Как используются способы идентификации личности. Понятие идентификации личности человека в психологии. I. Живой человек

Идентификация личности I Идентифика́ция ли́чности

установление тождества личности человека по совокупности признаков путем сравнительного их исследования. В следственной и судебной практике осуществляют И. л. подозреваемых в совершении преступления, уголовных преступников, неизвестных лиц, задержанных правоохранительными органами, неизвестных трупов и др.

В зависимости объекта идентификации и его особенностей применяют разнообразные методы исследования. например, используют метод дактилоскопии, основанный на выявлении индивидуальных неизменных особенностей папиллярных узоров кожи ладонных поверхностей ногтевых фаланг пальцев кисти; метод словесного портрета - описание внешности человека и его особенностей специальными стандартными терминами. включает описание статических признаков (формы и других особенностей лица, носа, ушных раковин и др.) и динамических признаков (особенности походки, жестикуляции, мимики и т.п.). Особенности походки могут быть установлены и по следам ног (дорожка следов при ходьбе). Важную часть словесного портрета составляют особые приметы. К ним относят родимые пятна, рубцы, признаки перенесенных заболеваний и травм, особенности строения зубочелюстного аппарата, татуировки и др. Используют также измерение длины тела, стоп, окружности головы, грудной клетки, ширины плеч и др. (см. Антропометрия). Внешность разыскиваемого человека может быть установлена с помощью фоторобота - графического изображения портрета этого человека, составленного по описаниям свидетелей. При значительных посмертных изменениях прибегают к восстановлению мягких тканей чаще всего лица трупа. При фрагментировании трупа в результате (авиационной, железнодорожной и др.) или умышленном его расчленении с целью сокрытия преступления устанавливают принадлежность частей одному трупу, их половую принадлежность, наличие особых примет, размеры исследуемых частей трупа, возраст потерпевшего и т.д. При обнаружении костных остатков устанавливают их принадлежность скелету человека, его , возраст, наличие патологических изменений и др. С этой целью используют остеометрию, гистологическое исследование, рентгенографию, определение физических свойств костной ткани, метод фотосовмещения прижизненной фотографии и фотографии черепа, реконструкцию лица по черепу с помощью метода Герасимова.

II Идентифика́ция ли́чности

определение тождества опознаваемого субъекта конкретному лицу по характеризующим его отличительным признакам; при судебно-медицинской экспертизе И. л. производится главным образом с помощью антропометрических, анатомических, рентгеноанатомических и гистологических методов; методы И. л. применяются также при опознании трупа.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Смотреть что такое "Идентификация личности" в других словарях:

    Механизм, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями, приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному, этим значимым другим. Ориентация на другого человека как на… … Психологический словарь

    Определение тождества опознаваемого субъекта конкретному лицу по характеризующим его отличительным признакам; при судебно медицинской экспертизе И.л. производится главным образом с помощью антропометрических, анатомических, рентгеноанатомических… …

    идентификация личности - Этимология. Происходит от лат. identificare отождествлять. Категория. Механизм социального научения. Специфика. Установление эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями, на основе чего происходит уподобление, чаще… …

    идентификация личности - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN person identity … Справочник технического переводчика

    Определение тождества опознаваемого субъекта конкретному лицу по характеризующим его отличительным признакам; при судебно медицинской экспертизе И. л. производится гл. обр. с помощью антропометрических, анатомических, рентгеноанатомических и… … Большой медицинский словарь

    Комплекс приемов и методов, направленных на установление принадлежности останков определенному человеку с использованием словесного портрета, стоматологического статуса, особых примет (врожденные аномалии, следы заживления травм, врачебные… … Словарь черезвычайных ситуаций

    - (от ср. век. лат. identifico отождествляю) 1) признание тождественности, отождествление объектов, опознание2)] В криминалистике установление тождества объекта или личности по совокупности общих и частных признаков (напр., идентификация личности… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от средневекового лат. identifico отождествляю), 1) признание тождественности, отождествление объектов, опознание. 2) В криминалистике установление тождества объекта или личности по совокупности общих и частных признаков (например,… … Энциклопедический словарь

    ИДЕНТИФИКАЦИЯ - IDENTIFICATIONБанк берет на себя ответственность перед клиентом за оплату чека неуполномоченному ремитенту; поэтому банк должен соблюдать большую осторожность при выплате своих средств. После завершения процедуры открытия счета необходимо сразу… … Энциклопедия банковского дела и финансов

    идентификация - 1) Уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр. родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма И. начиная с раннего детства у ребенка формируются многие черты личности и поведенческие… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Краниофациальная идентификация личности по прижизненной видеозаписи. Монография , Абрамов Алексей Сергеевич , Клевно Владимир Александрович , Романько Наталья Александровна , Монография посвящена возможностям использования прижизненной видеозаписи с целью отождествления личности методом краниофациальной идентификации.На основании проведённого сравнительного… Категория: Юридическая литература Издатель: ГБУЗ МО Бюро СМЭ , Производитель:

Наступили времена, когда дактилоскопия, сканирование сетчатки глаза или особенности голоса из шпионских атрибутов перешли к обеспечению безопасности и комфорта в различных сферах современной жизни. Речь идет о биометрических технологиях.

Идентификация личности по биометрическим параметрам

Биометрией называется совокупность способов и устройств для идентификации человека, которые основаны на его уникальных физиологических или поведенческих характеристиках.

Этот вид идентификации может применяться для предотвращения запрещенного доступа в здания, к компьютерам, банкоматам, мобильным телефонам и так далее.

Биометрические свойства это:

  • отпечатки пальцев;
  • геометрия лица;
  • радужная оболочка глаз;
  • рисунок сетчатки;
  • голос;
  • почерк;
  • печать на клавиатуре;
  • узор вен на руках и др.

Преимущества биометрической идентификации

Биометрическая защита дает больший эффект по сравнению, например, с использованием паролей, смарт-карт, PIN-кодов, жетонов или технологии инфраструктуры открытых ключей. Это объясняется возможностью биометрии идентифицировать не устройство, но человека.

Обычные методы защиты чреваты потерей или кражей информации, которая становится открытой для незаконных пользователей. Исключительный биометрический идентификатор, например, отпечатки пальцев, является ключом, не подлежащим потере.

Классификация способов биометрии

По типу используемой информации биометрическая идентификация делится на:

  • Статические способы , основанные на уникальных свойствах, данных человек от рождения и неотъемлемых от него. Физиологические показатели (геометрия ладони или папиллярный узор пальцев) являются неизменными для человека.
  • Динамические способы , основанные на поведенческой (то есть динамической) характеристике личности. Эти особенности характерны для подсознательных движений при воспроизведении каких-либо действий (речи, подписи, динамики клавиатурного набора). Такие поведенческие характеристики испытывают влияние управляемых и не очень управляемых психических факторов. Из-за их переменчивости биометрические образцы должны обновляться при их использовании.

Способы идентификации личности по биометрическим параметрам

Этот метод опознавания является самым распространенным. Он использует неповторимость папиллярных узоров пальцев для каждого человека. Специальным сканером получают изображение пальцевого отпечатка. Оно трансформируется в цифровой код и сопоставляется с шаблоном, введенным ранее.


Процесс идентификациидлитсяне больше нескольких секунд. Определенный недостаток, сдерживающий развитие этого метода, состоит в предубеждении некоторых людей, не желающих оставлять данные о своих отпечатках пальцев. Контраргумент разработчиков аппаратуры заключается в том, что информация о папиллярном узоре не хранится, а хранится только короткий идентификационный код, выстроенный по отпечатку пальца и не позволяющий воссоздать узор для сравнения. Преимуществом метода является простота в использовании, надежность и удобство.

Отождествление по форме руки

Этот статический метод основан на измерении формы кисти руки. Она также является уникальным биометрическим параметром человека. Специальное устройство позволяет получить трехмерный вид кисти. В результате получают измерения для создания уникального цифрового кода, идентифицирующего человека.

Данный метод по своей технологии и точности сопоставим с методом отождествления по отпечатку пальца, хотя само устройство для реализации метода занимает много места. Чрезвычайно мала вероятность наличия двух идентичных кистей рук, имеющих одинаковую геометрию, хотя руки с возрастом меняются.

Сегодня идентификация по геометрии руки применяется в законодательных органах, больницах, международных аэропортах и т. д.

Аутентификация радужной оболочки

Основой этого метода является исключительность узора на радужной оболочке глаза. Для его выполнения нужна камера, чтобы получать изображение глаза с достаточным разрешением, и специальное программное обеспечение для выделения из полученного изображения рисунка на радужной оболочке. По нему и создается цифровой код, служащий для идентификации человека.

Достоинством сканеров является то, что от человека не требуют сосредотачиваться на цели, поскольку образец пятен радужной оболочки сосредоточен на поверхности глаза. Сканирование возможно на расстоянии меньше 1 м. Это удобно для использования, например, в банкоматах.

Идентификация по сетчатке глаза

Сетчатки сканируется с помощью низкоинтенсивного инфракрасного света, который направляется к кровеносным сосудам задней стенки глаза через зрачок. Сканеры сетчатки широко распространены в системах доступа на секретные объекты, поскольку у них почти не бывает неправильного разрешения доступа. Ошибки могут объясняться отклонением головы от эталонного положения и неправильной фокусировкой взгляда на источнике света.

Даже у близнецов различается капиллярный рисунок сетчатки. Вот почему этот способ может успешно использоваться для идентификации личности.

Недостатком таких систем можно отнести психологический фактор: не каждый человек может смотреть в темное отверстие, в котором в глаз что-то светит. Кроме того, эти системы чувствительны к неверной ориентации сетчатки, поэтому надо внимательно следить за положением глаза по отношению к отверстию.

Форма лица как объект для идентификации

Этот статический метод идентификации заключается в создании двух- или трехмерного образа лица человека. Камерой и специализированным программным обеспечением на изображении лица подчеркиваются контуры глаз, губ, бровей, носа и т. д. Затем вычисляют расстояния между этими элементами и прочие параметры. По этим сведениям создается образ, который для сравнения преобразуется в цифровую форму.

Этот способ относится к наиболее динамично развивающимся направлениям в индустрии биометрии. Его привлекательность основана на том, что не требуется специального дорогого оборудования. Достаточно персонального компьютера и видеокамеры. Кроме того, отсутствует физический контакт с устройствами. Не нужно прикасаться ни к чему, либо останавливаться, специально ожидая срабатывания системы.

Распознавание по рукописному почерку

Основой идентификации по почерку служит уникальность и стабильность этого фактора для каждого человека. Характеристики измеряются, переводятся в цифровой вид и подвергаются компьютерной обработке. То есть для сравнения выбирается не письмо как продукт, а сам процесс.


Распространены два метода обработки данных: обычное сравнение с образцом и динамическая верификация. Первый ненадежен, потому что подпись не всегда одинакова. Такой метод приводит к большому проценту ошибок. Динамическая верификация состоит в более сложных вычислениях. Этим методом в реальном времени регистрируются параметры самого процесса подписи: скорость движения руки на различных участках, силу давления и длительность разных этапов подписи. Это исключает подделку, так как невозможно в точности скопировать движения руки автора подписи.

Распознавание по клавиатурному почерку

Этот метод, в общем, аналогичен описанному выше, однако подпись в нем заменяется неким кодовым словом, а из оборудования нужна лишь обычная клавиатура. Основной идентификационной характеристикой является динамика клавиатурного набора кодового слова.

Согласно современным исследованиям, клавиатурный почерк обладает определенной стабильностью, благодаря чему можно однозначно идентифицировать личность. Исходными данными является время между нажатием клавиш и их удержания. Причем время между нажатием показывает темп работы, а удержания - стиль работы, то есть плавное нажатие либо резкий удар.

Вначале на этапе фильтрации удаляются данные о «служебных» клавишах – функциональных, управления курсором и т. д.

Потом выделяются следующие характеристики пользователя:

  • число ошибок в процессе набора;
  • время между нажатиями на клавиши;
  • скорость набора;
  • время на удержание клавиш;
  • аритмичность при наборе.

Биометрический метод идентификации голоса удобен в применении. Причинами его внедрения являются широкое распространение телефонных сетей и встраивание микрофонов в компьютеры. Недостатками можно считать факторы, оказывающие влияние на распознавание: помехи в микрофонах, окружающие шумы, ошибки в процессе произнесения, разное эмоциональное состояние человека при идентификации и т. п.

Главное в построении устройств аутентификации по голосу – выбор параметров, лучше всего описывающих индивидуальность голоса. Эти параметры сигнала называются признаками индивидуальности. Такие признаки, кроме данных об особенностях голоса, должны иметь и другие свойств. Например, они должны легко измеряться, и мало зависеть от шумов и помех. Кроме того, они должны обладать стабильностью во времени и сопротивляться имитации.

Разработаны системы с применением метода комбинированного анализа голоса с мимикой. Оказывается, мимика говорящего отличает только его и будет иной у произносящего те же слова другого человека.

Термографическое наблюдение лицевых артерий и вен

Идентификация человека по лицу сильно упрощаются, если перейти в инфракрасный диапазон световых волн. Термография идентифицируемого лица выявляет уникальность расположения на лице артерий, снабжающих кожу кровью. Вопроса подсветки для этих биометрических устройств не существует, поскольку они воспринимают лишь температурные перепады лица и свет им не нужен. Эффективность распознавания не зависит от перегрева или переохлаждения лица, естественного старения личности, пластических операций, так как они не изменяют внутреннее положение сосудов.

Способом лицевой термографии можно различать близнецов, лицевые кровеносные сосуды которых сильно различаются.

В этом способе идентификации используется специализированная видеокамера инфракрасного дальнего диапазона.

Идентификация по венам руки

На биометрическом рынке присутствуют устройства, которые построены на анализе индивидуального расположения вен на руках. Во внимание принимается рисунок вен, расположенных на тыльной стороне кисти сжатой в кулак руки. Наблюдение за рисунком вен осуществляет телевизионная камера при инфракрасной подсветке. При вводе изображения производится его бинаризация, выделяющая вены. Подобное оборудование производит единственная английская фирма Vinchek.

Перспективы биометрии

Доминирующим способом идентификации личности по-прежнему остается распознавание отпечатков пальцев. Для этого существуют две главные причины:

  • во многих странах начался переход на паспорта с биометрическими данными;
  • разработка обновленных моделей сканеров пальцевых отпечатков для применения в маленьких устройствах (сотовые телефоны, карманные ПК, ноутбуки).

Существенное расширение можно ожидать в секторе идентификации по подписи в связи с широким внедрением цифровой электронной подписи. Распознавание голоса тоже может набрать обороты благодаря реализации крупных проектов в строительстве интеллектуальных зданий.

Основные прогнозы сводятся к тому, что внедрение биометрических устройств безопасности в скором будущем приобретет лавинный характер. Борьба с глобальным терроризмом потребует практического использования любых достижений в этой сфере. Благодаря интенсивному развитию мультимедийных и цифровых технологий и дальнейшее их удешевление позволят разработать и внедрить принципиально новые системы идентификации.

Определенные биометрические технологии сейчас проходят стадию разработки и некоторые из них признаны перспективными:

  • термограмма лица в инфракрасном диапазоне;
  • характеристики ДНК;
  • спектроскопия кожи пальцев;
  • отпечатки ладоней;
  • форма ушной раковины;
  • параметры походки человека;
  • индивидуальные запахи человека;
  • уровень солености кожи.

Эти способы биометрической идентификации на сегодняшний день можно считать сформировавшимися. Возможно, скоро они перейдут от научных исследований к коммерческим технологиям.

ГОУ ВПО Северный Государственный Медицинский Университет

Кафедра судебной медицины и права

Преподаватель: доцент Тараскина З.И.

Реферат на тему:

Идентификация личности.

Выполнила: студентка 6 курса, 3 группы, лечебного факультета

Щукина Н. А.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………15

ВВЕДЕНИЕ.

В следственной практике нередко возникает необходимость в определе­нии личности как потерпевшего, так и подозреваемого в совершении пре­ступления человека. При невозможно­сти установить личность следствен­ным путем назначается судебно-ме­дицинская экспертиза. Необходи­мость в экспертных исследованиях обычно возникает в случаях обнаруже­ния трупа неизвестного лица, расчле­ненного и скелетированного трупа.

Отождествление личности неизвестного человека может осуществляться по внешним признакам, пальцевым узорам, костным останкам, медицинским документам, а так же его сугубо индивидуальному генетическому коду.

В данной работе рассматриваются применяемые в судебной практике методы идентификации личности, а так же описываются их достоинства и недостатки.

УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПО ВНЕШНИМ ПРИЗНАКАМ

Для установления личности неизвестного человека используются раз­личные внешние признаки: анатоми­ческие, функциональные, особенности одежды, анатомические признаки выража­ют внешнее строение человеческого тела, функциональные - заключаются в двигательных, речевых и других проявлениях человеческой личности. Особенности одежды, обуви, украше­ний являются менее устойчивыми. Иногда признаки, относящиеся к различным группам, взаимосвязаны и взаимообусловлены, что облегчает процесс отождествления. Например, анатомический признак - укорочение ноги - приводит к появлению функ­ционального признака – хромоты при ходьбе, а она, в свою очередь, обус­лавливает наличие у человека ортопе­дической обуви.

Установление личности по внеш­ним признакам заключается в сравнении облика двух или нескольких лиц ­устанавливаемого и известного (изве­стных). Внешние признаки человека могут изучаться непосредственно при его наблюдении либо по его отображе­ниям, в основном - фотоснимкам. Можно сравнивать человека и его фо­тографии, описания или рисунки (ри­сованный портрет); фотографии и описания; описания и рисованный портрет.

Установление личности по при­знакам внешности не проводится при экспертной портретной идентифика­ции, а также при установлении неопо­знанных трупов. Индивидуальность внешнего облика, т. е. анатомических особенностей человека, определяют по ряду признаков. Их устойчивость относительна, поэтому оценку дают с учетом возрастных и посмертных из­менений, патологических изменений от операций, болезней и т. п.

Общие признаки человека характе­ризуют элемент внешнего облика в це­лом, например, размер головы. Част­ные признаки характеризуют опреде­ленную часть элемента внешности, например, форму спинки носа, разме­ры мочки ушной раковины. Признаки группового значения присущи опреде­ленной группе населения (расово-на­циональные, этнографические и др.). Индивидуальные признаки позволяют выделить человека в определенной группе людей. Особые пpимeты – это редкие внешние признаки (врожден­ные и при обретенные аномалии в строении тела, татуировки, родимые пятна, косоглазие, следы операций, травмы и др.). Броские внешние при­знаки- признаки большой наглядно­сти: высокий или низкий рост, полнота. Научно обоснованная система

описания внешних признаков челове­ка с помощью определенных унифи­цированных терминов называется словесным портретoм. При описании по этому методу внешние признаки человека излагаются в опре­деленной последовательности - от об­щего к частному. Главная роль в сло­весном портрете отводится описанию особенностей головы и лица, однако обязательно характеризуется и весь внешний облик человека.

Голову и лицо, а также отдельные их части описывают с двух сторон ­спереди (анфас) и сбоку (обычно в правый профиль), при нормальном положении головы. Детали внешности описывают по основным их призна­кам - величине, форме и контуру, по­ложению и взаимоположению, цвету и виду поверхности, степени симметрии и др.

Из различных внешних призна­ков, используемых при описании внешности человека по системе сло­весного портрета, для отождествления личности наибольшей значимостью обладают ушные раковины, зубы, раз­личные наружные патологические из­менения и особые приметы, напри­мер, опухоли, рубцы после перенесен­ных хирургических операций, патоло­гические пигментации, родимые пят­на, экзогенные пигмента (татуи­ровки) и др. Внешний вид и особенно­сти рубцов позволяют установить их происхождение. Поэтому при описа­нии рубцов необходимо детально ука­зывать их свойства - локализацию, размеры, форму, цвет, подвижность.

Данные описания внешних при­знаков с помощью технических средств суммируют в виде «синтетиче­ских» И рисованных портретов и так называемых фотороботов, которые из­готавливают специалисты-кримина­листы.

Определенное значение имеют и функциональные признаки личности осанка, походка, жестикуляция, ми­мика, голос, речь, недостатки зрения, слуха, патологические признаки­ дрожание головы, рук, непроизволь­ное мигание.

Косвенно внешность человека мо­жет также дополняться особенностями его одежды и украшений.

Конкретные данные о личности че­ловека могут быть получены с по­мощью фотографических снимков, которые используют для изучения внешности, составления словесного портрета, для проведения идентифи­кационной экспертизы. Большое зна­чение для идентификации личности имеют особенности зубочелюстной системы, так как их совокупность у каждого человека практически инди­видуальна. Известно, что перед протезированием в стоматологических по­ликлиниках всегда изготавливают гипсовые модели челюстей. Измене­ния зубного аппарата (удаление зубов, установка коронок, мостов, пломб) фиксируются в амбулаторных картах и историях болезни. Все эти данные с успехом используются для установле­ния личности неизвестного человека..

Большие трудности представляет установление личности неопоз­нанных трупов и костных останков. Припоступлении в морг трупа неизвестного лица его фотогра­фируют. Делают снимки общего вида трупа в одежде и без нее и отдельно фотографируют лицо в оба профиля и фас. В необходимых случаях перед фо­тографированием производят туалет трупа. Особые приметы (рубцы, роди­мые пятна, татуировки и др.) фотогра­фируют способом масштабной съем­ки. С лица может быть изготовлена гипсовая маска. Отдельные части расчлененного трупа, имеющие характерные приме­ты для опознания, должны быть за­консервированы и сохранены.

Кроме того, в таких случаях со­ставляется специальная «Карта неопо­знанного трупа,), в которой отмечают место и время обнаружения трупа, время наступления смерти (по дан­ным судебно-медицинской эксперти­зы), а также подробно отражают все признаки, характеризующие личность. Трупы неопознанных лиц обязательно дактилоскопируют. Для получения качественных дактилоотпе­чатков судебный медик должен ока­зать помощь следователю или работ­нику МВД в подготовке пальцев рук к дактилоскопированию.

Определенное значение для опознания имеют одежда и обувь. На всех предметах одежды должны быть вы­явлены и описаны индивидуальные признаки, возникшие в процессе но­ски как снаружи, так и на подкладке: загрязнения, потертости, разрывы, заплаты, штопки и т. п. Одежда нео­познанных трупов должна быть со­хранена. Как правило, установление личности умершего человека производится ­с использованием его прижизненного фотографического снимка и фотографии, сделанной с погибшего. В результе исследования решается вопрос: одно или же разныелица изображены на этих фотографических снимках. На полученных прижизненных фотографиях должны быть помечены даты (год) съемки. При невозможности установить точную дату ее определяют ориентировочно.

Сравнительное исследование фо­тоснимков головы трупа и фотоснимков пропавшего без вести человека производят эксперты-криминалисты. Однако, поскольку на фотоснимках сравниваются признаки, выражающие свойства личности человека, то ­для полноценного производства такого сравнения нередко нужны и медицинские знания.

Следует помнить, что обнаружить различия в изображении одних и тех же отделов лица можно даже на фотоснимках одного и того же человека, сделанных в разное время. Они могут быть вызваны различными причинами: возрастными изменениями лица; изменениями, связанными с мимикой или зависящими от способа надевания головного убора; связанными с умышленными изменениями по типу театральной гримировки. Кроме того, различия могут быть связаны с заболеваниями или особыми физиологи­ческими состояниями организма (паралич лицевого нерва, беремен­ность и т. п.), изменениями от по­вреждений и операций и др. Поэтому иногда отождествление личности по фотоснимкам представляет значи­тельные трудности.

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛЕДОВ КОЖНЫХ УЗОРОВ (ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ)

Область криминалистики, изучаю ющая строение кожных узоров челове­ка с целью отождествления личности, регистрации и розыска преступников, называется дактилоскопией.Объектами ее исследования являются пальцевые узоры, узоры ладоней рук и подошв ступней ног человека, остающиеся в виде следов-отпечатков на различных предметах. Узоры кожи обладают индивидуальностью - невозможно встретить двух лиц с одинако­выми кожными узорами. Индивиду­альность и устойчивость кожных узоров сохраняется на протяжении всей жизни человека.

На трупе кожные узоры весьма ус­тойчивы к процессам высыхания (му­ мификации) и гниения. Несмотря на сильную степень гниения трупа и мацерации от пребывания в воде, после специальной обработки пальцев рук удается получить пригодные для иден­тификации отпечатки. Отпечатки пальцев рук получает следователь или оперативный работник УВД. Судебный медик может оказать им определенную помощь в этих действиях, ког­да отпечатки необходимо получить натрупе.

Выпрямление пальцев рук, согнутых в результате трупного окоченения, достигается механическим нарушением окоченения или же перерезкой сухожилий сгибателей в области запя­стья. Если эпидермис кистей полностью отсутствует, то отпечатки папил­лярных узоров можно получить с «перчаток смерти», а если они не со­хранились, то непосредственно с дер­мы. Для этого кисти рук отделяют от трупа, помещают в сосуд с водой и направляют для исследования в кри­миналистическое учреждение.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ТРУПА НЕИЗВЕСТНОГО ЧЕЛОВЕКА ПО КОСТНЫМ ОСТАНКАМ

Судебно- медицинское исследова­ние костных останков направлено на выявление признаков, характеризую­щих личность неизвестного человека. При этом последовательно должны быть решены следующие вопросы: ви­довая принадлежность костей или кост­ных останков; одному или нескольким скелетам принадлежат кости, представ­ленные на экспертизу; какова расовая принадлежность, пол, возраст, и рост человека, костные останки которого ис­следуют; имеются ли на костях какие ­либо признаки индивидуального значе­ния (аномалии развития, признаки за­болеваний, повреждений и т. п.). При наличии переломов костей устанавли­вается их прижизненность. В некоторых случаях решается также вопрос о давно­сти захоронения.

Когда в ходе следствия возникает предположение, что обнаруженные кос­тные останки принадлежат трупу опре­деленного человека, эксперт, сравнивая признаки, обнаруженные при исследо­вании останков, с признаками пропав­шего без вести (по данным медицин­ских документов, фотоснимков, рентге­нограмм и других материалов, добытых следственным путем), решает вопрос о тождестве личности, т. е. устанавливает конкретного человека, которому при­надлежат костные останки.

При решении вопроса о видовой принадлежности костей, в зависимо­сти oт их сохранности, применяют раз­личные методики. Если на экспертизу представлены крупные костные фраг­менты или целые кости, то использyют сравнительно-анатомический метод ис­следования; при наличии мелких кост­ных частиц вопрос решают с помощью серологического (реакция преципита­ции) или гистологического исследова­ния; костную золу исследуют методом эмиссионного спектрального анализа.

Определение пола, возраста и рос­та производится во всех случаях экс­пертизы костных останков.

Определение пола по костям воз­можно лишь после того, как формирова­ние скелета закончилось. При этом ис­пользуют различные кости скелета. На­иболее просто установить пол, когда в распоряжении эксперта имеется полный скелет взрослого человекa. Из отдельных костей наибольшее значение для опреде­ления пола имеют череп и кости тазa

Череп имеет определенные при­знаки, совокупность которых почти всегда позволяет отнести его к опреде­ленному полу. Среди них наибольшее значение имеет степень выраженности надбровных дуг и надпереносья, на­ружного затылочного бугра и сосце­видных отростков, форма и характер строения глазниц, наклон лба, харак­тер носолобного угла, характер углов нижней, форма и особенности верхней челюсти, общая конфигурация черепа.

Отличия мужского черепа от жен­ского проявляются прежде всего в форме и характере строения, а также в абсолютной и относительной величи­нах черепа и отдельных его частей. По сравнению с женским, мужской череп характеризуется большими размера­ми свода и основания; большей разви­тостью и угловатостью за счет наи­большей выраженности бугристостей и шероховатостей в местах прикрепле­ния мышц, большей развитостью над­бровных дуг и надпереносья (у жен­щин больше развиты лобные и темен­ные бугры); более сильным развитием сосцевидных отростков; большими размерами нижней челюсти; более ча­стой скошенностью лба кзади; отчет­ливо выраженным носолобным углом; более низкими глазницами, чаще пря­моугольной формы С утолщенным и тупым верхним краем. В настоящее время разработаны специальные про­граммы для ЭВМ, с помощью которых анализируются и оцениваются выше­указанные признаки.

Половые признаки таза начинают выявляться после 10-12-летнего воз­раста и становятся хорошо выражен­ными после окончания периода поло­вого созревания.

Приопределении возраста по костям обычно используют череп, зубы и некоторые другие кости, в частности, проксимальные концы плечевой и бедренной для определения возраста по чере­пу изучают состояние черепных швов. Швы черепа с возрастом становятся менее выраженными из-за их зарастания. Процесс зарастания развивается изнут­ри кнаружи и идет в определенной после­довательности как по времени наступле­ния, так и по месту возникновения. За­растание швов начинается между 20-30 годами. В возрасте 30-40 лет зарастание отчетливо заметно в височной части ве­нечного шва, в верхушечной и задней частях стреловидного шва. В 40-50 лет идет дальнейшее зарастание этих швов. Постепенно зарастают глазничные и ви­сочные части клиновидно-лобного шва и клиновидно-теменной шов. С 50-55 лет начинают зарастать и другие участки швов черепа. На всем протяжении пер­вым зарастает стреловидный и послед­ним - затылочный шов. Полное срастание всех швов происходит в глубокой старocти.

Для определения возраста исполь­зуют и другие возрастные изменения в костях черепа, выявляемые при рентгенологическом исследовании. С возрастом развивается остеопороз. Ат­рофия нижней челюсти считается ха­рактерным признаком старческих че­репов. Зубные лунки и мандибуляр­ный канал при этом исчезают, струк­тура кости стирается.

Интенсивность и темп возрастных изменений костей зависят от индиви­дуальных особенностей организма и влияния окружающей среды, поэтому они не всегда идут параллельно пас­портному возрасту. Поэтому точность установления возраста взрослого че­ловека невелика.

Определение возраста по состо­янию зубов до 20-25 лет обычно не представляет трудностей. У детей в определенной последовательности по­являются временные (молочные) зу­бы, которые затем сменяются посто­янными. После появления всех посто­янных зубов возраст определяют по степени стертости жевательной повер­хности, состоянию корней и пульпо­вых камер.

По другим костям скелета возраст определяют на основе анатомических, рентгеноанатомических и антропо­метрических данных. Изучение неко­торых морфологических особенно­стей костной ткани, развивающихся под влиянием регрессивных процес­сов, позволило разработать анатоми­ческий метод определения возраста. В основном при этом учитывают атро­фические изменения, которые начи­нают проявляться после 25 лет.

Пpи использовании рентгеноана­томического метода возраст определя­ют по срокам появления ядер окосте­нения в костях и их эпифизах, появле­ния и окончания синостозирования, окончательного окостенения скелета. Обычно признаки старения проявля­ются либо в виде локальной, либо в виде распространенной остеопороз­ной перестройки костей. В этих случа­ях пластинки спонгиозного вещества истончаются и частично исчезают, компактное вещество разволокняется. Увеличиваются размеры ячеек спон­гиозного вещества, костномозговые пространства кортикального слоя диа­физов увеличиваются и расширяются. Костномозговой канал длинных труб­чатых костей удлиняется. Перечис­ленные изменения хорошо видны на продольных распилах костей. Общие размеры и объем костей остаются без изменений.

Раньше всего и чаще проявления старения обнаруживаются в дисталь­ных межфаланговых суставах кисти, за­тем в 1 плюснефаланговом и в плечевом суставах. Большое значение придается изучению локальных структурных из­менений и формы дистальных концов средних фаланг кисти.

Возраст может быть определен также по проксимальным концам пле­чевой и бедренной кости, по костям таза. При этом учитывается внешний вид костей, характер эпифи­зарной линии, граница расположения верхнего края костномозговой поло­сти, характер компактного и спонги­озного вещества костей. Совокупность этих показателей позволяет опреде­лять возраст с точностью до 5-7 лет.

Определение роста основано на том, что каждая кость в процессе своего развития сохраняет определенное соот­ношение с общей длиной тел имеется много методик определения роста по костям, предложенных разными авто­рами. Их проверка на практическом и экспериментальном материале показа­ла, что ни одна из них сама по себе не может быть рекомендована для произ­водства Экспертизы, так как каждая из методик основана на изучении различ­ных групп населения с различными средними показателями роста. Поэтому выбирая мето­дику, нужно исходить из размеров исследуемых костей и средних показате­лей роста основной группы населения, к которой предположительно относятся костные останки.

УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПО ДАННЫМ МЕДИЦИНСКИХ ДОКУМЕНТОВ

В медицинских документах (история болезни, амбулаторная карта и др.) имеется большое количество данных, которые могут быть использованы для идентификации личности: сведения о росте, массе, телосложении; данные о перенесенных заболеваниях, травмах и хирургических операциях; особенно­стях зубочелюстной системы; результа­ты различных лабораторных исследова­ний (в том числе определения группо­вых свойств крови), рентгеноскопии, рентгенографии и т. п. Все эти данные, отражающие индивидуальные особен­ности человека, сопоставляются с соот­ветствующими признакам и, получен­ными при исследовании трупа неизве­стного человека.

На рентгенограммахобычно отра­жается высокая степень индивидуально­сти разных отделов костной системы. Это послужило основой для использова­ния рентгенографии для регистрации и последующего установления личности. Как правило, для этого используют рен­тгенограммы, сделанные не специально для идентификации, а в процессе меди­цинского обследования или лечения.

Исследование начинают с изуче­ния прижизненных рентгенограмм пропавшего без вести человека, на­правленных следователем в качестве сравнительных материалов. Эксперт должен установить изображенную на снимке область тела, ее сторону, про­екцию рентгеновского снимка и дру­гие его особенности. На основании полученных данных, решается вопрос, с каких частей трупа и какие рентгенограммы необходимо сделать. Рентге­нограммы одной и тои же части тела, подлежащие сравнению, должны быть, по возможности, сделаны в оди­наковой проекции, с одного и того же расстояния, лучами одной и той же жеcткости. После изготовления рентгено­гpамм соответствующих костей трупа сравнительное исследование их с рентгенограммами пропавшего без вести производят либо при просмотрена негатаскопе, либо сравнивают сде­ланные с рентгенограмм фотоотпечат­ки при контроле по подлинным рент­геновским снимкам.

Успешно используют для отожде­ствления личности рентгенограммы лобных пазух, турецкого седла (на бо­ковых снимках черепа), дистальных фаланг пальцев рук, а также рентгено­граммы с изображением костей, изме­ненных в результате болезненных про­цессов или перенесенных ранее по­вреждений. Сравнительное исследова­ние рентгенограмм может быть ис­пользовано для установления лично­сти как трупов, так и живых лиц.

УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ТРУПА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОТОСНИМКОВ

черепа с представленными фотосним­ками. При этом сравнивают общий характер и детали асимметрии лица и черепа, а также особенности строения соответствующих частей. После тако­го сопоставления производят совме­щение изображений головы человека и черепа трупа.

В судебно-медициской практике чаще всего применяют так называемое фотосовмещение, т. е. получение на одном фотоснимке двух совмещенных (нало­женных друг на друга) изображений прижизненного фотоснимка лица че­ловека и фотоизображения черепа.

С совмещенных негативов через увеличитель печатают совмещенное изображение головы и черепа. Окон­чательную проверку соответствия го­ловы и черепа друг другу производят на полученном отпечатке. Если совме­щения добиться не удалось, то делают вывод о том, что исследуемый череп не от трупа человека, I фотоснимок кото­рого представлен.­

Категорический вывод о том, что обнаруженный труп является трупом определенного человека, делают толь­ко на основании совокупности совпа­дающих данных (совпадение пола, возраста, результатов фотосовмеще­ния, сравнительных исследований зу­бов и др.).

Если для установления личности неизвестного человека может быть ис­пользовано только фотосовмещение, а материал для других сравнительных исследований отсутствует, то эксперт может либо исключить принадлеж­ность черепа определенному лицу, ли­бо высказаться о том, что череп может принадлежать трупу определенного человека.

В последние годы разработаны ме­тодики алгоритмов, корреляционного математического анализа и графиче­ских построений, объективизирую­щие результаты фотосовмещения.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ДНК

Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) является носителем наследст­венной информации и представляет собой геном - совокупность генов В1985 г. английские исследователи (А. Jeffreys и соавт.) обнаружили в гене миоглобина необычный участок, со­путствующий гену,- мини сателлит­ную ДНК Затем подобные участки быливыявлены в ДНК всех хромосом. В основе строения таких участков­звено из 16 нуклеотидов, составлен­ных в строго одинаковой последовательности. Различные минисателлит­ные ДНК включают от одного до не­скольких тысяч звеньев, т. е. они обла­дают большой вариабельностью. В ге­номе человека имеются два и более десятков таких гипервариабельных последовательностей, расположенных на разных хромосомах. В совокупно­сти они образуют набор, индивидуаль­ный для каждого человека. Практиче­ски нельзя встретить двух человек, об­ладающих одинаковыми наборами минисателлитной ДНК Поэтому метод идентификации человека по ДНК получил условное название «геномной дактилоскопии.

У кровных родственников наблю­дается частичное совпадение наборов гипервариабельных участков ДНК. При этом имеется четкая зависи­мость числа совпадений со степенью родства.

Техника исследования достаточно сложна и складывается из следующих этапов. Из клеток выделяют ДИК при помощи фермента рестриктазы ее «разрезают» на множество фрагмен­тов, в том числе и содержащие гипер­вариабельные участки. Фрагменты подвергают электрофорезу в агароз­ном геле для разделения их по разме­рам (более крупные участки переме­щаются медленнее).

Делают отпечаток геля на специ­альной мембране, на которую перехо­дят разделенные по размерам фраг­менты ДНК Мембрану инкубируют в растворе, содержащем так называе­мый зонд, приготовленный на основе ДНК бактериофага М13, меченной ра­диоактивным нуклидом (этот зонд разработан советскими учеными из институтов молекулярной биологии и молекулярной генетики). Гипервариа­бельные участки фрагментов исследу­емой ДНК связываются с гомологич­ными участками зонда и выявляются на рентгеновской пленке с помощью ауторадиографии. Получается попе­речно исчерченная дорожка чередую­щихся темных полос. Число и интен­сивность полос, их размещение подлине дорожки отражают индивиду­альные различия в строении ДНК разных людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Важно помнить, что любая личностная идентификация является важной для представителей следствия и ошибка может привести к непоправимым последствиям для человека. В настоящее время наиболее точным методом идентификации является, безусловно, ДНК идентификация, но в связи с недостаточным оснащением судебной медицины и дорогостоимостью этого метода в нашей стране эксперт должен в совершенстве владеть другими методами идентификации личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеев М.И. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. - М.: Медицина, 1968.

2. Авдеев М.И. Судебно-медицинская экспертиза трупа. - М.: Медицина, 1976.

3. Судебная медицина. Учебник для вузов / Под ред. В.В.Томилина. - М.: Издательская группа ИНФРА*М - НОРМА, 1996. (или 1999 год издания)

4. Судебная медицина. Учебник / Под ред. В.Н.Крюкова. - М.: Медицина, 1998. (или 1990 год издания)

5. Торвальд Ю. Век криминалистики / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1984.

Идентификация - естественный и лишь частично осознаваемый психический процесс, при котором человек уподобляет себя другому индивиду или группе. Идентификация может являться механизмом психологической защиты, а также средством адаптации в обществе, обеспечивая социальное развитие личности, успешность ее общения. В психотерапии этот процесс используется для устранения комплексов у человека, в педагогике - для развития нужных навыков и в воспитательных целях.

Определение понятия

Идентификация - многозначный термин, применяющийся в различных науках. Определение этого понятия в психологии: идентификация человека представляет отождествление себя с другим индивидом или группой лиц.

Это нормальный психофизический процесс, с помощью которого человек приобретает новый опыт и качества, пока не наметится самостоятельный путь развития личности. Благодаря идентификации у ребенка с первых недель жизни начинают формироваться многие черты личности, половая идентичность, приобретаются поведенческие стереотипы, определяются ценностные ориентации. Неосознанно следуя идеалам, человек преодолевает слабости и чувство неполноценности. Идентификация в социологии - это механизм социализации личности, при помощи которого человек усваивает ценности и нормы, принятые в том обществе, с которым он себя идентифицирует.

Идентификация - это бессознательная реакция человеческой психики. Если говорить простыми словами, то она возникает, например, при чтении художественной литературы или просмотре фильма в форме сопереживания героям. Сопереживание бывает настолько сильным, что возникает мысленное перевоплощение в персонажа. В дальнейшем у индивида может закрепиться поведение и черты характера любимых героев как собственные. Благородство, честность, бесстрашие взрослого человека может частично стать результатом чтения книг и увлечения соответствующими фильмами в детском и подростковом возрасте. Женственность, нравственность, поведение истинной леди прививается девочкам-подросткам при чтении романтических историй.

Уподобление себя персонажу может произойти лишь в том случае, когда художественное произведение по-настоящему нравится читателю или зрителю. Родителям не следует ожидать, что ребенку постепенно передадутся те или иные качества литературных героев, если они заставляют подростка читать произведение, а оно не вызывает у ребенка подлинного интереса, сильных эмоций, ярких переживаний.

В повседневном общении идентификация выражается в бессознательном стремлении быть похожим на партнера, знакомого, с которым связывают совместные дела и переживания, или «товарища по несчастью». Влившись в трудовой коллектив, молодой специалист на бессознательном уровне выбирает для себя образец для подражания, на личностные качества и стиль поведения которого он будет ориентироваться в овладении профессиональными умениями. Идентификация возникает в связи с обществом, к которому человек себя относит (субкультуры хиппи, панков, хипстеров, сообщества молодых мам, члены одной секты, фанаты музыкантов и спортсменов и др.).

Следует различать идентификацию и имитацию (подражание). Имитация - это подражание действиям другого человека, копирование его характерных черт, манер, образцов поведения без уподобления себя личности подражаемого. Она может быть постоянная или временная, но она всегда сознательна. Воспроизводимые действия эмоционально окрашены: копируемый объект является предметом любви или стойкой неприязни. Имитация является одним из механизмов идентификации.

Структура идентификации и ее виды

Человек не отождествляет себя со всеми подряд. Для этого должны быть причины. Согласно теории Зигмунда Фрейда, идентификация – это попытка человека, осознающего свою слабость, перенести качества сильных людей на себя. Однако избрать объект для подражания можно лишь на основании некой схожести (я воспитатель - и она воспитатель) и наличии у другого сильных сторон и качеств, которые субъект желал бы приобрести (она находит подход к любому ребенку и с легкостью разрешает детские конфликты - я этого не умею). «Настройка» собственной личности на партнера имеет определенную структуру:

  1. 1. Возникновение эмоциональной связи, «примерка» ощущений другого человека на себя.
  2. 2. Восприятие другого человека как продолжение своей личности, перенос себя в мир другого, усвоение его поведения и мотивов, принятие его духовных ценностей и жизненных ориентиров (интроективная идентификация).
  3. 3. Постановка себя на место другого человека, придание ему черт своего характера, желаний, чувств (проективная идентификация).

Первичная идентификация предположительно возникает в младенческом возрасте, когда ребенку еще только предстоит отличить свою идентичность от идентичностей других. Малыш не понимает различия между «я» и остальным миром. Ребенок в 8 месяцев, оказавшись у зеркала, понимает, что отражение каким-то образом связано с ним: повторяет его же поведение, жесты и мимику. Ребенок проявляет интерес к отражению, наблюдает, играет с ним. Это свидетельствует об узнавании в зеркале себя. Малыш теперь способен связать разрозненные ощущения себя и собственного тела (вот руки, пальцы, ноги, а вот нос) в целостное ощущение. Примерно с 2 лет дети ведут себя перед зеркалом как взрослые. До 3 лет дети говорят о себе в третьем лице («Аню на ручки взять»), так как не осознают себя как личность. Это усиливается еще и тем, что родители в общении с ребенком говорят о себе в третьем лице («Не кусайся, маме больно»). Дети подражают им. Говорить о себе «я» ребенок начинает примерно после 3 лет.

В раннем детском возрасте происходит вторичная идентификация, когда малыш стремится повторять поведение значимых для него людей. Ребенок уже осознает, что это объекты, существующие отдельно от него. Основанием для идентификации служит эмоциональная связь. Вторичная идентификация является механизмом защиты, помогая выработать понимание, необходимое для конструктивной коммуникации. В попытке быть похожим на родителя малыш действует неосознанно, чутко улавливая состояние взрослого. Если мать замечает, что ребенок постоянно в плохом настроении, ей следует пересмотреть собственное поведение и попытаться не находиться все время в мрачном расположении духа. Иначе с течением времени эти качества закрепятся в психике ребенка, формируя его характер. Идентификация с родителями своего пола является этапом нормального развития личности.

Ситуативная идентификация ярко проявляется в детских ролевых играх (дочки-матери, врач, магазин). Ребенок неосознанно уподобляет себя значимому взрослому (родителю, старшему в семье ребенку своего пола), с которым он наиболее связан эмоционально и которого он воспринимает как образец. В новой ситуации ребенок будет действовать как и взрослый, с которым он себя отождествляет, так как вне зависимости от возраста в незнакомой обстановке человек склонен действовать привычным образом. В детстве закладывается гендерная идентификация, когда ребенок осознает себя мальчиком или девочкой (в дальнейшем - мужчиной или женщиной) и строит свое поведение в соответствии со сложившимися в обществе гендерными стереотипами.

Коллективная (групповая) идентификация возникает в общении и проявляется как отождествление себя с социальной группой или общностью. Размер группы не имеет значения. Ребенок или взрослый воспринимает цели и правила группы как собственные и значимые для себя. При этом может произойти отказ от принятых ранее собственных ценностей вплоть до изменения понятий о добре и зле и других философских и нормативно-оценочных категорий. Руководители серьезных компаний путем совокупности мероприятий формируют корпоративное мышление и корпоративное поведение, основываясь на коллективной идентификации. Все сотрудники действуют в интересах компании, обеспечивая высокий уровень деловой этики и эффективную деятельность организации, способствуя финансовой стабильности и прибыльности. Важную роль играет использование корпоративной атрибутики (униформа для сотрудников, гимн, символика компании).

Человек в состоянии уподобляться только тому, кто имеет с ним некие похожие качества. Попав в общество людей, занимающихся силовыми тренировками, человек сам начинает качать мускулы, если это совпадает с его представлениями о красивом теле: он осознает себя членом этой группы. Поняв, что некоторые участники клуба практикуют полный отказ от употребления алкоголя, рано или поздно этот человек начинает пробовать на себе такой стиль поведения. Если отказ от алкоголя не совпадает с его привычными устоями и он не представляет свою жизнь без любимых праздничных напитков, он не будет от них отказываться. Личность в социальной группе претерпевает изменения, но в норме остается личностью. В тоталитарном обществе коллективизация личности приводила к потере индивидуальности, положению «винтика» и безусловному подчинению коллективу. Чем демократичнее общество, тем больше ценность индивидуальной личности.

Политическая идентификация является частным случаем коллективной идентификации. Субъект отождествляет свои установки и ценности в соответствии с программой какого-либо политического лидера, целой партии или идеологического течения.

Люди живут в определенной культуре, поэтому не могут не чувствовать связи с ней. Речь идет об этнической идентификации. С детства у человека идет процесс формирования знаний о традициях и обычаях, особенностях менталитета того народа, к которому он принадлежит. Это область существования большого количества стереотипов (русские - хмурые и неприветливые; все шотландцы ходят в юбках; американцы едят только гамбургеры и жареную картошку), в соответствии с которыми человек может действовать или противиться им.

У каждого нормального человека имеется потребность в том, чтобы его ценности и убеждения признавало общество, а периодически ему требуется защита единомышленников, если он оказывается в неблагоприятных обстоятельствах. Но не всегда идентификация с той или иной социальной группой одобряется обществом. Это особенно актуально в подростковом возрасте. Тогда возможны следующие стратегии поведения:

  1. 1. Пассивное принятие себя «плохим», попытка остаться незаметным, уйти в тень. Изменить, улучшить свое положение человек не стремится.
  2. 2. При агрессивном сопротивлении человек идентифицирует себя с «борцом за идеалы»: поведение активное, ярко выражена протестная стратегия; он демонстрирует пренебрежение к критике, насмехается. При крайних проявлениях протеста именно те черты, которые общество относит к негативным, человеком акцентируются и культивируются.
  3. 3. Ассимиляция - стремление выйти из образа, негативно оцениваемого обществом, попытки соответствовать общим представлениям. Идя по этому пути, индивид испытывает внутренний и внешний конфликт, так как совершает предательство по отношению к тому обществу, к которому принадлежал.
  4. 4. Компромиссное решение. Человек критически относится к ценностям и своего сообщества, и принятой системы взглядов. Он может соглашаться с некоторыми установками своего сообщества и не принимать другие.

Положительные и негативные стороны

Как адаптивный процесс идентификация способствует социализации. Попытки усвоить принятые в обществе правила, стать похожим на другого, значимого индивида или группу людей являются нормальными. Этот процесс проходит неосознанно с раннего детства, но имеет развитие в течение всей жизни и частично осознается, принимая контролируемые формы. Идентификация дает ощущение эмпатии, единения с другим человеком или группой на основе глубокой эмоциональной связи. Человек способен перевоплотиться, «вставать на место другого», переноситься в его обстоятельства, что способствует взаимопониманию и эффективному взаимодействию.

В одном возрастном периоде одна и та же идентификация может способствовать социализации, а в другом - препятствовать. Если школьник водится с компанией сильных и агрессивных ребят, это может делать его довольно популярным и поднять его статус среди ровесников. Во взрослом возрасте принадлежность к компании драчунов будет восприниматься обществом как негативный фактор. Несформированность социальной идентификации наносит вред психологическому здоровью человека.

Отрицательным свойством идентификации является представление об индивиде как о продолжении себя. Это явление проявляется у влюбленных пар, у родителей, не отделяющих от себя детей. Не воспринимая ребенка как самостоятельную личность, родитель ощущает на себе юность малыша и приписывает себе его достижения. Очень часто на отпрыска проецируются нереализованные желания и цели родителей. Не став профессиональной фигуристкой, мать прилагает все усилия, чтобы дочь занималась этим видом спорта, и когда подросток не желает следовать намеченному пути, возникают непонимание, обиды и конфликты.

Необходимо помнить, каждая личность в значительной степени самобытна и не является комбинацией чужих свойств и образцов поведения. Большую роль в развитии человека играет его личностная идентификация, которая формирует долгосрочные жизненные установки и основные цели, мотивирует поведение. Неправомерно полагать, что в действиях человека виновато влияние сообщества, родительские установки или любимые книги.

1Соотношение понятий «идентификация личности» и «идентичность личности»

3.1Теоретические представления зарубежных авторов

3.2Концепции отечественной психологии

Заключение

Список литературы

Введение

Термин «идентификация личности», происходящий от средневекового латинского слова identifico – «отождествляю», обозначает механизм, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями, приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному, этим значимым другим. Ориентация на другого человека как на образец существенно повышает показатели социального учения. За счет идентификации у маленького ребенка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности, определение ценностных ориентаций и полоролевой идентичности, - это установленный эмпирический факт.

Также идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением - эмпатией.

Феномен идентификации впервые описан в работах 3. Фрейда в 1899 году и детально изучаем как психоаналитиками, так и бихевиористски или когнитивистики ориентированными исследователями. В советской психологической науке изучению данного феномена посвящено немало интересных теоретико-эмпирических исследований (Выготский Л. С., Кон И.С., Мухина В.С., и др.)

Цель настоящей работы – раскрыть понятие «идентификация личности». Указанная цель обуславливает решение следующих задач:

1. Рассмотреть соотношение понятий «идентификация» и «идентичность»;

2. Описать механизм идентификации личности в онтогенезе;

3. Дать представление о некоторых отечественных и зарубежных теориях идентификации личности.

1 Соотношение понятий «идентификация личности» и «идентичность личности»

Понятие «идентификация » ввёл австрийский невропатолог, психиатр и психолог Зигмунд Фрейд.

В современной психологии это понятие охватывает следующие пересекающиеся области психической реальности :

1. Ситуативное уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр., родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма идентификации с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, половая идентичность и ценностные ориентации. Ситуативная идентификация часто имеет место во время детской ролевой игры.

2. Устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Различают первичную и вторичную идентификацию. Первичнаяидентификация - это идентификация ребенка (младенца) сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признает своим (половая идентификация). Вторичная идентификация - это идентификация в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.

3. Механизм психологической защиты, заключающейся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу.

4. Идентификация групповая - устойчивое отождествление себя с к.-л. (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей, осознание себя членом этой группы или общности.

Синонимами понятия «идентификация личности» являются «аутоидентификация», «самоидентификация».

Таким образом, идентификация (аутоидентификация) - психологический процесс самоотождествления, формирования идентичности, т. е. идентичность можно рассматривать как результат действия механизма идентификации

В социальной психологии «идентичность » – рассматривается как аспект «Я» и определяется как переживание и осознавание индивидом само-тождественности, целостности и неделимости в пространстве, а также постоянства во времени (Э. Эриксон, 1986). Сегодня проблема идентичности личности решается исследователями в социально-психологическом ключе интерсубъективного макросоциального и макросоциального взаимодействия. Рассмотрение проблемы «Я» в контексте изучения конституирующей роли значимых и обобщённых «Других» в процессе достижения идентичности можно отнести к ряду зарубежных и отечественных исследователей, изучающих роль других людей в процессе личностного самосознания, самоотношения и самоидентификации. Существующие научные разработки в той или иной степени оформляли в психологической науке общий взгляд на проблему идентичности как результат идентификационных процессов личности, реализующихся в ходе субъективной жизненной истории во взаимодействии с индивидуальным психофизиологическим потенциалом и социальным контекстом её существования.

Сознание своей идентичности для человека не просто знание себя, а динамическая установка, определенное отношение к себе .

Особенно важна при этом идентификация с той или иной социальной (возрастной, половой, этнической, экономической, профессиональной и т. д.) группой. Для понимания самосознания личности весьма существенно, какие именно роли и группы человек называет при самохарактеристике.

Многими исследователями отмечается и такой аспект, что идентификация с другим без сохранения определенной дистанции означала бы растворение в другом, утрату собственного Я. Гипертрофия «отчуждения», напротив, означает неспособность к эмоциональной близости, предполагающей сочувствие (буквально - совместное чувствование).

2 Механизм идентификации личности в онтогенезе

Для освещения механизма идентификации личности в онтогенезе перейдем к рассмотрению работ Мухиной В. С.

Выделяется два основных этапа в развитии самосознания . Первый – присвоение структуры самосознания через механизм межличностной идентификации. Структура характеризуется основными феноменами: именем, притязанием на признание, с полом, видением себя во времени. Второй этап – формирование мировоззрения и системы личностных смыслов. Здесь механизмы идентификации и обособления действуют на эмоциональном и когнитивном уровнях. Развитая личность прогнозирует себя в будущем, формирует образ своей жизненной позиции, «сохраняет свое лицо» при взаимодействии с другими. Однако предполагается, что в крайних случаях естественная обособленность может привести к отчуждению.

В.С.Мухиной соответственно предполагается три возможности развития: гиперболизированной идентификации с другими индивидами, обособления от них, и гармонического взаимодействия [там же].

Характеристики личности при всех возможных вариантах развития указанных частей самосознания предлагает A.Curle [цит. по 5]http://psylib.org.ua/books/ivanv01/refer.htm - s17. Следует отметить, что его работа, посвященная главным образом общим вопросам соотношения личностной и социальной идентичностей, отличается высокой проработанностью проблемы. Для обозначения личностной идентичности он употребляет термин «awareness – identity» – «идентичность осознания», для социальной – «идентичность принадлежности (belonging identity)».

Прежде всего, A.Curle характеризует идентичность принадлежности. Она много значит для сохранения, стабильности человека, поддерживает его status quo. Многим недостает традиционных объектов для идентификации. Как следствие мы скорее в отчаянии ищем новые виды идентичности. A.Curle говорит о том, что именно в этих поисках возникают клубы болельщиков футбольных команд, которые из-за избытка солидарности совершают акты вандализма. По той же причине получают развитие многие культы. Однако идентичность принадлежности имеет обратную сторону. Если человек принадлежит к некоторой общности, то и общность психологически принадлежит ему.

Идентичность осознания отличается тем, что принимает себя, признает недостатки без самообвинения, а свою силу без самопохвал. В то же время идентичность принадлежности весьма болезненно реагирует на несоответствие роли. В определенном смысле обе идентичности противодействуют друг другу. Однако их противодействие во многом зависит от выраженности каждой из идентичностей.

Сарджевеладзе в своих исследованиях выделяет лишь несколько аспектов этой широкой темы и рассматривает механизм идентификации под углом зрения сказанного о «заданности» и «создаваемости» социального статуса . Особенно он обращает внимание на роли идентификации в процессах половой дифференциации. Как показано в многочисленных исследованиях, анатомический или пол непрямолинейно определяет формирование соответствующего полу индивида репертуара психосексуального ролевого поведения. Важным фактором в этом процессе является адекватная половая аутоидентификация. Ребенок с раннего возраста начинает соотносить себя с мужским или женским полом. Однако этот процесс соотнесения не является простой констатацией принадлежности: ребенок путем идентификации себя с представителями мужского или женского пола усваивает тот репертуар маскулинного или феминного ролевого поведения, образцы которого существуют в ближайшем окружении. Психологический смысл такого уподобления заключается в стремлении подрастающего индивида внутренне овладеть желаемым статусом мальчика и будущего мужчины или девочки и будущей женщины. Этот механизм статусного самоопределения, когда индивид не только приспосабливается к другим в плане своего ролевого поведения, но и приспосабливает других к себе и к своей социальной роли, выполняет важную регулятивную функцию на всех этапах жизненного пути личности в плане ее взаимодействия с социальным миром.

Воображаемое овладение иным статусным состоянием и преодоление статусной «заданности» в процессе идентификации в детском возрасте, как отмечает Сарджевеладзе, может иметь две функции : защитную и развивающую. Примером защитной функции идентификации может служить т. я. «идентификация с агрессором» . Ребенок, стремясь преодолеть неприятные моменты, связанные с заданной ролью объекта агрессии, компенсирует такую заданность путем отождествления себя с тем, кто выступает в роли и статусном обличий агрессора (отец, старший брат, учительница и т. д.). Такое статусное «перевоплощение» может служить целям редукции страха и тревоги. Примером развивающей функции идентификации в плане преодоления статусной заданности и воображаемым овладением роли взрослого могут служить многочисленные т. н. «иллюзорные игры», например, «мой дом» или «дочки-матери». В процессе этих игр внутренне усваивается ряд социально-ролевых функций (функции взрослого, родителя и др.) и поэтому подобные игры действительно служат, как говорил Гросс [цит. по 10], «подготовительной школой жизни». Таковы закономерности механизма идентификации личности в онтогенезе.

3 Теории идентификации личности

3.1 Теоретические представления зарубежных авторов

3. Фрейд сущность феномена идентификации рассматривал в связи с природой онтогенетического развития ребенка и социально-психологических процессов внутри социальной группы [цит. по 2]. Процесс идентификации, с одной стороны, связывается с процессом удовлетворения первичных витальных потребностей, например, потребности в пище, при этом допускается, что младенец «абсорбирует» вместе с пищей образ кормилицы (т. н. аналитическая идентификация), с другой стороны, он связывается либо либидонозными стремлениями ребенка занять позицию родителя противоположного пола, либо же со снятием тревоги, вызванной тем, что индивид является объектом агрессии. Идентификация представляется в некоторой степени процессом, служившим средством удовлетворения некоторой первичной (преимущественно биогенной) потребности. Однако необоснованна абсолютизация этой ее функции и ограничение исключительно ею. В итоге, стремление «быть как другие», выражающееся в идентификационном с социумом процессе, не является исключительно средством удовлетворения других потребностей, а представляется также самостоятельной движущей силой человеческой жизнедеятельности.

Э. Эриксон установил зависимость личностных особенностей ребенка от его отношений с родителями на различных стадиях развития. Э. Эриксон отмечал, что в подростковом возрасте формируется идентификация личности или спутанность ролей, когда перед ребенком встает задача осмыслить его различные социальные роли (сына или дочери, ученика, друга и т.д.) Выработанные на предыдущих стадиях положительные качества значительно повышают шансы на успешную психосоциальную идентификацию. У недоверчивого, стыдливого и неуверенного подростка с повышенным чувством вины и собственной неполноценности возникают трудности с идентификацией [цит. по 2].

Идеи Эриксона о том, что идентичность – изменчива на протяжении жизни; идентичность не есть автономия, были восприняты во всех психологических и социологических школах.

Одним из наиболее известных продолжателей исследований Э. Эриксона, американский психологДж. Марсия, считая теорию слишкомобобщенной и теоретичной, не всегда пригодной для практики, пытался приблизить ее к жизни. По Марсия идентичность - это структура «эго», внутренне самосозидающая, динамическая организация способностей, убеждений и индивидуальной истории. Проявляется структура «эго» через решение проблем, через способы выхода из кризиса .

В зависимости от того, самостоятельно или нет, приобретена идентичность, сформировалась или нет, она после кризиса в юности американский исследователь классифицирует идентичность по четырем типам: диффузный – я - расщеплено, размыто, у человека пропадает чувство непрерывности и тождественности в изменяющемся мире; внутренний хаос преобладает; зеркальный - я - отражение других людей, я неспособно самостоятельно решать и выбирать; преобладает психический плагиат; отсроченный - я - имеет множество возможностей, но не имеет сил выбора, преобладает нерешительность; зрелый - я - с чувством собственной отдельности, самостоятельности; я знает, к чему стремится в сложном динамичном мире .

Теорию идентичности в рамках американского варианта психоанализа развивает А. Ватерман. Он стремится выделить ценностные аспекты этого феномена. Идентичность, - наличие у человека главных ее элементов: четкого самоопределения, выбора целей, ценностей и убеждений, которым он следует в жизни. Идентификация неотделима от взаимодействия с ценностной идентичностью, на которую индивид претендует. По Ватерману, четыре сферы наиболее значимы для формирования идентичности: выбор профессии, принятие и переоценка моральных и религиозных убеждений, выработка политических взглядов, принятие набора социальных ролей .

В ином методологическом русле протекает изучение идентичности символическом интеракционизме. Первым принципом своего оригинального подхода Дж. Мид (основатель направления) различает два типа идентичности: осознаваемая - человек сам размышляет о своем поведении, он не автономен, но свободен, думать о цели и тактики поведения; неосознаваемая - человек нерефлексируемо принимает нормы поведения, привычки, ритуалы . Существуют определенные способы поведения, которые идентичны по своей сути. Мы ожидаем от человека определенной реакции, без обдумывания последней. Идентификация значений протекала вместе с формированием рефлексии, лингвистических правил. С одной стороны, общество определяет идентичность индивида, задавая нормы, законы существования, с другой стороны, индивид сам задает собственное определение в выборе целей, ценностей. Исключительное значение придается символической коммуникации: вербализованной и невербализованной. Ведь символичность коммуникации есть результат эволюции человека и содержание развития отношений общества и личности.

Э. Гофманвыделил три типа идентичности: социальная, личная, Идентичность. Гофман вводит понятие «политика идентичности», т. е. влияние человека на информацию о себе, продуцируемую на социальное окружение [там же]. Существуют различные техники, реализующие данную политику: техника избегания, техника компенсации (искажение мнения о себе), техника деидентификации (изменение признаков идентичности). Развивая идею Эриксона о базовом доверии, Гофман считает, что целью таких техник остается охрана себя в сети коммуникации, помощь в овладении критическими ситуациями. Однако в отличие от Эриксона он исследует, как «базовое доверие» помогает справиться с критическими ситуациями и, по его мнению, умение овладевать пространством и временем составляет главную способность человека.

Третьим направлением американской социально-психологической мысли, придающим особое значение категории «идентичность» и соответственно подробно ею занимающейся является когнитивно ориентированная психология . Ее представители Х . Тэджфел, Дж. Тернер, Г. Брейкуэлл определяют идентичность как когнитивную систему, которая: исполняет роль регуляции поведения. Имеет две подсистемы: лингвистическую (самоопределение в терминах физических, интеллектуальных, нравственных) и социальную (принадлежность к расе, полу, национальности) .

При этом структура идентичности определяется следующими компонентами: биологический организм (сердцевина идентичности, однако со временем становится все менее значимой); содержательный компонент (характеристики, определяющие уникальность личности); ценностный (положительные или отрицательные оценки принципов, ситуаций, личностей); хронологический (развитие идентичности в субъективном времени) [там же].

Объективным условием идентификации в рамках данного подхода признается социальный контекст. Социальная идентичность обеспечивает формирование содержательной и ценностной структуры личности. Структура идентичности развивается на протяжении всей жизни. Становление идентичности осуществляется с помощью двух процессов: ассимиляции, отбора новых компонентов и их приспособления к структуре путем определения значения и ценностей компонентов, новых и старых .

Когнитивная психология, таким образом, показывает постоянную изменчивость идентичности (она развивается на протяжении всей жизни и не обязательно связана с биопсихологическим циклом жизни, как у Эриксона).

3.2 Концепции отечественной психологии

Выготский Л. С. формулирует идею о том, что процессы человеческой психики основаны на межличностных отношениях. Индивид формирует свой внутренний мир путем интериоризации исторически сложившихся форм и видов деятельности. «Сначала другие люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, он начинает действовать на себя» [цит. по 6]. Понимание Я происходит в русле «социальной ситуации развития». Эта ситуация - своеобразное, специфическое и единственное отношение между ребенком и социальной средой. Эта ситуация - исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии данного периода. Л.С. Выготский придает особое значение не конформизму, а степени независимости, уверенности и самостоятельности. Важно преобразовательно-деятельностное начало самого человека.

В свою очередь, С. Л. Рубинштейнформулирует идеи, ставшие принципиальными для советской психологии и философии. В его трактовке сущность человека принципиально межсубъектна, несводима к продуктивности, к отдельному результату, к совокупности социальных ролей, функционально-ролевых масок, к бытию человека в качестве члена или агента социума, разомкнута и раскрыта для бесконечного становления. «Не обращать человека в маску - такова первая заповедь этики» . Личностное самоопределение, идентификация не может быть монологическим делом. Проблема самоопределения, по Рубинштейну, изначально представляет соотнесенность с другими субъектами. «Специфика человеческого способа существования заключается в мере соотношения самоопределения и определения Другими» [там же]. Главным критерием самоопределения он считал активность жизненной позиции как результат взаимодействия объективного процесса общения с Другими и субъективного внутреннего процесса самоопределения. Самоопределение и определение Другими - взаимные детерминанты. В своей трактовке Рубинштейн подчеркивает, что нельзя редуцировать сущность человека, сводить ее к каким - то технологическим проявлениям.

Б. Ф. Поршнев в своих социальных теориях придавал большое значение идентификации как уподоблению и приспособлению. «Мы» формируется путем взаимного уподобления людей, т. е. действия механизмов подражания и заражения, а «они» - путем имитирования этих механизмов путем запрета чему-либо подражать или отказа человека в подчинении подражанию. Всякая замкнутость в истории: родовая, семейная, племенная, этнокультурная, культурная конституирует себя из «Мы – Они». Через обособление, уподобление индивид получает возможности для развития, самореализации и персонализации [цит. по 5].

В целом в советской психологи идентификация оценивалась как положительный ход развития личности. Такие авторы, как Н. И. Алексеева, А. В. Буров, Т. П. Гаврилова, Е. М. Дубовская, Т. И. Комисаренко, Р. Л. Кричевский, Т. А. Моджарова, В. А. Рахматшева, А. П. Соприков выделяли в исследуемом процессе такие социально-значимые черты: формирование социальных качеств индивида, занявшего позицию активного нравственного субъекта. Это постоянно действующий механизм развития личности, ее структурообразующий фактор [цит. по 5].

По их мнению, идентификация многоуровневая и многокомпонентная. Обычно выделяют три основных ее компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

Возможны ценностные, нормативные, ролевые идентификации. Многообразны функции идентификации: объединение в группы «Мы», духовное объединение, самосознание групповой принадлежности, структурообразующий принцип общения, формирование личности.

В советской социальной и психологической мысли, скорее всего, преобладает приоритет социального в объяснении идентификации и идентичности (за исключением достаточно глубоких для односторонних констатаций работ Выготского, Поршнева). Индивиды зачастую предстают как «неразумные агенты», которые лишь поддерживают модели социального производства и этим объясняется увлеченность «идентификацией» (такое представление преобладает во многих современных психологических, социологических концепциях).

В целом, понятие идентичности встречалось довольно редко в отечественной, современной мысли до начала 90-х годов. В зависимости от аксиоматики менялось значение «Я» и, соответственно, использование понятий: Спиркина волновало «Я» как носителя и элемента самосознания, Михайлов Ф. Т. интересовался «Я» как источником творческих способностей, Дубровский Д. И. видел в «Я» центр, интегрирующий и активизирующий фактор субъективной деятельности.

Популяризатором исследований различных аспектов идентификации в советской философии стал И. С. Кон. Его интерес к изучению идентичности обусловлен тем, чтобы схватить человеческое «Я» в его единстве. Для этого нужны сложные теоретические модели: «идентичность, эго, супер-Я» и т. д . Сложность и полифункциональность «человеческого» определяется тем, что «человеческая психика должна постоянно перерабатывать и координировать огромное количество информации. Чем разнороднее внутреннее и внешнее, чем разнообразнее такая информация, тем острее будет его индивидуальное самоощущение и тем сложнее и дифференцированнее свойственный ему образ Я» . Еще в конце 60-х автор замечает, что, чем больше информационный обмен, тем меньше времени остается для рефлексии или время уплотняется, увеличивая психические нагрузки. Отечественный исследователь выделяет следующие типы идентичности:

1) психофизиологическая идентичность - единство и преемственность физиологических и психических процессов и структуры организма;

2) социальная система свойств, благодаря которым особь становится социальным индивидом, членом сообщества, группы и предполагает разделение индивидов по их социально-классовой принадлежности социальным статусом и усвоенным нормам;

3) личная - единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов.

Важным вкладом И. С. Кона в становление теории идентичности было не только то, что он одним из первых стал рассматривать эти проблемы. Используя выводы и идеи отечественных и зарубежных авторов, он интерпретировал идентичность как условный конструкт личности. Этот конструкт не является статичным и постоянно содержит динамические мотивационные тенденции, уравновешивает внутренние и внешние импульсы .

Индивидуальная идентичность понимается как способ субъективной организации событий, как внутренняя динамическая структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием себя как представителя определенного пола, группы и т. д. в единое целое без потери своеобразия. Признается, что идентичность – познавательный инструмент, гипотетическая структура, позволяющая упорядочить представления о личности и ее образе жизни. Однако большинство авторов предлагает достаточно эклектичные, схематичные интерпретации идентичности или идентификации, зачастую просто интерпретируя исследования зарубежных авторов.

Заключение

В заключение кратко отметим значимые теоретические положения. Идентификация личности понимается как уподобление «значимым другим» людям. Идентичность же – результат действия этого механизма. Механизм идентификации с раннего детства выполняет важную функцию в развитии человеческой личности.

В работе рассматривались различные подходы к проблеме. Обобщая, отметим, что в концепции МИДа и его последователей придается большая самостоятельность самому человеку в формировании идентичности, нежели во фрейдистско-эриксоновском подходе.Когнитивная психология, показывает постоянную изменчивость идентичности (она развивается на протяжении всей жизни и не обязательно связана с биопсихологическим циклом жизни, как у Эриксона).

В советской психологи идентификация в целом оценивалась как положительный ход развития личности. Такие авторы, как Дубровский Д. И., Кон И. С., Мухина В. С. выделяли в исследуемом процессе такие социально-значимые черты: формирование социальных качеств индивида, занявшего позицию активного нравственного субъекта. Это постоянно действующий механизм развития личности, ее структурообразующий фактор. Идентификация может выступать в качестве объяснительного принципа широкого круга явлений уподобления и обособления. Ее содержание составляет механизм межличностной и групповой интеграции и дифференциации. Сложность изучения идентификации заключается в том, что это явление пропитано другими психологическими, социальными явлениями, при которых актуален системный анализ феномена.

Таким образом, достигнута цель работы и решены задачи.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 432 стр.

2. Антонова Н.В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. // Вопросы психологии. 1996. N1. С. 131-143.

3. Большой психологический словарь. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб. ; М.: Прайм-Еврознак: ОЛМА-Пресс, 2003. - 672 стр.

4. Демченко О.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности, // Социологические исследования. - 1995. - №6. - 110-119 стр.

5. Заковоротная М.В, - Идентичность человека. Социально-философские аспекты. - Ростов – на – Дону: СКНЦВШ. – 1999. – 261 стр.

6. Иванова В.В. Общие вопросы самосознания личности. М., 1999. – 312 стр.

7. Кон И.О. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. - 335 стр.

8. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. – С. 178-186стр.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 866 стр.

10. Сарджевеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: Мецниереба, 1989. - 204 стр.

Поделиться: