Как развивать голосовые связки

Наверняка вы хотите, чтобы вас слушали с восторженным взглядом и раскрытым ртом? А может ваша сфера деятельности немыслима без публичных выступлений, в которых так важна постановка голоса и отточенное произношение? Но в силу отсутствия определенных навыков и знаний, вы даже не стараетесь совершенствовать себя? Далее поведаем вам как с помощью несложных упражнений постановки голоса вы сможете отточить свою технику речи, что поможет вам добиваться успехов как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

Техника речи представляет собой науку в сфере постановки речи, артикуляции, дикции, интонации, мимики и прочих элементов. Людям определенных профессий необходимо изучать данную науку на протяжении всей жизни. Их задачей является сделать свою технику речи правильной, красивой и понятной.

Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является дикция (это то, как чисто он выговаривает звуки). Этот элемент речи сопоставим с почерком. Сообщение, написанное кривым, неразборчивым почерком, будет непонятно и неинтересно адресату, так же, как и скомканное, невнятное выступление маловероятно заинтересует слушателя или вызовет массу встречных вопросов. Далее мы расскажем, как с помощью регулярно выполняемых упражнений поставить голос, улучшить произношение.

Один из способов использовала главная героиня из фильма «Карнавал», она оттачивала речь при помощи повторения скороговорки про кукушонка, набив рот грецкими орехами. Помимо этого, есть ряд дыхательных занятий, о которых мы расскажем немного позднее.

Голос

Приятный голос является одним из основных показателей правильной речи. Голос тоже поддается тренировке и его возможно поставить. Каждая личность способна научиться управлять силой голоса, в зависимости от ситуации повышать или понижать его, достаточно сдерживать эмоции, быть спокойным и говорить размеренно. Немаловажным фактором является здоровое горло и необходимо бросить курить.

Тембр

Следующий показатель – тембр голоса. В этом случае главное не переусердствовать, так как излишне низкий или высокий голос воспринимается фальшиво. Для отработки тембра голоса самый важный момент - это дыхание и необходимо работать с диафрагмой.

Интонация

Следите за интонацией и правильным произношением, важно правильно расставлять ударения в словах и делать логические паузы. Это дает возможность вам перевести дыхание, правильно выстроить дальнейшую речь, а также привлечь внимание слушателей.

Итак, перед тем как начать выполнять упражнения, нужно создать рабочую обстановку. Устройтесь удобно перед зеркалом в свободной комнате, уберите излишние предметы обеспечив необходимую акустику. Все задания выполняйте примерно 5–10 минуток, приступайте к последующему затем, как усвоите предыдущее задание. Запишите видео, для того, чтобы в дальнейшем исправлять ошибки.

Уроки для улучшения речи

Дыхание

Для исполнения данного задания требуется не забывать дышать носом, это важно!

Отрабатываем дыхание:

  • Ноги поставьте по ширине плеч;
  • Поставьте ладони на талию и неспешно выдохните, чтобы вы чувствовали противодействие губами воздуха (параллельно нужно повторять четверостишье).
  • Сделайте упражнение совмещая с ходом, ускоряясь на легкий бег, подражая срезу травы, рубке деревьев и метению пола. При точном исполнении и выдох должен быть ровным, не сбиваться.
  • Держите спину прямо, склонитесь вперед и сделайте глубокий вдох.
  • При выпрямлении в изначальное позу, сделайте выдох и неспешно проговаривайте «ги-м-м-м-м.» синхронно совмещая с легким бегом.
  • Возвратитесь в положение прямой стойки. Глубоко вдохнув нагнитесь прямо, а руки объедините за головой. В этом же расположении выдохните и выпрямитесь, проговаривая «гн-н-н…», совмещая с легким бегом; Далее требуется исполнить задание для усовершенствования носового дыхания.
  • С прикрытым ртом проделываем небольшой носовой вдох, увеличивая ноздри, выдыхая легонько ударяем по ним кончиками пальцев. На основе прошлого примера, при выдохе медленно произносим буквы «М» и «Н» и легонько ударяем краешками пальцев по ноздрям по очереди.

Подготовка мышц неба

  • Проговорите согласные «К», «Г» три раза без остановки. Далее проговорите гласные «А», «О», «Э» тоже трижды, но при зевке.
  • Вдохните воздух ртом, как бы прополоскав его. Откройте рот и проговорите: «АММММ…АММММ», «А» должно быть чуть слышно, «М» – звучным и далее проделайте трижды.

Упражнение для губ и языка

  • Для отработки верхней губы проговорите: «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».
  • Расслабьте язык и повторите форму лопаты, уложив его на нижнюю губу, выговорите: «И», «Э», пять раз.
  • Языком примите подобие искривившегося крюка и проведите по небу кончиком языка, синхронно выговаривая «О», «У».
  • Вытягивайте букву «М» с прикрытым ртом и перемещая язык к губам, щекам и небу.

Упражнения, помогающие раскрыть и укрепить голос основной речи

  • Проговорите случайную скороговорку применяя исключительно согласные буквы, гласные соответственны будут глухими и продолжительными.
  • После это произнесите ту же скороговорку, только совершенным голосом. Старательно вслушиваясь в себя, вы ощутите эпицентр собственного речевого голоса, установите, в какое состояние артикуляционного аппарата звучит свободно и неподдельно. Повторите упражнение с наклонами головы, попеременно назад/вперед, вправо/влево.
  • Прочитайте скороговорку обозначенным приемом, но выставляя язык на губы, опуская и сменяя этим самым проговаривание гласных.
  • Основательно вдохните и замедлите дыхание (можно стиснуть нос ладошками) и вслух прочтите какой-нибудь текст. Выдохните и ещё раз через нос вдохните в тех отрывках текста, где это требуется по грамматике и смысловым паузам.

По окончании всех работ прочитайте текст снова, уже непринужденным голосом, и вслушиваясь в звучание, поняв разницу в произношении до и после исполнения заданий.

Упражнения для усовершенствования дикции

Данные упражнения для выработки дикции выполняют только после отработки вышеописанных заданий, которые ориентированы на исключение общераспространенных ошибок в произношении, вызванные малой развитостью аппарата речи. В случае возникновения вопросов по выполнению заданий, на YouTube вы сможете найти видео и наглядно посмотреть.

Упражнения для ослабленной нижней челюсти

  • Скажите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» сдерживая в этот момент, ладонью подбородок в постоянном состоянии, голова должна отклоняться назад. При звуке «Й» она принимает начальное состояние. Далее проделайте данный пункт в привычном положении, сравнивая, не зародилось ли чувство мышечной независимости.
  • Повторите упражнение, но с переворотом головы влево/вправо, попытайтесь дотянуться подбородком до плеч. При звуке «Й» голову опять верните в первоначальное расположение.

Податливое небо

  • Склоните назад голову и ополаскивайте гортань воздухом, проговаривая протяженно звук «М», но не выставляйте нижнюю челюсть. Постарайтесь сделать зевок с закрытым ртом.
  • Вдохните воздух носом и втяните щеки, кроме того челюсть потуплена, а губы в сжатом состоянии, на выдохе вытягивайте букву «М».

Упражнения для упрочения языка и рта

Каждое из перечисленных занятий непременно воспроизведите три раза подряд.

  • проговаривайте «БЯ», уложив язык на нижнюю губу;
  • выговаривайте «АС», активно работая языком вперед/назад;
  • выговаривайте подряд «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ», повторите трижды;
  • в целях поправки активности губ говорите «МБ», «ТВ», «БМ»;
  • сверните губы трубочкой и вытягивайте звук «М-М-М-М», потом улыбнитесь.

Упражнения на корректирование нехватки звука в говорящей полости рта

  • при прямолинейном и непосредственном состоянии тела на неторопливом выдохе скажите: «ССССССС…», «ШШШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРР», «РЬРЬРЬРЬ…»;
  • в такой же позе на напряжённом постоянном выдохе выговорите: «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое передается в неизменный звук «ФФФФФФФ…»;
  • закройте ладонью нос и рот, в такой позе постарайтесь промолвить звук «М», вслед за тем, уберите ладонь, прочтите какой-нибудь текст с максимальным числом «М», «Н».

Упражнения на прорабатывание неразвитого звучания в груди

  • Примите удобное положение тела, возложите ладонь на грудь, чтобы почувствовать пульсацию, а второй закройте рот для обследования собственного дыхания. Попытайтесь издать различные гласные: ласковый выдох – звук («УУУУУУ») – ласковый вдох. Если вы все проделываете безошибочно – то появиться желание зевнуть и легкость в зоне глотки.
  • Дальнейший шаг похожий, единственный в момент стона следует попытаться его растянуть и выговорить ударение легким ударом диафрагмы вглубь, потом нежный выдох.

Любое следующее задание повышает численность ударений на единицу и, таким же способом, нужно довести до пяти ударений один за другим.

Борьба с тяжелым дыханием при быстротечной беседе

  • Необходимо принять наклонное состояние и начать искать вымышленный предмет, параллельно проговаривая громко произвольное стихотворение, но наблюдайте за равномерным дыханием.
  • Прыжки через скакалку с синхронным проговариванием четверостишья так, так чтобы прыжки соответствовали слогам слов. Если задание, на первый взгляд, представится трудным, будет путаться речь и дыхание, рекомендуется понизить скорость и шаг за шагом их усиливать, доводя до максимума.

Вырабатывание диапазона и повышение голоса

  • Выберите какой-нибудь поэтический текст, состоящий из восьми или более строк, и примитесь проговаривать его таким способом, чтобы на начало строки выпал слабый уровень вашего диапазона и с каждой строкой он последовательно увеличивался, добившись предельного на заключительной.
  • После того как вы отработали это упражнение, начинайте с предельного и завершайте низким диапазоном собственного голоса.
  • По результатам удачного исполнения повышайте количество строк поэтического рассказа.

Тоже довольно действенная техника получила название «голосовое распевание». Выберите и пропойте любой понравившейся стих, используя сначала исключительно гласные буквы, а потом лишь согласные.

Другой способ (о нем мы уже говорили в самом начале) повторение скороговорок, наполнив рот грецкими орехами, декламация текста и распевание песенок, используя винную пробку, зажав ее между зубами. Первое время следует произносить медленно, потихоньку ускоряясь, внимательно наблюдайте за тем чтобы не проглатывать окончания и звуки.

Речь должна звучать правильно и звонко, над этим необходимо трудиться. Для этой цели подберите обожаемые четверостишья и читайте их попеременно, одна строка - громко, следующая - тихо, потом наоборот.

Не забывайте про интонацию голоса, читайте тексты со сменой чувств, грустно, весело, зло, страстно, с укором, с удивлением. Чем чаще вы будете проделывать данное упражнение и чем больше эмоций отработаете, тем богаче станет ваша техника речи.

Все чаще в профессиональной деятельности большое внимание предают технике речи, она становится своеобразным орудием труда. Поэтому непременно следует развивать и совершенствовать дикцию, постановку голоса и навыки делового и ежедневного общения. Так вы сможете создать положительный имидж, ибо находящиеся вокруг люди инстинктивно подпадают под влияние человека, умеющего красиво и внятно излагать свою речь.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте .

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина - в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником - прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном - держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит , и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем - глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» - самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» - самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем - на средней громкости и в конце - очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную . Живот должен быть расслаблен, а грудь - выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Всякий человеческий голос имеет свой тембр. Он может быть приятным (мелодичным, благозвучным, бархатным) и противным (скрипучим, писклявым, крикливым). Своим голосом человек способен создать ту или иную атмосферу. Удивительно, но смысл и суть произнесенных слов носят второстепенный характер. В первую очередь обращает на себя внимание музыка вашего голоса. Непроизвольно прислушиваешься к его тону, интонации и тембру. Обладатели сочных и насыщенных голосов привлекают, притягивают и имеют особый магнетизм. Неприятные же, напротив, отталкивают и раздражают окружающих. С такими людьми мало кто жаждет общаться. Поэтому многих интересует ответ на вопрос о том, как сделать голос красивее.

Природный и приятный голос

Естественный и свободный голос называют природным. Он максимально отображает внутренний мир человека. С самого рождения мы имеем сильный голос (в подтверждение тому достаточно вспомнить любого здорового младенца). Однако природные возможности голосового аппарата основная масса людей использует всего на 5-10 процентов.

Приятный голос охватывает все частоты: низкие, средние и высокие. Он является своеобразным отображением личности человека. Если глаза - это зеркало души, то по голосу можно распознать различные черты характера. У лживого и подлого человека он звучит не особо приятно. Если придавать этому значение и обращать внимание на человеческий голос, то достаточно легко определить уровень развития собеседника, его настроение и состояние здоровья, а также истинные намерения. Еще одна распространенная причина - зажимы (внутренние напряжения), которые лишают его свободы. В связи с этим тембр становится беднее, пропадают как сочные, теплые, низкие краски, так и звонкие, высокие. Поэтому обладатели таких голосов задумываются, как сделать голос красивее.

Многообразие звукоизвлечения

Человек может извлекать звук, вовлекая в этот процесс все тело. Оно резонирует в силу своей природы от макушки до пяток. Однако из-за наличия зажимов (внутренних напряжений) вибрации не проходят через все тело, а сохраняются на уровне горла. Поэтому распространено такое словосочетание, как "говорить горлом". Это, безусловно, обедняет окраску звука. Специалисты утверждают, что звук можно извлекать разными способами:

  • Говорить горлом.
  • Говорить ртом.
  • Говорить грудью. То есть умение наполнять голосовыми вибрациями грудь.
  • Говорить животом. Это способность наполнять вибрациями живот.

Внешние факторы воздействия на тембр и красоту голоса

Для укрепления поддерживающих осанку мышц следует как можно чаще посещать бассейн или плавать в водоемах. Совместно со специальными голосовыми упражнениями это дает ошеломляющий результат. Об отдыхе и продолжительности сна также не нужно забывать. Многие вокалисты справедливо замечают, что звучание голоса напрямую зависит от того, во сколько лечь спать и в какое время проснуться. Скорость речи также поддается контролю. Для этого необходимо быть в определенной степени расслабленным и внутренне спокойным. Благодаря этому голос будет звучать гораздо богаче, сочнее и приятней. Однако невозможно добиться результата искусственным замедлением речи. Если вы неоднократно задумываетесь, как сделать голос красивее, то знайте, что это более чем реально. Если с ним поработать, то можно добиться благозвучных обертонов, легкого и правильного интонирования. Следует помнить, что голос тесным образом связан с вашей личностью и неповторимой индивидуальностью. Поэтому, возможно, вам в некоторой степени придется изменить себя. Приятный голос необходимо иметь не только для того, чтобы петь. Во время собеседования, переговоров или презентаций он также играет главную роль.

Важные подготовительные этапы

  1. Оздоровление всего организма . В первую очередь нужно избавиться от болезней, которые связаны с горлом. Это ларингит, простуда и прочие. Обратитесь за консультацией к фониатору. Однако процесс звукоизвлечения связан с вибрациями всего тела, а не только горла. Поэтому если у вас есть проблемы с пищеварительной системой, сердечно-сосудистой и легочной, то уделите им должное внимание. Иначе внезапного кашля, одышки, боли в гортани и быстрой утомляемости вам не избежать. На правильную постановку дыхания влияет остеохондроз и искривление позвоночника, что мешает извлечению звука и вызывает охриплость. Подавление эмоций и психологическая зажатость лишают артикуляционной четкости.
  2. Правильное питание . В идеале было бы неплохо отказаться от острой, жирной и соленой пищи, а также от чрезмерно горячего или сильно холодного. Если для вас это очень сложно, то постарайтесь хотя бы включать в рацион такие продукты, которые обогащены витаминами В и С. Это могут быть: апельсины, капуста, печень, рис, шпинат, яйца и другие. Не стоит употреблять за день до важного события семечки, орехи и томаты.
  3. Бросить курить . Вы наверняка слышали о вреде сигарет и папирос. Ни для кого не секрет, что курение негативно влияет и на голосовые связки. Поэтому скорее избавляйтесь от вредной привычки.

Упражнения для голоса

Существует ряд упражнений, которые помогут вам достичь желаемого результата.

1. Постановка дыхания.

  • Глубоко вдохните и сделайте резкий выдох. Представьте, что вы задуваете свечу. Получилось? Теперь тремя предельно короткими выдохами задуйте сразу три свечи, а затем пять. После ежедневных тренировок вы освоите эту технику.
  • Совершите пять длинных и шумных вдохов носом, как будто вы вдыхаете аромат любимого парфюма. После чего сделайте такое же количество выдохов ртом.
  • Представьте себе, что вы едете в лифте, и вам нужно объявлять этажи. Чем ниже этаж, тем ниже будет голос, и наоборот.

2. Работа над артикуляцией.

Говорить отчетливо и ясно для окружающих требуется повсюду. Как на важных переговорах, так и в любой другой ситуации. Такие упражнения рекомендуется выполнять глядя на себя в зеркало, так как это помогает следить за мышцами лица.

  • Представьте себе, что ваш язык стал на мгновенье малярным валиком. Теперь вам надо покрасить нёбо очень тщательно.
  • Вообразите, что вы - лошадь, пофыркайте. При этом зубы должны быть сомкнуты, а губы максимально расслаблены, и через них выпускайте воздух с характерным "Фррр".
  • Вытяните губы вперед и немного наружу. Постарайтесь не двигать головой, но при этом рисовать ими различные картинки - от фруктов до сложных композиций.

Красивые голоса мира

О великолепном и сильном вокале мечтают исполнители-новички. Безусловно, многое зависит от природных данных. Однако для достижения поставленной цели нужно регулярно заниматься с профессиональными педагогами, вести здоровый образ жизни, постоянно уделять время определенным тренировкам. Существуют такие голоса, которые восхищают своей силой и звучанием, они становятся примером для подражания.

Топ-10 лучших голосов

  • Рене Флеминг (сопрано). Это самый фантастический и красивый женский голос. Она написала очень полезную книгу о технике вокального мастерства "Внутренний голос".
  • Плачидо Доминго (тенор). Обладатель виртуозного и богатого голоса. Исполнитель очень сложных партий.
  • Лео Нуччи (баритон) имеет мощный, гибкий и самый красивый голос.
  • Крассимира Стоянова (сопрано). У нее прозрачно и чисто звучат верхние ноты.
  • Сэмюэль Рэми (бас). Мощный и фактурный голос.
  • Нетребко Анна (сопрано). Имеет блестящий тембр и безупречную вокальную технику.
  • Ильдар Абразаков (бас).
  • Роберто Аланья (тенор).
  • Сергей Лейферкус (баритон). Универсален как в оперном, так и камерном жанре.
  • Юрий Марусин (тенор).

Заключение

Каждый голос имеет свой тембр. Он может быть приятным и завораживать своим звучанием, а может раздражать и "резать" слух. На его красоту немало воздействуют внешние факторы. Это и осанка, и скорость речи, и степень "выспанности". Для того чтобы иметь самый красивый голос, нужно придерживаться ряда правил. Следить за здоровьем своего организма, не курить и правильно питаться. Также следует выполнять определенные упражнения для голоса, которые помогут достичь желаемого результата. Существуют такие голоса, которые восхищают своей силой и звучанием, именно они становятся примером для подражания.

Голос – важнейший инструмент общения человека с окружающими его людьми. С его помощью можно как завоевать доверие оппонента, так и сразу оттолкнуть, произведя негативное впечатление. Упражнения для развития голоса смогут придать ему красивое звучание и решить многие проблемы.

Дыхательные упражнения для голоса представляют собой практики из йоги для развития речевого дыхания. Наиболее известными является комплекс, разработанный Александрой Стрельниковой. Он создан для тренировки и массажа мышц, принимающих участие в звукообразовании. Упражнения помогают разворачивать легкие, увеличивая их объемность. Особое внимание уделяется вдоху.

Комплекс упражнений для новичков включает 3 основных занятия.

Упражнение №1

Стоим прямо, локти книзу. Делаем короткий шумный вдох – руки сжаты в кулаки. Разожмите ладони, синхронно выдыхая воздух в произвольной форме (через нос или рот).\

Один цикл включает 4 вдоха. После идет перерыв в 4 – 5 секунд. Всего потребуется провести 24 цикла, в каждом из которых по 4 вдоха-выдоха.

Важные моменты:

  • контролировать момент выдоха не надо – основной акцент на шумном вдохе;
  • задержек воздуха на вдохе либо выдохе быть не должно;
  • если закружилась голова, то упражнение можно выполнять сидя (спина строго прямая).

Упражнение № 2

Стоим прямо, ладони сжаты в кулак, прижаты к талии. Делаем короткий шумный вдох носом. В это же время опускаем кулаки к полу, разжимая пальцы. Возвращаемся в исходное положение. Выдох свободный, руки возвращаются в первоначальную позицию.

Цикл равен 8 движениям. Затем следует короткий отдых – 3…5 секунд – и следует новый цикл.

Важные моменты:

  • на вдохе необходимо напрягать область плечевого пояса;
  • рот при выдохе широко раскрывать не нужно;
  • упражнение можно делать лежа/сидя.

Упражнение № 3

Встаньте прямо. Слегка наклонитесь вперед, скруглите спину, голова опущена книзу. Делаем короткий шумный вдох через нос, слегка распрямляем спину и свободно выдыхаем.

Цикл включает 8 вдохов-выдохов. Затем короткий перерыв и повтор цикла.

Гимнастика для улучшения дикции и артикуляции

За разборчивость речи и четкость слов отвечает дикция. Как развить хорошее произношение? С этой целью необходимо тренировать подвижную часть артикуляционного аппарата.

Любое упражнение для развития дикции является продолжением дыхательной гимнастики.

Чтение с карандашом

Берем карандаш передними зубами, не прикасаясь к нему языком. Вслух проговариваем звуки, в произношении которых губы участия не принимают, – к, г, й, н, л, д. Затем их смягчаем. Потом присоединяем к ним гласные звуки.

Громко читаем любую книгу с карандашом в зубах. Озвучивать нужно по две – три страницы. Заниматься надо каждый день.

Сочетание определенных согласных и гласных звуков

Во время выполнения упражнения нужно произносить сочетание трех согласных звуков с одним гласным. Миксовать необходимо комбинацию звуков КТП с гласными буквами Ы,О,Э,И,А,У. (Пример: ктпы-ктпо-ктпэ-ктпи-ктпа-ктпу). Очередность согласных можно менять, но завершающий звук всегда гласный.

Согласные звуки могут быть другими – БГД, ЖРЛ, МЛР. Гласные остаются без изменений.

Проработка сложных в произношении звуков

У каждого человека есть свои звуки, на которых он периодически «спотыкается». Чаще всего это Р, Ц, Л.

Нужно составить предложения, включающие проблемные согласные как можно чаще, и ежедневно произносить их вслух, четко проговаривая все буквы.

Произношение гласных звуков

Вначале проговариваем гласные буквы И, Ё, О, Я, А – каждую по 4 раза – без звука, а затем вслух. Рот открываем широко, нижняя челюсть двигается без напряжения.

Чтение стихов вслух

Читаем любые стихи вслух, делая раскатистые акценты на звуках Я, А, И, Э, Ё.

Скороговорки

Нужно вслух проговаривать любые скороговорки. В начале занятий это нужно делать медленно, постепенно ускоряясь. Очень важно, чтобы звуки произносились четко и ритмично.

Можно попробовать начать осваивать . Тренируясь каждый день, вы обязательно освоите ее.

Орехи

Орехи во рту – это старинный метод улучшения дикции. Еще древние ораторы успешно оттачивали свою дикцию таким способом, используя вместо орехов камешки.

Нужно взять горсть орехов и положить их в рот. Произносить вслух скороговорки, четко проговаривая все слоги. Заниматься ежедневно по 20 минут.

Количество и размер орехов определяется индивидуально, главное следите чтобы у вас не было рвотного рефлекса, который определенно будет мешать упражнениям.

Тренировка мышц речевого аппарата

Занятия для укрепления нижней челюсти включают следующие упражнения:

  • Открываем рот и задерживаем нижнюю челюсть опущенной на 5 секунд. Затем медленно закрываем рот.
  • Совершаем опущенной нижней челюстью движения вправо – влево. Выполняем их в медленном темпе.
  • Опущенную нижнюю челюсть выносим вперед и возвращаем в естественное положение. Проводит занятия в медленном темпе.

Тренировка мышц языка обязательна. Малоподвижные, слаборазвитые мышцы языка становятся причиной неразборчивой речи. Упражнения будут следующими:

  1. Нужно сворачивать язык в трубочку.
  2. Высовываем язык так далеко изо рта, насколько получится. Совершайте им движения вверх-вниз-вправо-влево.
  3. Облизывайте губы, уделяя особое внимание уголкам рта.
  4. Активно цокайте языком.

Упражнения необходимо выполнять в свободном темпе, без напряжения мышц.

Занятия для укрепления лицевых мышц и губ включает следующие упражнения:

  • Рот закрыт. Поднимайте/опускайте губы, не открывая десен. Мышцы лица напрягаться не должны.
  • Растягивайте губы в закрытой улыбке, а потом складывайте их в трубочку.
  • Проводите массаж губ: нижними зубами аккуратно мните верхнюю, а верхними – нижнюю.
  • Сложите губы в трубочку и совершайте ими движения вправо-влево.

В тренировке нуждаются и мышцы глотки.

  • Нужно по очереди повторять звуки И, У. Вначале шепотом, потом вслух. Вы должны чувствовать напряжение мышц в районе горла. Всего 15 повторов. Упражнение помогает в разработке подвижности мышц гортани.
  • Через сжатые зубы нужно втягивать воздух.
  • Вытягиваем губы «уточкой» и втягиваем в себя воздух.
  • Имитация пережевывания пищи. Сначала с открытым, потом с закрытым ртом. Нагрузку получают мышцы гортани, мягкого нёба, языка, губ и глотки.

Гимнастика, развивающая силу голоса

  • Нужно вслух проговаривать пары слогов АМ-ОМ, УМ-ЭМ, ЫМ-ИМ. При этом первая из них должна звучать громко, а вторая – тише.
  • Необходимо вслух озвучивать слоги «АЙ-АЙ-АЙ», «ОЙ-ОЙ-ОЙ», «ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ» в последовательности звонко-приглушенно-звонко.
  • Надо имитировать собачий рык, пароходный гудок, жужжание пчелы, комариный писк. Звуки произносятся вначале по возрастающей и с последующим затиханием так, если бы воображаемый объект сначала приближался, а потом удалялся.
  • Пропеваем вслух в виде музыкальной гаммы следующие слоги: МА-МО-МУ-МЭ-МЫ-МИ. Вначале по порядку, потом в противоположном направлении.

Каждое упражнение необходимо сделать 3 раза. Очень важно дышать равномерно.

Улучшаем тембр голоса

– индивидуальная особенность. На него влияет строение голосовых вязок, форма, объемность резонаторов. Изменить его невозможно, но улучшить, украсив обертонами, – вполне решаемая задача.

Комплекс упражнений, способствующий совершенствованию и улучшению выразительности голосового тембра, включает следующие занятия:

  • Встаньте. Спина прямая. Зафиксировав подбородок, потянитесь шеей вперед. Зафиксируйтесь на две – три секунды. Потом запрокиньте голову и снова задержитесь. Выполните серию движений вперед-назад до приятного утомления. Движения нужно сопровождать произношением слов «вперед – назад».
  • Рот открыт. Язык выдвинут вперед, вниз. Склоните голову по направлению к груди. Потяните язык к носу и синхронно с движением приподнимите голову, не запрокидывая. Напрягите мышцы шеи. Выполнить 6 – 8 раз.
  • Сделайте глубокий вдох. Выдыхая воздух, вслух озвучиваем слово БОМ (с акцентом на последнем звуке) так, чтобы в верхней губе ощущалось четкое вибрирование.
  • Глубокий вдох. На выходе воздуха проговариваем слоги МО-МОО, МУ-МУУ, МИ-МИИ, МЭ-МЭЭ. Первый слог звучит коротко и четко, второй – на распеве, протяжно.
  • Исходное положение – стоя прямо, руки скрещены на груди. Делаем небольшой наклон вперед и на выдохе громко, протяжно произносим звуки У, О. Потом на выдохе пропеваем слова МОЛОКО, ОКО, ОЛОВО, ОКНО.
  • Произносим вслух слова ГАЛЯ и ГОЛУБЬ, имитируя украинское произношение звука «г». Горло напрягать не нужно. Звук должен идти из живота. ГАЛЯ произносим резко, а ГОЛУБЬ – произносим нараспев. Повторить упражнение 8 раз. Нужно обязательно записывать упражнение на диктофон. Это поможет понять, появилось ли какое-либо изменение в тембре голоса.
  • Цокайте в течение одной минуты языком, имитируя топот лошадиных копыт. В ходе выполнения упражнения изменяйте положение губ: вначале они сложены в трубку, в конце – растянуты в широкую улыбку.
  • Рот открыт, нос зажат пальцами. Нужно дышать только через рот. В это время необходимо читать вслух любой текст.
  • Голова опущена, прижата подбородком к груди. На выдохе надо озвучивать звук О или У (о-о-о или у-у-у), пока хватит воздуха. Во время произношения звуков нужно слегка похлопывать по верхней части груди, усиливая имеющуюся вибрацию. Это упражнение для развития тембра способствует улучшению звучания грудных звуков.

Многие люди любят петь и хотели бы разработать свой голос. Существует бесконечное количество разнообразных методов тренировки вокала, здесь представлены самые эффективные и безопасные из них. Учтите, что это займет какое-то время, и при этом вы столкнетесь с трудностями. Будьте настроены с энтузиазмом. Вы можете практиковаться в свое свободное время для творческого саморазвития или в качестве подготовки к будущим профессиональным занятиям. Используйте данные методики как инструмент для нахождения своего индивидуального подхода. Все наши голоса уникальны и прекрасны по-своему, поэтому цените этот дар. Получайте удовольствие, тренируя свой голос!

Шаги

    Ознакомьтесь с «Советами», представленными ниже, прежде чем приступать к следующим шагам. «Советы» содержат определенные указания к правильному пению, затрагивая такие аспекты, как поднятие мягкого неба, правильное дыхание и осанка, положение челюсти и др. «Шаги» содержат распевки, которыми можно дополнить вокальные занятия.

    Начните с основной распевки "до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до", одновременно проигрывая и повторяя голосом соответствующие ноты на клавиатуре пианино. Вернитесь к исходной ноте «до», пропев все в обратном порядке: "до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до."

    Распевка нот "до ре ми фа соль фа ми ре до". Начните со звука «а» на ноты "до ре ми фа". Продолжите звуком "я" на ноты "соль фа ми ре до". Нота "соль" выше "фа" на одну ступень. Следовательно, нужно пропеть "я" на ступень выше, прежде чем спуститься обратно по гамме. Старайтесь применять плавный переход между нотами. Это называется легато.

    Пропойте гласную «а» нотами "до ми соль ми до". Разделите их на два слога: «до ми соль» и «ми до». Попробуйте выполнить эту распевку в стаккато, то есть отрывисто, отделяя каждую ноту. Желательно положить руку на живот, чтобы убедиться в правильности выполнения упражнения. Каждый слог должен вызывать слабую вибрацию в животе, так как воздух отталкивается от диафрагмы.

    Распевка "и-я" на ноты "до ре ми фа соль ми до". "И" вы должны пропевать нотами "до ре ми фа" в легато, то есть плавно соединяя ноты. "Я" нужно петь в стаккато нотами "соль ми до". Для выполнения этого упражнения требуется практика, так как при этом происходит переключение между двумя манерами исполнения. Пропевая «и», старайтесь сохранять челюсть расслабленной и не открывайте рот слишком широко, оставив небольшое округлое отверстие. Так вы добьетесь теплого, объемного звука. Пропевая «я», также не расширяйте ротовую полость. Чтобы проконтролировать правильность выполнения упражнения, лучше держать руку на животе в районе диафрагмы.

    Если вы замечали, нота «до» встречается несколько раз на клавиатуре пианино. Весь интервал от одной «до» до следующей называется октавой. Когда диапазон вашего голоса расширится, вы сможете петь несколько октав. Пианино будет очень полезно для практики. Нажмите клавишу «до». В зависимости от типа вашего голоса, она может находиться в любой части клавиатуры. При выборе исходной точки учитывайте, что в этом упражнении ваш голос будет подниматься вверх. Начните с октавы, которую вам удобно петь. Если вы не знаете свой тип вокала, испробуйте различные варианты и определите, что вам подходит больше. Нажмите клавишу «до» и повторите звучащую ноту своим голосом. Протяните ее подольше. Потом нажмите клавишу «до» на октаву выше и также постарайтесь попасть в нее и протянуть. Если она окажется слишком высокой для вас, попробуйте начать с более низкой октавы или вместо этого поднимайтесь на пол-октавы: от «до» до «соль». После верхней «до» вернитесь к нижней и протяните ее как можно дольше. Для начинающих этого может быть достаточно для первого дня упражнений с октавами. Если вы захотите продолжить, попробуйте то же самое с нотой «ре» и с другими нотами в зависимости от диапазона. Это упражнение поможет развить ваши вокальные возможности. Старайтесь не перенапрягать свой голос.

    В сольфеджио используются ручные знаки для каждой ноты. Они легко запоминаются, помогая соединить зрительный образ с мышечно-моторным чувством. Нота "до" обозначается кулаком, нота "ре" - ладонью, смотрящей немного налево и вниз, при этом большой палец указывает в вашу сторону. Обозначение ноты "ми" – ладонь внутренней стороной вниз, кончики пальцев указывают налево, а большой палец в вашу сторону. Нота "фа" – наполовину сжатая ладонь, кончики пальцев указывают вниз. Нота "соль" – прямая раскрытая ладонь внутренней стороной, направленная к вам, кончики пальцев устремлены налево. Обозначение ноты "ля" – ладонь в форме чашки, смотрящей вниз. Нота "си" – кулак с указательным пальцем, направленным вверх и немного влево. После прохождения всех ступеней звукоряда сожмите кулак снова, обозначив этим возврат к исходной ноте "до". Вы освоите систему ручных знаков, повторяя эти обозначения снова и снова. Это может оказаться очень интересным и полезным занятием, и вы сможете обозначать ноты во время их исполнения.

    Начните с ноты "до", используя при ее исполнении ручное обозначение. Протяните ее подольше, потом спойте ноту "ре", также обозначив ее при этом рукой. Затем вернитесь к ноте "до". Ваша задача – продвигаться с каждым разом все дальше и петь сначала "до" и "ми", потом "до" и "фа", "до" и "соль", "до" и "ля", "до" и "си", "до" и "до" октавой выше и так далее, насколько пожелаете.

  1. Если ничего из этого не сработало, попробуйте походить на занятия. Вы можете найти преподавателя по вокалу в интернете или в газете. (Скорее всего, это будет не бесплатно!)

    • Во время громкого или тихого пения должно использоваться одинаковое количество воздуха, и в обоих случаях голос не должен напрягаться. Использование диафрагмы во время дыхания помогает контролировать этот процесс. Также можно попробовать вытягивать вперед поочередно правую и левую руки. Эта техника помогает научиться добавлять громкость голосу во время пения форте или фортиссимо.
    • Мягкое нёбо должно быть всегда приподнято. В ротовой полости должно образоваться достаточно пространства, чтобы голос звучал объемно. Опускайте язык как можно ниже, губы должны принять округлую форму, создавая маленькое отверстие. Не раскрывайте челюсть слишком сильно, чтобы не нарушать оптимальной формы ротовой полости.
    • Выбирайте подходящие вам по диапазону песни (которые вам комфортно исполнять).
    • Пейте больше воды.
    • Вкладывайте эмоции в пение и выражайте их на лице.
    • Вдохните воздух, потом зажмите нос рукой. Такое же ощущение должно быть у вас во время пения. Учитесь не выдыхать воздух через нос, когда поете.
    • Начинайте с предполагаемой высоты ноты, чтобы подстроиться под нужный тон. Увеличивайте или уменьшайте высоту ноты голосом наподобие сирены, пока не попадете в искомую ноту. Вы услышите и почувствуете, когда это произойдет.
    • Расставьте ноги по ширине плеч. Не блокируйте колени, так как длительное пребывание в таком положении может привести к потере сознания. Выпрямите спину, шея должна быть её продолжением. Не наклоняйте голову в сторону. Повернитесь вперёд и сохраняйте расслабленное положение.
    • При пении грудным вокалом в нижнем отрезке диапазона голос обычно имеет глубокий оттенок. При пении в головном регистре голос звучит мягче и нежнее. Пение микстом является смешением обеих техник, и при этом вы чувствуете вибрацию в скуловых костях. Регистры определяют, какие части вашего тела резонируют во время пения. Вы поймете, в каком регистре поете, определив границу между двумя регистрами. Спойте ноту из нижнего отрезка вашего диапазона. Постепенно увеличивайте высоту ноты, двигаясь вверх на одном дыхании. На определенной высоте ваш голос оборвется, это и является естественной границей. Ноты в отрезке до границы вы поёте в грудном регистре. Все, что выше границы, вы поете более мягким голосом (фальцетом) в головном регистре. Микст, находящийся где-то между этих двух различных принципов пения, используется при исполнении пограничных нот, то есть в пределах вашего грудного диапазона ближе к границе между регистрами.
    • Положите на живот обе руки одна на другую. Дышите через нос глубоко и размеренно, при этом живот должен расширяться. При выдохе мышцы живота должны слегка сокращаться. Вдыхать нужно как можно глубже, чтобы воздуха хватило на пропевание длинных нот и фраз, а также для возможности исполнения легато. Выдох должен быть медленным и постепенным, чтобы сохранить как можно больше оставшегося воздуха до следующего вдоха.
    • Четко произносите согласные звуки в песне. Также можно акцентировать определенные слова.
    • Настройка голоса предполагает исполнение точной ноты, не перетягивая или не недотягивая ее. Вы должны петь в тон аккомпанирующему инструменту, к примеру, пианино, и воспроизводить соответствующие ноты, не допуская отклонений от камертона ниже или выше. Спойте определенную ноту, при этом мягко надавливая указательным пальцем в центр лба. Это производит психологический эффект, помогающий многим певцам в дальнейшем попадать в ноты.

    Предупреждения

    • Давайте отдохнуть своим голосовым связкам, пейте больше жидкости.
    • Старайтесь не перенапрячь голос.
    • Если вы испытываете физическое напряжение или даже боль во время пения, прекратите занятия. Это может быть вызвано использованием неправильной техники. Проконсультируйтесь с репетитором по вокалу, руководителем хора или со специалистом по голосовым связкам. Вам покажут, что вы делаете неправильно, и как исправить свою технику.
    • Стоит избегать совершения следующих распространенных ошибок: пение на улыбке, пение с сипотцой, зажатое солнечное сплетение, нагнетание слишком большого количества воздуха, форсирование голоса в попытках превысить границы своего естественного диапазона. Это основные причины поражения голосовых связок.
Поделиться: