Коррекционно-логопедическая работа по дифференциации звонких и глухих согласных - в процессе логопедической непосредственной образовательной деятельности. Коррекционная работа по дифференциации звонких и глухих согласных на логопедических занятиях Диффере

Конспект индивидуального логопедического занятия предназначен для учащихся 2 класса, посещающих логопункт с логопедическим диагнозом «Нарушение чтения и письма, обусловленные ФФНР», I этап.

Тема: Дифференциация парных звонких и глухих согласных.

Лексическая тема: «Лес».

Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной речи, правильное обозначение их на письме.

1. Коррекционно-развивающие:

  • Создать условия для развития фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.
  • Содействовать преодолению дисграфических ошибок: оглушение звонких согласных.
  • Способствовать развитию навыков звукового анализа и синтеза.

2. Образовательные:

  • Способствовать правильному написанию звонких согласных в слове.
  • Создать условия для обогащения словаря по теме лес.

3. Воспитательные:

  • содействовать формированию положительного отношения учащегося к занятию, аккуратность, усидчивость.

4. Оздоровительные:

  • Создать условия для развития мелкой моторики рук.
  • Способствовать укреплению глазных мышц.

Оборудование: картинки, карточки, грибы, вырезанные из картона, лесовичек, домики, смайлики, кроссворд, картонная пятерка.

Лексический материал: загадки.

Ход занятия:

Организациооный момент.

Здравствуй, Марина, сегодня мы с тобой отправимся в гости в лес. Лес — это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Начнем! Повторяй за мной!

Раз, два, три, четыре, пять,
(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)
В лес пойдём мы погулять.
(Обе руки идут пальчиками по коленкам.)
За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной.
Землянику мы найдём
И домой мы отнесём.
(Загибает пальчики)

Основная часть.

Ну, вот представь, что мы очутились в лесу. А лес этот не простой, а сказочный. Здесь живет старичок — лесовичёк. Он приготовил для тебя задания. За каждое выполненное задание он будет давать тебе грибок. А в конце занятия мы посчитаем, сколько у тебя их набралось!

1. Отгадай загадку. Напиши отгадку.

Солнца яркого боится.
Ночью — хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о…?

Правильно. Какой первый звук в слове сова?

Какой это звук? (Гласный или согласный? Звонкий или глухой?)

Согласный, глухой.

Какой буквой на письме обозначаем звук [с]?

Буквой «С».

Напиши слово «сова».

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы?

Какой первый звук в слове заяц?

Звук [з].

Какой это звук?

Согласный, звонкий.

Буквой «З».

Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите мне это — …?

Какой первый звук в слове «волк»?

Звук [в].

Какой это звук?

Согласный, звонкий.

Какой буквой обозначим звук [в] на письме?

Буквой «В».

А какой последний звук в слове «волк»?

Звук [к].

Какой это звук?

Согласный, глухой.

Какой буквой обозначим на письме?

Буквой «К».

Напиши слово «волк».

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая…?

Сколько звуков в слове «лиса»?

Назови третий звук в слове «лиса»?

Звук [с].

Напиши слово «лиса».

Задание № 2.

Вставь пропущенную букву в слове (слова написаны под картинкой).

…емляника (З),
…уб (Д),
белый …риб (Г),
бере…а (З) ,
ры…ик (Ж),
е…евика (Ж)

На какие группы можно разделить эти картинки? Почему?

На три группы: ягоды, деревья, грибы.

Физминутка «Бабочка».

Спал цветок (закрыть глаза)
И вдруг проснулся, (поморгать глазами)
Больше спать не захотел, (руки поднять вверх — вдох. Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны — выдох)
Взвился вверх и полетел.

Задание №3 «Кто где живет».

В первом домике живут те животные, названия, которых начинаются на звонкий согласный звук. А во втором домике живут животные названия, которых начинаются на глухой согласный звук. Кто в каком домике живет?

Паук, белка, дятел, змея.

В первом домике: белка, дятел, змея. Во втором: паук.

Запиши названия животных.

Задание№ 4.

В лесу, в котором мы с тобой очутились, есть полянка. А на ней чего только нет!

Ягоды: смородина и черника;
Цветы: колокольчики и ромашки;
Живут на полянке: муравей кузнечик, стрекоза.

Старичок-лесовичёк говорит, что эта полянка не простая. Она называется «глухой». На «глухой» полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой. (Что мы уберем? А что оставим?)

Оставим: смородину, чернику, колокольчики, кузнечика, стрекозу. Уберем: ромашки и муравья.

Назови звонкую пару у глухих звуков: [с] и [к].

А у звука [ч] есть парный звонкий звук?

Перечисли все парные согласные звуки.

Б-П, Д-Т, Ж–Ш, З-С, Г–К, В-Ф

Парные согласные звуки отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса, при произнесении одних горлышко дрожит, при произнесении других нет. А в остальном они произносятся абсолютно одинаково. Одинаково работают губы, зубы и язык.

Молодец, справилась с заданием.

Задание 5. Разгадай кроссворд.

Какие парные звуки встретились в этих словах?

Г-К, Ж- Ш, Б-П.

Посчитай, сколько грибов у тебя стало?

Вот такую оценку ты получаешь сегодня за занятии!

Рефлексия.

Выбери тот смайлик, который соответствует твоему настроению.

Тебе понравилось?

Цветкова Анна Валентиновна,
учитель-логопед,
МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»,
город Сыктывкар

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Обучать детей давать сравнительную характеристику звуков [C], [З];
- формирование навыков словообразования;

коррекционно - развивающие:

Развитие всех видов памяти;
- развитие фонематического восприятия и слуха;
- обучение у детей координировать речь и движения;
- развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики;

коррекционно - воспитательная:

Формирование навыков взаимопонимания и умение работать в коллективе;
- доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: картинки и рисунки в названии которых присутствуют звуки С, З; досочки с шероховатой поверхностью; доска; магниты; зеркала.

Ход непосредственной образовательной деятельности

I. Организационный момент.
Сядет на своё место тот, кто назовёт слова на звуки С и З.

II. Развитие мелкой моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Развитие мелкой моторики.


Игра на внимание: «Столик - стульчик».

2. Массаж лица. Проводится с проговариванием:
Водичка, водичка,
Умой моё личико. Гладим лёгкими движениями кончиками пальцев от середины лба к вискам.
Чтоб глазки блестели, Нарисуем пальцами очки.
Чтоб щёчки краснели, Поглаживание крыльев носа к ушам
Чтоб смеялся роток, Поглаживание от уголков губ к ушам.
Чтоб кусался зубок. Гладим от середины подбородка вверх по щекам к вискам.

Заканчивать массаж лица «пальцевым душем» - постукивание двумя или четырьмя пальцами).

ауио ____________________

ауио _________________________________

ауио _________________________________________________

III. Упражнения по развитию произношения и дифференциации звуков [С], [З].

1. Объяснение темы.

Сегодня на занятии мы рассмотрим правильную артикуляцию и следить за правильным произношением звуков С, З.

2. Акустико - артикуляционный образ звуков.

Игра «Песенки».

Логопед. Ребята, посмотрите на картинку! Что на ней изображено?
Дети. Водичка.
Логопед. Какую песенку поёт водичка?
Дети. Эта картинка обозначает песенку воды: «С - с - с…»
Логопед. Давайте споём эту песенку (хором и индивидуально).
А эта картинка изображает комара. Как звенит комар?
Дети: «З - з - з…».
Логопед: Теперь споём эту песенку (хором и индивидуально).
Поиграем. Мальчики будут комарами, они будут звенеть громко: «З - з - з…», а девочки водой будут свистеть тихо: «С - с - с…».
Теперь предлагаю поменяться: девочки будут комарами, а мальчики - водой (упражнение повторяется).
Чем похожи эти звуки?
Характеристика звуков З и С.
Звук С - согласный, глухой, парный, твёрдый, парный, свистящий.
Звук З - согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный, свистящий.
Логопед. Расставьте картинки по своим местам: в домик, где живет комарик (верхняя правая часть доски) поместим картинки со звуком [З], а в домик, где льётся водичка (нижняя левая часть доски) поместим картинки со звуком [С]. При выполнении задания, который предъявил логопед, каждый ребенок чётко называет выбранную им картинку и обосновывает свой выбор, почему выбрал эту картинку. Используются картинки и рисунки, которые лежат на столе.
Логопед просит детей назвать картинки и определить место звука в слове, глухой или звонкий звук слышится в этих словах.

3. Развитие фонематического слуха.

Выделение звуков в слоговом ряду: СА, ЗА, КА, МА, СА, СУ, ЗЫ, ПУ и т.д. (на слог со звуком С - хлопаем. На слог со звуком З - топаем).

4. Связь звуков и букв.

Логопед: Ребята, вспомните, что такое буква? А что такое звук?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.
Логопед: Какой буквой на письме будет обозначаться звук С? З?
На что похожи буквы С и З?
Найдите в подвижном алфавите среди других букв С и З, и обведите пальчиками их на шершавой поверхности. А теперь нарисуем эти буквы пальчиком в воздухе. Начинаем с буквы С.
Перед началом работы ребята проговаривают стихотворение:
Мы друг другу не мешаем
Если просят - помогаем.
Какую букву мы напишем, когда говорим звук С? З?
Запись букв в тетрадях без демонстрации на доске.



5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.

Игра «Скажи наоборот».

са - за зу - су
ста - зда зма - сма
сту - зду змы - смы

Закончи двустишия словами, подходящими по значению и смыслу.
Распустились утром розы,
На цветках сверкают … (росы) .

Щиплет травушку коза,
Косит травушку … (коса) .
Логопед: Ребята, слова розы и росы это одинаковые слова? А коза и коса? Чем эти слова отличаются друг от друга?

IV. Физкультминутка.

Логопед предлагает логопатам встать и выполнить следующие действия: присесть, если он услышит слово со звуком [С], и попрыгать, если услышит слово со звуком [З].
Дети выполняют движения:
Тише, тише, Зоя спит, а вот злой комар летит.
Зою будет он кусать, и не даст он Зое спать.
Мы прогоним комара, потому что спать пора.

Игра «Добавь слоги»

Логопед. Ребята у меня рассыпались слова. Давайте поможем их собрать, добавляя слоги за или са:
ко…,ро…, берё…, ли…, марки…,так…, поль…, сле…, кляк… ;
слоги зы или сы:
ве…, мимо…, бу…, у…, водола…, подно…, воло…, гро…, компа…, моро…;
Скажите слова со слогом са или за в начале слова:
…ни, …мок, …ша, …пах, …яц, …дик, …втрак.
Назовите пары слов и определите одинаковые слоги:
пылесос - соска, рюкзак - казак.

Игра «Четвёртый лишний»

Логопед. Сова и заяц предлагают послушать слова и сказать, какое слово не подходит (на доску вывешиваются картинки):
- сорока, ласточка соловей, зяблик;
- поднос, сахарница, заварной чайник, солонка;
- лиса, барсук, заяц, соболь.

V. Итог занятия и оценка деятельности детей.

Логопед: Ребята, наше сегодняшнее занятие было посвящено каким звукам?
Дети. Звукам [с],[з].
Логопед. Эти сложные звуки мы научились различать и в дальнейшем не будем их путать. Вы согласны, ребята!
Дети. Согласны!
Логопед. Молодцы! Вы хорошо потрудились. А понравился ли вам наш урок?
Для вас, ребята, призы - за ваше старание, это картинки - раскраски. На картинках нарисованы Азат и Алиса. Мальчики, вам я предлагаю взять картинку с изображением ребёнка, у которого в имени есть «песенка комара», а девочки - с изображением ребёнка, у которого в имени есть «песенка воды». Сегодня вечером дома раскрасьте эти картинки, а потом мы вместе сделаем выставку ваших работ.
(Дети берут себе картинки - раскраски, благодарят логопеда).

Список использованной литературы

1. З.Е. Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб., «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009 г.
2. О.С. Гомзяк. Говорим правильно, II период обучения. - М., «ГНОМ и Д», 2007 г.
3. И.С.Лопухина. Логопедия - речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей. - СПб, «Дельта», 1997 г.
4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. - М., «Просвещение», 2010 г.

В своей практической работе каждый учитель-логопед сталкивается с тем, что большинство учащихся классов коррекционно-развивающего обучения с задержкой психического развития при чтении путают парные звонкие и глухие согласные. Подобные ошибки отражаются в дальнейшем и на письме. В большинстве случаев замены букв обусловлены нечеткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Считаю, что работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.

С целью преодоления нарушениями чтения и письма у учащихся начальных классов КРО мною было разработано пособие по различению звонких и глухих парных согласных, которое поможет выполнить коррекционно-логопедическую работу по чтению более целенаправленно и результативно. Предлагаемое пособие представлено комплексом слоговых таблиц по дифференциации звонких и глухих согласных звуков, направленных на автоматизацию навыка правильного чтения и профилактику нарушений письменной речи учащихся.

Выполнение коррекционных упражнений позволит совершенствовать слухопроизносительную дифференциацию парных звонких и глухих согласных звуков. Упражнения предлагаются с постепенным усложнением материала. Сначала отрабатываются слоги, включающие парные звонкие и глухие согласные с твердым звучанием, затем - с мягкими вариантами произношения. Исключения - слоговые таблицы с твердыми парными согласными звуками ж-ш.

Методическая разработка будет полезна в работе учителям-логопедам, учителям начальных классов, а также родителям учащихся.

Коррекционные упражнения

  • Чтение слогов с акцентом на громкости-тихости голоса. (Слоги со звонкими согласными звуками читаем громко, с глухими согласными звуками - тихо)
  • Подчеркивание слогов со звонкими согласными звуками двумя чертами, с глухими - одной чертой)
  • Нахождение заданного учителем слога
  • Чтение наоборот: замена слога на оппозиционный
  • Придумывание слов, содержащих данные слоги
  • Определение места слога в придуманных словах
  • Списывание слогов
  • Запись слогов на слух

Слоговые таблицы

КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №1»

Минобразования Чувашии

Конспект подгруппового

логопедического занятия

для учащихся 4 класса

Подготовила

учитель-логопед

М.Л.Фадеева

Чебоксары 2014

Тема:

Дифференциация парных звонких и глухих согласных.

Лексическая тема: «Лес».

Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи.

Задачи:

    Коррекционно-развивающие:

Развивать мелкую моторику рук на основе выполнения пальчиковой гимнастики;

Коррегировать и развивать фонематический слух через выполнение упражнения «Кто, где живет?», задания №4;

Развивать навыки звукового анализа и синтеза при работе задания с загадками,

Коррегировать и развивать письменную речь на основе письменных упражнений;

2. Образовательные:

- учить дифференцировать согласные звуки по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;

Закрепить дифференциальные признаки звонких-глухих согласных,

Учить применять полученные знания о глухих-звонких согласных на письме,

3. Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение учащегося к учебе, занятию,

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование и материал: картинки, карточки, грибы, вырезанные из картона, лесовичек, домики, смайлики.

Ход занятия

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости в лес. Лес - это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Начнем! Повторяйте за мной!

    Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)

В лес пойдём мы погулять. (Обе руки идут пальчиками по коленкам.)

За черникой, за малиной,

за брусникой, за калиной.

Землянику мы найдём

И домой мы отнесём. (Загибает пальчики)

Ну, вот представь, что мы очутились в лесу. А лес этот не простой, а сказочный. Здесь живет старичок - лесовичёк. Он приготовил для тебя задания. За каждое выполненное задание он будет давать вам грибок. А в конце занятия мы посчитаем, сколько у вас их набралось!

    Отгадайте загадку и напишите отгадку.

Солнца яркого боится.

Ночью - хищник эта птица.

Ловко мышь найдет в траве.

Говорим мы о…? - Сове. - Правильно.

Какой первый звук в слове сова? - Звук [с] - Какой это звук? (Гласный или согласный? Звонкий или глухой?) - Согласный, глухой. - Какой буквой на письме обозначаем звук [с]? - Буквой «С». - Напишите слово «сова».

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы?

Заяц. - Какой первый звук в слове заяц? - Звук [з]. - Какой это звук? - Согласный, звонкий. - Какой буквой обозначим на письме? - Буквой «З».

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите мне это - …?

Волк. –

Какой первый звук в слове «волк»? - Звук [в]. - Какой это звук? - Согласный, звонкий. - Какой буквой обозначим звук [в] на письме? - Буквой «В». - А какой последний звук в слове «волк»? - Звук [к]. - Какой это звук? - Согласный, глухой. - Какой буквой обозначим на письме? - Буквой «К». - Напиши слово «волк».

Не любит семечки из шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она – краса!

Плутовка рыжая…?

Лиса. –

Сколько звуков в слове «лиса»? - Четыре. - Назови третий звук в слове «лиса»? - Звук [с]. - Напиши слово «лиса».

Задание № 2.

Вставьте пропущенную букву в слове (слова написаны под картинкой).

Ду… (п/б), белый гри… (п/б), много бере…(з/с) , много яго…(д/т),

На какие группы можно разделить эти картинки? Почему? - На три группы: ягоды, деревья, грибы.

Физминутка «Бабочка».

Спал цветок (закрыть глаза)

И вдруг проснулся, (поморгать глазами)

Больше спать не захотел, (руки поднять вверх - вдох. Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны - выдох)

Взвился вверх и полетел.

Задание №3 «Кто где живет». - В первом домике живут те животные, названия, которых начинаются на звонкий согласный звук. А во втором домике живут животные названия, которых начинаются на глухой согласный звук. Кто в каком домике живет? Паук, белка, дятел, змея. - В первом домике: белка, дятел, змея. Во втором: паук. - Запиши названия животных.

Задание№ 4. - В лесу, в котором мы с тобой очутились, есть полянка. А на ней чего только нет!

Ягоды: смородина и черника;

Цветы: колокольчики и ромашки;

Живут на полянке: муравей кузнечик, стрекоза. –

Старичок-лесовичёк говорит, что эта полянка не простая. Она называется «глухой». На «глухой» полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой. (Что мы уберем? А что оставим?) - Оставим: смородину, чернику, колокольчики, кузнечика, стрекозу. Уберем: ромашки и муравья.

Назови звонкую пару у глухих звуков: [с] и [к]. - [з] и [г].

А у звука [ч] есть парный звонкий звук? - Нет.

Перечисли все парные согласные звуки. Б-П, Д-Т, Ж–Ш, З-С, Г–К, В-Ф - Парные согласные звуки отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса, при произнесении одних горлышко дрожит, при произнесении других нет. А в остальном они произносятся абсолютно одинаково. Одинаково работают губы, зубы и язык.

Молодцы, вы справилась с заданием.

Задание 5.

Отхлопайте слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.

Посчитайте, по сколько грибов у вас стало? - Пять.

Вот такую оценку ты получаешь сегодня на занятии!

Рефлексия.

Выбери тот смайлик, который соответствует твоему настроению. - Тебе понравилось?

учитель-логопед

Головченко Антонина Витальевна

Практикующие логопеды не понаслышке знают, каким устойчивым бывает дефект оглушения (озвончения) согласных звуков.

Более всего дефекты звонкости и глухости проявляются при произнесении парных звуков у дошкольников. Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в], после него переходят к звукам [з] и [ж]. Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г].

Общие приёмы для постановки звонких звуков:

Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного. Например, озвончение звука [з]: шепотом — [а]; громко — [а]; шепотом — [и]; громко — [и]; шепотом — [с]; громко — [з].

Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к].

Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую - на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук.

Дифференциация звонких и глухих парных согласных в речи у детей дошкольного возраста — очень долгий и трудный процесс. Для того, чтобы разнообразить работу по различению этих звуков, можно использовать различные игры и задания в картинках. Интересные картинки — задания помогут детям не только услышать, но и увидеть визуально разницу при правильном или ошибочном произношении парных слов.

Если ребёнок озвончает согласные, попросите его сказать нужное слово шёпотом. Если оглушает, произносить слово, контролируя вибрацию гортани. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.

Можно предложить ребенку такие задания:

  1. Показать картинку, которую называет логопед, например: «Где коза? А где коса?».
  2. Показать и назвать картинки в том же порядке, в каком их называет взрослый, например: «Бочки, почки, бочки».
  3. Назвать картинку, которую показывает логопед.
  4. Исправить взрослого, который называет картинку то правильно, то ошибочно. Например: «Это зуб? Да. Это суп? Нет! Это зуб».

Картинки для игры в полноценном масштабе можно скачать по ссылке

Поделиться: