Частицы. Частицы Могут ли частицы входить в состав членов предложения

§1. Общая характеристика частиц

Частица - это служебная часть речи.

Когда-то лингвистическая традиция противопоставляла частицы речи частям речи (маленькие служебные слова - большим словам с самостоятельным значением) и включала все служебные слова. Затем было осмыслено, что предлоги и союзы - отдельные классы слов, каждый со своими функциями. И термин частица начали употреблять по-новому, в более узком значении.

Как и все «маленькие» слова, частицы имеют ряд важных особенностей:

1) не изменяются сами,
2) не являются членами предложения (но некоторые частицы могут входить в их состав).
От прочих несамостоятельных слов их отличает то, что они служат для передачи широкой гаммы дополнительных значений, эмоций, чувств, оценок говорящего. Без частиц, особенно частотно представленных в разговорной речи, русский язык оказался бы менее богатым. Сравним:

Неужели он не позвонил? (удивление) ≠ Он не позвонил? (вопрос)
Как раз об этом я мечтала! (уточнение, подчеркивание, экспрессия) ≠ Об этом я мечтала (сообщение нейтрального характера)
Что за ночь! (восклицание, оценка) ≠ Ночь. (назывное предложение)

Даже из этих примеров видно, что частицы весьма разнообразны. При этом, как и для всех служебных слов, для частиц определяющей является их функция (роль), в соответствии с которой они подразделяются на формообразующие и смысловые.

§2. Формообразующие частицы

Формообразующих частиц совсем немного.
Это частицы: бы, пусть, пускай, да, давай (-те). Они служат для образования форм условного и повелительного наклонений.

Не пошёл бы дождь, мы бы весь день провели на улице.

Частица бы служит показателем условного наклонения глагола. Это компонент глагольной формы. Частица входит в сказуемое вместе с глагольной формой. Значит, формообразующие частицы включатся в состав членов предложений.

Давай съездим за город!

Частица давай - показатель повелительного наклонения. Давай съездим - это побуждение к совместному действию. Здесь это сказуемое определённо-личного предложения.

Значит, формообразующие частицы - это частицы, участвующие в образовании форм условного и повелительного наклонений глагола. В предложении они выступают вместе с глаголом, даже если не стоят рядом, и являются одним членом предложения (отдельно частицы членами предложения быть не могут).

§3. Смысловые частицы. Разряды по значению

Основную массу русских частиц составляют смысловые частицы. Поскольку они могут выражать широкий спектр значений, то важно знать, на какие разряды по значению они делятся.


Разряды по значению:

  1. Отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не
  2. Вопросительные: неужели, разве, ли (ль)
  3. Указательные: это, вон, вот, во (просторечная)
  4. Уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь
  5. Ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то
  6. Восклицательные: что за, ну и, как
  7. Усилительные: же, ведь, даже, уж, всё-таки, ни, ну, ещё, и, да, а
  8. Сомнения: ли, едва ли, вряд ли

Не путай:

1) Частицы и, а, да - омонимичны сочинительным союзам.
И не говори! И не проси! И не жди! (здесь и - усилительная частица)
Да не говори! Да не проси! Да не жди ты его, не приедет он! (да - усилительная частица)
А , будь что будет! (а - усилительная частица)

2) Частица -то омонимична суффиксу -то в неопределённых местоимениях: кто-то, какой-то и т.п.
Он-то знает, что говорит! Мы-то знаем… Иван-то знает... (здесь -то - частица)

3) Частица как омонимична местоимению как .
Как хорошо дышится после грозы!, Как это ужасно!, Как мне плохо! (здесь как - восклицательная частица)
Как пишется слово? (вопросительное местоимение)
Я не знаю, как пишется это слово. (относительное местоимение)

Внимание:

Некоторые частицы могут относиться не к одному, а к разным разрядам, например: ли, ни и др. Сравним:
В доме ни души (= никого, отрицательная) ≠ В комнате не было ни души (усилительная)
Скажи, звонил ли кто-нибудь? (вопросительная) ≠ Зайдёт ли он сегодня? Успеет ли ? (сомнение)

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли считать частицы самостоятельной частью речи?

  2. Изменяемая ли часть речи частицы?

  3. Могут ли частицы входить в состав членов предложения?

  4. Какие частицы могут входить в состав членов предложения?

    • Смысловые
    • Формообразующие
  5. Какие частицы помогают образовать формы повелительного и условного наклонений?

    • Смысловые
    • Формообразующие
  6. Формообразующими или смысловыми являются частицы не и ни ?

    • Смысловыми
    • Формообразующими
  7. Формообразующими или смысловыми являются частицы: бы, пусть, пускай, да, давай - ?

    • Смысловыми
    • Формообразующими

Составное сказуемое - это сказуемое, состоящее более чем из одного слова. В составном глагольном сказуемом одна часть такого сказуемого выражает смысловое значение сказуемого , а вторая выражает наклонение и время сказуемого:

Она начала петь - Она запела .

Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

1) Основная часть составного глагольного сказуемого , которая выражает лексическое значение сказуемого и выражается инфинитивом;

2) , которая выражает время и наклонение глагола и выражается глаголом в спрягаемой форме.

Я могу летать . Я хочу пить . Я начну бегать по утрам.

Многие словосочетания инфинитива со спрягаемыми глаголами по ошибке можно принять за составное глагольное сказуемое . Но существует два условия, с помощью которых можно убедиться, что перед нами именно составное глагольное сказуемое:

1) Действие, которое обозначает основная часть сказуемого (инфинитив), должно относиться к подлежащему . Если инфинитив относится к другому члену предложения, то перед нами не составное глагольное сказуемое, а простое сказуемое и объектный инфинитив. Сравните:

Я хочу пить . Я попросил сестру принести мне пить .

В первом случае перед нами составное глагольное сказуемое, во втором - простое глагольное сказуемое с дополнением «пить» , выраженным инфинитивом.

2) Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого не может в предложении существовать сама по себе, так как предложение не будет иметь законченного лексического значения. Сравните:

Я могу слышать. (Составное глагольное сказуемое. Предложение «Я могу» не является таковым, так как не имеет смысловой завершенности без инфинитива «слышать» ).

Он подошёл посмотреть. Он подошёл. (Инфинитив в этом предложении не является не частью составного глагольного сказуемого, а дополнением).

Значение вспомогательного глагола составного глагольного сказуемого.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может иметь следующие значения:

  1. Модальности. В этом случае используются глаголы модальности: мочь, уметь, хотеть, любить, ненавидеть, желать, пытаться и многие другие.
  2. Значение фазы или времени действия. Выражается с помощью глаголов: продолжать, начать, закончить, перестать, бросить и т.д.

Схема разбора составного глагольного сказуемого.

1) Тип сказуемого.

2) Форма глагола и значение вспомогательной части и чем выражена основная часть сказуемого.

Пример разбора.

Дождь начал тарабанить ещё сильнее.

Начал тарабанить - составное глагольное сказуемое. Основная часть (тарабанить) выражена инфинитивом. Вспомогательная часть имеет фазовое значение и выражена глаголом в форме прошедшего времени изъявительного наклонения.

Частица – это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов. Частицы не изменяются, не являются членами предложения. (В школьной грамматике, однако, принято подчёркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.). В зависимости от передаваемых дополнительных значений выделяют: смысловые частицы (вот он, приблизительно два), модальные частицы (да , мы встречались, ну , иди), и формообразующие частицы, которые передают различные грамматические значения: Пусть идет. Да здравствуют участники слета!

Основные смысловые частицы

Название

Частицы

Значение

Примеры

Указательные

вон, вот, это и др.

указывают на предметы, явления

1. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (И. Крылов). 2. Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов (А. Чехов).

Уточняющие

именно, почти, точно, как раз и др.

уточняют какое-либо слово или выражение

Матушка почти не обращала на меня внимания (И. Тургенев).

Выделительно-ограничительные

только, всего, лишь, всего-навсего и др.

придают слову или группе слов ограничительный оттенок

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, синь очей утративший во мгле… (С. Есенин)

Усилительные

даже, ведь, же, и, ни и др.

подчёркивают определённые слова

Даже приказчик издал какой-то неодобрительный звук (Л. Толстой).

Вопросительные

разве, ли, неужели, ужель и др.

выражают вопрос в вопроситель-ных предложениях

Разве я могу сомневаться в этом? (Л. Толстой)

Отрицательные

не, ни, нет, отнюдь не, вовсе не, далеко не и др.

выражают отрицание.

Частица нет употребляется при отрицательном ответе на вопрос и отделяется запятой

Самостоятельность, чувство свободы и личная инициатива в науке не меньше нужны, чем, например, в искусстве или торговле (В. Чехов).

«Так вы приедете к нам?» – «Нет , не приеду» (Л. Толстой).

Утвердительные

да, точно, так и др.

выражают утверждение

«Уж женат?» – «Да, третий год пошёл с Филипповок» (Л. Толстой).

Отделяются запятой.

Сравнительные

как, словно, будто, как будто, точно и др.

выражают сравнение.

Употребляют-ся при сказуемом

1. Дубровский как будто очнулся от усыпления (А. Пушкин). 2. Спелая рожь как золотистое море .

Восклицательные

что за, как, о и др.

выражают эмоции

1. Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! (И. Крылов). 2. Тебе, Казбек, о страж востока, принёс я, странник, свой поклон (М. Лермонтов).

Формообразующие частицы

Грамматическая форма

Частицы

Примеры

Повелительное наклонение глагола

пусть, пускай, да, давай

Пускай толпа растопчет мой венец: венец певца, венец терновый! (М. Лермонтов)

Условное наклонение глагола

бы, б

Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил (С. Есенин)

Устаревшая форма прошедшего времени глагола

было

Мы начали было толковать о новом уездном предводителе, как вдруг у двери раздался голос Ольги: «Чай готов» (И. Тургенев).

Модальные частицы

Значения

Частицы

Примеры

Волеизъявление (такое же значение у формо-образующих частиц)

Дай-(ка), ну, а ну, ну-ка, пускай, пусть, давай

Нет, не тебя так пылко я люблю (П.)

Отношение к действию: вопрос, утверждение, отрицание, сравнение

Да, нет, ли, как бы

Знаете ли вы украинскую ночь? (Г.) Поступай как знаешь .

Восклицательно-экспрессивные

Что за, -с

Ну что за шейка, что за глазки! (Кр.)

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошёл дождь .

Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол ).

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука ) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука ). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков ).

Не являются частицами постфиксы -ся (-сь ), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределённых местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то , выступающего как средство образования неопределённых местоимений и наречий. Сравним: какой-то , куда-то (постфикс) – Я-то знаю, куда надо идти (частица).

Сказуемое — это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице либо в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каковой он? что он такое? кто он таковой?

Примеры сказуемого и более распространённые методы его выражения:

Идёт дождь (что делает предмет? сказуемое выражено спрягаемым глаголом).

Ему скучновато (что с ним происходит? сказуемое выражено предикативным наречием — категорией состояния).

Он велик (каковой он? сказуемое выражено коротким прилагательным).

Алексей — учитель (кто он таковой? сказуемое выражено одушевлённым существительным).

Байкал — большущее озеро (что он такое? сказуемое выражено неодушевлённым существительным).

Типы сказуемых:

  • Обычное глагольное сказуемое.
  • Составное глагольное сказуемое.
  • Составное именное сказуемое.
  • Обычное глагольное сказуемое

    Обычное глагольное сказуемое — это сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-нибудь наклонения (изъявительное наклонение; условное наклонение, повелительное наклонение):

    Наступает нахмуренное утро (изъявительное наклонение, истинное время).
    Пришло нахмуренное утро
    (изъявительное наклонение, прошедшее время) .

    Сергей будет поступать в театральное училище (изъявительное наклонение, будущее время).
    Он с наслаждением уехал бы в деревню (условное наклонение).
    Запишите домашнее задание (повелительное наклонение).

    Другие методы выражения обычного глагольного сказуемого:

    1. Инфинитив: Жить — родине служить .

    2. Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола класса бац, хвать, прыг ): Подруга любая здесь тихо толк подругу .

    3. Фразеологический оборот с основным словом — глаголом в спрягаемой форме: Команда одержала победу в чемпионате. Он снова дурью мается .

    Другие примеры: задел за живое, вышел из терпения, попал впросак, бьет баклуши, впал в колебание, танцует под чужую дудку, пришел к убеждению, пришел в негодование, прогуливается ходуном, учавствует, точит лясы, мозолит глаза, поднял тревогу, в отсутствие ножика зарезал, из пальца высосал, отдал приказ длительно жить, положил зубы на полку, выжил из разума, обдал презрением и т.п.

    4. Глагол в спрягаемой форме + модальная частичка (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, как будто, словно, вроде бы, как будто, точно, едва лишь ли, чуть ли не, только-только и др.):

    Давай я поеду с тобой.
    Пусть уезжает с папой.
    Да приснятся для тебя сладкие сны.
    Он было пошёл к двери, однако вдруг тормознул .
    В комнате словно пахло гарью.
    Он как будто остолбенел от страха.
    Он чуть ли не погиб с горя.
    Он только-только не кувыркался , стараясь рассмешить публику.
    Он едва лишь ли не помешался от радости.

    Особенного внимания требуют последующие методы выражения обычного глагольного сказуемого:

    1. Форма сложного грядущего времени (буду писать; будут петь и др.) — это обычное глагольное сказуемое.

    2. Как будто, как будто, словно, точно, вроде бы при сказуемом — модальные частички, а не сравнительные союзы, потому запятая перед ними не ставится (подлежащее со сказуемым никогда не делятся запятой!) .

    3. Модальная частичка было обозначает действие, начавшееся, однако не свершившееся из-за каких-то обстоятельств, неожиданных событий, и запятыми (в отличие от вводных слов бывает, бывало со значением постоянной повторяемости действия) не выделяется. Ср.: Он было пошёл к двери, однако вдруг тормознул (часть сказуемого). — Он, бывало, неделями в деревне не показывался (вводное слово).

    4. Чтоб отличить обычное глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого, следует держать в голове:

    а) фразеологизм нередко есть возможность поменять одним словом:

    одержать победу одолеть; иметь значение значить; обещать обещать; дать приказ приказать и др.;

    б) в ординарном глагольном сказуемом-фразеологизме глагол нельзя поменять на связку быть , а в составном именном сказуемом — есть возможность. Ср.: Он повесил нос (нельзя сказать: Он был нос) ; Она посиживала усталая Она была усталая (составное именное сказуемое); Он родился счастливым Он был счастливым (составное именное сказуемое).

    В речи (отдельно разговорной) могут встречаться различного рода осложнённые обыкновенные глагольные сказуемые.

    Осложнённое обычное глагольное сказуемое — это сочетание 2-ух глаголов либо сочетание глагола с разными частичками.

    Более распространёнными посреди их являются последующие:

    1) сочетание 2-ух глагольных форм с частичкой так (Удружил так удружил ! );

    2) сочетание глагола пойти с другим глаголом в той же форме (Пойду позову маму );

    3) сочетание глагола взять с другим глаголом в той же форме в соединении с частичками да, ну и, и (Возьму вот и уеду завтра в деревню; возьму и уеду — это не однородные сказуемые, а одно осложнённое сказуемое);

    4) сочетание глагола с частичками да как, знай (для себя), ну и, так и, для себя (А Иванушка знай для себя держись ; Я так и вскрикнула );

    5) сочетание глагола с однокоренной формой наречного класса (Он её поедом ест ; Она ревмя ревёт );

    6) сочетание 2-ух однокоренных глаголов и частички не меж ними, с модальным значением невозможности: Ждем не дождемся весны; Дышит не надышится расчудесным, горным воздухом;

    7) сочетание инфинитива с личной формой такого же глагола, которой предшествует частичка не , для усиления отрицательного значения сказуемого: Сам работать не работает , ну и другим мешает;

    8) сочетание оборота только и делаю, что с следующим глаголом в той же форме для обозначения интенсивности действия: Он только и делает, что отрисовывают ;

    9) повторение сказуемого для обозначения продолжительности действия: Пищу, пищу в чистом поле.

    См. Упражнение к теме «Сказуемое. Обычное глагольное сказуемое»

    Дополнительно:

  • Что такое составное глагольное сказуемое?
  • Какова структура составного глагольного сказуемого?
  • Что такое осложнённое составное глагольное сказуемое?
  • Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое?
  • Чем выражается основная часть составного глагольного сказуемого?
  • Чем выражается вспомогательная часть составного глагольного сказуемого?
  • Какие есть нетипичные случаи строения составного глагольного сказуемого?
  • Какие глаголы могут быть вспомогательными в составном глагольном сказуемом?
  • Какое значение может иметь личная форма глагола в составном глагольном сказуемом?
  • Какие сочетания спрягаемого глагола с инфинитивом не могут быть составным глагольным сказуемым?
  • Источник материала Интернет-сайт

  • Глава «Осложненное глагольное сказуемое» в пособии Валгиной Н.С. «Современный российский язык»
  • Глава «Сказуемое. Обычное глагольное сказуемое» в пособии Балашовой Л.В., Дементьева В.В. «Курс российского языка»
  • Дополнительно на сайт:

  • Где отыскать материал по теме «Устойчивые обороты с внедрением союза «как»?
  • Где отыскать материал по теме «Сравнительные частички в составе сказуемого»?
  • Где отыскать материал по теме «Пунктуация при сравнительном обороте с союзом «как»?
  • Где отыскать упражнения по теме «Пунктуация при сравнительном обороте с союзом «как»?
  • Где отыскать материал по теме «Знаки препинания при слове «как» и синонимичных союзах»?
  • Где отыскать упражнения по теме «Знаки препинания при слове «как» и синонимичных союзах»?
    • Какие частички могут заходить в состав обычного глагольного сказуемого?

      Сказуемое — это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице либо в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каковой он? что он такое? кто он таковой? Примеры сказуемого и более распространённые методы его выражения: Идёт дождь (что делает предмет? сказуемое выражено спрягаемым...

    Лариса Фоминых

    Среди глагольных форм инфинитив занимает особое положение - он может выступать в роли любого члена предложения. Весьма лаконичные сведения об этом приводятся в учебном комплексе В.В.Бабайцевой и Л.Д.Чесноковой.

    Цель данной заметки - обобщить сведения о синтаксической функции инфинитива и предложить тренировочный материал для закрепления этих сведений.

    Инфинитив в роли главных членов предложения

    Инфинитив в роли подлежащего известен учащимся в основном благодаря изучению правила постановки тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки. Если оба главных члена - глаголы в неопределенной форме или есть комбинация «существительное в именительном падеже плюс инфинитив», между ними ставится тире.

    Однако при синтаксическом анализе предложения могут возникнуть сложности. Так, не всегда очевидно, каким именно членом предложения является глагол в неопределенной форме. Независимый инфинитив, стоящий на первом месте в предложении и интонационно отделенный от сказуемого, является подлежащим. Он называет независимое, непроцессуальное действие, характеристика которого содержится в сказуемом. При этом в нем, как правило, заключено определяемое понятие, о котором высказывается какое-то суждение: Жить - значит работать. Играть в хоккей его главное увлечение. Создавать счастье- это высокий труд. Считать чужие доходы - дело неблагодарное. Все преувеличивать было его страстью .

    Но инфинитив-подлежащее может занимать и постпозицию, если стоящий в начале предложения второй главный член имеет явное оценочное значение: Самое страшное в нашей работе - остановиться в своем росте. Его делом было опекать младших и заботиться о старших. Напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги. Самое любимое мое дело было читать ей (матери) вслух «Россиаду» и получать от нее разные объяснения на не понимаемые мною слова и целые выражения. (Аксаков)

    Если при одном из главных членов есть связка ЭТО, ее наличие указывает на то, что перед нами сказуемое, а инфинитив - подлежащее: Это против нашего закона - поминать старое. Самый это доступный способ возвысить себя в своих глазах - другого унизить . Какое это счастье - уважать родителей.

    Иногда при определении главных членов решающим является порядок слов: Стать моряком - его мечта . Его мечта - стать моряком .

    Инфинитив-подлежащее, как и инфинитив-сказуемое, может включать зависимые от него слова, если один глагол не передает смысла высказывания. Нередко это встречается в пословицах, афоризмах: У вора воровать - только время терять . Дурака учить - что мертвого лечить . Песню играть - не поле орать . Ничего не делать - тяжелая работа . Дом вести - не бородой трясти . Чай пить - не дрова рубить . О решенном говорить - только путать .

    Трудность может возникнуть, когда инфинитив сочетается со словами на -О: если инфинитив стоит на первом месте в предложении, а дальше следует слово на -О, перед нами двусоставное предложение с подлежащим - инфинитивом: Спорить с ним бесполезно . Шутить с либерализмом опасно . Перестановка инфинитива на второе место после слова на -О, являющегося категорией состояния, превращает предложение в безличное: Бесполезно спорить с ним. Непросто было добраться до работы в этот день из-за метели. Опасно шутить с либерализмом. Наличие при инфинитиве слов категории состояния надо, нужно, необходимо, нельзя, можно и др. говорит о том, что это сказуемое безличных предложений, независимо от порядка слов: У вас тут можно заблудиться . Спрашивать об этом было нельзя . Надо найти другое решение.

    Независимый инфинитив может выступать в роли сказуемого в односоставных инфинитивных предложениях (в школьных учебниках они рассматриваются как разновидность безличных конструкций): Не видать вам больше удачи! Поднять паруса! Всем приготовиться ! Молчать ! Не возражать командиру! Кого ж любить ? Кому же верить ? Такие конструкции носят чаще всего приказной характер, отличаются категоричностью высказывания.

    Наиболее частотным является употребление инфинитива в составном глагольном сказуемом, которое имеет две части: вспомогательную и основную. Первая передает грамматическое значение наклонения, времени, лица, числа или рода, вторая (инфинитив) - основное лексическое значение.

    Вспомогательный глагол может иметь фазисное значение (начала, продолжения, конца действия (начали собираться, принялся спорить, продолжала рассказывать, перестал пилить ) и употребляется с инфинитивом только несовершенного вида: У сестренки стали слипаться глаза. Радушный хозяин принялся меня угощать . Другие значения - модальные: возможности/невозможности действия (не смел признаться ), долженствования (принужден терпеть, должен ехать ), волеизъявления (желательность, решимость, готовность) - раздумал покупать ; субъектно-эмоционального характера (любил поесть ); оценки степени обычности действия (привык командовать ).

    При наличии двух глаголов (спрягаемого и инфинитива) оба входят в состав глагольного сказуемого, если действия относятся к одному лицу - субъекту действия: Чины людьми даются, а люди могут обмануться . (Грибоедов) Если же действия совершают разные лица, тогда инфинитив не является частью составного глагольного сказуемого, а выступает в роли второстепенного члена: Брат просил Павку приехать во что бы то ни стало. (Н.Островский) Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам. (Грибоедов)

    Примеры для анализа инфинитива в роли главных членов

    Задание 1. Определите, в каких предложениях правильно выделены главные члены.

    1. Добраться до работы в этот день было непросто .

    2. По вечерам доктор любит встретиться и поболтать с приятелями.

    3. Подсматривать подло , а пересказывать сплетни низко, гнусно, мерзко .

    4. Силача и увертливого нелегко победить на ринге.

    5. Пешком ходить - долго жить .

    6. Быть знаменитым - некрасиво.

    8. Спешить с ответом не надо .

    9. Ехать верхом в это время - настоящее наслаждение .

    10. Надо было караулить погоду и для передвижения на лодках пользоваться всяким затишьем.

    Инфинитив в роли второстепенных членов предложения

    Инфинитив может выполнять функцию несогласованного определения . Обычно он поясняет существительные с модальным значением возможности, необходимости, желательности, волеизъявления и др.: решение отказать, боязнь ошибиться, необходимость встретиться, желание помочь. Реже инфинитив определяет отвлеченные существительные с другим значением: манера спорить, удовольствие поохотиться, мысль поехать, отказ подчиниться и др. Например: Только надежда (какая?) спасти сына поддерживала ее. Им руководило стремление (какое?) выяснить истину. Грушенька взяла с него обещание (какое?) прийти за нею в двенадцатом часу. Неожиданно появилась возможность (какая?) поскорее уехать из этого города.

    Инфинитив является дополнением , если спрягаемый глагол имеет полноценное лексическое значение, а действия глаголов относятся к разным лицам: Я прошу вас (о чем?) говорить по существу дела. Отец учил меня (чему?) ходить на лодке с шестом. Царь изволил приказать (что?) нам тебя к нему позвать . (П.Ершов) В этих примерах действия глаголов относятся к разным людям (прошу я, а говорить будет собеседник; учил отец, а ходить на лодке будет сын; приказал царь, а звать явились его подданные).

    Значительно реже встречаются случаи, когда инфинитив-дополнение обозначает действие того же субъекта: Вчера мы договорились (о чем?) поехать на дачу. За неделю он научился (чему?) кататься на коньках. Сестра быстро привыкла (к чему?) ухаживать за больной матерью.

    Инфинитив может быть и обстоятельством цели . При этом действия глаголов также относятся к разным лицам: Летом и осенью мы ездим за Каму (с какой целью?) собирать грибы. Путники расположились у ручья (с какой целью?) отдыхать и кормить лошадей.

    Синтаксическая роль инфинитива

    Член предложения Примеры
    Подлежащее

    Повторять да учить - ум точить.
    Удивительное и приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Смеяться полезно.

    Сказуемое (или входит в состав сказуемого) Вам не видать таких сражений!
    Спорить с ним я никогда не мог .
    Лиза решила непременно ее сопровождать .
    Спешить с ответом не надо .
    Дополнение Перекрестясь, он важно сел и пленника подвесть велел.
    Генерал Муравьев приказал стрелять .
    Определение Была у него заветная мечта - перебраться в столицу.
    Обстоятельство цели В Павлышскую школу ездят учиться из разных стран.

    Примеры для анализа инфинитива в роли второстепенных членов

    Задание 2. Определите, в роли каких второстепенных членов предложения выступает инфинитив.

    1. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце.

    2. Что ж, желаю тебе хорошо повеселиться.

    3. Капитан Тушин послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря.

    4. А едем мы теперь искать Палицыно.

    5. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.

    6. У меня врожденная страсть противоречить.

    7. На следующий год Невзоров поехал учиться за границу.

    8. Привычка находить во всем только сменную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное всегда лежит на поверхности.

    10. Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте.

    Тренировочные задания

    1. В каком предложении инфинитив является подлежащим?

    1. Жалко было глядеть на него.

    2. Какое это большое удовольствие - бродить в лесу!

    3. Любить иных - тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин.

    4. Ученого учить - лишь дело волочить.

    2. В каких предложениях инфинитив не является подлежащим?

    1. Терпеть не могу менять знакомое на безвестное.

    2. Федор, не выпускать его никуда!

    3. Давать советы легко, а исполнять трудно.

    4. Как-то напрашиваться в дом неловко.

    3. В каких предложениях инфинитив является частью сказуемого?

    1. Случалось ли ненастной вам порой дня зимнего, при позднем тихом свете, сидеть одним, без свечки в кабинете?

    2. Он всегда готов помочь и советом, и делом.

    3. Потерять семью не стыдно - не твоя была вина.

    4. Потерять башку - обидно, только что ж, на то война. (А.Т.)

    4. В каких предложениях инфинитив не входит в состав сказуемого?

    1. Иван Иванович был человек солидный, самого тонкого обращения, терпеть не мог грубых или непристойных слов.

    2. Ноздрев продолжал хохотать во все горло.

    3. Тетушка пригласила оба семейства погостить к себе недели на две.

    4. Говорить с ней было легко.

    5. Установите соотношение между выделенным словом и его ролью в предложении.

    3. Она сказала это довольно громко и, вероятно, с намерением кольнуть меня.

    4. Петрушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и чемоданом.

    9. Укажите номера предложений, в которых инфинитив не входит в состав сказуемого.

    1. На место, к березовому токовищу, мы пришли только под вечер и, как водится, тотчас начали приготовляться к ночлегу. 2. Еще до прилета птиц (глухари слетаются на ток на закате солнца) нужно нарубить дров, приготовить из веток постели. 3. Здесь, у охотничьего костра, я предполагал провести не одну ночь. 4. Вечером, приготовив ночлег, мы разделились. 5. Спутник отправился искать соседние токовища, а я остался один. 6. Проводив приятеля, я затоптал костер, взял ружье и не торопясь направился в ток. 7. Под старой березой я выбрал высокую кочку и, закурив трубочку, приготовился слушать и наблюдать. 8. Еще никогда не доводилось мне видеть на токах такого необычайного количества глухарей. 9. Я сидел очарованный, не шевелясь, боясь двинуться.
    (по И. Соколову-Микитову)

    10. Укажите номера предложений, в которых есть инфинитив, выполняющий функцию определения.

    1. Река Белая начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. 2. Отец мой утверждал, что трудно проехать по тем местам, которые были залиты весеннею водою. 3. Но мне все такие препятствия казались совершенно не стоящими внимания. 4. Желание скорее переехать в Сергеевку сделалось у меня болезненным устремлением всех моих помышлений и чувств к одному предмету; 5. Я уже не мог ничем заниматься, скучал и привередничал. 6. Можно было предвидеть и должно было принять меры, чтобы укротить во мне эту страстность, эту способность увлекаться до самозабвения и впадать в крайности.
    (по С. Аксакову)

    Ключи:

    Задание 1. 1, 2, 3, 5, 6. 8, 9, 10.

    Задание 2. 1 - опр., 2 - доп., 3 - обстоят., 4 - обстоят., 5 - доп., 6 - опр., 7 - обстоят., 8 - опр., 9 - доп., 10 - опр.

    Тренировочные задания: 1) 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 1, 2 4) 3, 4 5) 1г, 2в, 3б, 4а 6) 2, 4 7) 2, 3 8) 1, 2 9) 5, 7, 9 10) 4, 6.

    Литература

    Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. - М., Просвещение, 1993.

    Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: для студ.высш. учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 2. Морфология. Синтаксис / В.В.Бабайцева, Н.А.Николина, Л.Д.Чеснокова и др.; под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2008.

    Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса /А.К.Федоров. - М., 1972.

    Поделиться: