Как весел грохот первых бурь анализ. Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Как весел грохот летних бурь". Не остывшая от зною

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Как весел грохот летних бурь..."

Поэзия грозы

Ф. И. Тютчев в своем творчестве наиболее часто обращался к описанию природы, его пейзажи наполнены образами, они оживотворены. В описании природы, автор всегда показывает ее живое существование, сравнимое с душой человека. В своих стихах он пытается уловить душу природы, понять ее и объяснить. Любуясь красотой природы, автор передает очарование в живых красочных картинах, рисует многообразие природы, подмечая ее особенности в разную пору года. В стихотворении «как весел грохот летних бурь…» Тютчев описывает момент начинающейся грозы, которая идет с неба и все в ее власти, даже величественные дубравы ропщут перед ее приходом.

В этом произведении автор наслаждается природой перед началом грозной бури, которая уже нахлынула тучей и «смутит небесную лазурь». Но, не смотря на грозность представленной картины, отношение самого поэта к этому событию в природе положительное. Тон стихотворению задает позитивно окрашенное слово - «весел», которое и передает отношение автора к происходящему. Для наиболее яркого представления события предстоящей бури, в стихотворении используются метафоры, усиливающие этот образ: нахлынувшая тучей, смутит, опрометчиво-безумно, тревожно ропщут, внезапная тревога.

Чтобы передать краски надвигающейся грозы, Тютчев использует такие цвета: (небесная) лазурь, жёлтый (лист). Именно представление желтого листа, дает понимание, что время года, описанное в этом стихотворении - ранняя осень. Очень ярко отражают происходящее приближение осенней бури, звуки, которыми автор наполняет природу в этом стихотворении: грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист.

Чтобы ярче передать происходящее событие и помочь читателю понять тончайшие оттенки жизни, а также услышать в стихах звуки природы, автор использует аллитерацию и ассонанс звуков. Так, благодаря звукам Р, Г мы слышим раскаты грома, звук Ш передаёт шум дубравы. Тютчев любит природу и очень тонко чувствует ее состояние и все происходящее он стремится наиболее точно передать в своих стихотворениях.

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, -
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…

Анализ стихотворения «Как весел грохот летних бурь» Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев — русский лирический поэт, дипломат, философ, публицист. Он по праву считается одним из лучших лирических поэтов, поэтов — мыслителей. В своём творчестве Тютчев сопоставлял человека и природу, отмечая, что человек — существо обеспокоенное, а пространство, где он находится, полно гармонии и умиротворения. В этом главное различие человека и природы. Но несмотря на противоречивость, противоположности лишь дополняют друг друга в этом непростом мире. Две крайности, сливающиеся воедино и создающие целый мир.

Стихотворение «Как весел грохот летних бурь…» создано автором в 1851 году, в период возвращения Тютчева из двадцатилетнего пребывания заграницей. Первое, что предстает перед взором поэта — это величественная, неповторимая русская природа со всеми её красками и особенностями. Уже в самом названии стихотворения отражены крайности природы «…весел грохот летних бурь…».

Тема стихотворения — описание природы перед надвигающейся летней грозой. Лирический герой центрально расположен посреди слияния двух этих стихий. Он наблюдает как «гроза, нахлынувшая тучей, смутит небесную лазурь», «на дубраву набежит, вся дубрава задрожит». Пейзажная лирика полна чувств и мыслей. Между строк прослеживается философия автора — в бушующем есть нечто прекрасное. Высказывание Ф.М.Достоевского «Страдания ведут человеку к совершенству» имеет особый смысл в данном контексте. Резкая смена спокойствия на хаос в душе человека порождают чудо, талант. Поэт созерцает неслышимый ропот, переговаривающихся деревьев, перекликание птиц. Он одушевляет природу, в его прозе природа дышит, живёт, мыслит, чувствует, как человек. Природа, словно весёлая девушка «набежит», своей «невидимой пятой» волнует природу наступлением осени «…и кое-где первый, жёлтый лист, крутясь, слетает на дорогу…».

С использованием средств речевой выразительности, Тютчев предаёт стихотворению звукопись. Метафоры в стихотворении используются с целью придать описанию природы выразительность, совместно отображая звуки: «гроза вдруг на дубраву набежит», «гроза… смутит небесную лазурь…», «вся дубрава задрожит», «тревожно ропщут их вершины». Для детального, живого описания природы используются эпитеты: «немолчно слышен», «тревожно ропщут», «желтый лист». Символ аллитерации — согласный «р» — звук грома: «грохот летних бурь», «вдруг на дубраву набежит». Шипящие и глухие согласные соответствуют звуку деревьев: «дубрава задрожит широколиственно и шумно».

Композиционно стихотворение состоит из пары строф. Стихотворный размер — четырехстопый ямб.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь»

2 слайд

Описание слайда:

проверить уровень знаний творчества Ф.И.Тютчева, степень понимания стихотворения «Как весел грохот летних бурь», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:

3 слайд

Описание слайда:

У Фёдора Ивановича Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам. Значительную часть своей жизни Тютчев провёл за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Вернувшись в Россию, поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь…». История создания стихотворения

4 слайд

Описание слайда:

Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!.. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, - И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый жёлтый лист, Крутясь, слетает на дорогу…

5 слайд

Описание слайда:

Какие картины предстают перед внутренним взором во время чтения стихотворения? Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» Каким настроением проникнуто стихотворение Тютчева?

6 слайд

Описание слайда:

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в этом стихотворении? Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ СРАВНЕНИЯ прах летучий небесную лазурь под незримою пятой лесные исполины сквозь внезапную тревогу весел грохот летних бурь гроза … набежит дубрава задрожит гнутся исполины ропщут вершины гроза, нахлынувшая тучей как под незримою пятой, лесные гнутся исполины тревожно ропщут … вершины, как совещаясь меж собой

7 слайд

Описание слайда:

Перед нами только буря - преддверие грозы, когда налетает ветер, доносятся раскаты грома, но первые капли дождя ещё не упали. Приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь», ощущается задолго до её начала. Природа словно готовится к приходу этой необычной гостьи, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит». Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты. В ней нет ничего грозного или же устрашающего, так ведёт себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

8 слайд

Описание слайда:

В этом произведении автор наслаждается природой перед началом грозной бури. Но, не смотря на грозность представленной картины, отношение самого поэта к этому событию в природе положительное. Тон стихотворению задаёт позитивно окрашенное слово - «весел», которое и передает отношение автора к происходящему. Для наиболее яркого представления события предстоящей бури, в стихотворении используются метафоры и эпитеты, усиливающие этот образ. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

9 слайд

Описание слайда:

Чтобы передать краски надвигающейся грозы, Тютчев использует такие цвета: (небесная) лазурь, жёлтый (лист). Именно представление жёлтого листа, даёт понимание, что время года, описанное в этом стихотворении – позднее лето. О приближении осени свидетельствуют звуки, которыми автор наполняет природу в этом стихотворении: грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист. Чтобы ярче передать происходящее и помочь читателю услышать звуки природы, автор использует аллитерацию и ассонанс звуков. Так, благодаря звукам Р, Г мы слышим раскаты грома, звук Ш передаёт шум дубравы. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

10 слайд

Описание слайда:

В описании природы поэт всегда показывает её живое существование, сравнимое с душой человека. В своих стихах он пытается уловить душу природы, понять её и объяснить. Любуясь красотой природы, лирик передаёт очарование в живых красочных картинах, рисует многообразие природы, подмечая её неповторимую особенность. Тютчев любит природу и очень тонко чувствует её состояние, и все происходящее он стремится наиболее точно передать в своих стихотворениях. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

11 слайд

Описание летней грозы дается в стихотворении "Как весел грохот летних бурь…" в мрачно-весёлом духе, и в этом проявляется "пограничность" восприятия мира природы лирическим героем. С одной стороны, образ "бури" вызывает тревожные ощущения, этому способствуют образы "задрожавшей дубравы" и "смущённой" "небесной лазури", то есть образы, в которых отчётливо выражена разрушительная тенденция. С другой же стороны - "весел грохот летних бурь", да и "туча", которая "набежит" на дубраву, делает это "опрометчиво-безумно", как бы играя сама с собой и с миром, что не может по-настоящему испугать лирического героя. Вероятно, такое двойственное отношение героя к стихии разрушения ("грозе", "буре") вызвано тем, что летом даже они не могут быть враждебны человеку, они несут в себе созидающее начало, ведь летняя гроза несет земле обновление и оживление от зноя.

Во второй строфе анализируемого стихотворения автор сознательно нагнетает ощущение тревожности ("Тревожно ропщут... вершины", "сквозь внезапную тревогу"), однако это делается для того, чтобы с помощью контраста утвердить веру в лучшее, в продолжение жизни ("Немолчно слышен птичий свист"), показать, что гроза и связанные с ней тревоги преходящи, что сейчас ещё лето, период расцвета всего живого. Однако Тютчев, поэт-философ, завершает стихотворение "Как весел грохот летних бурь…" картиной, которая показывает, что летняя гроза является всего лишь предвестницей неизбежного увядания мира природы, которое наступает осенью, предвестником его становится образ, которым заканчивается последняя строфа: "И кой-где первый жёлтый лист, Крутясь, слетает на дорогу...". Таким образом пейзажная лирика приобретает философское звучание.

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, -
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…

Полдень

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река -
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет -
И Сам теперь великий Пан
В пещере нимф спокойно дремлет.

1827-1829г.г.

Сияет солнце, воды блещут

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

Не остывшая от зною

Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала…
И над тусклою землею
Небо, полное грозою,
Все в зарницах трепетало…
Словно тяжкие ресницы
Подымались над землею…
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загоралися порою…

Поделиться: