаться за флагманом, но, поняв, что он неуправляем, потеряли строй. Тем временем на «Цесаревиче» в командование броненосцем вступил капитан II ранга Д.П. Шумов. Вступив в командование, Шумов приказал спустить контр-адмиральский флаг и поднять сигнал «Адмирал передаёт командование». Младший флагман контр-адмирал князь П.П. Ухтомский, находящийся на «Пересвете», реально возглавить эскадру не смог . Эскадра была уже рассеяна.

В это время «Цесаревич» уже повернул примерно на 100,5° влево. Управление кораблем удалось наладить, маневрируя машинами. Другие корабли эскадры обгоняли флагман, в панике отступая к Порт-Артуру. «Цесаревич» плохо держался на курсе и быстро отстал от остальных своих броненосцев. Японские же броненосцы, находившиеся к востоку от «Цесаревича», снова открыли по нему огонь.

С носа и с левого борта флагманский русский броненосец обстреливали крейсеры противника. Из-за наступившей темноты огонь японцев становился менее точным и, несмотря на большое количество падающих вокруг «Цесаревича» снарядов, противник добился только двух прямых попаданий 152-мм снарядов, взорвавшихся на юте. Вскоре, японцы окончательно потеряли русский флагман.

В бою 28 июля «Цесаревич» выпустил по противнику 104 305-мм, 509 152-мм, 81 75-мм и 127 47-мм снарядов.

После боя

После наступления темноты, «Цесаревич» стал отставать от эскадры, уходящей в Порт-Артур, и вскоре окончательно потерял ее из вида. Капитан Шумов решил воспользоваться темнотой и, повернув на юг, идти согласно приказу во Владивосток. Около 20.00 «Цесаревич», тяжело развернувшись, повернул на юг. Все компасы на судне были разбиты или повреждены и курс прокладывался примерно по Полярной звезде.

При детальном осмотре броненосца, выяснилось, что полученные повреждения не повлияли существенно на боеспособность: все орудия главного и среднего калибра, а также большая часть противоминных пушек остались целы, машины работали исправно, в кормовой кочегарке был повреждён один котёл, но и он ремонтировался своими силами; имевшиеся пробоины были неопасны, и самым существенным повреждением оказался вывод из строя средств коммуникации и управления в боевой рубке. Часть неполадок удалось исправить еще в море.

Ночью пришли в себя сначала капитан 1 ранга Н.М. Иванов, а затем и контр-адмирал Н.А. Матусевич. Иванов, прибыл на мостик и, выслушав отчет о повреждениях, принял решение идти не во Владивосток, куда корабль мог не дойти из-за перерасхода угля, вызванном падением тяги из-за разбитых дымовых труб, а двигаться в китайский порт Циндао, находившийся тогда под контролем Германии, где можно было бы исправить полученные в ходе боя повреждения, пополнить запасы угля и вновь выйти в море, во Владивосток.

29 июля в 21.00 «Цесаревич» вошел на рейд германской военно-морской базы Циндао. Там уже грузились углем пришедшие накануне русский крейсер «Новик» и миноносец «Бесшумный», которые так же решили не возвращаться в Порт-Артур. Ночью «Новик» покинет Циндао, а утром 30 июля пришли еще два миноносца - «Бесстрашный» и «Беспощадный».

1 августа губернатор Циндао капитан I ранга Труппель определил предельный срок стоянки русских кораблей в порту. Броненосцу «Цесаревич» было дано шесть дней, а трем миноносцам до тридцати шести часов. Однако 2 августа в 10.00 губернатор Циндао, ссылаясь на полученный приказ кайзера из Берлина, потребовал от русских немедленного покинуть порт или разоружиться. Как старший по званию, контр-адмирал Матусевич отдал приказ кораблям подчиниться немецким требованиям. Корабли спустили флаги и в тот же день начали выгружать боеприпасы на берег.

Сдали немцам замки от 75-мм орудий, части от замков больших орудий и две крышки золотниковых коробок цилиндров среднего давления. Свезли на берег и все ружья и револьверы, оставив только 50 для караульной службы. Война для «Цесаревича» окончилась, на корабле приступили к полноценному ремонту.

Между двумя войнами

После подписания Портсмутского мирного договора, положившего конец русско-японской войне, интернированные корабли стали готовиться к переходу на родину. «Цесаревич» должен был идти на Балтику с тяжелой мыслью о том, что из 15 броненосцев, которые участвовали в войне с японцами - он единственный, кто уцелел. 14 ноября 1905 года броненосец под командованием капитана II ранга Шумова вышел из Циндао и взял курс на запад. 2 февраля 1906 года «Цесаревич» прибыл в Либаву.

На Балтике «Цесаревич» стал флагманским кораблём «Гардемаринского отряда» - так полуофициально именовалось соединение, предназначенное для прохождения гардемаринами морской практики перед их производством в офицеры. В отряд входили броненосец «Слава» и крейсер «Богатырь» . Позже к ним присоединись крейсеры «Олег» и «Адмирал Макаров»

8 июня 1906 года отряд вышел из Либавы и 11 июня прибыл в Кронштадт. Здесь были завершены последние ремонтные работы и переоборудование для размещения выпускников Морского корпуса и Морского инженерного училища, которым предстояло проходить на «Цесаревиче» практику перед производством в офицеры.

1 июля 1906 года корабли отряда начали учебную практику для выпускников. Вплоть до 1910 года включительно, «Цесаревич» в составе отряда совершил множество заграничных походов, в ходе которых посещались порты стран Скандинавии, Европы, Африки, Балканского полуострова. Отряд неоднократно выходил в Атлантический океан и Средиземное море.

10 октября 1907 года эскадренный броненосец «Цесаревич» был переклассифицирован в линейные корабль.

15 декабря 1908 года находясь в порту Аугуста о. Сицилия, отряд принял известие о катастрофическом землетрясении, разрушившем до основания город Мессину. Русские корабли поспешили на помощь пострадавшему городу. Высадившиеся в Мессине русские моряки приняли активное участие в спасательных работах и эвакуации уцелевших жителей города. После этого, учебная практика отряда возобновилась.

В 1911 году «Цесаревич» был включен в бригаду линейных кораблей Балтийского флота. 1911-ый, 1912-ый и 1913-ый года линкор провел в интенсивных учениях и походах в составе бригады.

Первая мировая война

1914 год

28 июля 1914 года началась Первая мировая война. 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Первые месяцы войны бригада линейных кораблей, куда по прежнему входил «Цесаревич» вместе с бригадой крейсеров и минной дивизией почти каждый день развёртывались близ минной позиции у о. Нарген, где отрабатывали различные варианты отражения атаки противника. На ночь возвращались в Гельсингфорс или Ревель.

26-27 августа вся бригада вместе с крейсерами вновь вышли в Финский залив, прикрывая тральщики; крейсера провели ближнюю разведку. Этот формально безрезультатный поход окончательно убедил русское командование, что немцы никаких по-настоящему серьёзных действий по прорыву в Финский залив предпринимать не собираются, ограничиваясь лишь имитацией активности с помощью нескольких крейсеров. Итогом стало выдвижение флота дальше на запад, в район Моонзунда. Все изменилось 11 октября 1914 года, когда крейсер «Паллада» был потоплен немецкой подводной лодкой «U-26», затонув в течение полутора минут со всем экипажем. Гибель «Паллады» ошеломила русское командование. С подводной опасностью на Балтике до этого совершенно не считались, только сейчас поняв полную беззащитность флота от подводной угрозы. Линейные корабли немедленно укрылись в Гельсингфорсе. Кампания 1914 года для «Цесаревича» на этом закончилась.

1915 год

В кампанию 1915 года «Цесаревич» и «Слава» получили задачу обеспечивать защиту побережья Финляндии и Або-Оландского района от немецких набегов.

10 июля 1915 года «Цесаревич» был поставлен на ремонт в кронштадтском доке. В ходе ремонта ликвидировали задний мостик и рубку, очистили подводную часть корпуса и заменили стволы 152-мм орудий. После чего, вновь заступил на дежурство.

5 ноября «Цесаревич» пришёл в Кронштадт и вновь встал в док. 31 декабря с помощью ледокола корабль ушёл на зимовку в Гельсингфорс, где ремонтные работы продолжились.

1916 год

В течение кампании 1916 года «Цесаревич», патрулируя в районе Ирбенского пролива, следил за попытками противника прорваться через него. 30 августа «Цесаревич» перешёл к Моонзунду, где уже давно находилась «Слава». В октябре крупные корабли стали покидать Рижский залив, однако «Цесаревич» остался здесь на зимовку.

1917 год

Вероятно, именно удалённость от последовавших в феврале - марте 1917 года революционных событий позволила в те дни избежать расправ над офицерами «Цесаревича», произошедшими на всех других балтийских кораблях. Тем не менее, дисциплина, а значит, и боеспособность корабля стала снижаться.

13 апреля 1917 года линейный корабль «Цесаревич» был переименован в «Гражданин», продолжая нести боевую службу в Рижском заливе.

1 сентября 1917 года германские войска начали наступление с целью захватить Ригу, что им удалось 7 сентября из-за разложения и деморализованности русской армии. Взяв Ригу, германцы начали готовиться к захвату Моондзундских островов, выделив для этой цели весьма внушительные силы: 10 линкоров-дредноутов, 1 линейный крейсер, 9 легких крейсеров, 56 эсминцев, 11 миноносцев, 6 подводных лодок, 26 эскадренных тральщиков, 65 катерных тральщиков и более 300 кораблей поддержки. Против таких сил русские смогли выставить лишь два старых додредноута «Гражданин» и «Славу», несколько легких крейсеров, эсминцев и тральщиков. Флот был полностью дезорганизован и развален. Приказы не исполнялись, офицеров убивали или угрожали расправой.

13 октября 1917 года германцы начали высадку на о. Эзель и прорыв через Ирбенский пролив, где они не встретили организованного сопротивления.

17 октября линейные корабли «Гражданин» и «Слава» сосредоточились на рейде Куавасте. Вытеснив из Рижского залива русские корабли, германские корабли двумя колоннами шли к южному выходу Моонзундского канала в составе двух линкоров, восьми эскадренных миноносцев. С фланга их прикрывали два легких крейсера. Обходя справа русские минные поля, корабли противника приближались к району банки Ларина, где стояли русские старые линкоры - «Гражданин» и «Слава» и крейсер «Баян».

В 09.30 на русские корабли совершили налет самолеты противника, но были отогнаны зенитной артиллерией. В 10.05 линкоры противника открыли по русским кораблям огонь с дистанции 130 кабельтовых. Русские корабли вели ответный огонь по тральщикам противника, которые старались расчистить путь от мин для основных сил своего флота. После этого, тральщики отошли на юг.

В 11.10 начали отход и линкоры противника с тем, чтобы обойти с запада русские минные заграждения. В 11.40 немецкие линкоры, повернув на север, резко увеличили ход. В 11.50, обнаружив маневр противника, русские линкоры снялись с якоря и пошли на юг. В 12.04 «Гражданин» с дистанции 70 кабельтовых вновь открыл огонь по тральщикам противника, в 12.06 - открыла огонь «Слава», а затем - крейсер «Баян» и эсминцы. Германские тральщики вновь отошли к югу.

Между тем, линейные корабли противника, продолжая большим ходом двигаться на север, быстро сократили невыгодную для них дистанцию и в 12.13 с дистанции 90 кабельтовых открыли огонь по русским линкорам. В 12.35 «Слава» получила первое прямое попадание, за которым последовало еще шесть. Объятый пожаром линкор вышел из строя.

В 12.39 в «Гражданин» один за другим попало два 305-мм снаряда, причинившие значительный урон. Не в силах противостоять натиску противника русские корабли в 12.40 начали отход по Моонзундскому каналу на север. Германские линкоры не решились преследовать русских в мелководном проливе из-за большой минной опасности. Они продолжали обстреливать отходящие на север русские корабли до 12.50, когда расстояние увеличилось до 130 кабельтовых. «Гражданин», «Слава» и «Баян» продолжали идти на север, отбиваясь от атаковавших их самолетов противника, два из которых были сбиты зенитной артиллерией «Гражданина».

Тяжело поврежденная «Слава» не могла пройти Моонзундским каналом. Было принято решение затопить старый линкор у входа в канал для преграждения дороги немецкому флоту. «Славе» был дан приказ, пропустить вперед «Баяна» и «Гражданина». Однако выполняя этот прика, «Слава», допустив ошибку в маневрировании, чуть не столкнулась с «Гражданином» и, уклоняясь, выскочила на мель в стороне от фарватера, после чего была взорвана экипажем.

20 октября «Гражданин» прибыл в Лапвик и после короткой стоянки там перешел в Гельсингфорс. Линейному кораблю «Цесаревич-Гражданин» выпала печальная честь участвовать в последнем бою Русского Флота под Андреевским флагом.

Дальнейшая судьба корабля

23-25 декабря «Гражданин» перешёл в Кронштадт. После этого старый линкор был номинально включён в резервный отряд Морских сил Кронштадта, однако в море никогда больше уже не выходил.

2 марта 1918 года на линейном корабле «Гражданин» был спущен Андреевский флаг и поднят флаг Морских сил РСФСР.

В июне 1922 года линейный корабль «Гражданин» был отбуксирован на судоразделочную базу в Петрограде и к 1925 году окончательно разобран.

Корабль находился в строю 15 лет. Зачислен в списки Русского Флота 11 января 1899 года, исключен из списков 7 августа 1922 года.

Командиры

  • 1899-1904 гг. - капитан 1 ранга Григорович
  • 1904-1905 гг. - капитан 1 ранга Иванов
  • 1905-1906 гг. - капитан 2 ранга Шумов
  • 1906-1907 гг. - капитан 1 ранга Дмитриев
  • 1908-1909 гг. - капитан 1 ранга Любимов
  • 1909-1910 гг. - капитан 1 ранга Маньковский
  • 1911-1913 гг. - капитан 1 ранга Кербер
  • 1913 г. - капитан 1 ранга Пилкин
  • 1913-1915 гг. - капитан 1 ранга Рейн
  • 1915-1917 гг. - капитан 1 ранга Чеглоков
  • 1917-1918 гг. - капитан 1 ранга Руденский
  • 1919-1920 гг. - контр-адмирал в/о Колюбакин
  • 1920 г. - ст. лейтенант Кошобакин
  • 1921 г. - ? Колесов

Примечания

Литература и источники информации

Литература

  • Бережной С.С. Броненосные и линейные корабли. Канонерские лодки. . - Военное издательство, 1997.
  • Бунич И.Л. В огне государственного катаклизма . - Яуза, 2004.

Ссылки

  • Рафаил Михайлович Мельников “Цесаревич” Часть I. Эскадренный броненосец. 1899–1906 гг
  • Линейный корабль «Гражданин» во время разборки. Середина 1920-х г.

26 июля 1899 года в рамках программы строительства военных кораблей для Дальнего Востока на французской верфи "Форж и Шантье" в Тулоне по заказу русского правительства был заложен новый броненосец, получивший имя "Цесаревич". По заданию Морского технического комитета проект броненосца разработал французский инженер А. Лаган. "Цесаревич" стал первым в мире эскадренный броненосец, корпус которого по ватерлинии был защищен двумя непрерывными рядами броневых плит и имел улучшенную противоминную защиту. Корабль имел мощное по тем временам вооружение, (4 305-мм, 12 152-мм пушек Обуховского завода в двухорудийных башнях, 20 75-мм и 20 47-мм пушек), 18-узловую скорость и хорошую мореходность. Его водоизмещение составило около 13 тысяч тонн.

С русской стороны за строительством броненосца наблюдали корабельный инженер К.П. Боклевский и его будущий командир капитан I ранга И.К. Григорович. 10 февраля 1901 года "Цесаревич" был спущен на воду, а 21 августа 1903 года он вступил в строй Балтийского флота. В начале сентября броненосец покинул Тулон и взял курс на Порт-Артур. В середине ноября он вместе с крейсером "Баян" вошел в состав Тихоокеанской эскадры.

В ночь на 27 января 1904 года, при стоянке на внешнем рейде Порт-Артура, "Цесаревич" был поврежден взрывом торпеды, выпущенной японским миноносцем, но остался на плаву и после заделки пробоины с помощью кессона, вновь введен в строй. После гибели броненосца "Петропавловск" с командующим эскадрой вице-адмиралом С.О. Макаровым 31 марта 1904 года "Цесаревич" стал флагманским кораблем эскадры БФ. 28 июля 1904 года после боя с японским флотом в Желтом море прорвался в Циндао, где на следующий день был интернирован правительством Китая.

По окончании русско-японской войны, в феврале 1906 года броненосец вернулся на Балтику и после ремонта был переклассифицирован в линкоры и включен в отряд учебного плавания. В составе отряда провел несколько длительных заграничных плаваний. В декабре 1908 года участвовал в оказании помощи пострадавшему от землетрясения населению города Мессина на Сицилии.

В начале 1910 года и в конце 1911 года линкор дважды вставал на ремонт, во время которого на корабле заменили главные механизмы, котлы и все 305-мм орудия. В августе 1912 года на зачетных стрельбах команда "Цесаревича" получила "Императорский переходящий приз" за высокую точность.

В период 1-ой мировой войны линкор прикрывал набеговые и минно-заградительные действий легких сил флота. С 1916 года входил в состав сил обороны Рижского залива. После февральской буржуазно-демократической революции, был переименован в "Гражданин". С 29 сентября по 6 октября 1917 года совместно с линкором "Слава" активно участвовал в Моонзундской операции.

В декабре 1917 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт, где остался на долговременном хранении. В годы гражданской войны артиллерийское вооружение корабля использовалось на речных, озерных флотилиях и сухопутных фронтах. В 1924 году сдан Комгосфондов для разборки и 21 ноября 1925 года был исключен из состава РККФ.

Эскадренный броненосец "Цесаревич"

10 января 1899 года зачислен в списки судов Балтийского флота и 26 июня 1899 года заложен на судоверфи "Форж э Шантье" в Тулоне (Франция) по заказу Морского ведомства.

Участвовал в русско-японской войне.

В ночь на 27 января 1904 года при стоянке на внешнем рейде Порт-Артура поврежден взрывом торпеды, выпущенной миноносцем противника, но остался на плаву и 24 мая 1904 года после заделки пробоины с помощью кессона вновь введен в строй.

После боя с японским флотом в Желтом море 27 июля 1904 года ушел в Циндао, где на следующий день был интернирован.

В декабре 1908 года участвовал в оказании помощи населению города Мессина на острове Сицилия, пострадавшему от землятресения.

Прошел капитальный ремонт в 1910 - 1911 годах на Балтийском зваводе с заменой главных механизмов, котлов и всех орудий.

Участвовал в Первой мировой войне и Февральской революции.

5 - 7 января 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. С мая 1918 года находился в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении.

В годы Гражданской войны артиллерийское вооружение корабля использовалось на судах речных и озерных флотилий и сухопутных фронтах.

В 1924 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списком судов РККФ.

Водоизмещение: 13105 т. Размерения: 118,82x23,22x7,93 м

Вооружение: 4 - 305/40 мм, 12 - 152/45 мм, 20 - 75/50 мм, 20 - 47 мм, 8 - 37 мм, 2 ПТА и 2 НТА 381 мм.

Бронирование - пояс крупповской брони 120 - 249 мм, башни главного калибра от 63 до 254 мм, башни среднего калибра от 30 до 152 мм, боевая рубка 254 мм, палуба - 38 - 69 мм.

Механизмы- 2 вертикальные машины тройного расширения 16500 л.с. 20 котлов системы Бельвиля. 2 винта.

Скорость 18,24 узла. Дальность плавания 5500 миль. Экипаж: 28 офицеров и 750 матросов.



4. Эскадренный броненосец "Цесаревич" во Франции, 1903 год


5. Эскадренный броненосец "Цесаревич" на испытаниях, Тулон лето 1903 года


6. Эскадренный броненосец "Цесаревич" на испытаниях, Тулон лето 1903 года


7. Эскадренный броненосец "Цесаревич" на испытаниях, Тулон лето 1903 года



9. Эскадренный броненосец "Цесаревич" (дата снимка не известна)


10. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Порт-Артуре, 1904 год


11. Эскадренный броненосец "Цесаревич" (дата снимка не известна)


12. Исправление повреждений на эскадренном броненосце "Цесаревич", Порт-Артур весна 1904 года


13. Эскадренный броненосец "Цесаревич" во время ремонта, Порт-Артур весна 1904 года


14. Эскадренный броненосец "Цесаревич" во время ремонта, Порт-Артур весна 1904 года


15. Эскадренный броненосец "Цесаревич" во время ремонта, Порт-Артур весна 1904 года


16. Эскадренный броненосец "Цесаревич" во время ремонта, Порт-Артур весна 1904 года

17. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Порт-Артуре, 1904 год

18. Эскадренный броненосец "Цесаревич" (дата снимка не известна. Предположительно весна 1904 года, Порт-Артур)

19. Эскадренный броненосец "Цесаревич" входит в Циндао, 29 июля 1904 года

20. Эскадренный броненосец "Цесаревич" входит в Циндао, 29 июля 1904 года

21. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

22. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

23. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

24. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

25. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

26. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

27. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

28. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

29. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

30. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

31. Немецкий оркестр на форе эскадренного броненосца "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

Поделиться: