Первичное усвоение новых знаний цель этапа. Урок первичного предъявления новых знаний - урок. Формулируют сами учащиеся

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Типы открытых уроков

I. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний . Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум.

Цель - изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Организация начала урока:

Проверка домашнего задания

Подготовка учащихся к усвоению

Изучение нового материала

Первичная проверка усвоения знаний

Первичное закрепление знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов урока

Информация о домашнем задании

II. Урок закрепления знаний. Вид учебных занятий: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Цель - вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Логика процесса закрепления знаний:

Актуализация опорных знаний и их коррекция.

Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?

Пробное применение знаний

Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.

Упражнения с переносом знаний в новые условия.

III. Урок комплексного применения ЗУН учащихся. Вид учебных занятий: практикум, лабораторная работа, семинар.

Цель - усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Логика - процесса комплексного применения ЗУН:

Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Усвоение образца комплексного применения ЗУН.

Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.

Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

IV. Урок обобщения и систематизации знаний. Вид учебных занятий: семинар, конференция, круглый стол.

Цель - усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему.

Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы.

Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое.

Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися)

Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем.

V. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Вид учебных знаний: контрольная работа, зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний.

Цель - определение уровня овладения знаниями. Коррекция знаний, умений, навыков.

В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.

Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.

Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.

Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.

IV. Комбинированный урок

1. Организационный этап

2. Этап проверки домашнего задания

3 . Этап всесторонней проверки знаний

4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала

5. Этап усвоения новых знаний

6. Этап закрепления знаний

7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Самоанализ урока

Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками?

Какие особенности класса были учтены при планировании урока?

Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи?

Чем обосновывался выбор структуры и типа урока?

Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)?

Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные) были созданы на уроке?

Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели?

Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не будет ли перегрузки учащихся?

Какие выводы на будущее можно сделать из результата урока?

Типы открытых уроков

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:



Целевое назначение урока Тип урокаРЕЗУЛЬТАТ 1. Первичное усвоение новых знаний и (или) способов учебных действий. Урок первичного предъявления новых знаний и (или) способов учебных действий Воспроизведение своими словами правил, понятий алгоритмов; выполнение действий по образцу. 2. Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения УЗ и упражнений Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков Правильное воспроизведение образцов выполнения учебных действий безошибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решении УЗ Формы организации учебных занятий


Целевое назначение урока Тип урокаРЕЗУЛЬТАТ 3Применение умений и навыков в условиях решения УЗ повышенной сложности Урок применения знаний, умений, и навыков Самостоятельность при решении УЗ повышенной сложности отдельными учениками или основным коллективом класса. 4. Систематизация знаний или способов действий. Урок обобщения и систематизации ЗУНов. Умение сформулировать обобщенный вывод, вести полемику 5. Закрепление ЗУНов или подготовка к контрольной работе Урок повторения ЗУНов Безошибочное решение задач, выполнение упражнений правильные ответы, умение находить и исправлять ошибки. Формы организации учебных занятий


Целевое назначение урока Тип урокаРЕЗУЛЬТАТ 6. Проверка уровня усвоения предметных ЗУНов или сформированности общих учебных умений и навыков. Контрольный урок Результаты контрольной или самостоятельной работы. 7.Решение задач, которые невозможно решить в рамках одной вышеназванной формы учебного занятия. Комбинированный урок Запланированный результат По материалам «Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе» Р. Г. Чуракова. Формы организации учебных занятий




Э ТАП УРОКА Этап учебного занятия- это относительно завершенная его часть, определяемая дидактической задачей. Содержанием учебного материала, видом познавательной (практической) деятельности обучаемых, промежуточным по отношению ко всему учебному занятию результатом и временным фактором.


Э ТАПЫ УРОКА 1. Организационный момент 2. Постановка цели урока в начале или в процессе урока 3. Актуализация знаний в начале урока или в процессе его по мере необходимости 4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов) 5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач 6. Самостоятельная работа с самопроверкой 7. Включение в систему знаний, повторение 8. Рефлексия


ЭТАП УРОКАЦЕЛЬДпДуРЕЗУЛЬТАТ 1.Организацио нный момент Организация направленно го внимания на начало урока Приветств ие, доброе пожелани е…. Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания 2. Постановка цели урока в начале или в процессе урока Сформирова ть представлен ия детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. Ученики самостоя тельно формули руют тему и задачу,пр едположе ния о содержан ии урока Осознание учениками основной цели урока в общей системе учебных занятий по изучаемой теме. Сформулированна я и зафиксированная цель 3.Актуализаци я знаний в начале урока или в процессе его по мере необходимости Повторить понятие, правило, алгоритм, способ использован ия алгоритма Создание ситуации, при которой возникает необходи мость получения новых знаний Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового материала


ЭТАП УРОКА ЦЕЛЬДпДуРЕЗУЛЬТАТ 4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов) Сформиров ать представлен ие о …, понятие, способность к работе с оглавление м учебника Осознанное понятие, правило, закономерность, алгоритм… (выражается в речи детей) 5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач Формирован ие способа деятельност и Выполне ние упражне ний по образцу Воспроизведени е учащимися способов действий, выполнение упражнений по образцу, применение грамматических правил 6.Самостоятельн ое, творческое использование сформированны х умений и навыков Подбор задач повыше нной труднос ти или практич еских задач Учащиес я самосто ятельно выполня ют задания на новый способ.. Способность применять новые знания (способы действий) в нестандартных ситуациях


ЭТАП УРОКАЦЕЛЬДпДуРЕЗУЛЬТАТ 7. Динамическая пауза …смена вида деятельности 8. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов Сформировать умения использования алгоритмов, правил, закрепить, повторить, Продолжить формирование умений и навыков …Сформированный способ деятельности


ЭТАП УРОКАЦЕЛЬДпДуРЕЗУЛЬТАТ 9. Рефлексия деятельност и Сформирова ть личную ответственно сть за результаты своего труда Беседа -Что нового узнали? -Каким способом? -Каковы результаты? Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок, понимание домашнего задания Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Соотнесение цели и результата деятельности. 10. Контроль за процессом и результатом учебной деятельност и (может быть как отдельный этап или входить во все этапы урока) Проконтроли ровать умения учеников использовать полученные знания, умения… Устные высказывани я, письменные работы


Основные этапы (звенья) урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приёмы обучения и учения Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты Организационный процесс Постановка цели урока в начале или в процессе урока Актуализация знаний в начале урока или в процессе по мере необходимости Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков Динамическая пауза Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УД Рефлексия деятельности Контроль за процессом и результатом деятельности


Тема урока Тип урока Планируемые результатыХарактер истика деятельно сти учащихся Инст румен тарий оценк и дости жени й предметныеметапредметныеличностн ые Обучаемы й научится Обучаем ый получит возможно сть научитьс я 2424 Задача. Вычислен ие и запись ответа Уч.(2 ч.) стр. 39 ТПО (2 ч.) стр урок первичн о го предъяв ления новых знаний и способо в учебных действи й - вычислять и записыват ь ответ задачи в виде значения выражения с соответств ующим наименова нием - контролир овать свою деятельно сть по результата м выполнен ия задания Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в нов. учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; К: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте. Учебно- познавате льный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. - придумыв ать задачи по данному готовому решению и ответу; - записыват ь решение и ответ задачи ТПО (2 ч.) стр. 63, 4(1) Уч. стр (доп.) Тематическое планирование по математике 1класс (к разработке урока)

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Одним из важных условий проведения урока является рациональный выбор его типа и соблюдения основных элементов его структуры.

Довольно часто наблюдается несоответствие между типом урока и его основными структурными элементами (например, в уроке систематизации и обобщения вообще отсутствует систематизация в определенной системе взаимосвязей, а является лишь повторением отдельных фактов или действий в виде перечня). Особенно это касается уроков в виде игр, соревнований и т.п. Типичной ошибкой является и то, что иногда подменяются понятия «определение темы, цели и задач урока» с «мотивацией» учебной деятельности.

Существует несколько подходов к классификации уроков : по дидактической цели, по цели организации познавательной деятельности, по основным этапам учебного процесса, методам обучения, по способам организации учебной деятельности учащихся.

Дидактическая цель является важнейшей составляющей процесса обучения, поэтому классификация по этому признаку наиболее близка к реальному уроку. Интересной типологией уроков по признаку дидактической цели является классификация уроков В.А. Онищука

Тип урока определяет особенности его структуры (наличие, последовательность и взаимосвязь элементов). Одни уроки включают все элементы структуры, другие - только некоторые.

Урок усвоения новых знаний

Цель: усвоение учащимися, восприятие, осмысление определенных понятий, законов, теорий.

Наиболее эффективно процесс усвоения новых понятий, умений и навыков осуществляется учащимися во время активной деятельности, обусловленной применением учителем разнообразных методов, средств обучения и технологий.

Структура урока

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5-7 мин.).

Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников (до 5 мин.).

Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения (10-20 мин. / Для младшего школьника / или 10-30 мин. / Для старшеклассника /).

Обобщение и систематизация знаний (10-15 мин.).

Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания (до 10 мин.).

Чаще всего таким уроком является вводный урок курса (темы, раздела), когда он незначительной степени связан с темой предыдущего урока. Также, правильно выбрать этот тип урока в случае, когда содержание материала сложное, объемное, содержит значительное количество новых понятий и положений.

Может использоваться объяснительно-иллюстративное, проблемное изложение. Занятие можно провести в форме беседы, лекции, экскурсии, видеоурока, учебной конференции с подготовленными докладами (сообщениями) учащихся. Во время проведения урока уместны конспектирование, составления тезисов, опорных схем, работа с учебником, картой и т.д. Главное, чтобы изучение нового материала учащимися шло не пассивно, а в ходе разнообразной активной познавательной деятельности.


Урок усвоения навыков и умений

Цель: закрепление и осознание ранее усвоенного материала (знаний, умений, навыков), овладение учащимися определенным теоретическим материалом, правилом или алгоритмом. Наиболее эффективно процесс усвоения умений и навыков осуществляется учащимися во время активной деятельности, обусловленной применением учителем разнообразных методов, средств обучения и технологий.

Структура урока

Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и опыта учащихся (подготовительные задачи).

Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

Изучение нового материала (вступительные упражнения).

Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения).

Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

а) упражнения по образцу;

б) упражнения по инструкции;

в) упражнения по заданию учителя.

Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

Итоги урока и сообщение домашнего задания.

Основой такого урока можно назвать тренировки в различных вариантах, которые требуют от ученика перенос знаний и умений в новые, нестандартные ситуации. Для проведения таких уроков используется практическая работа. В педагогической литературе именно этот тип урока рекомендуется как наиболее уместный для таких предметов, как физика, химия, география, биология и, конечно информатика. Практические работы в значительном количестве представлены в учебных программах, и практические задачи являются неотъемлемой составной фактически каждого урока информатики.

Содержание уроков этого типа имеет значительные возможности для большой вариативности задач и способствует дифференциации и индивидуализации обучения. Урок формирования и совершенствования умений и навыков могут проводиться в виде игр, соревнований, и т.д. и сочетать и индивидуальные, и фронтальные, и групповые методы работы.


Цель: научить самостоятельно и творчески применять знания, навыки и умения в жизненных условиях, способствовать подготовке учащихся к жизни, труду на производстве, усилению связи теории с практикой, формирование у учащихся трудолюбия, самостоятельности и творческой активности в решении различных производственных задач и жизненных проблем.

Структура урока

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания.

Мотивация учебной деятельности.

Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.

Самостоятельное выполнение учащимися заданий под руководством учителя.

Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.

Отчет учащихся о способах и результатах выполнения работы и теоретическая интерпретация полученных результатов.

Итоги урока, сообщение домашнего задания.


Урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа)

Структура урока

Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач.

Усвоение новых знаний.

Формирование элементарных навыков на основе применении их в стандартных условиях.

Формирование дифференцированных обобщенных умений.

Анализ задачи (раскрытие способов решения творческих элементов).

Подготовка необходимого для работы оборудования.

Самостоятельное выполнение практической части работы.

Творческое применение обобщенных знаний, умений и навыков в постоянно меняющихся условиях, или в ситуациях, приближенных к жизненным.

Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль в процессе выполнения работы.

Итоги урока.

Сообщение домашнего задания.


Урок обобщения и систематизации знаний

Цель: приведение усвоенных учащимися понятий в стройную систему, которая предусматривает раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами; сознательное овладение основными теориями и ведущими идеями учебного предмета или принципами соответствующей отрасли науки.

Эти уроки направлены на решение двух основных дидактических задач:

а) проверку и установление уровня овладения учащимися основами теоретических знаний и способами познавательной деятельности;

б) повторение, коррекцию и более глубокое осмысление учебного материала.

Структура урока

Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

Для систематизации и обобщения выделяются ключевые вопросы курса. Внимание обращается на нахождение и раскрытие в уже выученном материале закономерностей, логических связей, глубокой сущности процессов и явлений, на переход от отдельных к более широким обобщениям. Следует обратить внимание на то, что систематизация предполагает определенную форму отражения отдельных фактов в определенной системе отношений - схему, обобщающую таблицу. В любом случае нельзя считать систематизацией простое воспроизводство отдельных фактов или действий в конце изучения темы. Это будет простое повторение.

Урок такого типа может проходить в форме обзорной лекции, беседы, опросов, выполнение системы заданий и др.


Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Уроки этого типа предназначены для:

а) контроля за уровнем усвоения учащимися теоретического материала, сформированности умений и навыков;

б) коррекции усвоенных учащимися знаний, умений и навыков.

Цель: проверка качества и прочности усвоенного материала, сформированности умений и навыков, внесение корректив, выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях, выявление качества усвоения знаний, навыков и умений.

Структура урока

1. Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока:

Показ необходимости широкого и свободного использования в жизненных ситуациях приобретенных в школе знаний, навыков и умений;

Сообщение о характере задач на уроке, последовательность и способы их выполнения, оформление результатов самостоятельной работы.

2. Проверка знания учащимися фактического материала и умение раскрывать элементарные внешние связи в предметах и ​​явлениях:

Устная фронтальная беседа;

Устный индивидуальный опрос.

3. Проверка знаний учащимися основных понятий (законов) и умений объяснять их сущность, приводить самые убедительные аргументы в своих суждений и примеры:

Письменная работа (8 - 10 мин.)

Индивидуальный опрос.

4. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и степени их обобщения:

Письменный опрос;

Самостоятельное составление или заполнение таблицы.

5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях:

Письменное решение задач (вычислительных, качественных или познавательных)

Выполнение самостоятельных практических заданий с готовыми данными, сформулированными вопросами и известным способом выполнения действий.

6. Применение знаний в измененных (нестандартных) условиях:

Выполнение комплексных творческих письменных работ, требующих переноса приобретенных знаний и способов выполнения действий в новых условиях;

Выполнение комплексных творческих практических задач.

7. Проверка, анализ и оценка выполненных заданий.

8. Итоги урока и сообщение домашнего задания.

Такие уроки проводятся в конце изучения темы, раздела и исполняют целый ряд функций: контролирующую, обучающую, воспитательную, диагностирующую и др.

Уроки проверки могут быть организованы весьма разнообразно (в виде игр-соревнований, контроля знаний и т.д.), имеют широкие возможности для сочетания в индивидуальной, и групповой работе.


Комбинированный урок

Структура урока:

применяются различные комбинации структурных элементов различных типов уроков.

1. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Сообщение темы, задач урока.

4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

7. Анализ достижений учащихся.

8. Итоги урока.

Рассмотренные выше структуры уроков являются ориентировочными. Они предусматривают вариативность в зависимости от возраста учащихся, их подготовки, содержания учебного материала, методов обучения, места проведения уроков и т.п.

2 к. к. МОУ « Гимназия», г. Абакан

2 к. к., МОУ « Солнечная № 2 СОШ»,

9 разряд, нш-д/с № 9 «Родничок»,

2 к. к., МОУ « Усть-Абаканская СОШ № 1»,

2 к. к. МОУ « Бондаревская СОШ № 2».

Современный комбинированный урок литературного чтения

Книга никому не может дать больше,

чем он может из нее взять.(Народная мудрость).

Термин «литературное чтение» в педагогической науке и практике употребляется в двух значениях: как метод обучения и как первоначальная ступень освоения предмета «Литература».

Качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, и их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

Степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

Степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

Уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебе; степень прилежания и старания.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные – словесными суждениями (характеристиками).

Итак, основные образовательные линии, вошедшие в курс «Литературное чтение», таковы:

Первая линия обеспечивает полноценное восприятие произведения, глубину понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявляется точка зрения писателя, формируется позиция читателя. Вторая линия определяет систему работы над навыком чтения. Основными видами чтения являются самостоятельное чтение, чтение молча и выразительное чтение. Третья линия предполагает включение учащихся в эмоционально – творческую деятельность в связи с чтением. Четвертая линия обеспечивает формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова. Пятая линия расширяет круг чтения учащихся, обеспечивает формирование читательских умений, создает литературное пространство, соответствующее возрастным особенностям детей.

В программе заложен эмоционально – эстетический принцип , предполагающий воздействие книги на эмоционально – чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, отражение в нем человеческих переживаний, эмоций и чувств.

Ценностно–ориентировочный принцип позволяет учащимся применять приобретенные знания, умения и навыки для самостоятельной работы с произведением и книгой и расширять свой читательский опыт.

Принцип системности реализуется в системно-комплексном подходе к обучению, воспитанию и развитию, как на уроках чтения, так и во взаимодействии с другими формами работы (библиотечные часы, кружки, конкурсы, творческие мастерские).

Осуществляется принцип преемственности между разными этапами литературного образования и взаимосвязи уроков чтения с уроками русского языка , окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.

Данные принципы определили условия развития школьника-читателя:

Создание на уроке возможности для работы каждому ученику в соответствии с его уровнем развития;

Доступность учебного материала, позволяющая осуществлять нравственно-эстетическое воспитание школьников с учетом их возрастных особенностей и уровнем сформированности читательских умений;

Последовательное изменение и усложнение содержания курса, формирование необходимых читательских умений и навыков, обеспечивающих литературное развитие учащихся;

Постепенное обучение школьников нормам литературного произношения и выразительности речи

Обеспечение готовности ученика к дальнейшему литературному развитию на каждом возрастном этапе;

Использование на уроках чтения целенаправленных методов и средств обучения для активизации деятельности учеников.

Литература не может выполнять иллюстративную роль и использоваться как наглядный пример к какому-либо понятию, теме. Она самоценна, и эту присущую литературе ценность читатель-ребенок должен постепенно осознать, обогатить свой духовный мир в процессе общения с произведением как искусством слова и детской книгой .

Методы и приемы , используемые на уроках чтения, имеют широкий аспект: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы произведения, проникновение в эмоциональную сферу произведения путем выразительного чтения и творческого воображения учащихся. Используются практические действия детей (пометы, подчеркивания, перегруппировка текста и т. д., изобразительная деятельность (рисование, раскрашивание), игровые приемы, речевая деятельность – письмо (дописывания, списывания, сочинения) и устная речь – составление различного рода высказываний сравнительного характера, умозаключений, составление подробных, кратких, выборочных рассказов, отзывов о книге, произведении, писателе.

Литература.

1. Безрукова о современном уроке в школе: проблемы и решения./ М.: «Сентябрь». № 3, 2004 (библ. журнала «директор школы»)

2. Дидактика современной школы: Пособие для учителей/ М.: Просвещение, 1999.

3. Оморокова чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. М.:АРКТИ,1999.

4. Онищук В. А Урок в современной школе. М.:1981.

5. Конаржевский урока. М.: «ВАКО», 2000.

Тема: «Современная структура урока в рамках ФГОС».

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». К.Д. Ушинский.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

Применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

Создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:

- учебная задача;

- учебные действия;

- действия самоконтроля и самооценки.

Учебная деятельность - самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.

Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем?).

Учебное действие - система существенных признаков понятия или алгоритм (Как?).



Самоконтроль - определение правильности выполненного действия (Правильно?).

Самооценка - определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше?).

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1)Уроки «открытия» нового знания;

2)Уроки отработки умений ирефлексии;

3)Уроки общеметодологической направленности;

4)Уроки развивающего контроля.

Каждый тип урока имеет свою структуру.

1. Структура урока «открытия» нового знания:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

В 2011-2012 учебном году обучение в первых классах проходило по новым образовательным стандартам. Уроки проводились в соответствии с требованиями ФГОС.

Учитель начальных классов Юрина Е.Д. подготовила видеоролик урока окружающего мира на тему: «Зачем нужны автомобили?», в котором показала этапы урока «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода.

1 этап – организационный. Это приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.

Определение учебной задачи.

2 этап – постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Учащимся показан фрагмент мультфильма «Кот Леопольд», просмотрев который дети определяют тему урока: «Зачем нужны автомобили?»

Мотивация учебной деятельности: Зачем нужны автомобили?

Учебные действия.

3 этап – актуализация знаний. Поиск решения учебной задачи .

Сначала учащиеся определяют способ поиска информации.

Где мы можем это узнать? (в учебнике, в интернете, в журналах, на плакатах в классе).

Учитель предлагает детям выбрать для себя источник информации и ответить на вопросы: Для чего нужны автомобили?, Какие виды автомобилей бывают?

Ученики делятся на группы и находят информацию на компьютере, в учебнике, на плакате.

Сущность реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

4 этап – первичное закрепление знаний.

Первичное закрепление проходит в форме фронтального опроса. Дети отвечают на вопросы учителя.

Теперь вы можете ответить на вопрос: какие бывают машины?

5 этап – первичная проверка понимания.

На этом этапе учащимся предлагается творческое задание. Идёт работа в группах. Каждая группа получает карточку с изображением машины. Дети должны ответить на вопрос: К какому виду транспорта относится данный автомобиль?

этап – первичное закрепление.

Первичное закрепление проводится в форме тестирования.

Поделиться: