Даниил Хармс «Во-первых и во-вторых. Во-первых и во-вторых Почему мы решили издать эту книгу

О том, как отправились в путешествие два друга, а по дороге их компания все росла и росла. Вот с ними шагает уже самый большой человек в мире, а вот и самый маленький человек в мире. Вот уже с ними ослик, а вот и слон. А как же всей честной компании поспевать друг за другом? А как переправиться через речку? А где переночевать? Вот и приходят им в головы самые замечательные идеи. И при этом все они насвистывают веселую песенку!

Иллюстрации

Вилли Глазауэр был очень вдохновлен этой фантасмогоричной историей, как, впрочем, и всем творчеством великого Хармса. Созданные им образ Петьки, человечка ростом с ведерко, или сцена, как огромный человек тащит за собой лодку, в которой сидит в том числе и ослик - конечно, вызывают смех и усиливают впечатление от истории.

Для кого эта книга

Для детей от 5 лет и старше. Небывальщина, рассказанная Хармсом, повеселит детей и заставит их задать много вопросов, и пробудит интерес.

Для детей младшего школьного возраста. Хорошее знакомство с творчеством Даниила Хармса. С великой русской литературой. Можно обсудить столкновение логичного и алогичного в истории, неунывающих героев, что такое дружба, насколько важно двигаться к своей цели, даже если вокруг все на тебя тычут пальцем. Хорошее первое знакомство с русским авангардом.

Для взрослых. Это Хармс. Это Вилли Глазауэр. Это искусство.

Что в книге необычного

  • Техника рисунка Вилли Глазауэра.
  • Текст Даниила Хармса.
  • Формат - большой. Оформление книги.

Почему мы решили издать эту книгу

Эту историю Даниила Хармса очень сложно найти в современных изданиях. А она заслуживает внимания. Она интересна.

Небывальщина из-под пера Даниила Хармса - это высокая литература.

В соединении с иллюстрациями Глазауэра - получилась классическая книжка-картинка.

Истории Даниила Хармса - короткие. Поэтому, как правило, они выходят сегодня в сборниках, где много образов, много текстов. А восприятие ребенка так устроено, что ему важно держать в руках одну книгу, с одним текстом, с образами и героями одной истории. И вот она - перед вами (Собственно такая психологическая особенность восприятия ребенка и послужила причиной создания книжек-картинок, как отдельной отрасли книгоиздания для детей, начиная от малышей и включая детей младшего школьного возраста. Это усиливает впечатление от того, что ребенок услышал и прочитал. И помогает ему самостоятельно освоить-понять-прочитать книгу от начала до конца. И полюбить литературу и чтение.)

Тема: Даниил Хармс « Во-первых и во-вторых» Цели урока:

Обучающие:

    создать условия для ознакомления с произведениями Д.Хармса

    формировать умение соотносить иллюстрации с текстом;

    способствовать развитию интереса к чтению.

Развивающие :

    создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;

    способствовать развитию фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

    содействовать развитию коммуникативных умений, культуры общения;

    содействовать осознанию ценности совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

познакомятся с произведением Д.Хармса;

научатся читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; выделять события, составляющие основу художественного произведения

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока в группе, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей;

коммуникативные: вырабатывают в группе критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивают достижения участников групповой работы по выработанным критериям

Личностные:

осознают эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

Оборудование:

Проектор, презентация, макеты светофоров, раздаточный материал (приложения).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Содержание деятельности

учеников

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные:

Предметные:

I .Оргмомент

    Приветствие учителя.

Руки? – НА МЕСТЕ

Ноги? – НА МЕСТЕ

Локти? – У КРАЯ

Спина? – ПРЯМАЯ.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

    Настроение на уроке

Я попрошу вас охарактеризовать свое настроение в начале нашего урока (слайд 2). На доске висит Светофор настроения, заполним его глазки.

    спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, я справлюсь с работой; (зеленый )

    я волнуюсь, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий и переживаю – справлюсь ли я с работой; (жёлтый )

    мне тревожно, я переживаю, что не справлюсь с работой (красный )

Обучающиеся самостоятельно оценивают свою готовность к уроку

Дети заполняют кружками соответствующего цвета «глаза» светофора.

Ф ормирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формирование регулятивных УУД, овладение приёмом, используемым при работе с любым предметным материалом.

Осознание значимости чтения для дальнейшего обучения.

II .Актуализация

знаний.

1.Речевая разминка

2 . Работа в парах

П. Синявский

Ребята, прочитайте отрывок из произведений и определите жанр.

(Приложение 1)

Бобер в бору затеял бал,

Бобер на бал гостей созвал.

Белочки во флейты дуют,

Польку бабочки танцуют,

Даже тихий барсучок

Туфельками чок да чок!

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе позвал.

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый пирог…

Как определили?

Чем похожи?

Чем отличаются?

Первое стихотворение написал поэт Анатолий Пудваль. А кто скажет, кто автор второго стихотворения?

Ученик 4-б класса сказал, что автор этого стихотворения Карл Иванович Шустерлинг. А я знаю, что это стихотворение написал Даниил Хармс. Кто из нас прав?

Давайте ответим на этот вопрос, прочитав дополнительную информацию. (Приложение 2)

Ответ ищут вместе, подчеркивая карандашом

Кто прав? И почему?

Псевдоним – это что?

Читают с разной интонацией, медленно; медленно, ускоряя темп; быстро и постепенно замедляя темп; выразительно

Определяют жанр (стихи)

По признакам стихотворения: Каждая строчка написана с

большой буквы, не зависимо от знаков препинания в конце строчки, есть рифма

Про бал и про гостей?

Герой во втором неизвестен. И оно не закончено.

Проблемный вопрос (предположения детей)

Ответы детей (работа в парах)

Читают дополнительную информацию, выделяют, подчеркивая карандашом.

Ответы детей:

Что учитель и ребенок 4 класса правы.

(Карл Иванович Шустерлинг – один из псевдонимов Хармса.)

Придуманное имя

Развитие дикции учащихся

Формирование умения объективно оценивать учебные достижения своего одноклассника.

Умение слушать и вступать в диалог.

Учебное взаимодействие в паре.

Выполнение анализа причин учебного успеха или неуспеха, нахождение способа выхода из этой ситуации

Знать жанры художественных произведений.

Р азвитие умения выразительно читать, отработка навыков артикуляции

III .Физкульт

минутка

На болоте две подружки, две зеленые лягушки (ноги врозь, руки в стороны. Сгибание и разгибание рук.)

Утром рано умывались, полотенцем растирались, (руки на пояс. Наклон вперед, прогнуться)

Ножками топали, ручками хлопали, (3 шага на месте; три хлопка)
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
(руки за спину. наклон влево, вправо)
Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет!
(Произнести приветствие, подняв руки вверх и соединив ладони)

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Формирование понимания важности здорового образа жизни

Выполнение действий по образцу

Развитие памяти через запоминание текста наизусть, его выразительное декламирование.

IV . Знакомство с новым материалом.

1.Определение темы урока

2. Работа над текстом произведения в группах.

Сформулируйте тему урока

Действительно, мы сегодня с вами познакомимся новым произведением Д.Хармса.

Рассказ о Д.Хармсе и его творчестве (слайды 3-5)

А называется это произведение «Во-первых и во-вторых…» (слайд 6)

Организовать работу над текстом в группах. Текст разделить на части, к каждой части даны рисунки (приложение 3).

Знакомство с произведением Д.Хармса.

Работают в группах. Презентовать свою часть, кратко пересказав свою часть и предоставить рисунок к ней.

Р азвивать умение слушать одноклассников и понимать их точку зрения, учитывать разные мнения.

Активизировать познавательную деятельность учащихся.

Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя,

Под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке

V . Рефлексия

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться !

Я попрошу вас охарактеризовать свое настроение в конце нашего урока (слайд 7). На доске висит Светофор настроения, заполним его глазки.

    Я читаю, что хорошо поработал на уроке (зеленый )

    я мог бы работать и лучше (жёлтый )

    я не доволен своей работой (красный )

Дети ставят знак у тех слов (строчки), которые им больше всего подходят по окончании урока, некоторые объясняют свой выбор.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Самооценка на основе критерия успешности

Формирование нравственных ценностей: силы воли, целеустремленности в преодолении неудач, взаимопомощи

Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Построение речевого высказывания.

VI . Итог урока

С каким произведением мы с вами познакомились?

Это его псевдоним или настоящее имя?

Какое его настоящее имя?

(слайд 8)

Отвечают на поставленные вопросы учителя

«Во-первых и во-вторых…»

Д. Хармс

Псевдоним

Даниил Иванович Ювачёв.

Анализ и рефлексия своей деятельности на уроке.

Домашнее задание

Нарисовать рисунки к прочитанным произведениям Д.Хармса для коллективного оставления коллажа.

Учиться отбирать информацию

Учиться осуществлять проектную деятельность в группе: определять свою роль в общем деле, понимать личную ответственность за результат группы.

Создание алгоритма групповой деятельности

Выход на деятельностный способ работы с материалом

Продолжить работу над продуктивным чтением и разными видами пресказа

Межпредметная интеграция (литер. чтение + навыки с уроков трудового обучения и изобр. искусства)

Приложение 1

Бобер в бору затеял бал,

Бобер на бал гостей созвал.

Белочки во флейты дуют,

Польку бабочки танцуют,

Даже тихий барсучок

Туфельками чок да чок!

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе позвал.

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый пирог…

Приложение 2

Даниил Хармс. Настоящее имя – Даниил Иванович Ювачёв. Родился он в Петербурге в 1905 году, а умер в 1942 году в Ленинграде. Сейчас этот город снова стали называть Петербургом. Д.Хармс был большим выдумщиком. Его стихи и рассказы с большим удовольствием читали ваши прабабушки и прадедушки в журналах «Чиж» и Ёж». Даниил Хармс всегда подписывался псевдонимами. Среди множества псевдонимов были такие: Карл Иванович Шустерлинг или Пустерлинг, Шардам, Дандан, Иван Топорышкин, писатель Колпаков и др. Чаще всего повторялось имя Хармс.

Во-первых и во-вторых

1группа. ВО-ПЕРВЫХ, запел я песенку и пошел.

ВО-ВТОРЫХ, подходит ко мне Петька и говорит: «Я с тобой пойду». И мы оба пошли, напевая песенки.

В-ТРЕТЬИХ, идем мы и смотрим - стоит на дороге человек, ростом с ведерко.

«Ты кто такой?» - спросили мы его. - «Я самый маленький человек в мире». - «Пойдем с нами». - «Пойдем».

Пошли мы дальше, но маленький человек не может за нами угнаться. Бегом бежит, а все-таки отстает. Тогда мы его взяли за руки. Петька за правую, я за левую. Маленький человек повис у нас на руках, едва ногами земли касается. Пошли мы так дальше. Идем все трое и песенки насвистываем.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, идем мы и смотрим - лежит возле дороги человек, голову на пенек положил, а сам такой длины, что не видать, где ноги кончаются. Подошли мы к нему поближе, а он как вскочит на ноги, да как стукнет кулаком по пеньку, так пенек в землю и ушел. А длинный человек посмотрел вокруг, увидел нас и говорит: «Вы, - говорит, - кто такие, что мой сон потревожили?» - «Мы, - говорим мы, - веселые ребята. Хочешь, с нами пойдем?» - «Хорошо», - говорит длинный человек да как шагнет сразу метров на двадцать. «Эй, - кричит ему маленький человек. - Обожди нас немного!» Схватили мы маленького человека и побежали к длинному. «Нет, - говорим мы, - так нельзя, ты маленькими шагами ходи».

Пошел длинный человек маленькими шагами, да что толку? Десять шагов сделает и из вида пропадет. «Тогда, - говорим мы, - пусть маленький человек тебе на плечо сядет, а нас ты под мышки возьми». Посадил длинный человек маленького себе на плечо, а нас под мышки взял и пошел. «Тебе удобно?» - говорю я Петьке. «Удобно, а тебе?» - «Мне тоже удобно», - говорю я. И засвистели мы веселые песенки. И длинный человек идет и песенки насвистывает, и маленький человек у него на плече сидит и тоже свистит-заливается.

2 группа. В-ПЯТЫХ, идем мы и смотрим - стоит поперек нашего пути осел. Обрадовались мы и решили на осле ехать. Первым попробовал длинный человек. Перекинул он ногу через осла, а осел ему ниже колена приходится. Только хотел длинный человек на осла сесть, а осел взял да и пошел, и длинный человек со всего размаху на землю сел. Попробовали мы маленького человека на осла посадить. Но только осел несколько шагов сделал - маленький человек не удержался и свалился на землю. Потом встал и говорит: «Пусть длинный человек меня опять на плече понесет, а ты с Петькой на осле поезжай». Сели мы, как маленький человек сказал, и поехали. И всем хорошо. И все мы песни насвистываем.

В-ШЕСТЫХ, приехали мы к большому озеру. Глядим, у берега лодка стоит. «Что ж, поедем на лодке?» - говорит Петька. Я с Петькой хорошо в лодке уселся, а вот длинного человека с трудом усадили. Согнулся он весь, сжался, коленки к самому подбородку поднял.

Маленький человек где-то под скамейкой сел, а вот ослу места-то и не осталось. Если бы еще длинного человека в лодку не сажать, тогда можно было бы и осла посадить. А вдвоем не помещаются. «Вот что, - говорит маленький человек, - ты, длинный, вброд иди, а мы осла в лодку посадим и поедем». Посадили мы осла в лодку, а длинный человек вброд пошел, да еще нашу лодку на веревочке потащил. Осел сидит, пошевельнуться боится - верно, первый раз в лодку попал. А остальным хорошо. Едем мы по озеру, песни свистим. Длинный человек тащит нашу лодку и тоже песни поет.

3 группа. В-СЕДЬМЫХ, вышли мы на другой берег, смотрим - стоит автомобиль. «Что ж это такое может быть?» - говорит длинный человек. - «Что это?» - говорит маленький человек. - «Это, - говорю я, - автомобиль». - «Это машина, на которой мы сейчас и поедем, - говорит Петька. Стали мы в автомобиле рассаживаться. Я и Петька у руля сели, маленького человека спереди на фонарь посадили, а вот длинного человека, осла и лодку никак в автомобиле не разместить. Положили мы лодку в автомобиль, в лодку осла поставили - и все бы хорошо, да длинному человеку места нет. Посадили мы в автомобиль осла и длинного человека - лодку некуда поставить.

Мы совсем растерялись, не знали, что и делать, да маленький человек совет подал: «Пусть, - говорит, - длинный человек в автомобиль сядет, а осла к себе на колени положит, а лодку руками над головой поднимет». Посадили мы длинного человека в автомобиль, на колени к нему осла положили, а в руки дали лодку держать. «Не тяжело?» - спросил его маленький человек. - «Нет, ничего», - говорит длинный. Я пустил мотор в ход, и мы поехали. Всем хорошо, только маленькому человеку впереди на фонаре сидеть неудобно, кувыркает его от тряски, как ваньку-встаньку. А остальным ничего. Едем мы и песни насвистываем.

В-ВОСЬМЫХ, приехали мы в какой-то город. Поехали по улицам. На нас народ смотрит, пальцами показывает: «Это что, - говорит, - в автомобиле дубина какая сидит, себе на колени осла посадил и лодку руками над головой держит. Ха! ха! ха! А впереди-то какой на фонаре сидит. Ростом с ведерко! Вон его как от тряски-то кувыркает! Ха! ха! ха!» А мы подъехали прямо к гостинице, лодку на землю положили, автомобиль поставили под навес, осла к дереву привязали и зовем хозяина. Вышел к нам хозяин и говорит: «Что вам угодно?» - «Да вот, - говорим мы ему, - переночевать нельзя ли у вас?» - «Можно», - говорит хозяин и повел нас в комнату с четырьмя кроватями. Я и Петька легли, а вот длинному человеку и маленькому никак не лечь. Длинному все кровати коротки, а маленькому не на что голову положить. Подушка выше его самого, и он мог только стоя к подушке прислониться. Но так как мы все очень устали, то легли кое-как и заснули. Длинный человек просто на полу лег, а маленький на подушку весь залез, да так и заснул.

4 группа. В-ДЕВЯТЫХ, проснулись мы утром и решили дальше путь продолжать. Тут вдруг маленький человек и говорит: «Знаете что? Довольно нам с этой лодкой и автомобилем таскаться. Пойдемте лучше пешком». - «Пешком я не пойду, - сказал длинный человек, - пешком скоро устанешь». - «Это ты-то, такая детина, устанешь?» - засмеялся маленький человек. - «Конечно, устану, - сказал длинный, - вот бы мне какую-нибудь лошадь по себе найти». - «Какая же тебе лошадь годится? - вмешался Петька. - Тебе не лошадь, а слона нужно». - «Ну, здесь-то слона не достанешь, - сказал я, - здесь не Африка». Только это я сказал, вдруг слышим на улице лай, шум и крики. Посмотрели в окно, глядим - ведут по улице слона, а за ним народ валит. У самых слоновьих ног бежит маленькая собачонка и лает во всю мочь, а слон идет спокойно, ни на кого внимания не обращает. «Вот, - говорит маленький человек длинному, - вот тебе и слон как раз. Садись и поезжай». - «А ты на собачку садись. Как раз по твоему росту», - сказал длинный человек. - «Верно, - говорю я, - длинный на слоне поедет, маленький на собачке, а я с Петькой на осле». И побежали мы на улицу.

В-ДЕСЯТЫХ, выбежали мы на улицу. Я с Петькой на осла сел, маленький человек у ворот остался, а длинный за слоном побежал. Добежал он до слона, вскочил на него и к нам повернул. А собачка от слона не отстает, лает и тоже к нам бежит. Только до ворот добежала, тут маленький человек наловчился и прыгнул на собаку. Так мы все и поехали. Впереди длинный человек на слоне, за ним я с Петькой на осле, а сзади маленький человек на собачке. И всем нам хорошо, и все мы песенки насвистываем.

Выехали мы из города и поехали, а куда приехали и что с нами там приключилось, об этом мы вам в следующий раз расскажем.

Приложение 3

ВО-ПЕРВЫХ, запел я песенку и пошел.

ВО-ВТОРЫХ, подходит ко мне Петька и говорит: «Я с тобой пойду». И мы оба пошли, напевая песенки.

В-ТРЕТЬИХ, идем мы и смотрим - стоит на дороге человек, ростом с ведерко.

«Ты кто такой?» - спросили мы его. - «Я самый маленький человек в мире». - «Пойдем с нами». - «Пойдем».

Пошли мы дальше, но маленький человек не может за нами угнаться. Бегом бежит, а все-таки отстает. Тогда мы его взяли за руки. Петька за правую, я за левую. Маленький человек повис у нас на руках, едва ногами земли касается. Пошли мы так дальше. Идем все трое и песенки насвистываем.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, идем мы и смотрим - лежит возле дороги человек, голову на пенек положил, а сам такой длины, что не видать, где ноги кончаются Подошли мы к нему поближе, а он как вскочит на ноги, да как стукнет кулаком по пеньку, так пенек в землю и ушёл. А длинный человек посмотрел вокруг, увидел нас и говорит: «Вы, - говорит, - кто такие, что мой сон потревожили?» - «Мы, - говорим мы, - веселые ребята. Хочешь, с нами пойдем?» - «Хорошо», - говорит длинный человек да как шагнет сразу метров на двадцать. «Эй, - кричит ему маленький человек. - Обожди нас немного!» Схватили мы маленького человека и побежали к длинному. «Нет, - говорим мы, - так нельзя, ты маленькими шагами ходи».

Пошёл длинный человек маленькими шагами, да что толку? Десять шагов сделает и из вида пропадет. «Тогда, - говорим мы, - пусть маленький человек тебе на плечо сядет, а нас ты под мышки возьми». Посадил длинный человек маленького себе на плечо, а нас под мышки взял и пошел. «Тебе удобно?» - говорю я Петьке. «Удобно, а тебе?» - «Мне тоже удобно», - говорю я. И засвистели мы веселые песенки. И длинный человек идет и песенки насвистывает, и маленький человек у него на плече сидит и тоже свистит-заливается.

В-ПЯТЫХ, идём мы и смотрим - стоит поперек нашего пути осёл. Обрадовались мы и решили на осле ехать. Первым попробовал длинный человек. Перекинул он ногу через осла, а осел ему ниже колена приходится. Только хотел длинный человек на осла сесть, а осёл взял да и пошёл, и длинный человек со всего размаху на землю сел. Попробовали мы маленького человека на осла посадить. Но только осел несколько шагов сделал - маленький человек не удержался и свалился на землю. Потом встал и говорит: «Пусть длинный человек меня опять на плече понесет, а ты с Петькой на осле поезжай». Сели мы, как маленький человек сказал, и поехали. И всем хорошо. И все мы песни насвистываем.

В-ШЕСТЫХ, приехали мы к большому озеру. Глядим, у берега лодка стоит. «Что ж, поедем на лодке?» - говорит Петька. Я с Петькой хорошо в лодке уселся, а вот длинного человека с трудом усадили. Согнулся он весь, сжался, коленки к самому подбородку поднял.

Маленький человек где-то под скамейкой сел, а вот ослу места-то и не осталось. Если бы ещё длинного человека в лодку не сажать, тогда можно было бы и осла посадить. А вдвоём не помещаются. «Вот что, - говорит маленький человек, - ты, длинный, вброд иди, а мы осла в лодку посадим и поедем». Посадили мы осла в лодку, а длинный человек вброд пошел, да ещё нашу лодку на веревочке потащил. Осел сидит, пошевельнуться боится - верно, первый раз в лодку попал. А остальным хорошо. Едем мы по озеру, песни свистим. Длинный человек тащит нашу лодку и тоже песни поет.

В-СЕДЬМЫХ, вышли мы на другой берег, смотрим - стоит автомобиль. «Что ж это такое может быть?» - говорит длинный человек. - «Что это?» - говорит маленький человек. - «Это, - говорю я, - автомобиль». - «Это машина, на которой мы сейчас и поедем», - говорит Петька. Стали мы в автомобиле рассаживаться. Я и Петька у руля сели, маленького человека спереди на фонарь посадили, а вот длинного человека, осла и лодку никак в автомобиле не разместить. Положили мы лодку в автомобиль, в лодку осла поставили - и все бы хорошо, да длинному человеку места нет. Посадили мы в автомобиль осла и длинного человека - лодку некуда поставить.

Мы совсем растерялись, не знали, что и делать, да маленький человек совет подал: «Пусть, - говорит, - длинный человек в автомобиль сядет, а осла к себе на колени положит, а лодку руками над головой поднимет». Посадили мы длинного человека в автомобиль, на колени к нему осла положили, а в руки дали лодку держать. «Не тяжело?» - спросил его маленький человек. - «Нет, ничего», - говорит длинный. Я пустил мотор в ход, и мы поехали. Всем хорошо, только маленькому человеку впереди на фонаре сидеть неудобно, кувыркает его от тряски, как ваньку-встаньку. А остальным ничего. Едем мы и песни насвистываем.

В-ВОСЬМЫХ, приехали мы в какой-то город. Поехали по улицам. На нас народ смотрит, пальцами показывает: «Это что, - говорит, - в автомобиле дубина какая сидит, себе на колени осла посадил и лодку руками над головой держит. Ха! ха! ха! А впереди-то какой на фонаре сидит. Ростом с ведерко! Вон его как от тряски-то кувыркает! Ха! ха! ха!» А мы подъехали прямо к гостинице, лодку на землю положили, автомобиль поставили под навес, осла к дереву привязали и зовем хозяина. Вышел к нам хозяин и говорит: «Что вам угодно?» - «Да вот, - говорим мы ему, - переночевать нельзя ли у вас?» - «Можно», - говорит хозяин и повел нас в комнату с четырьмя кроватями. Я и Петька легли, а вот длинному человеку и маленькому никак не лечь. Длинному все кровати коротки, а маленькому не на что голову положить. Подушка выше его самого, и он мог только стоя к подушке прислониться. Но так как мы все очень устали, то легли кое-как и заснули. Длинный человек просто на полу лег, а маленький на подушку весь залез, да так и заснул.

В-ДЕВЯТЫХ, проснулись мы утром и решили дальше путь продолжать. Тут вдруг маленький человек и говорит: «Знаете что? Довольно нам с этой лодкой и автомобилем таскаться. Пойдемте лучше пешком». - «Пешком я не пойду, - сказал длинный человек, - пешком скоро устанешь». - «Это ты-то, такая детина, устанешь?» - засмеялся маленький человек. - «Конечно, устану, - сказал длинный, - вот бы мне какую-нибудь лошадь по себе найти». - «Какая же тебе лошадь годится? - вмешался Петька. - Тебе не лошадь, а слона нужно». - «Ну, здесь-то слона не достанешь, - сказал я, - здесь не Африка». Только это я сказал, вдруг слышим на улице лай, шум и крики. Посмотрели в окно, глядим - ведут по улице слона, а за ним народ валит. У самых слоновьих ног бежит маленькая собачонка и лает во всю мочь, а слон идет спокойно, ни на кого внимания не обращает. «Вот, - говорит маленький человек длинному, - вот тебе и слон как раз. Садись и поезжай». - «А ты на собачку садись. Как раз по твоему росту», - сказал длинный человек. - «Верно, - говорю я, - длинный на слоне поедет, маленький на собачке, а я с Петькой на осле». И побежали мы на улицу.

В-ДЕСЯТЫХ, выбежали мы на улицу. Я с Петькой на осла сел, маленький человек у ворот остался, а длинный за слоном побежал. Добежал он до слона, вскочил на него и к нам повернул. А собачка от слона не отстает, лает и тоже к нам бежит. Только до ворот добежала, тут маленький человек наловчился и прыгнул на собаку. Так мы все и поехали. Впереди длинный человек на слоне, за ним я с Петькой на осле, а сзади маленький человек на собачке. И всем нам хорошо, и все мы песенки насвистываем.

Выехали мы из города и поехали, а куда приехали и что с нами там приключилось, об этом мы вам в следующий раз расскажем.

"Во-первых и во-вторых"

ВО-ПЕРВЫХ, запел я песенку и пошел.

ВО-ВТОРЫХ, подходит ко мне Петька и говорит: "Я с тобой пойду". И мы оба пошли, напевая песенки.

В-ТРЕТЬИХ, идем мы и смотрим - стоит на дороге человек, ростом с ведерко.

"Ты кто такой?" - спросили мы его.- "Я самый маленький человек в мире".- "Пойдем с нами".- "Пойдем".

Пошли мы дальше, но маленький человек не может за нами угнаться. Бегом бежит, а все-таки отстает. Тогда мы его взяли за руки. Петька за правую, я за левую. Маленький человек повис у нас на руках, едва ногами земли касается. Пошли мы так дальше. Идем все трое и песенки насвистываем.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, идем мы и смотрим - лежит возле дороги человек, голову на пенек положил, а сам такой длины, что не видать, где ноги кончаются Подошли мы к нему поближе, а он как вскочит на ноги, да как стукнет кулаком по пеньку, так пенек в землю и ушел. А длинный человек посмотрел вокруг, увидел нас и говорит: "Вы,- говорит,- кто такие, что мой сон потревожили?" -

"Мы,- говорим мы,- веселые ребята. Хочешь, с нами пойдем?" - "Хорошо",-

говорит длинный человек да как шагнет сразу метров на двадцать. "Эй,-

кричит ему маленький человек.- Обождн нас немного!" Схватили мы маленького человека и побежали к длинному. "Нет,- говорим мы,- так нельзя, ты маленькими шагами ходи".

Пошел длинный человек маленькими шагами, да что толку? Десять шагов сделает и из вида пропадет. "Тогда,- говорим мы,- пусть маленький человек тебе на плечо сядет, а нас ты под мышки возьми". Посадил длинный человек маленького себе на плечо, а нас под мышки взял и пошел. "Тебе удобно?" -

говорю я Петьке. "Удобно, а тебе?" - "Мне тоже удобно",- говорю я. И засвистели мы веселые песенки. И длинный человек идет и песенки насвистывает, и маленький человек у него на плече сидит и тоже свистит-заливается.

В-ПЯТЫХ, идем мы и смотрим - стоит поперек нашего пути осел.

Обрадовались мы и решили на осле ехать. Первым попробовал длинный человек.

Перекинул он ногу через осла, а осел ему ниже колена приходится. Только хотел длинный человек на осла сесть, а осел взял да и пошел, и длинный человек со всего размаху на землю сел. Попробовали мы маленького человека на осла посадить. Но только осел несколько шагов сделал - маленький человек не удержался и свалился на землю. Потом встал и говорит: "Пусть длинный человек меня опять на плече понесет, а ты с Петькой на осле поезжай". Сели мы, как маленький человек сказал, и поехали. И всем хорошо. И все мы песни насвистываем.

В-ШЕСТЫХ, приехали мы к большому озеру. Глядим, у берега лодка стоит.

"Что ж, поедем на лодке?" - говорит Петька. Я с Петькой хорошо в лодке уселся, а вот длинного человека с трудом усадили. Согнулся он весь, сжался, коленки к самому подбородку поднял.

Маленький человек где-то под скамейкой сел, а вот ослу места-то и не осталось. Если бы еще длинного человека в лодку не сажать, тогда можно было бы и осла посадить. А вдвоем не помещаются. "Вот что,- говорит маленький человек,- ты, длинный, вброд иди, а мы осла в лодку посадим и поедем".

Посадили мы осла в лодку, а длинный человек вброд пошел, да еще нашу лодку на веревочке потащил. Осел сидит, пошевельнуться боится - верно, первый раз в лодку попал. А остальным хорошо. Едем мы по озеру, песни свистим. Длинный человек тащит нашу лодку и тоже песни поет.

В-СЕДЬМЫХ, вышли мы на другой берег, смотрим - стоит автомобиль. "Что ж это такое может быть?" - говорит длинный человек.- "Что это?" - говорит маленький человек.- "Это,- говорю я,- автомобиль".- "Это машина, на которой мы сейчас и поедем,- говорит Петька. Стали мы в автомобиле рассаживаться. Я и Петька у руля сели, маленького человека спереди на фонарь посадили, а вот длинного человека, осла и лодку никак в автомобиле не разместить. Положили мы лодку в автомобиль, в лодку осла поставили - и все бы хорошо, да длинному человеку места нет. Посадили мы в автомобиль осла и длинного человека - лодку некуда поставить.

Мы совсем растерялись, не знали, что и делать, да маленький человек совет подал: "Пусть,- говорит,- длинный человек в автомобиль сядет, а осла к себе на колени положит, а лодку руками над головой поднимет". Посадили мы длинного человека в автомобиль, на колени к нему осла положили, а в руки дали лодку держать. "Не тяжело?" - спросил его маленький человек.- "Нет, ничего",- говорит длинный. Я пустил мотор в ход, и мы поехали. Всем хорошо, только маленькому человеку впереди на фонаре сидеть неудобно, кувыркает его от тряски, как ваньку-встаньку. А остальным ничего. Едем мы и песни насвистываем.

В-ВОСЬМЫХ, приехали мы в какой-то город. Поехали по улицам. На нас народ смотрит, пальцами показывает: "Это что,- говорит,- в автомобиле дубина какая сидит, себе на колени осла посадил и лодку руками над головой держит. Ха! ха! ха! А впереди-то какой на фонаре сидит. Ростом с ведерко!

Вон его как от тряски-то кувыркает! Ха! ха! ха!" А мы подьехали прямо к гостинице, лодку на землю положили, автомобиль поставили под навес, осла к дереву привязали и зовем хозяина. Вышел к нам хозяин и говорит: "Что вам угодно?" - "Да вот,- говорим мы ему,- переночевать нельзя ли у вас?" -

"Можно",- говорит хозяин и повел нас в комнату с четырьмя кроватями. Я и Петька легли, а вот длинному человеку и маленькому никак не лечь. Длинному все кровати коротки, а маленькому не на что голову положить. Подушка выше его самого, и он мог только стоя к подушке прислониться. Но так как мы все очень устали, то легли кое-как и заснули. Длинный человек просто на полу лег, а маленький на подушку весь залез, да так и заснул.

сказал длинный человек,- пешком скоро устанешь".- "Это ты-то, такая детина, устанешь?" - засмеялся маленький человек.- "Конечно, устану,-

сказал длинный,- вот бы мне какую-нибудь лошадь по себе найти".- "Какая же тебе лошадь годится? - вмешался Петька.- Тебе не лошадь, а слона нужно".-

"Ну, здесь-то слона не достанешь,- сказал я,- здесь не Африка". Только это я сказал, вдруг слышим на улице лай, шум и крики. Посмотрели в окно, глядим

Ведут по улице слона, а за ним народ валит. У самых слоновьих ног бежит мальенькая собачонка и лает во всю мочь, а слон идет спокойно, ни на кого внимания не обращает. "Вот,- говорит маленький человек длинному,- вот тебе и слон как раз. Садись и поезжай".- "А ты на собачку садись. Как раз по твоему росту",- сказал длинный человек.- "Верно,- говорю я,- длинный на слоне поедет, маленький на собачке, а я с Петькой на осле". И побежали мы на улицу.

В-ДЕСЯТЫХ, выбежали мы на улицу. Я с Петькой на осла сел, маленький человек у ворот остался, а длинный за слоном побежал. Добежал он до слона, вскочил на него и к нам повернул. А собачка от слона не отстает, лает и тоже к нам бежит. Только до ворот добежала, тут маленький человек наловчился и прыгнул на собаку. Так мы все и поехали. Впереди длинный человек на слоне, за ним я с Петькой на осле, а сзади маленький человек на собачке. И всем нам хорошо, и все мы песенки насвистываем.

Выехали мы из города и поехали, а куда приехали и что с нами там приключилось, об этом мы вам в следующий раз расскажем.

Даниил Хармс - Во-первых и во-вторых , читать текст

См. также Хармс Даниил - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

Вот, Леночка, -сказала тетя...
- Вот, Леночка, - сказала тетя, - я ухожу, а ты оставайся дома и будь...

Вот однажды один человек...
Вот однажды один человек по фамилии Петров надел валенки и пошел покуп...

Во-первых и во-вторых

ВО-ПЕРВЫХ, запел я песенку и пошел.


ВО-ВТОРЫХ, подходит ко мне Петька и говорит: «Я с тобой пойду». И мы оба пошли, напевая песенки.

В-ТРЕТЬИХ, идем мы и смотрим - стоит на дороге человек, ростом с ведерко.

«Ты кто такой?» - спросили мы его. - «Я самый маленький человек в мире». - «Пойдем с нами». - «Пойдем».

Пошли мы дальше, но маленький человек не может за нами угнаться. Бегом бежит, а все-таки отстает. Тогда мы его взяли за руки. Петька за правую, я за левую. Маленький человек повис у нас на руках, едва ногами земли касается. Пошли мы так дальше. Идем все трое и песенки насвистываем.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, идем мы и смотрим - лежит возле дороги человек, голову на пенек положил, а сам такой длины, что не видать, где ноги кончаются. Подошли мы к нему поближе, а он как вскочит на ноги, да как стукнет кулаком по пеньку, так пенек в землю и ушел. А длинный человек посмотрел вокруг, увидел нас и говорит: «Вы, - говорит, - кто такие, что мой сон потревожили?» - «Мы, - говорим мы, - веселые ребята. Хочешь, с нами пойдем?» - «Хорошо», - говорит длинный человек да как шагнет сразу метров на двадцать. «Эй, - кричит ему маленький человек. - Обожди нас немного!» Схватили мы маленького человека и побежали к длинному. «Нет, - говорим мы, - так нельзя, ты маленькими шагами ходи».

Пошел длинный человек маленькими шагами, да что толку? Десять шагов сделает и из вида пропадет. «Тогда, - говорим мы, - пусть маленький человек тебе на плечо сядет, а нас ты под мышки возьми». Посадил длинный человек маленького себе на плечо, а нас под мышки взял и пошел. «Тебе удобно?» - говорю я Петьке. «Удобно, а тебе?» - «Мне тоже удобно», - говорю я. И засвистели мы веселые песенки. И длинный человек идет и песенки насвистывает, и маленький человек у него на плече сидит и тоже свистит-заливается.

В-ПЯТЫХ, идем мы и смотрим - стоит поперек нашего пути осел. Обрадовались мы и решили на осле ехать. Первым попробовал длинный человек. Перекинул он ногу через осла, а осел ему ниже колена приходится. Только хотел длинный человек на осла сесть, а осел взял да и пошел, и длинный человек со всего размаху на землю сел. Попробовали мы маленького человека на осла посадить. Но только осел несколько шагов сделал - маленький человек не удержался и свалился на землю. Потом встал и говорит: «Пусть длинный человек меня опять на плече понесет, а ты с Петькой на осле поезжай». Сели мы, как маленький человек сказал, и поехали. И всем хорошо. И все мы песни насвистываем.

В-ШЕСТЫХ, приехали мы к большому озеру. Глядим, у берега лодка стоит. «Что ж, поедем на лодке?» - говорит Петька. Я с Петькой хорошо в лодке уселся, а вот длинного человека с трудом усадили. Согнулся он весь, сжался, коленки к самому подбородку поднял.

Маленький человек где-то под скамейкой сел, а вот ослу места-то и не осталось. Если бы еще длинного человека в лодку не сажать, тогда можно было бы и осла посадить. А вдвоем не помещаются. «Вот что, - говорит маленький человек, - ты, длинный, вброд иди, а мы осла в лодку посадим и поедем». Посадили мы осла в лодку, а длинный человек вброд пошел, да еще нашу лодку на веревочке потащил. Осел сидит, пошевельнуться боится - верно, первый раз в лодку попал. А остальным хорошо. Едем мы по озеру, песни свистим. Длинный человек тащит нашу лодку и тоже песни поет.

В-СЕДЬМЫХ, вышли мы на другой берег, смотрим - стоит автомобиль. «Что ж это такое может быть?» - говорит длинный человек. - «Что это?» - говорит маленький человек. - «Это, - говорю я, - автомобиль». - «Это машина, на которой мы сейчас и поедем, - говорит Петька. Стали мы в автомобиле рассаживаться. Я и Петька у руля сели, маленького человека спереди на фонарь посадили, а вот длинного человека, осла и лодку никак в автомобиле не разместить. Положили мы лодку в автомобиль, в лодку осла поставили - и все бы хорошо, да длинному человеку места нет. Посадили мы в автомобиль осла и длинного человека - лодку некуда поставить.

Мы совсем растерялись, не знали, что и делать, да маленький человек совет подал: «Пусть, - говорит, - длинный человек в автомобиль сядет, а осла к себе на колени положит, а лодку руками над головой поднимет». Посадили мы длинного человека в автомобиль, на колени к нему осла положили, а в руки дали лодку держать. «Не тяжело?» - спросил его маленький человек. - «Нет, ничего», - говорит длинный. Я пустил мотор в ход, и мы поехали. Всем хорошо, только маленькому человеку впереди на фонаре сидеть неудобно, кувыркает его от тряски, как ваньку-встаньку. А остальным ничего. Едем мы и песни насвистываем.

В-ВОСЬМЫХ, приехали мы в какой-то город. Поехали по улицам. На нас народ смотрит, пальцами показывает: «Это что, - говорит, - в автомобиле дубина какая сидит, себе на колени осла посадил и лодку руками над головой держит. Ха! ха! ха! А впереди-то какой на фонаре сидит. Ростом с ведерко! Вон его как от тряски-то кувыркает! Ха! ха! ха!» А мы подьехали прямо к гостинице, лодку на землю положили, автомобиль поставили под навес, осла к дереву привязали и зовем хозяина. Вышел к нам хозяин и говорит: «Что вам угодно?» - «Да вот, - говорим мы ему, - переночевать нельзя ли у вас?» - «Можно», - говорит хозяин и повел нас в комнату с четырьмя кроватями. Я и Петька легли, а вот длинному человеку и маленькому никак не лечь. Длинному все кровати коротки, а маленькому не на что голову положить. Подушка выше его самого, и он мог только стоя к подушке прислониться. Но так как мы все очень устали, то легли кое-как и заснули. Длинный человек просто на полу лег, а маленький на подушку весь залез, да так и заснул.

В-ДЕВЯТЫХ, проснулись мы утром и решили дальше путь продолжать. Тут вдруг маленький человек и говорит: «Знаете что? Довольно нам с этой лодкой и автомобилем таскаться. Пойдемте лучше пешком». - «Пешком я не пойду, - сказал длинный человек, - пешком скоро устанешь». - «Это ты-то, такая детина, устанешь?» - засмеялся маленький человек. - «Конечно, устану, - сказал длинный, - вот бы мне какую-нибудь лошадь по себе найти». - «Какая же тебе лошадь годится? - вмешался Петька. - Тебе не лошадь, а слона нужно». - «Ну, здесь-то слона не достанешь, - сказал я, - здесь не Африка». Только это я сказал, вдруг слышим на улице лай, шум и крики. Посмотрели в окно, глядим - ведут по улице слона, а за ним народ валит. У самых слоновьих ног бежит маленькая собачонка и лает во всю мочь, а слон идет спокойно, ни на кого внимания не обращает. «Вот, - говорит маленький человек длинному, - вот тебе и слон как раз. Садись и поезжай». - «А ты на собачку садись. Как раз по твоему росту», - сказал длинный человек. - «Верно, - говорю я, - длинный на слоне поедет, маленький на собачке, а я с Петькой на осле». И побежали мы на улицу.

Поделиться: