Казахский народный костюм. Тема: Казахская национальная одежда Проверка усвоенных знаний

Тема : Казахский народный костюм.

Цели :

Образовательная : ознакомить учащихся с образцами казахской национальной одежды,научить рисовать простейшие виды одежды.

Развивающая :развитие воображения, памяти, художественно-творческих способностей.

Воспитывающая: воспитывать общую эстетическую культуру, художественный вкус, привить любовь к традиционному искусству.

Оборудование : образцы народной одежды.

Ход урока

Орг.момент . Психологический настрой. Проверка подготовки рабочих мест.

Урок начинается,

Проверить пологается,

На столе ли все в порядке

Краски, кисточки, альбом?

Есть девиз у нас такой:

Все что нужно - под рукой.

Вступительная беседа .

Национальная казахская одежда – памятник истории. Одежда у казахов очень разнообразна. Она бывает женской и мужской.

Женская Мужская

саукеле чапан етик айыр калпак чапан жарган

кимешек мяси кебис тумак ичиг саптама етик

борык такия

(Показываю по книге)

Между праздничной и повседневной одеждой не было большой разницы. Праздничная одежда сшита более аккуратно, украшена узорами, вышивками.

Повседневную одежду шили из простого материала или шерсти.

Головные уборы очень разнообразны. Но есть среди них один, который бывает и мужским и женским – это тюбетейка.

Обьяснение последовательности работы .

Внимательно рассмотрите образцы тюбетеек, а потом последовательно по этапам нарисуйте их. Обратите внимание на элементы узора, которым украшены тюбетейки. Постарайтесь передать их как можно точнее. Когда эскизы будут готовы раскрасьте тюбетейки.

Практическая работа .

Закрепление нового материала .

Заполнение кроссворда.

    Одежда, сшитая очень аккуратно, украшена узорами, вышивками.

    Женский головной убор.

    Казахская национальная одежда, сшитая из простого материала из шерсти.

    Головной убор мужской и женский.

    Тюбетейка на казахском языке.

Рефлексия . Итог занятия. Разбор и показ лучших работ.

Акмолинская область

Буландынский район

Урок технологии в 7 классе


Цели урока:
Обучающая:
Воспитательная: Развивающая:

Тип урока: урок изучения новой темы.
Методы: Наглядность: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации женского и мужского национального костюма, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: Межпредметная связь: Ход урока.

1. Организационный момент.


Сегодня мы посетим три юрты, в которых увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем о казахской национальной одежде, посетив вторую юрту мы узнаем об орнаменте, а в третьей юрте нас ожидает творческая мастерская.

Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек.

Традиционный костюм казахской женщины состоял из длинной рубахи «койлек» с прямым воротником и застежкой, штанов, халата «шапан», головного убора, пояса с металлической бляхой и сапог «саптама».

С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами.

К обновленному комплекту прилагался и длинный приталенный жилет с металлическими пряжками или пуговицами, расшитый серебром и аппликациями.

В качестве верхней одежды казахские женщины носили «шапан» - длинный халат с рукавами.

Красный «шапан» из дорогой ткани в комбинации с нарядным головным убором «саукеле» стал неотъемлемым атрибутом любой казахской невесты. Шили его из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым.


Незамужние девушки носили тюбетейки «такыя» и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «уки» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Самая красивая из тюбетек –это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность такии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества.

Замужние казашки носили двух компонентные белоснежные головные уборы - на голову одевалась сначала нижняя часть «кимешек», а сверху наматывались полосы ткани, формируя тюрбан.

Мужская одежда казахов состояла из нательной рубахи (квйлек) и
Поверх рубахи мужчины носили недлинную (до середины бедер или до колен), сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами распашную одежду. Наиболее распространенным названием такой одежды является
камзол (камзол) или бешпент (бешмет). Шили камзолы из плотных хлопчатобумажных материй, плиса, шерстяных тканей, бархата, шелка, с длинными или короткими рукавами, а иногда и вовсе без рукавов.

В холодное время года
Самый распространенный и обязательный элемент верхней одежды: просторный
- шапан. Халаты шили из разнообразных тканей: легких и плотных, однотонных и цветных. «Шапаны» утепляли слоем шерсти или ваты. Казахи носили халаты во все времена года

Обязательной частью мужского костюма были Кожаные пояса кiсе с подвесками- сумочками (окшантай), ножнами и табакеркой часто украшались бляхами, которые изготавливались из железа, латуни, меди, иногда покрывались серебром, чернёным узором и чеканкой.

Мужчины постоянно, даже дома, носили головной убор . Обязательной была круглая матерчатая шапочка - такия/кепеш.
Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом казахи носили легкие войлочные
шляпы (калпак) и шапку с меховой опушкой (борiк), зимой надевали шапки особого покроя (тымак или малакай).

В 19 в. самой распространенной мужской обувью были простые кожаные сапоги с закругленными носками и низким каблуком, сшитые на одну колодку, без различия на левый и правый. Сапоги различались по сезонам. Зимние сапоги были высокие, с широкими голенищами, так как одевались на войлочные чулки.

А что бы расширить ваш словарный запас в изучении казахских слов предлагаю вам словарик с названиями на казахском и русском языках элементов национального костюма. (словарик)

Учитель: Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. В одежде отражается исторически обусловленные стороны материальной и социальной жизни народа, специфика хозяйства, возрастные различия. Одежда служила не только по основному назначению, но и для удовлетворения эстетических потребностей. Национальную одежду шили из разных тканей, простых- для повседневности, из дорогих – для праздника. Мех и кожа были главными материалами, из которых изготавливались казахская одежда, и, впоследствии, с развитием торговых путей в обиходе кочевого народа появились новые ткани - хлопок, шелк и бархат. (

Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока.
-А кто мне назовет противоположный термин к импорту?

-Ответы учащихся – Экспорт .

Что это?

Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно).

Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвую разные государства?

Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:



Звучит кюй Курмангазы «Аксак кулан» (слайд).

- Ч еловека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшенно орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.

Орнамент –

Основной закономерностью орнамента является

    Зооморфные

    Космогонические

    Растительные

    Геометрические

Задание №2

Молодцы все справились с заданием хорошо. А сейчас мы с вами выполним небольшое тестирование, посмотри, на сколько, внимательны вы были на уроке.

Задание №3 ТЕСТ - контроль знаний.


А) женщин.
Б) девушек.
В) невесты. 2. Одежду украшали:
А)только тесьмой.
Б) только орнаментами.

А) зооморфный, треугольный, космогонический, восточный;

В) геометрический, космогонический, изобразительный, орнаментальный.

А) платья, блузки, кимешек, чапан; Б) детская одежда, белье, платки;


А)в оформлении интерьера; Б) дизайн одежды, посуды, В) оформление сайтов, фотоиндустрия; Г) все ответы верны

После учащиеся обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку и ставят оценку.

(

А теперь настало время заглянуть в третью юрту - эта юрта народных мастеров- творческая мастерская.

Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов. Вот и ваше домашнее задание: (


Учитель: На этом наше занятие подошло к завершению, огромное спасибо за урок!

Рефлексия: Дети оставляют стикеры на рисунках с изображением своего настроения.

Все замечательно, есть идеи! Я что-то не понял…. Все хорошо, было интересно.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Технология

Описание:

Акмолинская область

Буландынский район

КГУ «Журавлевская средняя школа». Учитель технологии Лойко Ирина Анатольевна.

Урок технологии в 7 классе

Тема урока: Национальная казахская одежда
Цели урока:
Обучающая:
познакомить учащихся с видами казахской национальной одеждой, с разновидностью казахского орнамента и его значением.
Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, трудолюбие, уважение к культуре и традициям казахского народа.
Развивающая: развивать дизайнерские и художественные способности.

Тип урока: урок изучения новой темы.
Методы: объяснительно-иллюстративный.
Наглядность: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации женского и мужского национального костюма, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: интерактивная доска, клей, ножницы, маркеры.
Межпредметная связь: казахский язык, рисование, история.
Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа учителя.
Звучит казахская национальная музыка.

«Казахская национальная одежда» (1 слайд)

Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в ближайший казахский аул. Конечно, сейчас в наше время нет таких поселений, но всё же юрта древнейшее и в то же время остаётся современным жилищем кочевников-чабанов.
Сегодня мы посетим три юрты, в которых увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем о казахской национальной одежде, посетив вторую юрту мы узнаем об орнаменте, а в третьей юрте нас ожидает творческая мастерская.

Звучит кюй Курмангазы «Сары Арка».

А вот и первая юрта. «Казахская национальная одежда» (слайд 2)

Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек.

Традиционный костюм казахской женщины состоял из длинной рубахи «койлек» с прямым воротником и застежкой, штанов, халата «шапан» , головного убора, пояса с металлической бляхой и сапог «саптама».

С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами.

К обновленному комплекту прилагался и длинный приталенный жилет с металлическими пряжками или пуговицами, расшитый серебром и аппликациями.

В качестве верхней одежды казахские женщины носили «шапан» - длинный халат с рукавами.

Красный «шапан» из дорогой ткани в комбинации с нарядным головным убором «саукеле» стал неотъемлемым атрибутом любой казахской невесты. Шили его из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым.

Головные уборы у женщин носили в основном социальный и возрастной характер.
Незамужние девушки носили тюбетейки «такыя» и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «уки» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Самая красивая из тюбетек –это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность такии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества.

Замужние казашки носили двух компонентные белоснежные головные уборы - на голову одевалась сначала нижняя часть «кимешек», а сверху наматывались полосы ткани, формируя тюрбан.

Мужская одежда казахов состояла из нательной рубахи (квйлек) и штанов, верхней плечевой распашной одежды и шаровар. Верхняя распашная одежда носилась навыпуск, полы запахивались слева направо. Штаны и нижние (ламбал), и верхние (шалбар) шили одинаковыми по покрою, широкими в шагу и у пояса, недлинные штанины обычно заправляли в сапоги. Шалбар изготавливали из верблюжьей домотканой материи, кожи, замши, а с 19 в. - из бумажных тканей темного цвета или из яркого бархата. С этого времени получают распространение верхние штаны русского покроя.
Поверх рубахи мужчины носили недлинную (до середины бедер или до колен), сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами распашную одежду. Наиболее распространенным названием такой одежды является камзол (камзол) или бешпент (бешмет). Шили камзолы из плотных хлопчатобумажных материй, плиса, шерстяных тканей, бархата, шелка, с длинными или короткими рукавами, а иногда и вовсе без рукавов.

В холодное время года носили камзолы на толстой подкладке из шерсти или меха . Камзол был сугубо домашней одеждой; выезжая за пределы аула, мужчина обязательно надевал поверх него другую одежду.
Самый распространенный и обязательный элемент верхней одежды: просторный длинный халат прямого покроя с длинными и широкими рукавами - шапан. Халаты шили из разнообразных тканей: легких и плотных, однотонных и цветных. «Шапаны» утепляли слоем шерсти или ваты. Казахи носили халаты во все времена года

Обязательной частью мужского костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки. Кожаные пояса кiсе с подвесками- сумочками (окшантай), ножнами и табакеркой часто украшались бляхами, которые изготавливались из железа, латуни, меди, иногда покрывались серебром, чернёным узором и чеканкой.

Мужчины постоянно, даже дома, носили головной убор. Обязательной была круглая матерчатая шапочка - такия/кепеш. До середины 19 в. казахи носили высокие тюбетейки с остроконечной верхушкой, постепенно обычной становится тюбетейка с плоской макушкой, сшитая из четырех треугольных клиньев или выкроенная в виде круга.
Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом казахи носили легкие войлочные шляпы (калпак) и шапку с меховой опушкой (борiк), зимой надевали шапки особого покроя (тымак или малакай).

В 19 в. самой распространенной мужской обувью были простые кожаные сапоги с закругленными носками и низким каблуком, сшитые на одну колодку, без различия на левый и правый. Сапоги различались по сезонам. Зимние сапоги были высокие, с широкими голенищами, так как одевались на войлочные чулки.

А что бы расширить ваш словарный запас в изучении казахских слов предлагаю вам словарик с названиями на казахском и русском языках элементов национального костюма. (словарик)

Учитель: Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. В одежде отражается исторически обусловленные стороны материальной и социальной жизни народа, специфика хозяйства, возрастные различия. Одежда служила не только по основному назначению, но и для удовлетворения эстетических потребностей. Национальную одежду шили из разных тканей, простых- для повседневности, из дорогих – для праздника. Мех и кожа были главными материалами, из которых изготавливались казахская одежда, и, впоследствии, с развитием торговых путей в обиходе кочевого народа появились новые ткани - хлопок, шелк и бархат. (

Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран (ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров для их употребления, использования в стране) в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока.
-А кто мне назовет противоположный термин к импорту?

-Ответы учащихся – Экспорт .

Что это? (вывоз за границу товара, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработке в другой стране).

Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно).

Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвую разные государства?

Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:

А когда торговля происходит между разными государствами это…..международная торговля или мировой рынок.

Мировой рынок - рынок в котором участвуют разные государства, совершающие между собой обмен товарами и услугами, основанный на принципе обоюдной выгоды и международном разделении труда.

Звучит кюй Курмангазы «Аксак кулан» (слайд).

Мы прибыли в гости во вторую юрту.

Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшенно орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.

Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды, архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства)

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, которая производит сильное эстетическое впечатление.

Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной земле и интерес к окружающему миру.
В казахском орнаменте четко выделяются мотивы:

üЗооморфные

üКосмогонические

üРастительные

ü Геометрические

Задание №2

Теперь вам предстоит закрепить полученные знания при выполнении практического задания. На столах лежат конверты с иллюстрацией орнаментов различных национальностей и направлений. Ваша задача отобрать изделия, в которых присутствует казахский орнамент, и постараться определить его вид.

(Учитель контролирует процесс работы, оценивает, как учащиеся справились с заданием)

Молодцы все справились с заданием хорошо. А сейчас мы с вами выполним небольшое тестирование, посмотри, на сколько, внимательны вы были на уроке.

Задание №3 ТЕСТ - контроль знаний.

1.Саукеле –это головной убор:
А) женщин.
Б) девушек.
В) невесты.
2. Одежду украшали:
А)только тесьмой.
Б) только орнаментами.
В) орнаментами, бисером, тесьмой, вышивкой.

3. Перечислите виды казахского орнамента:

А) зооморфный, треугольный, космогонический, восточный;

Б)растительный, зооморфный, геометрический, космогонический;

В) геометрический, космогонический, изобразительный, орнаментальный.

4. Велюр, бархат, плющ, вельвет использовали для пошива:

А) платья, блузки, кимешек, чапан; Б) детская одежда, белье, платки;

В) чапан, камзол, головные уборы.

5. А в наше время-время компьюторных технологий, где применяют орнамент?
А)в оформлении интерьера; Б) дизайн одежды, посуды, В) оформление сайтов, фотоиндустрия; Г) все ответы верны

После учащиеся обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку и ставят оценку.

(Оценивание для обучения и оценивание обучения)

Звучит кюй Курмангазы «Саржайляу» (слайд)

А теперь настало время заглянуть в третью юрту - эта юрта народных мастеров- творческая мастерская.

Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов. Вот и ваше домашнее задание: разработать эскиз современного стилизованного казахского платья или мужского костюма, используя элементы казахского орнамента (Обучение талантливых и одаренных учеников).

Учитель: На этом наше занятие подошло к завершению, огромное спасибо за урок!

Рефлексия: Дети оставляют стикеры на рисунках с изображением своего настроения.

Все замечательно, есть идеи! Я что-то не понял…. Все хорошо, было интересно.

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Класс: 3-Б

Тема: Национальная одежда казахского народа.

Цель: продолжить совершенствовать умения работать с бу­магой, прививать интерес к казахской материальной художе­ственной культуре и национальной одежде.

Планируемые результаты:

Предметные: знают приемы создания конической формы из бумаги, понятия «конус», национальная одежда», «кимешек», «камзол», «шалма (тюрбан»); знают правила безопас­ности при работе с циркулем, ножницами и клеем, умеют их применять практически.

Личностные: проявляют ценность приобретаемых знаний и умений по обработке бумаги для создания из нее различных персонажей; проявляют интерес к казахской национальной

одежде как части национального культурного наследия, осоз­нают необходимость бережного отношения к ней как ценности казахского народа.

Системно-деятельностные: применяют умения трансфор­мировать конические формы в образ бабушки в казахской на­циональной одежде; планируют собственную деятельность, проявляют умение оказывать поддержку друг другу и взаимо­контроль.

Материалы и инструменты: компьютер, проектор, экран, цветная и белая бумага, ножницы, клей, циркуль, фломастер. Цветные карандаши, атласная лента; памятки безопасной ра­боты с колющими и режущими инструментами.

Межпредметные связи: Познание мира, Изобразительное искусство.

Основные понятия и термины: национальная одежда, ко­нус, чертеж, развертка конуса, кимешек, шалма (тюрбан), камзол.

Ход уроков

    Организационный момент.

    Подготовка к восприятию нового материала.

    Как вы думаете, есть ли одежда, которая бы нравилась всем и всегда? (Дети размышляют и высказывают свои мне­ния.)

    Да, это национальный костюм.

    Давайте, посмотрим на костюмы разных народов, прожи­вающих в Казахстане.

На экране демонстрация костюмов народов, проживаю­щих в данном регионе - узбекский, русский, украинский, кир­гизский, азербайджанский и др.

    Кто же эти гениальные создатели всей этой красоты? (Дети рассуждают и высказывают свои мнения.)

Комментарии учителя:

Это сотни тысяч самых обычных людей, которые веками кроили, шили, украшали и носили одежду в будни и праздни­ки. Заботливые руки безвестных мастериц сохраняли и совер­шенствовали самое лучшее в национальном костюме, безжа­лостно отбрасывая все, что делало его неудобным или наруша­ло гармонию образа человека в костюме.

Работа с учебником.

Рассматривают рисунки казахской национальной одежды.

Комментарии учителя:

Казахский национальный костюм создавался в течение многих тысячелетий для нелегкой кочевой жизни народа в бескрайних просторах степей. Поэтому одежда была простой и удобной, и такой, чтобы за ней легко было ухаживать.

Сегодня на уроке мы делаем куклу в образе бабушки в ка­захском национальном костюме. Посмотрим на нее в учебнике (с.78).

Какие задачи стоят перед нами на уроке? (высказывания учащихся).

3. Открытие новых знаний.

Наша кукла выполнена из бумажных конусов разных размеров.

Вам знакомо слово «конус»?

А слово чертеж?

Конус - это геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг своей оси, проходящей через один из его катетов.

Чертеж - это изображение какого-либо предмета на плос­кости с помощью линий.

Развертка конуса - это развертка его боковой поверхности и основания в часть круга и круг заданного радиуса.

Чтобы сделать конус из бумаги, нужно начертить развертку его боковой поверхности, а затем склеить ее стороны в конус.

Работа с учебником.

амый большой конус в нашей кукле - это туловище. Ра­диус окружности, лежащей в основании конуса, равен 20 см. Найдем рисунок и чертеж этого конуса в учебнике (с. 78). Под­нимем руки с учебниками и покажем этот конус и его разверт­ку. (Вызывается ученик с учебником и показывает всему классу нужный конус.) Туловище делают из белой бумаги. Оно же будет и платьем бабушки.

С двух сторон туловища нужно приклеить рукава в виде конусов белого цвета. Посмотрим в книге и прочитаем, как они делаются и какой нам понадобится радиус окружности (рабо­та с учебником, с.77, пункт 1).

На туловище куклы наденем камзол. Что такое камзол?

План-конспект урока технологии 11 класс

Подготовила: Учитель технологии ГУ СШГ № 9 г. Актобе Подгузова Т.Г.

Тема урока: Казахская национальная одежда
Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с видами казахской национальной одеждой, с разновидностью казахского орнамента и его значением.
Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, уважать культуру и традиции своей страны.
Развивающая: развивать дизайнерские и художественные способности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Наглядность: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации женского и мужского национального костюма, карточки для индивидуальной работы.
Оборудование: интерактивная доска, клей, ножницы, маркеры.
Межпредметная связь: казахский язык, рисование, история.
Урок построен с использованием 7 модулей:
1м.Новые подходы в преподавании и обучении.
2м.Обучение критическому мышлению.
3м.Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4м.Использование ИКТ в преподавании и обучении.
5м.Обучение талантливых и одаренных учеников.
6м.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
7м.Управление и лидерство в обучении.
Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа учителя.

Звучит казахская национальная музыка, на доске заставка презентации названия урока «Казахская национальная одежда» (ИКТ)
Учитель: Давайте представим себе, что мы отправились в путешествие в ближайший казахский аул, которые существовали в давние времена кочевников. Конечно, сейчас в наше время нет таких поселений, но всё же юрта древнейшее и в то же время остаётся современным жилищем кочевников-чабанов. А вот и юрты.
Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем о казахской национальной одежде –(это тема нашего урока), посетив вторую юрту мы узнаем все об орнаменте, а в третьей юрте вас ожидает творческая мастерская.
Давайте посетим первую юрту: В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанные с этническими и социальными условиями. Одежду для торжественных случаев шили из дорогостоящих материалов, украшали бисером, вышивкой, узорной тесьмой. Удобство и функциональность, комфортный крой и соответствие любым погодным условиям - основные требования которые казахи предъявляли к своему народному костюму.
(Все задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся)
Задание №1
- Работа учащихся в группах (НП, Управ и лид., КМ,) . Самостоятельное изучение темы «Женский и мужской национальный костюм казахского народа» (составление кластера, коллаж, иллюстрации национальной одежды, готовые изделия, клей, ножницы, маркеры). 5 минут
Выступление учащихся, защита творческого проекта по теме. 3минуты.

Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек.
Традиционный костюм казахской женщины состоял из длинной рубахи «койлек» с прямым воротником и застежкой, штанов, халата «шапан», головного убора, пояса с металлической бляхой и сапог «саптама».
С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами.
К обновленному комплекту прилагался и длинный приталенный жилет с металлическими пряжками или пуговицами, расшитый серебром и аппликациями.
В качестве верхней одежды казахские женщины носили «шапан» - длинный халат с рукавами.
Красный «шапан» из дорогой ткани в комбинации с нарядным головным убором «саукеле» стал неотъемлемым атрибутом любой казахской невесты. Шили его из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым.
Головные уборы у женщин носили в основном социальный и возрастной характер.
Незамужние девушки носили тюбетейки «такыя» и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «уки» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Самая красивая из тюбетек –это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность такии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества.
Замужние казашки носили двух компонентные белоснежные головные уборы - на голову одевалась сначала нижняя часть «кимешек», а сверху наматывались полосы ткани, формируя тюрбан.

Мужская одежда казахов состояла из нательной рубахи (квйлек) и штанов, верхней плечевой распашной одежды и шаровар. Верхняя распашная одежда носилась навыпуск, полы запахивались слева направо. Штаны и нижние (ламбал), и верхние (шалбар) шили одинаковыми по покрою, широкими в шагу и у пояса, недлинные штанины обычно заправляли в сапоги. Шалбар изготавливали из верблюжьей домотканой материи, кожи, замши, а с 19 в. - из бумажных тканей темного цвета или из яркого бархата. С этого времени получают распространение верхние штаны русского покроя.
Поверх рубахи мужчины носили недлинную (до середины бедер или до колен), сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами распашную одежду. Наиболее распространенным названием такой одежды является камзол (камзол) или бешпент (бешмет). Шили камзолы из плотных хлопчатобумажных материй, плиса, шерстяных тканей, бархата, шелка, с длинными или короткими рукавами, а иногда и вовсе без рукавов.
В холодное время года носили камзолы на толстой подкладке из шерсти или меха. Камзол был сугубо домашней одеждой; выезжая за пределы аула, мужчина обязательно надевал поверх него другую одежду.
Самый распространенный и обязательный элемент верхней одежды: просторный длинный халат прямого покроя с длинными и широкими рукавами - шапан. Халаты шили из разнообразных тканей: легких и плотных, однотонных и цветных. «Шапаны» утепляли слоем шерсти или ваты. Казахи носили халаты во все времена года

Обязательной частью мужского костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки. Кожаные пояса кiсе с подвесками- сумочками (окшантай), ножнами и табакеркой часто украшались бляхами, которые изготавливались из железа, латуни, меди, иногда покрывались серебром, чернёным узором и чеканкой.
Мужчины постоянно, даже дома, носили головной убор. Обязательной была круглая матерчатая шапочка - такия/кепеш. До середины 19 в. казахи носили высокие тюбетейки с остроконечной верхушкой, постепенно обычной становится тюбетейка с плоской макушкой, сшитая из четырех треугольных клиньев или выкроенная в виде круга.
Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом казахи носили легкие войлочные шляпы (калпак) и шапку с меховой опушкой (борiк), зимой надевали шапки особого покроя (тымак или малакай).
В 19 в. самой распространенной мужской обувью были простые кожаные сапоги с закругленными носками и низким каблуком, сшитые на одну колодку, без различия на левый и правый. Сапоги различались по сезонам. Зимние сапоги были высокие, с широкими голенищами, так как одевались на войлочные чулки.
-А что бы расширить ваш словарный запас в изучении казахских слов предлагаю вам словарик с названиями на казахском и русском языках элементов национального костюма. (словарик)

Учитель: Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. В одежде отражается исторически обусловленные стороны материальной и социальной жизни народа, специфика хозяйства, возрастные различия. Одежда служила не только по основному назначению, но и для удовлетворения эстетических потребностей. Национальную одежду шили из разных тканей, простых- для повседневности, из дорогих – для праздника. Мех и кожа были главными материалами, из которых изготавливались казахская одежда, и, впоследствии, с развитием торговых путей в обиходе кочевого народа появились новые ткани - хлопок, шелк и бархат.
Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран (ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров для их употребления, использования в стране) в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока.
-А кто мне назовет противоположный термин к импорту?
-Ответы учащихся – Экспорт.
-Что это? (вывоз за границу товара, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработке в другой стране).
-Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно).
-Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвую разные государства?
Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:
-А когда торговля происходит между разными государствами это…..международная торговля или мировой рынок.
Мировой рынок - рынок в котором участвуют разные государства, совершающие между собой обмен товарами и услугами, основанный на принципе обоюдной выгоды и международном разделении труда.

Хорошо, разобрались в экспорте и импорте, а теперь настало время заглянуть во вторую юрту.
-Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшенно орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.
Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды, архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства)
Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, которая производит сильное эстетическое впечатление.
Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной земле и интерес к окружающему миру.
В казахском орнаменте четко выделяются мотивы:
Зооморфные
Космогонические
Растительные
Геометрические
Задание №2
Теперь вам предстоит закрепить полученные знания при выполнении практического задания. На столах лежат конверты с иллюстрацией орнаментов различных национальностей и направлений. Ваша задача отобрать изделия, в которых присутствует казахский орнамент, и постараться определить его вид.
(Учитель контролирует процесс работы, оценивает, как учащиеся справились с заданием )(Управление и лидерство)
-Молодцы все справились с заданием хорошо. А сейчас мы с вами выполним небольшое тестирование, посмотри, на сколько, внимательны вы были на уроке.
Задание №3 ТЕСТ- контроль знаний. (ИКТ, оценивание)
1.Саукеле –это головной убор:
А) женщин.
Б) девушек.
В) невесты.
2. Одежду украшали:
А)только тесьмой.
Б) только орнаментами.
В) орнаментами, бисером, тесьмой, вышивкой.
3. Перечислите виды казахского орнамента:
А) зооморфный, треугольный, космогонический, восточный;
Б)растительный, зооморфный, геометрический, космогонический;
В) геометрический, космогонический, изобразительный, орнаментальный.
4. Велюр, бархат, плющ, вельвет использовали для пошива:
А) платья, блузки, кимешек, чапан; Б) детская одежда, белье, платки;
В) чапан, камзол, головные уборы.
5. А в наше время-время компьюторных технологий, где применяют орнамент?
А)в оформлении интерьера; Б) дизайн одежды, посуды, В) оформление сайтов, фотоиндустрия; Г) все ответы верны

После учащиеся обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку и ставят оценку.
(Оценивание для обучения и оценивание обучения)
А теперь настало время заглянуть в третью юрту- эта юрта народных мастеров- творческая мастерская.
Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов. Вот и ваше домашнее задание: разработать эскиз современного казахского платья или мужского костюма, используя элементы казахского орнамента (Обучение талантливых и одаренных учеников).

Учитель: На этом наше занятие подошло к завершению, огромное спасибо за урок!
Рефлексия (КМ) : Дети оставляют стикеры на рисунках с изображением своего настроения.

Все замечательно, есть идеи! Я что-то не понял…. Все хорошо, было интересно.

Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Оригами.
Изделие: фигурки бабочки и лягушки. Индивидуальная композиции.
Задачи урока:
1. Повторение и закрепление способа изготовления квадрата сгибанием и приёмов изготовления фигур в технике оригами.
2. Ознакомление с новыми приёмами работы в технике оригами.
3. Ознакомление с понятием композиции и с приёмами создания композиции в технике аппликации из бумаги.
4. Развитие внимания, воображения, творческих способностей и активизация умственной деятельности.
5. Совершенствование тонкомоторных действий.
6. Воспитание аккуратности и добросовестного отношения к работе.
Материалы, инструменты:
У учителя: учебник «Чудесная мастерская», большой лист бумаги прямоугольной формы и увеличенный макет квадрата для демонстрации приёмов работы, линейка, карандаш, ножницы, клей; увеличенные макеты – образцы изделий.
У учащихся: учебник, прямоугольные листы цветной бумаги для оригами или аппликации; заготовки из рабочей тетради № 1: основа для композиции (Приложение 1) и квадраты для оригами (Приложение 2 и 5)1, линейка, карандаш, ножницы, клей, гладилка; коробочка для мелких деталей.
На доске написана тема: «Оригами. Композиция».
Ход урока:
1. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
– Вспомните, что мы научились делать на прошлом уроке технологии. (Мы научились изготавливать квадрат нужного размера из прямоугольного листа бумаги способом сгибания. Ещё научились делать сложную заготовку для фигурок оригами – многослойный треугольник.)– Сегодня мы вспомним эти новые способы работы, будем использовать их при изготовлении других изделий. На прошлом уроке мы изготавливали одну общую картину, а сегодня каждый из вас сделает с фигурками оригами отдельную картину для выставки. Чтобы у вас это лучше получилось, мы познакомимся с некоторыми правилами, которые надо учитывать при создании картины. Подготовим материалы для работы. Из рабочей тетради вырежем основу, на которой будете создавать картину. Из этой же тетради вырежем цветные квадраты, из которых вы будете изготавливать фигурки для своей картины. Если нужны будут другие детали, вы используете цветную бумагу, которая также лежит у вас на столе.
2. Изготовление бабочки.
– Сначала сделаем бабочку, которую вы затем включите в свою картину. Для этого изделия возьмите любой из двух квадратов. Рассмотрите их. Каждый квадрат по-разному окрашен с обеих сторон. Любая из этих сторон может быть лицевой, и бабочки у вас получатся разные. Какие именно могут быть варианты? (Бабочка может получиться розовая, или золотистая, или в горошек, или голубая с узором.)
– Вспомните, как мы на прошлом уроке делали заготовку – основу фигурки (многослойный треугольник), и выполните эту работу. Если забыли, откройте учебник на с. 19.
Ученики выполняют работу самостоятельно, но при необходимости учитель может показать отдельные действия на своём макете.
– Теперь откройте учебник на с. 24 и посмотрите, как из этой базовой формы сделать бабочку. Попробуйте выполнить работу самостоятельно. Поднимите руки, кому непонятно.
В случае необходимости учитель демонстрирует все операции на своём макете. Готовые фигурки ученики складывают в коробочки.
3. Предварительный анализ и создание мысленного замысла композиции.
– По одной фигурке для картины каждый из вас уже подготовил. Но прежде чем делать остальные детали, нужно картину обдумать более подробно. Откройте учебник на с. 26. Читаем заголовок и первые четыре предложения:
«Композиция.
Из одной или нескольких фигурок можно составить композицию.
Композиция – это «сочинение», соединение отдельных деталей в выразительную картину. Композиция – как рассказ, в котором все части связаны между собой.»- Не торопитесь наклеивать детали. Сначала создайте картину, придумайте интересные дополнения к основным деталям. Итак, мы встретились с новым словом – «композиция». Скажите своими словами, как вы поняли его значение. (Композиция – это соединение отдельных деталей в единое изображение, в картину. Это расположение деталей в картине.)– Да, этим словом также иногда называют само произведение. Можно сказать «картина «Лето», а можно – «композиция «Лето». Давайте рассмотрим основу для вашей композиции, которую вырезали из рабочей тетради. Пока она лишь частично заполнена: внизу изображена трава и несколько цветов, в углу – жёлтый круг; может быть, это солнце без лучей. Можно сказать, что это уже картина или композиция? (Нет, она какая-то пустая и бессмысленная; рассматривать такую картину неинтересно.)
– Верно, ей нужно придать смысл: например, чтобы композиция могла «рассказать» о красоте природы, радости летнего солнечного дня или что-нибудь наподобие этого. Для этого достаточно будет дополнить изображение несколькими деталями, но сколько и каких именно деталей в ней будет – это решите вы сами. Но есть одно условие: ваша композиция обязательно включает фигурки оригами; это могут быть только бабочки (или одна бабочка) и цветы. Можно при желании включить в композицию ещё и одну-двух лягушек, которые изготавливаются из той же базовой формы, что и бабочка. Ведь лягушки вполне могут встретиться летом на лугу в траве. Рассмотрите композицию на с. 31: в ней как раз использованы все знакомые вам формы оригами. Но это большая композиция, а вам может быть достаточно одной этой бабочки, которую вы уже сделали. Только нужно найти для неё в картине правильное место. Чтобы показать мне, что вы это понимаете, попробуйте создать такую композицию: просто положите бабочку на основу для композиции.
Дети выполняют задание под наблюдением учителя.
– Как вы считаете, получается композиция? Попробуйте объяснить это словами. (Да, даже одна эта бабочка уже позволяет создать композицию, если её разместить, например, над травой и цветами: как будто она порхает над ними в лучах солнца. Бабочка крупная и яркая, она сразу привлекает внимание и словно говорит своим полётом о весёлом солнечном дне.)– Верно, для выразительной композиции вам необязательно делать много элементов, это может привести к «перегрузке» картины. Попробуйте обойтись малым количеством деталей. Посмотрите, от каких ошибок при составлении композиции предупреждает вас учебник на с. 30:
Ошибки при составлении композиции
1. Изображение слишком мелкое или сдвинуто (в сторону, вниз). Много лишней бумаги, её хочется срезать.
2. Вместо картины – отдельные элементы, которые равномерно заполняют фон, но плохо связаны между собой. Как будто товары, разложенные для продажи. Это даже нельзя назвать композицией.
3. Изображение слишком велико для фона, оно неравномерно заполняет большую часть пространства.
– Что ещё можно было бы добавить в эту композицию? (Нужно ещё вырезать и приклеить вокруг солнца лучи. И можно к нарисованным цветам добавить 1–2 тюльпана (оригами) и несколько травинок из бумаги – тогда всё соединится в единую картину.)– А почему вы считаете, что на листе основы нарисовано именно солнце? Разве не может этот жёлтый круг быть превращён в крупный цветок, к которому и полетит ваша бабочка? Подумайте об этом. И, может быть, бабочку можно ещё украсить, чтобы она получилась более выразительной. Рассмотрите образцы изделий и изображения настоящих бабочек в учебнике (стр. 24): они могут подсказать собственные интересные решения.
4. Практическая работа по составлению композиции.
– Представьте мысленно свою композицию и выполняйте работу. Постарайтесь проявить выдумку. Сначала заготовьте все необходимые элементы и расположите их на основе не приклеивая. Я пройду и посмотрю. У кого всё будет готово, может по моему разрешению наклеивать детали.
Учитель проверяет составленные композиции, при необходимости даёт советы и по мере готовности разрешает наклеивать элементы на основу. Готовые композиции вывешиваются для просмотра.
5. Анализ и обсуждение композиций. Подведение итогов урока.
– Композиции получились разные, несмотря на то, что в них использованы одинаковые формы и похожие элементы. Многие из вас сумели продемонстрировать в этих работах настоящую творческую фантазию. Но сначала давайте вспомним, что одна из задач, которую мы ставили в начале урока, заключалась в том, чтобы научиться ещё лучше, аккуратнее выполнять формы способом сгибания бумаги. В каких работах авторам удалось больше всего показать чёткость и аккуратность?
- А какие композиции вы считаете наиболее удачными и интересными и почему?
- Есть ли такие композиции, в которых заметны ошибки или недочёты? Как бы вы посоветовали их исправить?
- Что нового вы узнали на этом уроке? Чему научились?
По ходу итогового обсуждения ученики отвечают на задаваемые учителем вопросы. Завершить урок можно чтением стихотворения А. Фета (страница 24 учебника):
… Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась,
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот- вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Поделиться: